Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ППМС-центр) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ППМС-центр)



ППМС-центр создается в плане реализации со­вместного Российско-Фламандского проекта.

ППМС-центр обеспечивает мультидисциплинарное сопровождение всех учащихся объединений, является

независимым учреждением по отношению к каждому конкретному учреждению.

Основные направления деятельности центра: выбор образовательного маршрута; преодоление, затруднений в учении; решение проблем личностного развития.

Основные функции деятельности: диагностика, кон­сультации, информация, сопровождение.

Особую роль ППМС-центр призван играть при пере­ходе с этапа на этап обучения; при переходе в систему специализированного образования; при необходимости системных преобразований в образовательном учрежде­нии.

Планируется, что ППМС-центр на уровне договор­ных отношений будет обеспечивать также и другие уч­реждения района.

ППМС-центр работает в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским центром педагогического со­провождения.

3.8. Научно-исследовательский центр педагогического сопровождения создается для обеспечения сопровождения в образовательном процессе:

• педагогов;

• образовательных программ;

• школы в целом.

Центр работает под эгидой кафедры педагогики Рос­сийского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, призван реализовывать задачи проек­тирования и апробации адекватных современным задачам методов педагогической работы.

У школы сегодня множество нерешенных проблем, она входит в пору серьезной перестройки, справиться с которой школе на Пудожской помогает Педагогика Успеха.

ШКОЛА-КЛУБ В КИРОВО-ЧЕПЕЦКЕ

 

Средняя общеобразовательная школа № 11 Кирово-Чепецка Кировской области была откры­та в 1990 году. Она является эксперименталь­ной площадкой Института педагогики и психологии Яро-

славского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Сегодня в ней создана и успешно функционирует воспитательная система школы-клуба.

Школа расположена на окраине города в микрорай­оне новостроек Баево. Крупных промышленных пред­приятий поблизости нет. Родители учащихся в боль­шинстве своем работают на химкомбинате и других про­мышленных предприятиях города, территориально уда­ленных от микрорайона Баево. Из учреждений культуры близ школы находится филиал юношеской библиотеки.

По проекту школа рассчитана на 860 учащихся, 22 класса-комплекта. Однако с момента открытия она ока­залась перегруженной, и рост числа учащихся продол­жается (с 27 классов в 1990/91 учебном году до 50 классов в 1997/98 учебном году). Сегодня школа работает в пол­ные две смены, и в ней обучается 1430 учащихся.

Школа имеет неплохую материальную базу: оборудо­ваны мастерские, компьютерный класс, предметные ка­бинеты; имеются два спортивных зала, бассейн.

В средней школе № 11 работают 110 педагогов, при­шедших в нее из разных школ. Директор и три замести­теля работали в средней школе № 3. Вместе с ними в школу-новостройку перешли еще несколько учителей-единомышленников. Семь педагогов - выпускники шко­лы № 3, их учителями в свое время были те, кто сегодня стали их коллегами. В школе трудятся 25 клубных работ­ников, половина которых имеет специальное образова­ние. Средний возраст учителей - 28 лет. Администрация состоит из девяти человек, в числе которых заместители директора по опытно-экспериментальной, методической, воспитательной, клубной работе.

Как уже было сказано, в настоящее время в средней школе № 11 создана воспитательная система школы-клуба. По замыслу ее создателей именно такая гумани­стическая воспитательная система может предоставить наиболее благоприятные условия для развития ребенка, учителя, когда, с одной стороны, создается своеобразная "экологическая ниша", защитная среда для всех участни­ков педагогического процесса, с другой - даются прочные основы и возможности для самовыражения и самоопре­деления личности. 236

Создание воспитательной системы начиналось с формулировки цели, которая не задавалась сверху, а определялась исходя из потребностей всех субъектов дея­тельности с учетом условий среды, окружающей школу-новостройку. Сообразно цели подбирались педагогиче­ские кадры, создавалась материально-техническая база, определялись возможности дополнительного финансиро­вания, выбирались основные педагогические технологии.

