Страхование морского транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование морского транспорта



Этот вид страхования относится к морскому страхованию, которое справедливо счи-

тается колыбелью имущественного страхования в целом и его классическим образцом.__

Современное морское страхование составляет основу транспортного страхования,

которое охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок,

обеспечивая покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов не только морем, но и по

воздуху и суше.

В России морское страхование регулируется ст. 334 Кодекса торгового мореплава-

ния РФ (КТМ) − Федеральным законом от 30.04.99 №81-ФЗ (с последующими изменения-

ми и дополнениями) и законом о страховании в части, не противоречащей международ-

ному законодательству.

Многовековая практика торгового мореплавания показала, что количество условий

и оговорок, которые могут быть включены в договор морской перевозки, довольно велико,

поэтому возникла необходимость создания типовых договоров перевозки или чартеров.

В морском страховании обычно выделяют риски, подлежащие страховой защите, и

нестрахуемые риски. Основным критерием здесь является неопределенность события.

Так, обычно не страхуется груз, размещенный на палубе корабля, поскольку в этом слу-

чае он находится в зоне воздействия воды, что приведет неминуемо к порче товара.

Случайный характер опасности дополняется характеристикой воздействия «из-

вне». Ущерб не должен быть вызван естественными свойствами товара. В противном слу-

чае он расценивается страховщиками как «неустранимый дефект» и не обеспечивается

страховым покрытием. Морские риски можно условно разделить на обычные и военные

риски.

К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Военные

риски − это риски, лежащие вне условия перевозки. Более подробная классификация

может быть представлена следующим образом:

• риски самого моря − настоящие классические морские происшествия − посадка на

мель, столкновение, стихийные бедствия;__ • риски возникновения ущерба на судне во время нахождения на море. Это огонь,

пожар − самые опасные, наиболее частые и чрезвычайно разрушительные бедст-

вия как для груза, так и для самого судна и экипажа. Если при тушении пожара

используется морская вода, то зачастую убытки, нанесенные грузу водой, дости-

гают и даже превосходят ущерб, причиненный собственно огнем;

• риск хищения (грабежа, разбоя, пиратства) предполагает возможность насильст-

венного изъятия имущества вооруженными грабителями;

• выбрасывание груза за борт с целью спасения всего морского предприятия;

• прочие риски − это все остальные риски, угрожающие судну и грузу, за исключени-

ем политических и военных рисков. Большая часть прочих покрываемых рисков ка-

сается транспортировки грузов (риски аварий, поломок, пробоин и вмятин, повре-

ждений, окисления, изменений окраски и обесцвечивания, перегрева и воспламе-

нения, повреждений от течи, кражи, загрязнения, воды, оседания влаги и т. д.);

• военные и политические риски (риски забастовок, бунтов и гражданских волне-

ний). В страховой терминологии война рассматривается как реальные военные

действия, организованные правительством, объявленные или необъявленные; к

ней также относятся гражданские военные акции. Эти риски могут быть включе-

ны в страховой договор за отдельную, весьма высокую плату.

Последствия реализации рисков транспортировки классифицируются на общие и

частные аварии.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и ра-

зумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради об-

щей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, уча-

ствующего в общем морском предприятии − судна, фрахта и перевозимого

судном груза. Общая авария распределяется между судном, грузом и фрах-

том соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского

предприятия. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, при-

знаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между__судном, грузом и фрахтом; и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет

ответственность за их причинение.

В мировой и российской (ст. 285 КТМ) практике взаимоотношения сторон и расче-

ты по общим авариям регулируют Йорк-Антверпенские правила (редакция 1974 г.).

1. Допускается сознательная и оправданная жертва ради общей безопасности.

2. Жертвы и расходы по общей аварии должны нести те, кто подвергается риску.

3. Допустимы лишь те потери, повреждения или расходы, которые прямо связаны с

сохранением предприятия.

4. Все потери по общей аварии должны быть подтверждены.

5. Следует утверждать специальные статьи расходов в дополнение к обычным.

6. Общая авария имеет отношение только к ценностям − объектам риска.

Возможны следующие варианты убытков, которые классифицируются как

общая авария:

• выбрасывание груза за борт;

• ущерб от тушения пожара на борту судна (прямой ущерб от пожара не

покрывается);

• умышленная посадка на мель;

• оплата спасательных работ;

• повреждение машинного оборудования и паровых котлов;

• расходы по ремонту в порту, где судно находилось во время шторма и др.

Реализация Йорк-Антверпенских правил обеспечивается включением их в условия

договоров перевозки.

Перечисленные условия являются базисными и по соглашению сторон могут быть

расширены.

Во всех случаях не возмещаются убытки вследствие умысла или грубой неосто-

рожности страхователя и выгодоприобретателя, например, при отклонении от маршрута

следования, кроме случаев спасения терпящих бедствие.

В зависимости от содержания страхового интереса виды морского страхования

сводятся в следующие группы:

• страхование каско обеспечивает страховым покрытием морские, речные, строя-

щиеся суда, нефте- и газодобывающие платформы. В объем покрытия включаются

корпус судна, его двигатель и оснащение;

• страхование карго − страховая защита груза на всем протяжении его перемещения

по принципу «от склада до склада». Основная масса перевозимых товаров страху-

ется по стандартным условиям, однако некоторые страхуются на особых условиях;

• страхование фрахта − страховая защита судовладельца от потери дохода за фрахт

(аренда судна).

Страхование ответственности как составная часть морского страхования предос-

тавляет защиту от рисков имущественных претензий в результате случайного загрязне-

ния окружающей среды, столкновения судов и т.п. Большинство подобных рисковпокрывают клубы взаимного страхования. В настоящее время в мире действуют около 70

клубов взаимного страхования Р&I (клубы защиты и возмещения), организованных на

принципах обществ взаимного страхования и находящихся преимущественно в Велико-

британии, Швеции, Норвегии, США.

Деятельность клубов Р&I основана на международной организации представите-

лей-корреспондентов клуба. Эти клубы страхуют ответственность судовладельцев, фрах-

тователей, менеджеров и других лиц, связанных с эксплуатацией судов, в отношении

третьих лиц, включая ответственность за загрязнение окружающей среды.

Тарифы при морском страховании каско составляют, в среднем, 1−4% страховой

суммы в зависимости от вида и сохранности судна и условий его эксплуатации.

Страхование речных судов производится, в основном, аналогично страхованию

морских судов. Тарифы при страховании речных судов обычно меньше, чем морских.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.011 с.)