Оценка и рецензирование контрольных работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка и рецензирование контрольных работ.



ИСТОРИЯ

 

Методические указания по выполнению контрольных работ (рефератов)

для студентов всех специальностей ВПО и ЗФО

 

 

Разработал: доцент кафедры теории и истории

государства и права, кандидат исторических наук,

доцент С.П. Борисевич

 

 

Анапа, 2017

ВВЕДЕНИЕ

 

Историческое образование является частью гуманитарной подготовки студентов вузов. Оно способствует интеллектуальному становлению личности, распитию самостоятельного творческого мышления, формирует желание продуцировать духовные ценности в доступных для личности формах.

Сегодня особенно актуальна задача исторического образования молодежи. Этому есть ряд причин. Выпускники все отчетливее ощущают недостаток общекультурного уровня. Подчас узок кругозор мышления, поведения, общения. Многим свойственно неумение четко, грамотно формулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита потребность в самообразовании. Недостаточность гуманитарных знаний стала остро ощущаться в условиях перехода к рыночной экономике, когда при избытке инженерных кадров применение своим силам находят лишь те специалисты, которые способны не только принимать верные технические решения, но и готовы к участию в самой разнообразной социальной деятельности.

Другая функция исторического познании связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв исторических корней взаимопереплетения интересов человека, народа, государства, будущие специалисты не смогут объяснить, а, следовательно, и разумно перестроить настоящее.

Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, в экологическом аду, избежать культурного вырождения. Именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, найти пути предотвращения катастрофы.

Действующая учебная программа курса «Истории» опирается на принципы цивилизационного подхода. Главная задача курса - дать целостное представление об историческом пути России, его особенностях, показать становление и развитие страны как цивилизованного неоднородного общества.

Успешное освоение курса истории России предполагает выполнение студентами различных форм учебной работы и заданий. Дли студентов заочного образования учебным планом установлено выполнение контрольной работы. Ее цель - углубление знаний студента по одной из тем изучаемой программы, выработка умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой, реферирования (изложения) и обобщения исторического материала.

Данные тематические указания содержат тематику контрольных работ, определяют необходимые требовании и рекомендации по их выполнению, включают списки литературы, перечень контрольных вопросов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

 

Студенты-заочники всех специальностей выполняют одну контрольную работу по разделам изучаемого курса отечественной истории. Контрольная работа является важной формой самостоятельной работы студентов, ее написание призвано активировать самостоятельное изучение курса истории отечественной истории. Правильное выполнение работы способствует более глубокому изучению отдельных тем курса, вырабатывает необходимые навыки самостоятельного изучения и обобщения материала. Одновременно контрольная работа является формой отчетности и способом проверки способности студента применять полученные знания, служит одним из критериев глубины изучения учащимся соответствующей дисциплины, характеризует способность и умение анализировать разнообразные исторические источники, выявлять из главное содержание.

В контрольной работе необходимо изложить свои знания с наибольшей полнотой, раскрыть тему всесторонне и глубоко, показав определенные навыки научного исследования, т.е. внести некоторый элемент новизны. Из нее должно быть видно, что студент основательно изучил учебную и научную литературу, нормативный материал.

Работа должна носить проблемно-поисковый характер, т.е. отражать различные подходы к решению главной задачи темы исследования. Автору необходимо продемонстрировать умение комплексно использовать и осуществлять анализ и синтез материала из разных источников. В ней также важно показать собственное понимание сущности проблемы, осуществить элемент научной, творческой деятельности. При этом автору следует убедительно и аргументировано изложить собственную точку зрения.

При подготовке курсовой работы необходимо использовать не менее 10 различных источников (учебных пособий, монографий, научных статей, в том числе опубликованных в последнее время).

Приступая к выполнению контрольной работы необходимо изучить, литературу но выбранной теме, составить план работы, в основу которого должны быть положены вопросы темы, предлагаемые в настоящих методических указаниях. При этом следует опираться на изучение основной литературы базового курса, включающей обобщающие труды по истории России, учебники и учебные пособия (см. «Список учебной литературы».

Выбор темы, составление плана, подбор и изучение литературы

(подготовительный этап работы).