Когда школа только начала строиться, педагоги уже изучали состав учащихся, их потребности и интересы, запросы родителей. Изучался микрорайон строящейся школы, определялись его особенности и педагогические возможности. В результате "путешествия в среду" конкре­тизировалось содержание будущей деятельности педаго­гов и детей. Так пришли к идее школы-клуба.

В начале второго года работы школы в процессе про­дуктивных игр, проведенных с педагогами, старшекласс­никами и активом родителей, был определен "обоб­щенный образ" выпускника школы. При этом субъекты педагогического процесса исходили из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, нацио­нальных и региональных особенностей.

По их мнению, выпускник средней школы № 11 должен органично сочетать в себе качества гражданина, труженика и будущего семьянина. У него должно быть сформировано мировоззрение, основанное на общечело­веческих ценностях. Это человек-гуманист, социально активная личность, достаточно независимая в своих суж­дениях и взглядах, умеющая ориентироваться в социаль­ной обстановке, обладающая социальной ответствен­ностью за свои действия и поступки. Выпускник - патри­от своей страны и города, где родился и вырос, он уважа­ет чувства и традиции других людей, дорожит мнениями и взглядами живущих и работающих рядом с ним. Это человек образованный, обладающий разнообразными знаниями и потребностью в их расширении. Он владеет универсальными способами деятельности (умеет формулировать цели, планировать свою работу, организовывать ее, осуществлять самоконтроль и самоанализ). Выпуск­ник школы - творческая личность, активная в своих на­мерениях, умеющая коллективно работать и созидать 237

новое. Это человек, умеющий трудиться и испытываю­щий в этом потребность. Он коммуникабелен, деловит, предприимчив, честен в контактах с другими людьми, реально смотрит на самостоятельную жизнь в условиях рынка. Выпускник психологически подготовлен к буду­щей семейной жизни, знаком с обязанностями отца и матери, умеет вести домашнее хозяйство. Это человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни, испытывающий потребность в нем.

Модель личности выпускника школы стала не только стратегическим ориентиром для педагогов, детей и их родителей, но и теми критериями, по которым они могли бы сверять свою работу.

Спроектированные ранее и апробированные на прак­тике идеи создания воспитательной системы оформились в целостную концепцию. Была разработана программа деятельности педагогов, учащихся и родителей на бли­жайшие три года. Определился тип воспитательной си­стемы - школа-клуб. В ней органично взаимодействуют основной и обязательный для школьников виц деятель­ности - познавательная ("школа-академия") и деятель­ность детей по интересам - клубная, в которой предо­ставляются наиболее благоприятные условия для разви­тия способностей, склонностей, интересов учащихся, их общения и самоопределения (собственно "школа-клуб"). Единство "школы-академии" и "школы-клуба" - важней­ший путь гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Системообразующими видами деятельности при этом становятся познавательная и клубная. Познавательная деятельность всегда являлась приоритетной и в педагоги­ческом процессе всегда автономной. Клубная деятель­ность стимулировала учащихся к творчеству, к расшире­нию познавательного кругозора, что, естественно, акти­визировало познавательную деятельность. Клубная работа способствовала также возникновению своеобразных "зон неупорядоченности" (А.М. Сидоркин), где можно про­явить нестандартность, активность. С другой стороны, клубная деятельность выполняла компенсаторную функ­цию, ибо, во-первых, в процессе занятий по интересам ребенку легче самореализоваться среди сверстников; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифферен-238

циации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением отдельных предметов, классов выравнивания, коррекции и др.), когда наблюдается "расслоение" учащихся по интеллектуальным возможно­стям, клубная работа, основанная на интересах детей и доступная для всех, в определенной степени компенсиру­ет это расслоение.

Идея гуманизации стала ведущей концептуальной идеей, которой педагогический коллектив, родители ру­ководствовались в создании воспитательной системы школы-клуба. Важной стала также идея интеграции, предполагающая, во-первых, целевое, деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы, сплочение их в коллектив единомышленников, во-вторых - гармонизацию учебной и внеучебной дея­тельности в целостном воспитательном процессе.

