Программа практических (семинарских) занятий и методические указания к их проведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа практических (семинарских) занятий и методические указания к их проведению



Практические (семинарские) занятия по Общей части уголовного права помогают студентам юридических образовательных учреждений углубить теоретические знания, полученные в ходе лекций и других форм обучения, приобрести практические навыки применения уголовного закона в конкретных ситуациях.

Обсуждение теоретических вопросов предполагает необходимым предварительное изучение студентами уголовного законодательства, рекомендованной учебно-методической и научной литературы, ознакомление с актуальными проблемами уголовно-правовой науки, соответствующей судебно-следственной практики. Целью данной формы работы на семинарских (практических) занятиях является усвоение положений уголовного закона, формирование навыков его толкования, овладение соответствующей юридической терминологией, умение обосновывать свою позицию по соответствующим уголовно-правовым проблемам.

Помимо рассмотрения теоретических вопросов на практических (семинарских) занятиях студенты решают предложенные преподавателем задачи. Студентам рекомендован Практикум по уголовному праву. Общая часть. Ижевск. 2005, подготовленный к.ю.н., доцентом Л.А.Кротовой. При решении задач необходимо обращаться к положениям Общей части Уголовного кодекса РФ, а также в необходимых случаях к нормам особенной части, постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, подзаконным актам, изучение которых позволяет осмыслить содержание фабулы и сформулировать правильный вывод.

Рекомендуя конкретные задачи, преподаватель называет постановления Пленума

Верховного Суда РФ, ознакомления с которыми необходимо для выработки правильного

решения.

Для более качественной подготовки к практическому занятию рекомендуется использовать информацию, содержащуюся в юридических журналах (Бюллетень Верховного Суда РФ, Законность, Российская юстиция, Уголовное право, Государство и право и др.), а также газетах (Юридический вестник, Щит и меч и др.).

 

Тема: Российский уголовный закон (4 часа)

 

1. Понятие и значение российского уголовного закона как источника уголовного права.

2. Структура уголовного закона.

3. Понятие, содержание и структура уголовно-правовых норм.

4. Понятие, виды и уголовно-правовое значение толкования уголовно-правовых норм.

5. Пределы действия уголовного закона во времени: а) территориальный принцип; б) принцип гражданства.

6. Пределы действия уголовного закона во времени: а) понятие времени совершения преступления; б) порядок вступления закона в силу и утраты законом силы; в) обратная сила уголовного закона и критерии сравнения уголовных законов.

 

При изучении данной темы необходимо, в первую очередь, усвоить основные понятия данного раздела науки уголовного права. Кроме того, следует уяснить место уголовного права в системе отраслей российского права; особенности предмета и метода правового регулирования данной отрасли; соотношение уголовного права и уголовного закона и задачи последнего.

Критически оценивая содержание ст.1 УК РФ и обращаясь к научным дискуссиям, рекомендуется обсудить проблему источников уголовного права. Определить место и роль актов официального судебного толкования в обеспечении эффективного применения уголовного закона, значение судебного прецедента по уголовным делам. Показать значение иных видов толкования в обеспечении единообразного применения уголовного закона.

Рассматривая логическую структуру уголовно-правовой нормы, следует обратить внимание на отсутствие единого подхода к ее решению в доктрине уголовного права. Характеризуя гипотезу, диспозицию и санкцию уголовно-правовой нормы и их виды, особое внимание уделить системности и взаимосвязи Общей и Особенной частей уголовного права и законодательства. В целях формирования навыков студентов в части работы с нормативным материалом, целесообразно предлагать задания по определению вида диспозиции и санкции конкретных норм Особенной части УК РФ.

Изучение пределов действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц предполагает уяснение понятия «территория РФ» и его соотношение с понятием «место совершения преступления», в связи с чем следует обратиться к соответствующим федеральным законам и иным нормативным актам, указанным как в Практикуме по уголовному праву. Общая часть. Ижевск.2005, так и на лекционных занятиях. Рассмотрение данного вопроса сопровождается решением рекомендованных преподавателем задач, в ходе которых не только закрепляется теоретический материал, но и обсуждаются проблемы, обусловленные недостаточной правовой регламентацией некоторых отношений.