Хорошая работа требует длительной и планомерной подготовки. Поэтому выбирать тему необходимо заранее, чтобы иметь время для систематической работы, качественной ее разработки к установленному сроку. Сроки предоставления контрольных работ определяются учебным графиком. Номер темы контрольной работы устанавливается по последней цифре шифра студента. Например: шифру 247 соответствует тема 7, 17, 27, 37.Студент выбирает самостоятельно одну из этих тем для написания работы.

При выборе темы необходимо учесть ее актуальность и практическую значимость. Важное значение при выборе имеет наличие литературы по избранной теме. Начинать подготовку целесообразно с изучения соответствующих разделов учебника.

Следующим важным этапом является составление плана, определяющего направление работы. С его помощью вырабатывается логическая стройность и комплексность изложения. Основой плана является предложенный в указаниях примерный план, который в ходе работы может уточняться и корректироваться только с разрешения преподавателя.

Обязательными разделами плана любой письменной работы являются: введение, основная часть (2-3 учебных вопроса), заключение, список использованных источников и литературы.

Изучение темы начинается с подбора соответствующей литературы и общего ознакомления с ней. Из систематического каталога, находящегося в библиотеке, можно узнать о наличии литературы по выбранной теме, а из алфавитного каталога — о произведениях того или иного автора, работавшего по данной проблематике. При подготовке письменной работы необходимо использовать учебные и справочные пособия, монографии и сборники статей, периодику, первоисточники.

 

Написание и оформление работы. Составление библиографии.

После завершения работы с литературой составляется окончательный план. Важно, чтобы каждый пункт плана соответствовал одному из направлений темы, а в совокупности они охватывали ее целиком. Необходимо соблюдать единый принцип деления разделов по объему и следить, чтобы все пункты были соотнесены с темой работы и не содержали повторов.

Если при изучении литературы главным является нахождение и анализ необходимого материала, то в период написания работы — его синтез, т.е. обобщение положений и систематизация, способствующая раскрытию темы.

Важным разделом контрольной работы является введение, в котором раскрывается значение и показывается необходимость рассмотрения проблемы, подчеркивается ее актуальность, определяется предмет исследования, ставится цель и задачи работы, степень научной изученности проблемы. Его объем обычно составляет 2-3 печатные страницы.

В основной части излагается содержание темы в соответствии с планом. Каждый вопрос выделяется в тексте работы и завершается четкими краткими выводами. При раскрытии темы необходимо показать теоретические знания, умение работать с литературой, сравнивать, обобщать данные, анализировать.

Для подтверждения главной мысли, основного положения используется цитирование. Всякое заимствование чужого текста необходимо оговаривать (ссылка на автора и его работу). Цитата берется в кавычки и делается сноска с указанием источника, из которого она взята. Не допустимо механическое переписывание текста источников. Изложение должно быть продуманным и логически последовательным.

В заключении подводятся итоги, излагаются выводы по исследованию. Заключение должно быть кратким, содержать четкие формулировки, выводы, логически связанные с основным содержание работы. Здесь не нужны повторения и новый фактический материал. Его объем обычно составляет 1-2 печатные страницы.

Необходимыми элементами письменной работы являются справочно-библиографический аппарат, постраничные сноски, список использованной литературы, а также, в определенных случаях приложения к работе, таблицы, схемы и пр.

Список использованных источников и литературы дается в алфавитном порядке по первой букве фамилии первого автора или названия источника. В списке использованной литературы надо указать только действительно изученные источники.

Контрольная работа должна иметь объем: на стандартных листах формата А 4 — не менее 24 страниц машинописного текста, шрифтом Times New Roman, размер 14, с одинарным интервалом. Она должна быть аккуратно выполнена, без грамматических и стилистических ошибок. Не допускается механическое переписывание текста учебника и литературы, равно как и сокращение слов (кроме самых общеупотребительных). Работы, написанные только на основе учебника или механически переписанные с источников, не допускаются к защите.

Контрольная работа должна иметь правильно оформленный титульный лист, где указываются наименование учебного заведения, учебная дисциплина, вид письменной работы (курсовая работа), ее тема, Ф.И.О. студента, номер курса и группы, номер зачетной книжки.

Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист считается 1-й страницей (но порядковая цифра на нем не ставится). Текст необходимо отредактировать, сверить цитаты и цифровые данные, проверить нумерацию страниц.

Не следует забывать о соблюдении полей, необходимых для возможных замечаний рецензента.

Работа брошюруется в следующей последовательности: титульный лист, план, введение, основной текст (его отдельные пункты), заключение, список использованных источников и литературы, приложения (если они есть).

 

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Контрольная работа

По Истории

Анапа, 2016


Приложение 2

Образец плана работы

 

ПЛАН

стр.

Введение 1. Предпосылки революционных преобразований 2. Основные направления реформ 3. Последствия модернизации России Заключение Список использованных источников и литературы Приложения  

Приложение 3

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК

В сноске необходимо указать автора (или редактора), наименование работы, место и время издания, страницу, с которой взята цитата. Как правило, ссылки на источники помещаются в подстрочнике на тех же страницах, где приводятся соответствующие цитаты. Сноски нумеруются арабскими цифрами и помещаются внизу страницы. От основного текста они отделяются сплошной чертой. Недопустимо часть сноски переносить на другую страницу.

В случае, когда один и тот же источник цитируется в тексте настолько раз, после полного библиографического описания источника допускается сокращение его данных (указывается только автор, наименование и страницы источника).

Вторая и последующие сноски, идущие подряд на одной странице текст а и относящиеся к одному и тому же источнику, заменяются словами "Там же".

Если в работе смысл текста, научные идеи, мысли автора пересказываются своими словами, в сноске перед библиографическими данными ставится "См.:".

Примеры:

1Ясперс К. Смысл и назначение теории. М., 1991. С. 76.

2 Там же. С. 85-86.

3См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 23.

При использовании в работе цитат из большого количества ис­точников или при многократном использовании цитат из одного или нескольких источников допускается делать ссылки на них в тексте с указанием порядкового номера данного источника в списке литерату­ры, приведенном в конце работы, и страницы, откуда взята цитата, на­пример: [12, с. 105].

Приложение 4

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА

Последовательность написания библиографического аппарата источника:

1. Если источник имеет автора, то пишется его фамилия, а затем - инициалы. Далее указываются: название работы, место издания (приводится в именительном падеже; принятые сокращения: Москва - М., Ленинград - Л., Санкт-Петербург - СПб.,), год издания.

Пример: Иванов А.А. История России. М., 1982.

2. Если авторов два или три, то указываются все фамилии в той же последовательности, как в источнике. Если авторов более трех, то указывается фамилия первого автора с добавлением слов "и др."

Пример: Иванов А.А. и др. Отечественная история. М., 1993.

3. В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия и пишется: "/Под общ, ред. или /Под ред.". Затем указываются инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если указывается редактор или составитель, то указываются его инициалы и фамилия в именительном падеже.

Примеры: Словарь русского языка / Под ред. А.С.Иванова. М., 1981.

Словарь русского языка / Сост. Д.С.Иванов. М., 1979.

4. В случае, если ссылка дается на какую-нибудь статью, изданную среди других произведений этого же автора или других авторов, то после фамилии с инициалами приводятся название статьи, затем ставятся две косые линии и даются все библиографические описания источника.

Пример: Гегель. Философия права // Соч.: В 2 т. М., 1991. Т. 1.

5. При описании многотомных изданий после фамилия автора пишется: «Собр. соч. (или Соч.), ставится двоеточие и указывается количество томов.

Пример: Маркс К. Собр. соч.: в 10 т. М., 1990. Т. 2.

6. При ссылке на тома, части, разделы, главы соблюдаются следующие правила: все сведения даются арабскими цифрами, пишутся в сокращении.

Пример: Т.З., Вып. 5., Кн. 2, Разд. 1, Гл. 5, С. 134-136.

7. При библиографическом описании источников. взятых из газет и журналов, даются фамилия и инициалы автора, название статьи, затем две косые линии, название журнала и газеты, год, у журнала — номер, а у газеты число и месяц выпуска.