Решение проблемы эффективной организации по­знавательной деятельности в школе начинается с психо­диагностического обследования детей дошкольного воз­раста с целью выявления их интересов, способностей и склонностей, а также определения программы их после­дующего обучения в начальной школе. С этой целью в школе функционирует летний лагерь будущих перво­классников, когда в течение двух-трех недель они знако­мятся с правилами школы, со своими учителями, со старшеклассниками, работающими с ними в лагере.

Уже в первом классе организуется разнообразная учебная и внеучебная деятельность с целью предоставле­ния каждому ребенку возможности попробовать себя в разных сферах, проявить свой талант, а учителю и психо­логу - попытаться определить уровень развития тех или иных способностей и интересов учащихся. Со второго класса начинается обучение по специальной программе:

углубленное изучение иностранного языка, занятия спор­том. По мере необходимости создаются классы для уча­щихся, слабо усваивающих программу обучения.

К окончанию начальной школы проводится диаг­ностическое обследование с целью выявления детей, осо­бо интересующихся тем или иным предметом. На основе проведенного исследования могут быть созданы про­фильные классы. Обучение в этих классах по данному 239

предмету строится по обычным программам, но на раз­ных уровнях сложности. С восьмого класса из состава детей, освоивших предмет на высшем уровне сложности, создаются специализированные классы, где обучение проводится по особым учебным программам. Начиная с восьмого класса организуются разнообразные факульта­тивные занятия.

В десятом-одиннадцатом классах обучение строится по двенадцатому варианту учебного плана (в обычных классах); в специализированных - по особому плану. Старшеклассникам, обучающимся успешно, разрешается свободное посещение отдельных занятий или обучение (по некоторым предметам) по индивидуальному плану, а также сдача экзаменов экстерном.

В школе создана широкая сеть предметных кружков, главная цель которых - формирование у учащихся инте­реса к познанию мира. Для учащихся десятых-одиннадцатых классов создано научное общество школь­ников (математическое, педагогическое отделения), где старшеклассники овладевают исследовательскими мето­дами, готовят доклады, научные сообщения. Одной из эффективных форм развития познавательных интересов стали дискуссионные клубы старшеклассников. Так, один из них объединяет любителей истории. На заседаниях этого клуба учащиеся обсуждают актуальные историче­ские проблемы, участвуют в ролевых играх, анализируют современные политические ситуации и т.д.

Клубная работа в школе, проводимая на доброволь­ных началах, на основе интересов детей, привлекательна для них как никакая другая. Школа имеет самые разно­образные (по содержанию и формам организации) клуб­ные объединения, а также формы фронтальной клубной деятельности.

Сегодня в школе функционируют 49 объединений по интересам, в которых занимается до 75 процентов уча­щихся. Объединениями руководят специалисты "клуб­ники", педагоги, родители, старшеклассники. Работают кружки и клубы разновозрастные и одновозрастные, объ­единения педагогов, педагогов и детей, семейные.

Деятельность их систематизирована в масштабе шко­лы через клубные центры, в которые объединены кружки я клубы, близкие по профилю.

Сегодня в школе пять клубных центров: познава­тельный (научное общество школьников, кружки инфор­матики, экологический, клуб юных математиков, факуль­тативы); центр декоративно-прикладного искусства "Параскева" (кружки керамики, дымковской игрушки, лоскутной пластики, флористики, кройки и шитья, мак-раме, вязания и др.); художественно-эстетический центр (студия "Натали", в которой девочки-подростки зани­маются аэробикой, художественным творчеством, изуча­ют этику, эстетику быта, парикмахерское дело, машино­пись; "ШТО" - школьное творческое объединение, в ко­торое входят театральная студия старшеклассников "Теремок", театр миниатюр, драматургический и фольк­лорный кружки); спортивно-оздоровительный центр (секции баскетбола, лыжная, каратэ, гидроаэробики и американской аэробики, атлетической гимнастики, шах­мат и др.); художественно-оформительский центр (школьная информационная компания "ШИК", кружок оформителей, "художников-передвижников").