В условиях нестабильности уголовного законодательства особое значение приобретает вопрос времени совершения преступления. Несмотря на законодательное его решение (ст.9 УК РФ), тем не менее, некоторые его аспекты остаются неурегулированными (например, время совершения длящихся, иных единичных сложных преступлений), что надлежит обсудить на практическом занятии. Студенты должны дать оценку предлагаемым в доктрине вариантам законодательного решения этих вопросов, определить собственную позицию.

Наибольшую сложность вызывает решение задач, связанных с применением ст.10 УК РФ. Отсюда особое внимание надлежит уделить рассмотрению вопросов содержания критериев сравнительной тяжести уголовного закона, особенно уголовного закона, «иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление». Студенты должны уяснить, что сравнительному анализу должны быть подвергнуты не только статьи Особенной части уголовных законов, но и подлежащие применению нормы Общей части.

 

Тема: Понятие преступления (4 часа)

1. Понятие преступления в истории российского уголовного права. Уголовно-политическое значение определения понятия преступления.

2. Признаки преступления по российскому уголовному праву.

3. Классификация преступлений по действующему законодательству и ее уголовно-правовое значение.

4. Отграничение преступлений от иных правонарушений, а также деяния, содержащего признаки преступления, но в силу своей малозначительности не обладающего общественной опасностью (ч.2 ст.14 УК РФ).

 

Понятие преступления неоднозначно трактовалось в доктрине уголовного права, а также неоднозначно определялось в российском законодательстве на различных этапах становления и развития последнего. Обращение к изучению данного вопроса в историческом ракурсе вызвано необходимостью формирования у студентов конкретно-исторического подхода к оценке основных правовых концепций, легализованных в соответствующих нормативных актах, понимания тесной взаимосвязи политических задач и правового обеспечения их решения. Студенты должны иметь представление о том, как представители классической школы уголовного права XIX века подходили к определению понятия преступления; каким образом в уголовном законодательстве 20-х годов XX века законодатель формулировал признаки преступления; что нового привнесла в решение данного вопроса кодификация конца 50-х начала 60-х годов прошлого столетия; каковы особенности нормативного понятия преступления согласно УК РФ 1996 г. Студентам следует не только усвоить основные признаки формального и материального понятия преступления, но и реально представлять себе правовые последствия законодательного закрепления в уголовном законе того либо другого из представленных выше вариантов. В связи с этим следует обсудить проблему аналогии уголовного закона.

Рассматривая признаки преступления, особое внимание рекомендуется уделить общественной опасности и ее критериям, принимая во внимание, что уголовный закон не дает легального толкования данного признака. Более того, Верховный Суд РФ в постановлении от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» не счел необходимым сохранить тот вариант официального толкования содержания данных критериев, который имел место в прежнем постановлении от 11 июня 1999 г. Признак общественной опасности преступления относится к числу оценочных, в связи с чем, рассматривая вопрос отграничения преступления от малозначительного деяния, необходимо ознакомить студентов с соответствующей судебной практикой, что позволит им составить представление о возможных вариантах применения ч. 2 ст.14 УК РФ.

Характеризуя такие признаки преступления как противоправность, виновность и угроза наказания, следует обратиться к принципам уголовного закона: законности (ст.3 УК РФ), принципу вины (ст.5 УК РФ), неотвратимости ответственности. Студенты должны усвоить различия между неотвратимостью ответственности и неотвратимостью наказания, объективным и субъективным вменением.

Изучение вопроса классификации преступлений (ст.15 УК РФ) целесообразно связать с содержанием общественной опасности как признака преступления и ее критериями (характером и степенью). Для этого рекомендуется предлагать студентам задания с тем, чтобы они, исходя из доктринального толкования содержания критериев общественной опасности, попытались обосновать решение законодателя относительно отнесения того или иного преступления к соответствующей категории (либо не согласиться с его решением).

 

Тема: Состав преступления как основание уголовной ответственности (6 часов)

1. Понятие уголовной ответственности и ее уголовно-политическое значение.

2. Основание уголовной ответственности. Этапы и формы ее реализации.

3. Понятие состава преступления и его уголовно-правовое значение.

4. Элементы и признаки состава преступления. Классификация признаков состава преступления.

5. Виды составов и их значение для квалификации преступлений.

 

Изучение данной темы предполагает необходимость обращения к общетеоретическим вопросам юридической ответственности. Студенты должны уяснить общность проблематики общетеоретической и отраслевой науки как в постановке вопросов, так и в способах, путях их решений. Отсюда следует рассмотреть основные подходы в трактовке содержания уголовной ответственности, проанализировать аргументы сторонников различных научных школ, предложить студентам определиться с собственной позицией по основополагающим моментам обсуждаемой проблемы.