Примеры: Иванов А.С. Историческое сознание // Отечественная история. 1986. № 1.

Приложение 5

Требования к оформлению машинописного текста

Текст печатается на одной стороне писчей белой бумаги формата А 4 (210*297 мм). Расстояние между строками текста - 1 интервал.

Размерные показатели:

в одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак; абзацный отступ равняется 1,25 см; на одной странице должно быть 28-30 строк сплошного текста; напечатанный текст имеет следующие поля: верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм, нижнее - не менее 20 мм. Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Страницы текста должны быть пронумерованы арабскими цифрами вверху посередине листа, начиная с введения. Титульный лист и лист с планом работы, одновременно являющийся и содержанием, не нумеруются, но считаются.

Наименование разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов записывают в виде заголовков (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования подразделов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной).

Слово "ПЛАН" записывают в виде заголовка прописными буквами. Наименования, включенные в план, записывают строчными буквами.

Список использованных в тексте источников составляется строго в алфавитном порядке.

 

Рекомендуемая литература

 

Темы контрольных работ.

 

ТЕМА 0.

ТЕМА 1.

Образование Древнерусского государства.

 

1.Историки о зарождении Киевской Руси. Историческое и политическое содержание термина «Русь».

2. Объединение восточнославянских племен вокруг Киева.

3.Деятелыюсть первых киевских князей.

4.Крешение Руси.

 

ЛИТЕРАТУРА

• Гумилев Л. От Руси до России. - М.: Дрофа. 1996.

• Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великан степь. - Мл Мысль, 1993.

• Дегтярев А.Я., Дубон. Начало Отечества. - М.: Наука, 1990.

• Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла русская земля?» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. - М.: Политиздат, 1991.

• Ловмяньский X. Норманны и Русь. - М.: Наука, 1985.

• Щапов Я.Н. и др. Древняя Русь – зона встречи цивилизации.// Вопросы истории. - 1990. -№9.

• Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель.

//Вопросы 'истории. -1991. -:№ 2-3.

• Творогов О.В. Древняя Русь (события и люди). - СПб.: Наука, 1994.

 

ТЕМА 2.

ТЕМА 3.

ТЕМА 4.

ТЕМА 5.

ТЕМА 6.

ТЕМА 7.

ТЕМ А 8.

Москва и объединение русских земель (коней ХIII-середина ХV века)

1. Экономические и социально-политические предпосылки образования централизованного государства.

2. Причины возвышения Москвы.

3. Этапы объединения земель вокруг Москвы:

а) начало объединения при Даниле и Иване Калите;

б) укрепление роли Москвы как центра борьбы с монгольскими завоевателями. Куликовская битва;

в) феодальная война второй четверти ХV века, Василий П Темный.

 

ЛИТЕРАТУРА.

• Буганов В.И. Куликовская битва. - М.: Мысль, 1986.

• Вернадский В. Г. Московское царство. В 2-х кн. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 1996.

• Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339 гидах.// Вопросы истории. - 1995. - № 4.

• Греков Н.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в ХШ - ХV вв. - М.: Мысль, 1988.

• Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки Х1-ХШ вв. - Л.: Наука, 1966.

• Рыбаков Б.А. Древним Русь. Сказания, былины, летописи. - М.: Наука, 1963.

• Сахаров А.М., Муравьев А.В. Очерки русской культуры IХ-ХVI веков. - М.: Высшая школа, 1962.

 

ТЕМА 9.

Завершение процесса образовании Российского централизованного государства

(60-е гг. ХV в. - начало ХV1 в.).

 

1. Политическое объединение Руси при Иване III и Василии III. Ликвидация ордынского ига.

2. Судебник 1497г. Социальная структура общества. Аппарат власти и управления.

3. Значение и особенности образования единого Российского государства.

ЛИТЕРАТУРА.

• Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. - Новосибирск: Наука, 1991.

• Вернадский В. Г. Россия в Средние века. Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 1996

• Зимин А.А. Россия на рубеже XV - ХУ1 столетий. - М.: Мысль, 1982.

• Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений. Конец ХV - начало ХVI вв. - М.: Мысль. 1980.

• Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993.

 

ТЕМА 10.