Учащиеся начальной школы работают в эстетической студии. Все они обучаются музыке и пению, хореогра­фии, театральному искусству. По окончании начальной школы по желанию учащиеся могут продолжить зани­маться любимым делом в любительских объединениях.

Работой каждого центра руководит совет. В его функции входят планирование, изучение опыта отдель­ных кружков и клубов, оказание им помощи в работе. В школе в целом клубной работой руководит совет клубов, включающий руководителей центров и наиболее автори­тетных объединений. Совет клубов - центр координации всей клубной работы в школе. Он анализирует деятель­ность объединений, помогает им установить связи, орга­низует совместные заседания клубов и кружков, выпуска­ет газету, готовит радиопередачи.

Клубные центры включаются в общешкольную жизнь, организуя дела для всех учащихся, способствуя взаимодействию старших и младших, педагогов и уча­щихся. Так, на базе студии "Натали" образовался клуб 241

старшеклассников "Калейдоскоп". Участница танцеваль­ного коллектива организовала девочек из седьмых клас­сов в свою танцевальную группу, а две девочки из этой группы создали еще одну танцевальную группу -"Ассорти".

Каждый клубный центр курирует штатный педагог. В школе введена должность заместителя директора по клубной работе. Для организации методической службы создано методическое объединение руководителей круж­ков и клубов.

Объединения по интересам стали в школе органич­ными элементами ее воспитательной системы. Учащиеся, занимающиеся в кружках мягкой игрушки, флористики, кройки и шитья, керамики, всегда активные участники школьных выставок; ребята выставляют свои работы и на ярмарках, аукционах. На заработанные деньги покупает­ся необходимый материал, а часть идет самим мастерам.

В школе культ театрального искусства. Театральные объединения "Теремок" (девятые-одиннадцатые классы), театр миниатюр (седьмые-девятые классы), театральный кружок (девятый класс) пользуются большим авторите­том: на их спектаклях всегда аншлаг. В день премьеры в школе праздничная атмосфера. Костюмы и декорации сначала артисты готовили сами, а теперь эти функции взяли на себя центр художников-оформителей и кружок кройки и шитья.

Другое очень авторитетное объединение - это клуб туристов "Ювента". Традиционно в городских и област­ных соревнованиях туристы школы занимают призовые места. В клубе занимаются учащиеся со второго до один­надцатого класса. Старшеклассники учат малышей всем премудростям туризма, те отвечают им искренней привя­занностью. В клубе занимаются немало подростков, склонных к девиантному поведению, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил правонарушение. В клубе строгая дисциплина; самое жесткое наказание -снятие с похода. В подвале школы туристы создали музей туристских трофеев. Сами отремонтировали помещение;

получилась база с подсобными помещениями и гостиной, которая является предметом гордости ребят и их руково­дителя. У туристов хорошие отношения с ребятами из 242

фотокружка, которые тоже начали заниматься туризмом, а туристы - фотографией. Все стены подвала увешаны фотографиями.

Важное место в воспитательной системе школы за­нимают общешкольные ключевые дела. При их органи­зации учитывается многообразие интересов и потребно­стей учащихся. Ключевые дела дают возможность для одновременного и добровольного участия в общей дея­тельности всех членов школьного коллектива.

В течение учебного года обычно проводятся четыре-пять таких дел. Традиционными стали праздники знаний и творчества, "За честь школы", творческий конкурс "Утренняя звезда", общешкольное дело "Я - вятчанин".

В рамках дела "Я - вятчанин" организуется поиско­вая работа, которую возглавляют старшеклассники. Ребя­та собирают пословицы, поговорки, загадки, сказки Вят­ского края, крылатые выражения и забавные истории про вятских мужиков. Организуются выставки народного творчества, демонстрации бабушкиных нарядов, ярмарки, праздник народной песни "Вятские посиделки", работают мастерские по изготовлению тряпичных кукол, игрушек из природного материала. Заключительным аккордом является праздник "Зимушка-зима" (масленица), который проводится для жителей микрорайона школы.

