Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40
Для работы необходимы: компьютер, программа, включающая 2 подпрограммы: «анкетные данные» (программа 1) и «анализ продуктивности кратковременного запоминания» (программа 2); испытуемый. Основой кратковременной памяти являются электрофизиологические процессы. Кратковременная память обеспечивает запечатление только ограниченной части поступающей из внешней среды информации, имеет индивидуальные особенности. Произвольное воспроизведение запечатленной информации осуществляется при включении внимания и требует умственных усилий. Эти усилия тем более значительны, чем больше количество информации необходимо воспроизвести. Ход работы. Вводят в компьютер анкетные данные. Вначале на экран дисплея выводят 2 двузначных числа. Их необходимо запомнить, воспроизвести и ввести в компьютер, нажав на соответствующие клавиши пульта. На каждом следующем этапе добавляют одно число. Как только при воспроизведении чисел допускается ошибка, вывод чисел на экран прекращают и испытуемому сообщают максимальную последовательность чисел, характеризующую объем кратковременного запоминания. Затем весь процесс повторяют, но время, отводимое на восприятие информации, уменьшают. Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы вклейте в тетрадь протоколов. Отметьте, в какой мере они соответствуют вашим представлениям о ваших возможностях кратковременного запоминания. Вопрос: произошли ли изменения объема воспроизводимой информации при уменьшении времени действия сигнала?
Рекомендуемая литература
1. АгаджанянА.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб., 1998. 2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 1991. 3. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. – Л., 1976. 4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991. 5. Губарь А.В., Косицкий Г.И. и др. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии. – М., 1963. 6. Данилова И.И., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д, 1999. 7. Дегтярев В.П. Системные механизмы боли. – М., 1998. 8. Косицкий Г.И., Полянцев В.А. Руководство к практическим занятиям по физиологии. – М., 1988. 9. Косицкий Г.И. Лекции по клинической физиологии. – М., 1974. 10. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998. -Т. 2.
11. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997. 12. Смирнов В.М. Физиология человека. – М., 2001. 13. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. – М., 2000. 14. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994. – Т. 2. 15. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984. 16. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1977. 17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М., 1990.
Содержание Предисловие................................................................................................................................................... 3 Часть I. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА.................................... 3 Общие положения......................................................................................................................................... 3 Этапы процесса анализа и синтеза......................................................................................................... 5 Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга...................................... 6 Локализация функций в коре большого мозга.................................................................................. 8 Часть II. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ......................................................................... 12 Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ......................................... 12 1.1. Понятия................................................................................................................................................. 12 1.2. Классификация анализаторов.......................................................................................................... 12 1.3. Структурно-функциональная организация анализаторов......................................................... 13 1.4. Свойства анализаторов...................................................................................................................... 16 1.5. Кодирование информации в анализаторах.................................................................................... 18 1.6. Регуляция деятельности сенсорных систем................................................................................... 20 Глава 2. Анализаторы............................................................................................................................... 21 2.1. Зрительный анализатор..................................................................................................................... 21 2.1.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 21 2.1.2. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях..................................... 27
2.1.3. Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы............................. 30 2.2. Слуховой анализатор.......................................................................................................................... 32 2.2.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 32 2.2.2. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука....................................... 34 2.3. Вестибулярный и двигательный (кинестетический) анализаторы.......................................... 37 2.3.1. Вестибулярный анализатор........................................................................................................ 37 2.3.2. Двигательный (кинестетический) анализатор...................................................................... 39 2.4. Внутренние (висцеральные) анализаторы..................................................................................... 40 2.5. Кожные анализаторы......................................................................................................................... 41 2.5.1. Температурный анализатор....................................................................................................... 41 2.5.2. Тактильный анализатор............................................................................................................. 42 2.6. Вкусовой и обонятельный анализаторы........................................................................................ 43 2.6.1. Вкусовой анализатор.................................................................................................................... 43 2.6.2. Обонятельный анализатор......................................................................................................... 45 2.7. Болевой анализатор............................................................................................................................ 47 2.7.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 48 2.7.2. Виды боли и методы ее исследования........................................................................................ 49 2.7.3. Обезболивающая (антиноцицептивная) система.................................................................. 51 Глава 3. Системный механизм восприятия....................................................................................... 53 Часть III. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................... 61 Глава 4. История. Методы исследования........................................................................................... 61 4.1. Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр........................................................ 61 4.2. Развитие представлений о ВНД........................................................................................................ 63 4.3. Методы исследования ВНД............................................................................................................... 64 Глава 5. Формы поведения организма и память............................................................................. 69 5.1. Врожденные формы деятельности организма.............................................................................. 69 5.2. Приобретенные формы поведения (научение).............................................................................. 74 5.2.1. Характеристика условных рефлексов....................................................................................... 74 5.2.2. Классификация условных рефлексов........................................................................................... 76 5.2.3. Пластичность нервной ткани................................................................................................... 77 5.2.4. Стадии и механизм образования условных рефлексов............................................................ 80 5.2.5. Торможение условных рефлексов................................................................................................ 82 5.2.6. Формы научения............................................................................................................................ 84 5.3. Память................................................................................................................................................... 89 5.3.1. Общая характеристика............................................................................................................... 89 5.3.2. Кратковременная и промежуточная память......................................................................... 90