Рассматривая вопросы основания уголовной ответственности, необходимо не только показать значение законодательного ее закрепления в ст. 8 УК РФ, но и провести сравнительный анализ с законодательством советского периода, в частности, обратиться к УК РСФСР 1926 г., ибо лишь в данном контексте можно раскрыть ее уголовно-политическое значение.

Говоря о составе преступления как основании уголовной ответственности, рекомендуется сопоставить его с понятием преступления. Вопрос о формах реализации уголовной ответственности неоднозначно решается в науке уголовного права, отсюда студенты должны не только быть осведомлены о различных позициях, высказанных в литературе, но и уметь объяснить, почему та или иная мера уголовно-правового характера рассматривается как форма реализации уголовной ответственности.

Состав преступления, как основная отраслевая категория, занимает особое место в системе данного курса, в связи с чем необходимо показать его значение для уголовно-правовой квалификации содеянного и как соответствующего процесса, и как конкретного результата, который находит отражение в основных процессуальных актах по уголовному делу. В рамках данной темы студент должен усвоить и знать на уровне понятий структуру состава преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона); признаки, характеризующие каждый из элементов; классификации этих признаков, предлагаемых в науке. Преподаватель должен разъяснить, а студент знать, что классификация признаков состава на обязательные и факультативные применима лишь к общему понятию состава преступления, а в конкретном составе все признаки - обязательные.

При рассмотрении видов составов преступлений по конструкции объективной стороны, способу описания и степени общественной опасности, следует закреплять теоретические знания студентов, работая с текстом уголовного закона. Студент должен уметь определять вид состава по указанным выше основаниям. Давая характеристику конкретному составу как формальному (материальному, усеченному, опасности), простому (сложному), основному (квалифицированному, привилегированному), студент должен обосновать свои выводы.

 

Тема: Объект преступления (4 часа)

1. Понятие и уголовно-политическое значение объекта преступления.

2. Значение объекта для квалификации.

3. Отличие объекта преступления от предмета посягательства. Уголовно-правовое значение предмета посягательства.

4. Классификация объектов преступления.

 

Рассматривая понятие объекта, которое в науке уголовного права дается с использованием различных терминов (отношения, интерес, благо и т.д.), следует подчеркнуть нецелесообразность их противопоставления, ибо их объединяет единое родовое понятие – ценность. Студенты должны иметь представлении об изменениях в оценке значимости объектов, охраняемых уголовным законом на различных этапах его развития, что во многом определяет уголовную политику государства в целом.

Рассмотрение вопросов классификации преступлений предполагает обращение к структуре Особенной части УК РФ. Студентам необходимо уяснить, что родовой и видовой объекты определяются на основе формулировок соответствующих разделов и глав уголовного кодекса, отсюда они должны, опираясь на структуру закона, самостоятельно формулировать названия указанных выше объектов конкретных составов преступлений, указанных преподавателем.

Поскольку большую сложность вызывает определение непосредственного объекта конкретного состава преступления, преподавателю следует уделить особое внимание разъяснению того, что в непосредственном объекте находит отражение как родовой, так и видовой объекты, но круг общественных отношений, охраняемых конкретным составом преступления, уже, он ограничивается определенной областью (например, общественная безопасность в сфере обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами; общественная безопасность в сфере обращения с радиоактивным материалом и т. д.).

Изучение теоретического вопроса о видах непосредственного объекта (основной, дополнительный, факультативный) целесообразно сочетать с выполнением практических заданий по определению непосредственных объектов конкретных составов преступлений (основного, дополнительных). Студенты должны научиться определять как основной, так и иные объекты, анализируя диспозиции конкретных уголовно-правовых норм.

 

Тема: Объективная сторона состава преступления (4 часа)

1. Понятие и значение объективной стороны состава преступления.

2. Общественно опасное действие как волевой акт поведения.

3. Общественно опасное бездействие как волевой акт поведения. Условия, при которых наступает ответственность за бездействие.

4. Виды и значение последствий в уголовном праве.

5. Причинная связь как признак объективной стороны состава преступления. Теории причинной связи в российском уголовном праве.

6. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления, их значение.