Государство Ивана Грозного.

 

1. Первый русский царь: личность Ивана 1У.

2. Правительство Избранной рады. Реформы копил 49-х -50-х гг. ХУ1 в.

3. Опричнина: сущность, особенности политического режима.

 

ЛИТЕРАТУРА.

• Альшин Д.Н. Начало самодержавии в россии. - Л.:, 1988.

• Валишевский К. Иван Грозный. - М.: СП Квадрат, 1993.

• Зимин А. А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Мысль, 1982.

• Кобрин В. Иван Грозный: Избранная рала или опричнина?//История СССР.-1991. - №4;

• Юрганов А.Л. У истоков деспотизма.// История Отечества: люди, идеи, решении. Очерки истории России IX - нач. XX вв. - М.: Политиздат, 1991.

• Костомаров Н.И; Русская истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелен. - М.: Наука, 1993.

• Скрыпников Р.Г. Иван Грозный и его время. - М.: Знание, 1991.

ТЕМА 11.

ТЕМА 12.

ТЕМА 13.

ТЕМА 14.

ТЕМА 15.

Петр I: личность и время

1.Россия на рубеже ХVII - ХVIII веков. Предпосылки преобразований.

2. Личность реформатора.

3. Модернизация России: цели, методы, главные итоги.

4. Оценки личности и деятельности Петра 1 в отечественной историографии.

 

ЛИТЕРАТУРА.

• Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989.

• Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Мысль, 1989.

• Кузьмнчев А. Деяния Петра Великого// Власть. - 1994. - №7.

• Медушевский А.Н. Реформы Петра Великого в сравнительно-исторической перспективе// Вестник высшей школы. - 1990. - №2.

• Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 199.0.

• Петрухинцев Н. Россия Петра// Родина. - 1994. - №8.

 

ТЕМА 16.

ТЕМА 17.

ТЕМА 18.

ТЕМА 19.

ТЕМА 20.

ТЕМА 21.

ТЕМА 22.

Россия при Александре 1 (1-я четверть XIX пека)

 

1. Влияние идей Великой Французской революции на Россию. Александр 1 и формирование либерализма как государственной политики.

2. Декабристы: тайные общества, идеология, цели и методы борьбы, значения движения.

 

ЛИТЕРАТУРА.

• Гордин Я. Мятеж реформаторов. - Л.: Лениздат, 1989.

• Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. - М.: Наука, 1989.

• Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. - М.: Мысль, 1991.

• Эндельман Н.Я. Грань веков. - М.: Мысль, 1982.

• «Якобинец всея Руси» (Александр I/ Истории России в портретах. В 2-х томах. Т.1. - Смоленск: Русич, Брянск: курсив, 1996.

• Опыт российских модернизаций XVIII—XX в. / Отв. ред. В. В. Алексеев. М., 2000.

 

ТЕМА 23.

ТЕМА 24.

ТЕМА 25.

ТЕМА 26.

ТЕМА 27.

ТЕМА 28.

ТЕМА 29.

Революционный кризис в России (февраль-октябрь 1917 г)

1. Февральская революция 1917 г. и ее историческое значение.

2. От Февраля к Октябрю.

3. Октябрьский переворот 1917 г. Первые декреты Советского правительства.

ЛИТЕРАТУРА

• Очерки истории общественных движений и политических партий России / Под ред. В.В. Романова. Хабаровск: Изд-во хабар. гос. пед. ин-та, 1993. С. 18-51.

• История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. М.: Высш. шк., 1994.

• Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994.

• Чернокрылова Е.Н. Николай II — портрет на фоне уходящей эпохи. Хабаровск: ДВГУПС, 1998.

• Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.

• Политические деятели России 1917 года: Биографический словарь. М., 1993.

• Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1996.

• Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.

• Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1996.

 

ТЕМА 30.

ТЕМА 31.

ТЕМА 32.

ТЕМА 33.

Личности Сталина.

 

1. Превращение большевизма в государственную структуру.

2. Формирование административно-командной системы и ее характерные черты.

3. Становление режима тоталитаризма.

 

ЛИТЕРАТУРА

• Данилов А. А. История инакомыслия в России. 1917—1991 гг. Уфа, 1995.

