Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Настоящий мужчина – противник сферы обслуживания
Однозначно минусовая тема. Идеального мужчину, Тайлера Дердена, называют в фильме «террористом системы обслуживания». Работая киномехаником, официантом на банкетах и производителем мыла, герой предпочитает заниматься откровенным вредительством. Он вклеивает порно-кадры в фильмы, которые смотрят дети (к слову, очень напоминает деятельность одной компании), ужасным образом портит еду, которую разносит клиентам, а мыло делает из человеческого жира, который подбирает в мусорных баках липосакционной клиники – «мы продавали богатым женщинам их собственные жирные задницы». Всё это производится культовым Тайлером Дерденом (а реально – главным героем, который из-за бессонницы вредительствует по ночам на всех этих работах) под лозунгами… Да, не под какими лозунгами. К этой части «крутой», протестной деятельности супер-персонажа не добавлено никаких пламенных речей. Социальное вредительство именуется просто «интересной возможностью». Стоит ли подробно разъяснять, что тут не так? Также здесь важно то, что вредительствуя по отношению к другим, Тайлер всё равно продолжает потреблять какие-то услуги: к примеру, частенько пьёт пиво – которое произведено и продано ему кем-то. Будет неудивительно, если вместо пива Тайлер весь фильм пьёт мочу какого-нибудь радетеля вроде себя. Ведь если человек занимается вредом по отношению к другим людям, то в итоге он получит то же самое по отношению к себе. Настоящий мужчина окружен единомышленниками (-/+) «Бойцовский клуб» изображает, как вокруг главного героя постепенно собирается большое количество людей, поддерживающих его идеи, и как все вместе они объединяются для масштабных действий в обществе. С одной стороны, тема идейного единства очень хороша, это то, чего крайне не хватает человечеству на данном этапе его существования. Однако, с другой – в фильме снова присутствуют противоречия, поскольку участники Бойцовского клуба и проекта «Разгром» зачастую больше походят на безмозглых солдат-последователей харизмы Тайлера/героя Нортона, чем на полноценных его единомышленников. Интересно, что ещё одной из смысловых предпосылок возникновения Тайлера, были постоянные призывы найти себе «позитивное партнерство» (partners in positivity) в группах поддержки, которые посещал герой Нортона.
Пообщавшись с Бобом, Марлой, соседкой в самолёте, другими людьми и не найдя в них того самого позитивного партнерства, главный герой просто создал себе партнёра-галлюцинацию. И хоть парадоксальным образом герой Нортона время от времени печально причитает на тему своего одиночества («Люди, встречающиеся мне во время перелетов – одноразовые друзья. Мы проводим вместе время от взлета до посадки и не более того», «Когда думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают, а не просто ждут своей очереди заговорить», «Я жутко одинок. Отец меня бросил. Тайлер меня бросил. Я — разбитое сердце Джека»), по-настоящему решать эту проблему он и не собирался. Любые идеи реальных партнерства/дружбы в фильме просто «сливаются» – один претендент на позитивное партнерство погибает, и во многом по вине главного героя (Боб), второй более-менее «живой» персонаж в его окружении оказывается ни за что изуродованным – опять же главным героем («блондин»). Таким образом, тема единомыслия в фильме, как и тема антипотребительства, является по большей части привлекательной фикцией. Один из круга единомышленников главного героя – нереален, второй – погибает из-за него, третий – изуродован им, а все остальные больше похожи на картонные фигуры, выставленные простой массовкой, хоть и в рамках некоего прогрессивного секретного движения. Т.е. с точки зрения собираемого фильмом образа крутого мужчины подобная подача темы подразумевает, что правильный мужчина как бы должен быть окружен единомышленниками – да, но при этом «по качеству» они могут быть какими угодно (главный соратник героя Нортона оказывается галлюцинацией + бесхарактерные и глупые участники бойцовских клубов и проекта «Разгром» + любые идеи дружбы в фильме «сливаются»), что, по сути, создаёт и продвигает эффект «одиночества в толпе» и единомыслия понарошку. Настоящий мужчина – «половой гигант» (-/+) Фильм обнаруживает секс-программирование сознания, нацеленное на мужскую аудиторию. Здесь свою специфическую роль на пути героя Нортона от безвольности к необходимой мужественности играет Марла Сингер. Она появляется в жизни центрального персонажа, когда тот, рыдая, прижимается к груди падшего культуриста, что создает такую смысловую комбинацию: ненастоящий мужчина (герой Нортона), обнимающий ненастоящую женщину (Боб с грудью), внезапно видит реальную женщину, эффектную и притягательную. По реакции главного героя и тому, что далее внушительная часть его внимания постоянно сфокусирована на ней, становится понятно, что Марла его «зацепила». Герой всячески показывает свою неприязнь или равнодушие к ней, однако ряд предпосылок даёт понять, что на самом деле он испытывает иное.