 

Рассматривая признаки объективной стороны состава преступления, следует вновь вернуться к их классификации на обязательные и факультативные. Студент должен иметь представлением о неоднозначном подходе к решению вопроса о том, какие признаки объективной стороны следует относить к обязательным, а какие – к факультативным. В связи с этим предлагается обсудить вопрос об отнесения последствий совершения преступления и причинной связи между деянием и последствиями к соответствующим видам признаков состава.

Необходимо дать сущностную характеристику действию и бездействию с точки зрения их социальных и физиологических свойств (общественно опасное, противоправное телодвижение). На примере конкретных составов преступлений ознакомиться с законодательной регламентацией как активных, так и пассивных форм уголовно-противоправного поведения. Обращаясь к общественно опасным последствиям (понятию, видам), следует вернуться к видам состава по конструкции объективной стороны и показать значение этого признака для уголовно-правовой квалификации. Несомненный интерес представляют те последствия, при законодательном закреплении которых используются оценочные понятия. Работая с текстом уголовного закона, студент должен уметь определять вид последствий (материальные, нематериальные, др.), количественную их характеристику. Рекомендуется обсудить вопрос о возможности признании упущенной выгоды в виде последствий уголовно-правового свойства.

Обращаясь к учениям о причинной связи, необходимо не только обсудить теоретическую сторону данной проблемы, дать характеристику основным учениям о причинной связи, но и показать практический ее аспект на примерах конкретных уголовных дел. На основе уголовно-правового анализа решений Верховного Суда РФ студент должен сделать вывод о том, какое из учений о причинной связи составляет теоретическую основу правоприменительной деятельности.

Изучение факультативных признаков объективной стороны предполагает помимо усвоения теоретических вопросов работу с текстом уголовного закона. Студент, изучая диспозицию уголовно-правовой нормы, должен уметь выделить само деяние, последствия, время, место, способы его совершения, орудия, обстановку (ситуацию).

 

Тема: Субъект преступления (2 часа)

1. Понятие субъекта преступления. Субъект преступления и личность преступника.

2. Возраст как признак субъекта преступления. Проблема «возрастной» невменяемости.

3. Процессуальный порядок установления возраста субъекта преступления.

4. Вменяемость как признак субъекта преступления.

5. Критерии невменяемости.

6. Проблема «уменьшенной» («ограниченной») вменяемости.

7. Понятие, признаки и значение специального субъекта преступления. Виды специальных субъектов.

 

Рассматривая признаки субъекта преступления, предусмотренные ст. 19 УК РФ, следует обратиться к дискуссии на тему возможности уголовной ответственности юридического лица, обсудить положительные и отрицательные моменты законодательного закрепления таковой. Студент должен четко представлять себе отличие субъекта как признака состава преступления, являющегося основанием уголовной ответственности, и личности виновного как понятия, выражающее социальную сущность лица и характеризующегося комплексом элементов (психофизиологических, социальных).

Студент должен объяснить, что принимает во внимание законодатель, устанавливая минимальный возрастной порог уголовной ответственности, а именно: психофизиологическую способность несовершеннолетнего осознавать социальную значимость своего поведения, руководить своими действиями. Учитывая, что вопрос о возрасте уголовной ответственности в настоящее время является дискуссионным, рекомендуется проанализировать предложения, высказанным по этому поводу в науке; обратиться к истории отечественного уголовного законодательства; к законодательству зарубежных стран.

Студент должен знать порядок установления возраста при отсутствии документов, его удостоверяющих. Правовое положение, закрепленное в ч. 3 ст.20 УК РФ, представляется целесообразным рассмотреть в научном аспекте (как правовая идея), в аспекте законодательного закрепления (условия применения) и с точки зрения сложившейся практики ее применения Верховным Судом РФ. В связи с этим необходимо проанализировать соответствующие решения высшей судебной инстанции.

В связи с отсутствием законодательное понятия «вменяемость», данный признак субъекта рассматривается в тесной взаимосвязи с состоянием невменяемости, урегулированном ст.21 УК РФ. Студент должен понимать значение вменяемости как субъективной предпосылки вины и уголовной ответственности, изучить содержание как медицинского критерия невменяемости, так и юридического, а также иметь представление о дискуссиях по поводу субъекта преступления, предусмотренного ст. 22 УК РФ. Он должен уяснить смысл учета такой разновидности психического расстройства с позиции принципа справедливости, его содержание, отличие от состояния невменяемости, значение.

