ТОП 10:

Основатель кемализма: Мустафа Кемаль Паша (Ататюрк-фамилию получил позже).



Исторической основой кемализма является тюркизм, который возник в годы младотурецкой революции. Основатель тюркизма: Зея Гекаль. Кемаль развил его идеи и выдвинул на первый план национальный вопрос. Кемализм должен был заменить идеологию османизма, истоки кемализма можно найти у турецких националистов, которые говорили, что нация – источник жизни, высший моральный судья.

Изначально существовало 3 принципа кемализма, как лозунги национально-освободительного движения, а потом всей республике. (В1923 году Турция провозглашена республикой). Турецкая республика опиралась на 4 основы:

1. Родина – территориальная целостность, моральное и политическое единство, независимость, отказ от противостояния центра и местной власти (все должно быть едино).

2. Нация – социальная и политическая общность (один язык, единая культура).

3. Республика – форма правления.

4. Общественные права – неприкосновенность личности, соб-ти и т.д.

Эти основы были зафиксированы в документе: в программе НРП (Народная Республиканская партия), созданная на базе Общества защиты прав в 1923 году.

Потом Кемаль стал развивать идеологию, в 1931 году на 3 съезде НРП были разработаны 6 стрел или принципов, которые потом стали конкретизироваться.

1.Национализм (был до этого) – этот принцип был нужен для объединения турок, для подъема национально-освободительного движения в Турции. Все турки равны, независимо от религиозной принадлежности. Позже этот принцип стал трактоваться как способ выживания. Если все турки единая нация раньше, то теперь этот принцип противоречит положениям международного права: право нации на самоопределение. Неслучайно в Турции наблюдается размах курдского движения, которые имеют право на самоопределение, на автономию, но их подавляют. Этот принцип имеет противостояние. Ведь если им дать независимость, то другие тоже захотят, и все пойдет как по цепной реакции, тем более дать автономию Курдистану, где есть залежи нефти. А ведь рядом Ирак и Сирия, где тоже есть курды.

2. Революционность – изначально трактовался как готовность Народной Республиканской партии и турецкого народа применить основные принципы, а после смерти Кемаля, как верность принципам кемализма.

3. Народность – говорит о том, что власть должна принадлежать народу. Должно быть народное правительство - народ осуществляет всю полноту власти.

В 1924 году в Конституции зафиксировано, что принцип народности осуществляется через представителей, а ведь Кемаль взял направление на однопартийную систему. В 1961 году, по новой Конституции, принцип народности осуществляется через органы, которые могут применить право суверенитета. И создаются условия для формирования общественных организаций (партий и профсоюзов).

4. Республиканизм – основная форма государственного устройства. Этот принцип не менялся.

5. Лаицизм – основа идеологии. Обеспечение свободы религии и свободы политической системы от влияния религии. Религия отделена от политики и государства. Это большая проблема, ведь ислам – это политическая религия. Ислам как государственная религия закреплен в Конституции до сих пор. Этот принцип изменился очень сильно. При Кемале – это жесткий лаицизм, даже ататизм (разрушались мечети). В 1923 году был отменен султанат (султан – светский правитель). В 1924 году было решено ликвидировать халифат (Халиф – духовный правитель), следовательно, можно было убрать пункт об исламе. В 1924 году ислам – государственная религия. Но убрать ислам нельзя, в дальнейшем лаицизм понимался как степень допуска ислама в общественную жизнь (особенно при многопартийности после Второй Мировой войны). Кемаль хотел многопартийности, но она ему была не нужна, он не хотел сильных лидеров. В 50-е годы была одна партия. Началось влияние блоковой системы западных стран – США, которое делает ставку на Турцию. Но Турция должна быть демократической, следовательно, нужна многопартийность,→ у них разные взгляды на политическую систему. Партия справедливости в 50 –е годы за мягкий лаицизм, она более терпима. Были смягчения: Коран на арабском языке: по радио, в школах преподавали основы ислама; строились мечети, следовательно духовенство положительно относилось к демократии, → партия получила поддержку. И даже партия Рефах (исламисты) пришли к власти, но после военного переворота Рефах начала применять эти принцип в чистом виде (т.е. жесткий лаицизм). Когда к власти пришли военные, более западные, им не нужна была исламская республика. Партия Рефах была отстранена от власти. В настоящее время этот принцип испытывает изменения. Ведь Турция – исламское государство, а тут лаицизм. Ренессанс ислама произошел после Исламской революции (1978-1979), но вскоре Турция подверглась вестернизации (это обратный процесс, когда страны Востока, понимая необходимость развития и совершенствования политических и хозяйственных структур, отказываются следовать слепо за Западом, и наоборот, стремятся поставить некоторые западные технологии в отрыве от их идеологического содержания). Сегодня Турция – светское государство и вряд ли будет исламским, теперь ислам как окраска.

6. Этатизм (при Кемале) – закреплял основы экономической политики. Решением Измирского конгресса в фев. 1923 года определялись задачи государства в области экономики: 1. Протекционизм государства экономическому развитию. 2. Создание предпосылок для активности местной буржуазии. 3. Сокращалась деятельность западных монополий.

После 1МВ государство было в разрухе. Ничего нет. Этатизм выступает как госкапитализм – командно-административная экономика. Частный сектор не в состоянии подняться самостоятельно. Но сначала был не этатизм, а политика экономического либерализма – это уникальность Турции. Не было денег. Государство дает экономическую свободу для того, чтобы « государство жирок нагуляло». Но занимались промышленностью не турки, т.к. в Коране запрещено взимать ростовщический %, а не турецкие народы. Турки занимались торговлей. Этим был недоволен сам Кемаль, → начинаются репрессии на не турецкие народы. А турки не хотят, →их надо заставить, следовательно, политика жесткого этатизма (ведь мировой экономический кризис 30-40-е годы). У духовенства забрали все земли (вакфу). В 30-40-е годы Турции помогал СССР, давал кредиты. Потом началась 2МВ, появляются новые партии – ДП (Демократическая Партия).

В 50-е годы ДП взял курс на отмену жесткого этатизма, за приватизацию (хотя реально ни одно предприятие не было приватизировано), создавались промышленные акционерные компании, начала расти промышленность. Возникает противоречие: этатизм и приватизация. С 1989 году президентом стал Тургут Озан, который провел координальные изменения в экономике: открытость экономики, переход к экспортноориентированной экономики, следовательно, конкурентоспособность товаров возросла. При этом сохраняется этатизм, государство контролирует, но не так сильно.

Таким образом, принципы кемализма после смерти Кемаля сохранились, но подверглись некоторым изменениям. За всем, что происходило в Турции следили военные, если что не так, сразу переворот.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)