На одном из сеансов направленной медитации в качестве своего животного силы главный герой видит её – призывно сидящую в его воображаемой пещере. В другом моменте герой возвращается к этому видению – теперь ему представляется, как он собирается её поцеловать. Ну и, собственно, Тайлер Дерден, альтернативная личность героя, разрешающая различные его внутренние дилеммы, легко и уверенно вступает в интимные отношения с этой женщиной. Всё это подразумевает, что главный герой на самом деле испытывает не отторжение к Марле, как показывает, а сексуальное влечение, но при этом не только не готов иметь дело с этим фактом, но и не готов его даже осознать, реализуя всё через теневую личность. В целом, через сложную схему отношений главного героя, Марлы и Тайлера создателями картины завуалированно продвигается понимание настоящего мужчины через его сексуальную реализованность. Как это формируется? – Изображено, что сексуальные отношения происходят между Марлой и второй личностью героя, Тайлером, однако сюжет постоянно возвращается к выяснению отношений между Марлой и непосредственно главным героем, вытесняющим свои симпатии к ней – и выясняются отношения, грубо говоря, на тему «мужик или не мужик» главный герой. – Демонстрируется, что между сеансами секса с Тайлером Марла, до конца не понимающая раскола героя Нортона на двух человек и видящая перед собой реально одного и того же человека, пытается «раскачивать» непосредственно главного героя – холодного, асексуального парня – на тему влечения к ней. Она зазывно хватает его за нужные зоны, просит проверить её грудь на наличие уплотнений (двусмысленно спрашивая при этом – «чувствует ли он что-нибудь» / “Feel anything?”, “You feel nothing?”), но герой никак не поддаётся. При этом он одновременно и заинтересован в Марле, и отторгает её, т.е. заперт между «да» и «нет» в своей внутренней борьбе насчет неё. – В одном моменте герои обсуждают разделение групп поддержки между собой, чтобы не видеться, и снова поднимается вопрос, является ли герой Нортона мужчиной: Главный герой: Насчет рака яичек разговора быть не может, верно? (Подразумевается, что раз группа мужская, то и посещать её должен он, а не Марла) Марла: Но скорее я имею право там появляться, у тебя-то яйца на месте. – Снова акцентируя ту же основную тему в их взаимоотношениях – «мужик или нет», Марла в одном эпизоде предлагает главному герою, вновь отказывающемуся откликнуться на её сексуальные призывы, поносить её платье.