Признаки специального субъекта относятся к числу факультативных признаков состава преступления. Они предусмотрены в нормах особенной части УК РФ. Следует обратить внимание на варианты законодательного их закрепления в уголовном законе (детальная конкретизация – прим. к ст. 285 УК РФ, ст.331 и др.; констатация – ч.3 ст.159, ч. 3 ст.160 УК РФ; и др.). Рассматривая виды специальных субъектов, группируемых по различным основаниям, целесообразно обращение к актам официального толкования, где детализируются их признаки. Студент должен не только знать основные признаки специальных субъектов, но и иметь представление о тех постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, где дана их конкретизация.

 

Тема: Субъективная сторона состава преступления (6 часов)

1. Понятие, содержание и уголовно-правовое значение субъективной стороны состава преступления.

2. Понятие и формы вины по российскому уголовному праву.

3. Содержание умысла и уголовно-правовое значение его видов.

4. Неосторожность как форма вины, ее виды.

5. Невиновное причинение вреда: признаки, критерии оценки.

6. Двойная форма вины.

7. Мотив и цель преступления как признаки субъективной стороны.

8. Аффект и его уголовно-правовое значение.

9. Виды ошибок и их уголовно-правовое значение.

 

Поскольку понятие и признаки субъективной стороны состава преступления были

определены в общей теме «Состав преступления как основание уголовной ответственности», основное внимание целесообразно уделить юридическому значению этого элемента в контексте с основными принципами уголовного права (принципом субъективного вменения – ст. 5 УК РФ).

Основные, центральные вопроса темы связаны с виной, отсюда надлежит уделить максимум внимания рассмотрению содержания вины (ее элементов: интеллектуальному и волевому), формам и видам вины. Студент должен четко представлять себе отличия прямого и косвенного умысла; косвенного умысла и легкомыслия; небрежности и невиновного причинения вреда (ч.1 ст. 28 УК РФ); легкомыслия и невиновного причинения вреда (ч. 2 ст. 28 УК РФ). Он должен не только различать иные виды умысла (заранее обдуманный, внезапно возникший, том числе и аффектированный), а также виды умысла, характеризуемые по степени определенности, но и знать правила квалификации при установлении каждой из данных разновидностей.

Конструктивной особенностью некоторых составов преступлений является наличие двойной формы вины. Это – лишь квалифицированные составы, причем двух типов: материальные составы, в которых квалифицирующим признаком предусмотрены более тяжкие последствия, чем в основном составе; формальные, квалифицирующим признаком которых выступают определенные тяжкие последствия. Студент должен не только на теоретическом уровне усвоить данное уголовно-правовое понятие (преступление с двумя формами вины), но и уметь определять тип таких составов, работая с уголовным законом.

Рассматривая факультативные признаки субъективной стороны состава преступления, надлежит не только остановиться на понятиях мотива и цели, их видах, уголовно-правовом значении, но и особо подчеркнуть, что последние подлежат установлению независимо от того, указаны ли они в качестве конструктивных либо нет в силу требования уголовно-процессуального законодательства (ст.73 УПК РФ). Необходимо остановиться на мотивах и целях неосторожных преступлении в силу недостаточной теоретической разработанности вопроса.

Студенту следует не только уяснить, как в науке уголовного права определяются мотив, цель, аффект, каковы их виды. Он должен иметь представление о содержании основных мотивов и целей, в связи с чем целесообразно обращение к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам, где дано официальное толкование содержанию наиболее часто встречающихся мотивов преступлений.

При изучении признака «аффект» представляется целесообразным обратиться к опубликованной практике Верховного Суда РФ и проанализировать конкретные его решения с тем, чтобы студент имел реальное представление о внешних формах проявления данного эмоционального состояния лица, совершившего преступление, и о фактическом содержании противоправного и аморального поведения (действия, бездействия) потерпевшего.

Студент должен знать, что такое ошибка в уголовном праве, каковы ее виды, и иметь представление о правилах правовой квалификации при ее наличии, а также отличать ошибки от смежных ситуаций (например, случая отклонения действия).

 

Тема: Обстоятельства, исключающие преступность деяния (4 часа)

 

1. Понятие, социальное и уголовно-правовое значение обстоятельств, исключающих преступность деяния.

2. Основание, условия и пределы необходимой обороны, Понятие и уголовно-правовое значение превышения пределов необходимой обороны.