Самый любимый праздник учеников, учителей и ро­дителей - "За честь школы". Он проходит как день благо­дарения. Подводятся итоги года: как учились, в каких делах участвовали, чего достигли. В этот день присваи­вают звания "Человек года" лучшим из учеников и учите­лей, а также "Самый активный и дружный класс", "Клубное объединение года". Претенденты выявляются путем анкетирования, экспресс-опроса, которые прово­дят ученики педагогических классов.

Таким образом, клубные центры и общешкольные ключевые дела стали своеобразными воспитательными комплексами в воспитательной системе школы.

Таким комплексом, безусловно, становится и урок. Это происходит тогда, когда усиливается его воспита­тельная значимость, что реализуется: через включение в содержание уроков материала нравственного характера, показывающего роль человеческого фактора в освоении и 243

развитии мира; через обращение к личному опыту уча­щихся; через осуществление межпредметных связей для формирования целостной картины мира; через использо­вание активных методов и форм учебной работы - мето­дики коллективной познавательной деятельности, лек­ций, семинаров, дискуссий, деловых игр; через включе­ние в урок элементов внеучебной воспитательной работы -дидактических игр, викторин, конкурсов, приглашение интересных людей; через использование нетрадиционных форм уроков - межпредметных, межвозрастных, аукцио­нов знаний, уроков, которые проводят совместно учи­тель-предметник и руководитель клубного объединения.

Если урок становится органичным элементом воспи­тательной системы, у детей и педагогов представление о школе складывается не как о двух сферах деятельности (учебной и внеучебной), изолированных друг от друга, а как о гармоничном единстве учения, досуга, труда, об­щения. Создается соответствующий образ школы.

В средней школе № 11 очень мало постоянно дей­ствующих органов самоуправления (советы клубных центров, например). Чаще всего создаются временные органы для разрешения каких-то возникающих проблем.

В систему управления и самоуправления органично включены десятый и одиннадцатый педагогические клас­сы. Они функционируют в школе с первого года ее рабо­ты и сегодня стали своеобразным субъектом воспитания. Организованный в них педагогический процесс позволя­ет не только ориентировать школьников на педагоги­ческую профессию, формировать педагогически значи­мые качества личности, но и предоставить условия для первичной профессиональной адаптации, когда старше­классники могут проверить свои возможности, сформи­ровать умения и навыки, работая с учащимися разных возрастов.

Педагогические классы активно участвуют в органи­зации всей жизни школьного коллектива. Их представи­тели руководят кружками, клубами, секциями; оказывают помощь классным руководителям младших и средних классов в организации внеучебной работы; помогают группам продленного дня; шефствуют над отдельными учащимися; готовят и проводят общешкольные дела; уча-244

ствуют в заседаниях педагогического совета, методиче­ских объединений. Учащиеся педагогических классов, по сути дела, становятся органической частью учительского коллектива.

Педагогически целесообразно организованная дея­тельность по созданию воспитательной системы школы-клуба способствует развитию гуманистических отноше­ний между всеми участниками педагогического процесса.

ШКОЛА ЮМ. ЦЕЙТЛИНА:

КОЛЛЕКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одна из модификаций воспитательных систем 60-х годов сложилась в московской школе № 73, где главный вектор системы был на­правлен на развитие интеллектуальных способностей детей, привитие им вкуса к знаниям и процессу познания как таковому. Познавательной деятельности учащихся отводилась ведущая роль в системообразовании.

Средняя школа № 73 с углубленным изучением французского языка возникла на базе обычной образова­тельной школы и на протяжении ряда лет сочетала в себе черты массовой и специализированной школы. Школа разместилась в типовом для тех лет пятиэтажном здании, вмещавшем 700 учеников.

Четверть века руководил ею Юлий Михайлович Цейтлин. Человек энергичный и творческий, он в школу привлекал людей неординарных, владеющих мастерством обучения и способных увлечь детей интересными делами.