– Когда главный герой и Тайлер обсуждают, что второй переспал с Марлой, заметно, что первый чувствует себя задетым. При этом он произносит про себя: «Да, он справился с этим» (!). Тайлер справился с тем, с чем хотел справиться сам главный герой – иметь сексуальные отношения с понравившейся женщиной. – В финальной сцене, когда главный герой и Марла наконец вместе, на экране проскакивает кадр с эрегированным мужским органом, подтверждая наконец, что герой переродился в «мужика». Странным любовным треугольником в «Бойцовском клубе» зрителю транслируется идея, что в таком положении, осознанно не вступая с Марлой в сексуальные отношения (которых хотел бы и сам герой, но подавляет своё желание и реализует через вторую личность, и которых хотела бы и сама Марла, всячески стимулируя его на эту тему), герой Нортона – не «мужик». Однако постепенно он всё больше интегрируется со своей теневой личностью – тем самым, подразумевается, что и он такой же, как Тайлер, имеет все те же черты и способности. В итоге все продемонстрированные на экране половые подвиги Тайлера оказываются подвигами главного героя. Марла, подтверждая идею важности понимания мужественности через сексуальные возможности, говорит герою Нортона в одном из последних эпизодов, что он отличный любовник. Тем самым, фильм содержит соответствующее секс-программирование сознания, нацеленное на мужчин. Если ты хочешь быть настоящим мужчиной, говорит фильм, ты обязан быть половым гигантом (аналогично интегрировать в себе личность героя-задохлика с личностью секс-гиганта). Пока же ты не являешься таким типажом, не ведёшь крышесносящие сексуальные отношения с криками от оргазмов на весь дом, то ты среди тех, у кого нет яиц, и можешь поносить платье. Линия с отношениями Марлы и главного героя частями выглядит романтично, в неё даже вкладывается смысл восстановления целостности героя – Тайлер запрещает главному герою обсуждать его в разговорах с Марлой – т.е. каким-то образом она нарушает этот психологический раскол героя, способствуя целостности и воссоединению с собой. Но всё же по своему основному наполнению эта сюжетная линия не является ни любовной, ни спасительной, а проводит идеи секса и понимания мужественности через сексуальные «достижения». Настоящий мужчина готов испытывать боль (-/+) Специфика этой темы в «Бойцовском клубе» напоминает уже многие вышеописанные темы: озвучивается хорошая мысль, но реализуется неадекватно.
Тайлер учит главного героя, что для личностного прогресса важно испытать боль, и далее бьёт его, ставит ему химический ожог, бросает в автоаварию, рассказывает, что без боли не было ничего, и в результате получается некий обманчивый парадокс. Идея, что нужно быть готовым пройти через ту или иную боль, широко известна, но она связана с достижением каких-то важных целей и задач. Ради чего же боль нужна здесь? Ярче всего смысл необходимости боли в «Бойцовском клубе» прослеживается в эпизоде с химическим ожогом. Там Тайлер объясняет главному герою, что это жёсткое испытание нужно ради смирения с тем, что тот когда-нибудь умрёт. Перед автоаварией, которую Тайлер организует для себя, героя Нортона и пары ребят из «Разгрома», он вновь заводит разговоры о неминуемой смерти. Т.е. во многом боль героями испытывается как подготовка к тому, что однажды придётся умереть. Если посудить здраво, есть ли действительная надобность в боли такого характера и с такими причинами? Герои «Бойцовского клуба» не терпят боль, воюя за Родину или справедливость, спасая кого-то или банально совершенствуя себя в чём-то, а, устремившись мыслями к смерти, организуют некие целенаправленные болевые процедуры. Таким образом, касательно боли фильм в целом передаёт идею, что даже если за переживаемой тобой болью не скрываются хоть сколько-нибудь благородные причины, ты всё равно крутой и смелый человек, вкусивший опасность и прошедший по краю пропасти. Честно говоря, следуя за логикой главных героев, можно просто порезать себе руки лезвием и уже почувствовать себя настоящим «мужиком». А теперь взгляните на эмо и готов, практикующих совершенно аналогичные Тайлеру-сотоварищам болевые «спа-процедуры», и осознайте, насколько близко такая боль к понятию мужественности. Без чего-то истинно высшего такие испытания болью, как в «Бойцовском клубе» – это просто абсурд. Как и противоречивый антиматериализм, специфическая тема боли также логичным фрагментом встраивается в глобальное мировоззрение Тайлера, о котором речь пойдет чуть позже. Настоящий мужчина отрицает вышестоящих и забирает их материальные блага (-/+) Тема дублируется в фильме дважды: через отношения главного героя со своим шефом и в эпизоде разборки Тайлера с владельцем таверны, в подвале которой был организован первый бойцовский клуб. В первом случае главный герой берёт верх над своим руководителем, избив себя и выставив это делом его рук, в результате чего тот вынужден платить герою, чтобы отвести от себя специфический шантаж. Другой упомянутый эпизод – сцена с дракой Тайлера и Лу, владельца таверны – очень близок по смыслу. Герой, дав избить себя и показав, что он не держится за свою жизнь, получает от впечатленного Лу необходимое разрешение продолжать встречи клуба в подвале таверны, проводившиеся до этого незаконно. В обоих эпизодах прослеживается непризнание вышестоящего человека, соответствующая смена иерархии и «выбивание» снизу нужных материальных благ.