3. Основание, условия и пределы правомерности причинения вреда при задержании преступника.

4. Основание, условия и пределы крайней необходимости.

5. Понятие и критерии оценки обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения, физического или психического принуждения.

 

Принимая во внимание отсутствие в науке уголовного права однозначного подхода к

определению сущности обстоятельств, исключающих преступность деяния, следует дать оценку мнениям, высказанным учеными по данному вопросу, а также обсудить предложения о необходимости расширения круга обстоятельств, исключающих преступность деяния, за счет включения, например, причинения вреда с согласия потерпевшего, причинения вреда во время исполнения своего права и др.

Необходимо раскрыть юридическую природу каждого обстоятельства, исключающего преступность деяния, и показать его социально-правовое значение. Особое внимание следует уделить необходимой обороне, тем более что в науке уголовного права отсутствует единство в его понимании. Студент должен иметь представление о проблемном характере рассматриваемого вопроса.

Рассмотрение условий и пределов причинения вреда при необходимой обороне предполагает изучение уголовного закона (ст.37 УК РФ) в его развитии, с учетом тех изменений, которые были внесены в эту статью в течение действия настоящего кодекса (2000-2003-2006 г.г.), а также постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств». Помимо характеристики общественной опасности, наличности и действительности как условий необходимой обороны студент должен знать уголовно-правовые последствия мнимой обороны.

Для признания защиты правомерной кроме условий необходимо соблюдение условий, относящихся к защите, в связи с чем студенту следует знать признаки превышения пределов необходимой обороны, предусмотренные указанным постановлением. Поскольку применение ст.37 УК РФ вызывает определенные сложности, рекомендуется рассмотрение теоретических вопросов сопровождать анализом конкретных судебных решений, принятых как Верховным Судом РФ, так и судами Удмуртской республики.

Рассматривая основание, условия причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, и пределы правомерности его причинения, надлежит подчеркнуть, что до 1996 г. указанная ситуация оценивалась с точки зрения законодательства о необходимой обороне. Отсюда целесообразно провести сравнительный анализ данных обстоятельств.

Представляется необходимым особо подчеркнуть различие данного института от процессуальных институтов задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, и лица, совершившего административное правонарушение.

Рассматривая основание, условия и пределы причинения вреда при крайней необходимости, следует подчеркнуть, что по сравнению с обстоятельствами, предусмотренными в ст.37, 38 УК РФ, закон предъявляет более жесткие требования, что объясняется тем фактом, что вред причиняется не посягающему или лицу, совершившему преступление, а интересам невиновных третьих лиц. В связи с тем, что в уголовном законе отсутствует указание на уголовно-правовые последствия превышения пределов крайней необходимости, необходимо обсудить высказанные в науке предложения относительно учета факта превышения пределов крайней необходимости при уголовно-правовой оценке содеянного.

Причинение вреда под влиянием физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающее преступность деяния, отличается отсутствием общественно полезной направленности. Студент должен четко разграничивать следующие виды принуждения: непреодолимое физическое принуждение, исключающее преступность деяния в силу отсутствия вины, и преодолимое физическое и психическое принуждение как исключающее преступность деяния лишь с соблюдением требований, присущих крайней необходимости.

Рассматривая условия причинения вреда при обоснованном риске, студент должен иметь четкое представление относительно содержания терминов «обоснованный риск», «общественно полезная цель». Для данного обстоятельства неизвестно такое понятие как «превышение пределов риска». Риск может быть правомерным (обоснованным), либо неправомерным (необоснованным), влекущим уголовную ответственность на общих основаниях. При изучении данного обстоятельства целесообразно остановиться на особенностях применения ст. 41 УК РФ в различных сферах профессиональной деятельности и рода занятий субъектов риска, что может иметь место в форме кратких сообщений, подготовленных студентами.

Исполнение приказа или распоряжения и до 1996 г. учитывалось при решении вопросов уголовной ответственности подчиненных лиц, действовавших во исполнение приказов начальников. Но лишь в действующем уголовном законе определены правовые условия (гарантии правомерного поведения подчиненного), исключающие преступность деяния в данных ситуациях. Студент должен иметь четкое представление о таковых гарантия.

 

Тема: Стадии совершения преступления (4 часа)

1. Понятие и виды стадий совершения преступления.