Начало созданию воспитательной системы было по­ложено прокладкой к школе траншеи для теплосети (отрезок которой строители не сделали). Затем последо­вали проектирование пришкольного участка и посадка каштановой аллеи. Школа регулярно помогала шеф­ствующим предприятиям - домостроительному комбинату и автобазе - убирать помещения, мыть окна в цехах. Осо­бенно памятен лагерь старшеклассников в подмосковных Снегирях, действовавший на правах полного самоуправ-

ления. Самые трудные, "отпетые" молодые люди (как правило, переростки) самостоятельно управляли жизнью в лагере, включая и распределение бюджетных средств. Опыт не остался незамеченным и был одобрен органами народного образования.

Неотъемлемый отрезок школьной жизни - летний спортивно-трудовой лагерь под Севастополем, куда еже­годно выезжали 50—60 учащихся старших классов, деле­гированных ученическим коллективом. Приобщались школьники и к сельскохозяйственному труду. В качестве членов ученической бригады колхоза в станице Новопав­ловская Ставропольского края они участвовали в уборке урожая.

Постепенно складывались и школьные традиции -регуляторы жизнедеятельности: туристский слет (в сен­тябре), праздник песни (октябрь). День учителя, ежегод­ные фестивали искусств (в марте), вахта труда (апрель). Каждая из традиций придавала событийный характер жизни школы. О предстоящих событиях знали все к ним заранее готовились, а их чередование задавало опреде­ленный ритм и системность учебно-воспитательной рабо­те. Школа стала популярной в районе, а ее учителя поль­зовались у учащихся любовью и уважением.

Эти и другие воспитательные акции стали важной предпосылкой и благодатной основой для становления воспитательной системы школы. Однако для придания ей целостности и поступательного развития понадобилось определиться в магистральном направлении и выбрать ту важную составляющую, на которую ориентировалась бы вся работа.

Надо заметить, что поиск такого направления - про­цесс болезненный и достаточно трудный, ибо он демон­стрирует собой меру осознания не только реального по­ложения дел в школе, ее специфики и среды, в которой она живет и действует, но и тех потенциальных возмож­ностей, реализация которых приведет к поставленной цели. Вместе с тем именно такие трудности играют нема­ловажную роль как в консолидации учителей, в ста­новлении их единой педагогической командой, так и в привлечении учащихся в качестве активных субъектов, созидающих систему. 246

60-е годы характеризуются весьма противоречивой ситуацией. Общая стратегия школьного образования была ориентирована на подготовку, в первую очередь, рабочих кадров, острую нехватку которых переживало народное хозяйство. На все школы, в том числе и специализиро­ванные по профилю учебных дисциплин, "спускались" обязательные нормы, в соответствии с которыми значи­тельная часть учащихся по окончании восьми классов должна была направляться для завершения образования в ПТУ. Одновременно вводились новые учебные планы и программы, в большей мере соответствующие уровню развития научных знаний и сокращающие разрыв между школой и вузом. Однако интеллектуальная планка этих программ для многих оказалась слишком высока. Тен­денция падения престижа образования стала принимать угрожающие размеры: отличники все чаще стали попа­дать в изгои, вузы испытывали недобор абитуриентов.

Пытаясь изменить положение дел, педагогическая наука разрабатывала новые приемы и методы активиза­ции мыслительной деятельности учащихся, то предлагая проблемное и дифференцированное обучение, то ратуя за алгоритмизацию.

Настраивая свою воспитательную систему на позна­вательные ценности, педагоги школы № 73 действовали как бы вопреки линии, проводимой государством в об­ласти образовательной политики. Как уже отмечалось, педагогический персонал школы отличался не только высоким профессионализмом, мобильностью, но и твор­ческим энтузиазмом: учителя с желанием и подъемом откликались на новые начинания, что и придавало опти­мистический характер жизни в школе. В первую очередь это относилось к группе учителей, сплотившихся вокруг директора. Именно они взяли на себя основной груз ра­боты по активизации познавательной деятельности уча­щихся. Поначалу их взор обратился к состоянию вне­урочной работы, оторванности ее от обучения. Педагоги старались найти ответы на ряд вопросов: каково должно быть содержание внеурочной познавательной деятель­ности, чтобы она составляла логическое продолжение учебного процесса? Стимулирует ли общение учащихся в процессе познания их интеллектуальную активность? Как 247

отражается это общение на характере отношений, скла­дывающихся между учащимися?