Сама по себе тема отрицания вышестоящих может подразумевать и позитивные идеи, когда человеческое должно ставиться выше социального, на глубинном уровне все равны и т.п., но – очевидно, негативных смыслов тут больше. Подаётся абсолютно справедливым то, что герои за свои эксцентричные восстания получают психологическую победу над вышестоящим и некие незаслуженные блага от него – деньги в случае главного героя и права на материальную собственность в случае Тайлера, т.е. здесь явно продвигается позитивность мошенничества. Связывается описанное опять же с образом мужества. Правильный, влиятельный мужчина по «Бойцовскому клубу» не подчиняется никому (+/-), имеет право забрать у кого угодно что угодно (-), причём через аутоагрессию/мазохизм (-). Комбинация странноватая, тем более если оценивать с точки зрения формирования мировоззрения зрителя. Настоящий мужчина активно влияет на мир, в котором живёт (-/+) Здесь всё так же, как и в большинстве пунктов – противоречия с перевесом негативных идей. С одной стороны, своими действиями Тайлер показывает главному герою, что всегда можно и нужно влиять на мир, в котором живёшь. Выдавая участникам бойцовского клуба домашние задания и устраивая акции в рамках проекта «Разгром», Тайлер пытается перенести свои взгляды на общество и начать в нём процессы желаемых им изменений. Пример такого масштабного энтузиазма в воздействии на окружающий мир, как демонстрирует фильм, конечно, впечатляет. Однако снова проблема в содержательной стороне темы – что именно меняет Тайлер? Фактически, им просто производится глобальная порча материальной собственности общества, причём без особого смысла и пользы. Влияя на мир, герой просто приводит всё к бестолковой ветхости, которая представляется ему идеалом: «В мире, который мне видится, ты (главный герой) охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскрёба Тиерз-тауэр и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса на автомагистрали». Задаешься вопросом: что же он хочет увидеть дальше, после этого якобы просветляющего регресса цивилизации? Если вспомнить девиз героя «самосовершенствование – это онанизм», а саморазрушение – то, что надо, к чему мы ещё вернемся, то движение к идеальному миру по его видению так и будет совершаться в обратную сторону, всё ближе к пещерной жизни, а финальное становление амёбой в конце пути, похоже, окажется божественным откровением по Тайлеру. Влиять на мир, который тебя окружает, как изображается в фильме – необходимо бесспорно. Но то, какие конкретно изменения общества производятся со стороны энтузиастов «Бойцовского клуба», – это катастрофа и банальный вандализм («Дезинформация – Ущерб – Поджог» – значится на папках с бумагами в штабе проекта Тайлера, а на двери штаба написано «Война»). Разрушая даже финансовую систему, какой несправедливой она не была бы, и, не предусмотрев никакой замены/изменения, проект «Разгром» занимается чистой воды анархизмом. Настоящий мужчина ответственен за свои действия (+) Редкая однородно позитивная тема, появляющаяся ближе к концу истории. Герой Нортона, узнав, что Тайлер – это его альтернативная личность, принимает на себя всю ответственность за поступки, совершённые им в ипостаси Тайлера, и пытается остановить затеянный в беспамятстве теракт. Эту тему дополнительно подчеркивает момент в конце истории, когда главный герой осознает, кто на самом деле «ведёт» события в их тандеме с Тайлером – он, а не какая-то иллюзорная личность, и мысленно перехватывает у того управление пистолетом. Готовность отвечать за свои действия играет в эволюции главного героя хорошую роль, позитивно дополняя портрет настоящего мужчины в фильме.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.03 с.) |