5.3.3. Долговременная память............................................................................................................... 91 5.3.4. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти................................................... 96 Глава 6. Типы вид и темперамент в структуре индивидуальности........................................... 98 6.1. Основные типы ВНД животных и человека................................................................................. 98 6.2. Типологические варианты личности детей................................................................................. 101 6.3. Основные положения по формированию типа ВИД и темперамента индивидуальности. 102 6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе... 104 6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.......................................................... 105 6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности.................................................................... 106 Глава 7. Потребности, мотивации, эмоции...................................................................................... 109 7.1. Потребности........................................................................................................................................ 109 7.2. Мотивации.......................................................................................................................................... 111 7.3. Эмоции (чувства)............................................................................................................................... 116 Глава 8. Психическая деятельность.................................................................................................. 121 8.1. Виды психической деятельности................................................................................................... 121 8.2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности.......................................... 123 8.2.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма....................................................... 123 8.2.2. Психическая деятельность и вызванные потенциалы......................................................... 124 8.3. Особенности психической деятельности человека..................................................................... 125 8.3.1. Деятельность и мышление человека....................................................................................... 125 8.3.2. Вторая сигнальная система..................................................................................................... 126 8.3.3. Развитие речи в онтогенезе....................................................................................................... 127 8.3.4. Латерализация функций............................................................................................................ 130 8.3.5. Социально-детерминированное сознание............................................................................... 130 8.3.6. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга........................................................ 131 Глава 9. Функциональное состояние организма.......................................................................... 133
9.1. Понятия и нейроанатомия функционального состояния организма...................................... 133 9.2. Бодрствование и сон. Сновидения................................................................................................. 135 9.2.1. Сон и сновидения, оценка глубины сна, значение сна............................................................ 135 9.2.2. Механизмы бодрствования и сна.............................................................................................. 139 9.3. Гипноз.................................................................................................................................................. 142 Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ...................................................... 143 10.1. Уровни интегративной деятельности мозга.............................................................................. 143 10.2. Концептуальная рефлекторная дуга........................................................................................... 143 10.3. Функциональная система поведенческого акта........................................................................ 144 10.4. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта........ 146 10.5. Активность нейронов и поведение.............................................................................................. 147 10.6. Механизмы управления движением............................................................................................ 149 ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................................. 153 1. Физиология сенсорных систем........................................................................................................ 153 Работа 1.1. Определение поля зрения................................................................................................... 153 Работа 1.2. Определение остроты зрения............................................................................................. 154 Работа 1.3. Аккомодация глаза.............................................................................................................. 155 Работа 1.4. Слепое пятно (опыт Мариотта)........................................................................................ 155 Работа 1.5. Исследование цветового зрения........................................................................................ 155 Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)............................ 156 Работа 1.7. Стереоскопическое зрение. Диспарантность.................................................................. 156 Работа 1.8. Исследование слуховой чувствительности к чистым тонам у человека (тональная аудиометрия)............................................................................................................................................. 156 Работа 1.9. Исследование костной и воздушной проводимости звука........................................... 157 Работа 1.10. Бинауральный слух........................................................................................................... 158 Работа 1.11. Эстезиометрия кожи.......................................................................................................... 158 Работа 1.12. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия).......................... 159 Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи............. 159 Работа 1.14. Термоэстезиометрия кожи............................................................................................... 160 Работа 1.15. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия) 161 Работа 1.16. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека..................................................................................................................................................... 162
Работа 1.17. Определение порогов различения................................................................................... 163 2. Высшая нервная деятельность........................................................................................................ 163 Работа 2.1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека....................... 164 Работа 2.2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека...................................................................................................................................................................... 165 Работа 2.3. Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга – электроэнцефалография......................................................................................................................... 165 Работа 2.4. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека....................... 167 Работа 2.5. Связь реактивности с личностными чертами – экстраверсией, интроверсией и нейротизмом.............................................................................................................................................. 168 Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций.......................................... 168 Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека.............................................................................................................................. 169 Работа 2.8. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света.................... 170 Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов 170 Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности.................................................................... 171 Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности....................... 172 Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания........... 172 Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания 173 Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности 175 Работа 2.15. Влияние умственного труда на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы...................................................................................................................................................... 175 Работа 2.16. Роль обратной афферентации в оптимизации режима деятельности оператора у компьютера............................................................................................................................................... 176 Работа 2.17. Автоматический анализ показателей сердечно-сосудистой системы на разных стадиях образования двигательного навыка..................................................................................................... 176 Работа 2.18. Анализ скорости обучения оператора в детерминированных средах..................... 177 Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти......................... 177 Рекомендуемая литература.................................................................................................................... 178
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.038 с.) |