Использование таких форм работы, как обществен­ные смотры знаний, учебные встречи между параллель­ными классами, на которых подростки демонстрировали знания по той или иной теме, и некоторых других форм, культивирующих общение учащихся, взаимообучение, не столько давало ответ на поставленные вопросы, сколько ставило новые. Почему формы, успешно применяемые в подростковых классах, не находят отклика у старше­классников? Почему использование одних и тех же орга­низационных приемов внутри возрастной группы дает различный эффект? И т.д. Все это требовало глубокого педагогического осмысления.

Предметом анализа учителей, которые включились в поиск организационных форм, повышающих интерес школьников к учению, стали трудности методического характера. У многих также возникли сомнения, связан­ные с тем, что эта работа требовала от педагогов допол­нительных затрат времени, не снимая с них повседнев­ных обязанностей. Одновременно поиск путей создания системы воспитания, основу которой составляла бы по­знавательная деятельность, наводил педагогов на мысль о том, что использование новых организационных форм вполне возможно не только во внеурочное время, но и на уроке. Идея состояла в том, что позитивных изменений в отношении к учению можно достичь за счет как совер­шенствования содержания образования, так и большего разнообразия форм его организации. Включение в учеб­ный процесс различных форм сотрудничества учащихся позволяло лучше приспособить его к природным особен­ностям детей, для которых общение и обмен информаци­ей являются естественной потребностью.

Положение дел существенно изменилось, когда раз­витие познавательной активности учащихся и ответ­ственного отношения к учению стало одним из приори­тетных направлений работы школ района. РОНО на своей базе создал общественную лабораторию, руковод­ство которой осуществляли научные сотрудники Акаде­мии педагогических наук. Для проведения опытной рабо­ты были определены три базовые школы, в числе кото-248

рых была и 73-я. Благодаря такому сотрудничеству учи­теля изучили теорию вопроса и познакомились с тем не­большим опытом по данной проблеме, который уже был накоплен в школах страны.

По мере внедрения различных форм организации по­знавательной деятельности учащихся на уроках и во вне­урочной работе школьная жизнь насыщалась, "про­питывалась" ведущей идеей системы, действуя на психо­логию детей и учителей. На педагогических чтениях, педсоветах все чаще предметом коллективного анализа становились сообщения учителей о воспитательно-образовательной эффективности тех или иных организа­ционных форм познавательной деятельности учащихся.

Особенно часто дискутировался вопрос о примене­нии групповых форм занятий. Интерес к ним особенно вырос после информации ученых о широком использова­нии групповых занятий в школах скандинавских стран. Поскольку научно-методическая литература по этому вопросу отсутствовала, то пришлось кропотливо зани­маться разработкой методики групповых занятий по раз­ным предметам и в разных по возрасту учебных классах.

Учителя математики начали отрабатывать примене­ние в старших классах различных модификаций взаимно­го рецензирования учащимися ответов и письменных работ друг друга с тем, чтобы перейти к групповым уро­кам. Преподаватели истории развивали у учащихся навы­ки взаимного комментирования ответов, умения само­стоятельно добывать знания (так называемые добытчики знаний), а в старших классах шла апробация групповых форм занятий. Эта же форма работы с интересом вос­принималась учащимися на уроках внеклассного чтения. Формы сотрудничества учащихся в познавательной дея­тельности совершенствовались, приобретали более чет­кую структуру. Учителя, посещая уроки друг друга, кое-что заимствовали и использовали в своей практике. Инициативная группа пополнялась все новыми едино­мышленниками.

Многим учителям понравилась идея выделения консультантов из числа учащихся. На первых порах учителя сами определяли консультантов по предмету, правда, при этом учитывали и мнение учащихся класса. Консультан-249

тами становились ученики, проявившие повышенный интерес к предмету и пользовавшиеся определенным авторитетом у одноклассников. С появлением консуль­тантов изменялся ход урока. По разрешению учителя консультант мог подойти к ученику и оказать помощь. Или учитель предлагал консультанту оценить (про­комментировать) устный ответ ученика или письменную работу.

