Уровень произвольной регуляции двигательной активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень произвольной регуляции двигательной активности



Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности должна учитывать закономерности нормативного развития двигательной активности ребенка.

Здесь необходимо последовательно оценить возможности:

1) совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела (в том числе отдельными конечностями, попеременное напряжение — расслабление каждой конечности и т.п.) в соответствии с заданием;

2) произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы) с переходом от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног (проксимо-дистальный закон). Исследование произвольной регуляции собственных движений на подуровне двигательных программ заканчивается оценкой удержания двигательных программ для кистей рук и пальцев с использованием известных нейропсихологических проб;

3) регуляции силы мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое» также в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее — к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и, соответственно, от мышц бедер — к пальцам ног. Необходимо отметить, что данная последовательность оценки имеет лишь содержательную направленность, но не обязательно должна быть жестко выдержана данная /последовательность проведения.

Произвольность высших психических функций

Анализируется возможность целенаправленной организации собственной деятельности в определенном «русле» (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т.п.) или произвольной регуляции ребенком своей познавательной деятельности, в том числе и возможность ограничения (или даже прекращения) собственной деятельности. В этом плане необходимо исследовать в первую очередь возможность удержания программ познавательной деятельности, заданных извне или созданных самим ребенком.

Подобная регуляция может быть сформирована несколько лучше, чем произвольность двигательной активности, в силу речевого опосредования и, наоборот, может значительно страдать из-за отсутствия такого опосредования, в том числе и в случаях парциальной несформированности речевого развития. Прежде всего анализируется возможность:

— удержания инструкции;

— запоминания (непосредственного и опосредованного);

— внимания на протяжении определенного промежутка времени;

— распределения внимания по ряду признаков одновременно;

— удержания программы выполнения заданий невербального или вербального характера (эту оценку эффективнее всего проводить при работе с «сериальными» заданиями, такими как Прогрессивные Матрицы Равена, составление последовательности сюжетных картин, серии простых и сложных аналогий и т.п.)

— создания собственной программы выполнения какого-либо задания.

Безусловно, при этом необходимо учитывать и стиль деятельности ребенка в зависимости от сложности предлагаемых заданий, их изменения на фоне утомления и т.п.

Произвольность эмоциональной регуляции

В данном случае специального исследования произвольной регуляции не предусматривается. Оценка сформированности эмоциональной регуляции может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональными реакциями как в процессе обследования, так и наблюдения за игрой ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучении истории развития (анамнеза). Оценивается наличие или отсутствие импульсивности, степень выраженности импульсивных реакций, умение сдерживать и анализировать свои эмоции, переживания и поведение (в том числе и речевой активности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.019 с.)