2. Основания и условия уголовной ответственности за неоконченное преступление.

3. Понятие и признаки приготовления к преступлению. Отличие приготовления от обнаружения умысла.

4. Понятие и виды покушения на преступление.

5. Понятие, признаки и виды оконченного преступления.

6. Признаки добровольного отказа от доведения преступления до конца.

7. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния. Уголовно-правовое значение деятельного раскаяния.

 

Понятие «стадия совершения преступления» в действующем российском уголовном

законодательстве отсутствует, однако в доктрине уголовного права оно утвердилось и традиционно используется. Отсюда следует обратиться к учению об этапах развития преступной деятельности в досоветский, советский и постсоветский периоды их развития. Определить место и значение такого этапа как формирование (обнаружение умысла). Студент должен усвоить значение института стадий для обоснования ответственности за предварительную преступную деятельность – приготовление и покушение на преступление, что и образует содержание правового понятия «неоконченное преступление». Он должен иметь представление о дискуссиях, имеющих место в науке относительно ряда вопросов (возможность реализации предварительной преступной деятельности с косвенным умыслом; особенности основания уголовной ответственности за неоконченное преступление, возможность добровольного отказа на стадии оконченного покушения и др.).

Необходимо не только дать характеристику содержанию приготовительных действий, указанных в ч.1 ст. 30 УК РФ, но и остановиться на конкретных формах приготовления к преступлению, обозначенных в законе как «иное умышленное создание условий для совершения преступления». Рассматривая признаки покушения (ч. 3 ст. 30 УК РФ), следует особое внимание уделить вопросу отграничения его от приготовления к преступлению, в связи с чем еще раз подчеркнуть значение состава преступления, ибо «действия, непосредственно направленные на совершение преступления» следует понимать как начало выполнения объективной стороны состава преступления. Студент должен уяснить, что необходимость правильного определения вида неоконченного преступления вызвана различиями в условиях уголовной ответственности и в пределах их наказуемости (ч. 2 ст.30, ст. 66 УК РФ).

Решая задачи, рекомендованные преподавателем, студент должен первоначально дать характеристику объективной стороне состава преступления, который вменен (предполагается вменить) лицу, затем с учетом выявленных признаков дать оценку фактически совершенному им деянию как оконченному преступлению, либо неоконченному, обозначив стадию, на которой преступная деятельность была прервана.

Рассматривая вопрос о видах покушений (оконченное, неоконченное, годное, негодное: их виды), следует не только раскрыть их содержание, но особо подчеркнуть уголовно-правовое значение.

Момент окончания конкретного состава преступления зависит от законодательной конструкции состава преступления, отсюда рассмотрение оконченного преступления (его видов) дает возможность преподавателю проверить остаточные знания студентов по теме: «Состав преступления как основание уголовной ответственности».

Уголовное законодательство комплексно разрешило вопрос от добровольном отказе от преступления не только при неоконченной преступной деятельности, но и при соучастии в преступлении. Однако в рамках данной темы следует дать характеристику лишь тем условиям добровольного отказа, которые предусмотрены ч.1,2 и 3 ст. 31 УК РФ. В данной статье не указаны мотивы добровольного отказа, в связи с чем следует обратить внимание, что таковыми могут быть как позитивные, так и иные (страх уголовной ответственности и т.д.). Студент должен понимать социальную ценность, уголовно-правовое и криминологическое значение добровольного отказа от преступления.

Добровольный отказ следует отграничивать от деятельного раскаяния. Необходимо в очередной раз подчеркнуть, что правовые последствия в виде «исключения уголовной ответственности» и «освобождения от уголовной ответственности» различны. Давая общую характеристику деятельному раскаянию, следует сопоставить его условия с условиями добровольного отказа. По усмотрению преподавателя представляется возможным рассмотреть вопрос об отграничении добровольного отказа от явки с повинной.

 

Тема: Соучастие в преступлении (6 часов)

1. Понятие, объективные и субъективные признаки соучастия.

2. Формы и виды соучастия в теории уголовного права и законодательстве.

3. Виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

4. Основания ответственности соучастников.

5. Эксцесс исполнителя.

6. Неудавшееся соучастие.

7. Соучастие со специальным субъектом.

8. Добровольный отказ при соучастии.

9. Отличие соучастия от прикосновенности к преступлению.

 

Аудиторные формы изучение данного института предполагают не только освоение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.092 с.)