Во время групповых занятий изменялась вся структу­ра урока. Учащиеся садились группами во главе с кон­сультантами, каждая группа получала свое задание и со­обща трудилась над ним. Это настолько нарушало при­вычную картину урока, что поначалу даже шокировало учителей: вместо "мертвой" тишины в классе - споры, обсуждения. При этом на уроке сохранялась рабочая де­ловая атмосфера, успешно решались учебные задачи. Убеждаясь в этом, учителя в ходе эксперимента преодо­левали в себе психологический барьер по отношению к такой форме организации учебной деятельности.

Важно и другое. Появление консультантов по пред­метам у одних учителей не могло не оказать влияния на работу других. "Почему у нас нет консультантов?", - вот вопрос, который задавали учащиеся учителю. Побуж­даемые учениками, учителя втягивались в орбиту созида­тельной деятельности, становились участниками по­строения новой системы. В процесс "цепной реакции" включились и многие вновь пришедшие учителя фран­цузского языка.

Постепенно познавательная деятельность стала не­сущей опорой всей системы школьной работы. В этом убеждали и результаты опросов учащихся об их отноше­нии к нововведениям, о влиянии новых форм обучения на повышение интереса к процессу познания. В предло­женной школьникам анкете наряду с традиционными формами работы (работа с учебником, объяснение учите­ля, фронтальная работа в классе и т.п.) были перечисле­ны и 29 видов новых форм сотрудничества, уже из­вестных ребятам: групповые занятия, общественный смотр знаний и др. Ответы ярко показали, что такие формы работы учащимся нравятся (около 80% детей вы­сказались о них положительно). Результаты опроса были 250

доведены до сведения всех учащихся и учителей, что придало новый импульс развитию воспитательной си­стемы.

Предметом особого внимания администрации школы явились дискуссионные ситуации, возникающие на педа­гогических советах, семинарах, методических совещани­ях, а зачастую и спонтанно (например, после только что проведенного урока). У некоторых, правда, это рождало желание вернуться к прежнему построению учебных за­нятий. Вместе с тем те учителя, которые применяли но­вые формы в своей практике, понимали, что по-старому работать они уже не смогут. Их аргументация сводилась к тому, что применение групповых и коллективных форм в процессе познавательной деятельности оживляет сам процесс, стимулирует развитие познавательного интереса у учащихся, делает более прочными их знания, гуманизирует отношения между детьми. Таким образом, как счи­тали эти учителя, компенсируются то дополнительное время и усилия, которые затрачивает учитель. Все чаще подчеркивалась необходимость использования простей­ших форм сотрудничества с начальных классов, чтобы с первых лет обучения дети приучались более адекватно оценивать себя и других, овладевали навыками взаимо­действия.

Борьба разных мнений в процессе освоения учителя­ми методики организации различных- форм взаимного обучения учащихся приближала к пониманию сущности проблемы: познание - процесс коллективный, а усвоение тех или иных знаний всегда индивидуально.

Становление познавательной деятельности системообразующим элементом воспитания вызвало к жизни демократические процессы, так как сама организация деятельности отводила учащимся роль не простых испол­нителей указаний педагогов, а заинтересованных участ­ников (ассистенты на уроках, лаборанты на практических занятиях, оформители учебных кабинетов, информаторы новых достижений в области науки и культуры, библио­текари в классах и, наконец, консультанты по предме­там). Так как на разных уроках и в разных видах вне­урочной деятельности консультантами становились раз­ные ученики, то в роли консультанта мог побывать прак-251

тически каждый. Появление в школе консультантов вы­нуждало педагогов искать наиболее приемлемые формы взаимодействия с детьми. Да и консультанты без посто­янной помощи со стороны учителей не могли справлять­ся со своими задачами. Поэтому педагоги и ученики по­стоянно общались по поводу предмета деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.046 с.)