• Зуев М.Н. История России. М.: Высш. шк., 1998. С. 249-297.

• Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М.: Инфра-М-Норма, 1997.

• История России: учеб. / Казанцев Ю.И. М.: Инфра-М, 2001.

• Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. В 4-х томах. М.: Агар, 1996. Т. 1-2.

• Голодомор в России. Подробности./ Родина. 1998. - Ч 1.

• Жухрай В.М. Сталин: правда и лож. М.: 1996.

• Раух Г., Хильгер Г. Ленин. Сталин. Серия «Исторические силуэты». Ростов н/д.: Феникс, 1998.

• Млечин Л.М. Русская армия между Троцким и Сталиным. М.: Центрополиграф, 2002.

• История России XX века /А.Н. Боханов и др. М., 1996.

• Радзинский Э.С. Сталин. М.: 2003.

• Волкогонов ДА. Сталин. Политический портрет. М.: 1995.

• Семенов С.Н., Кардашов В.И. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. М.: 1997.

• Киселев Г. С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М., 1991.

• Данилов А. А. История инакомыслия в России. 1917—1991 гг. Уфа, 1995.

 

ТЕМА 34.

ТЕМА 35.

Ее характер и цели

1. Причины, цели, предвоенные планы, периодизация войны.

2. Особенности боевых действий на основных этапах войны.

3. Советско-японская война.

 

ЛИТЕРАТУРА

• Кузеев Р. Великая Отечественная война и современность: Некоторые ито­ги и задачи исторического исследования. Уфа, 1997.

• Кларк А. План «Барбаросса». М.: 2002.

• Ржешевский О.И. История второго фронта: война и дипломатия. М.: 1998.

• Уткин А.И. Вторая мировая война. М.: 2003.

• Шерер У. Крах нацистской империи. Смоленск: 1999.

• История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945г. ­ 6 т. ­ М..: Воениздат, 1960г. ­

• История Второй мировой войны. 1939 - 1945г. ­ 12 т. ­ М.: Воениздат, 1974г.

­

ТЕМА 36.

ТЕМА 37.

ТЕМА 38.

ТЕМА 39.

Вопросы текущего контроля к теме 1

1. Как называли на Руси выходцев из Скандинавии?

2. Когда образовалось древнерусское государство?

3. Как называлось древнерусское государство?

4. Кто был первым правителем древнерусского государства?

5. Назовите основной источник доходов князя и его дружины?

6. Что такое “вече”?

7. При каких правителях Киевская Русь достигла своего политического могущества?

8. Когда произошло крещение Руси?

9. Что такое “Русская Правда”?

10. Кто такие “бояре”?

11. Что такое “вотчина”?

12. Кто такие “смерды”?

13. Как назывались зависимые крестьяне на Руси?

14. Назовите крупные княжества и земли после распада древнерусского государства?

15. Какая форма правления была установлена в Новгороде?

16. Назовите высший орган власти в Новгородской республике?

17. Когда и где русские дружины впервые встретились с монгольским войском?

18. Положительная и отрицательная стороны удельности княжеств

19. Как называлось государство, которое основал Батый?

20. Когда Русь попала в зависимость от Золотой Орды?

21. Кто был верховным правителем русских земель в период монголо-татарского ига?

22. Что такое “ярлык”?

23. Кто контролировал деятельность русских князей?

24. Ордена Меченосцев и Тевтонский составили

25. Вторжение Рыцарей на Русь началось в

26. На Неве Александр разбил

27. Александр стал Невским за победу над

28. «Ледовое побоище» состоялось на льду

29. «Ледовое побоище» состоялось в

30. Боевой порядок рыцарей

 

Вопросы текущего контроля к теме 2

1.

2. Какие факторы ускорили объединительный процесс на Руси?

3. Какие факторы способствовали возвышению Москвы?

4. Какие княжества вели борьбу за великое владимирское княжение на первом этапе объединения русских земель?

5. Какой вопрос решался в ходе борьбы между Тверским и Московским княжествами?

6. При каком князе Москва стала самым богатым княжеством Руси?

7. Когда Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель?

8. Когда произошла Куликовская битва?

9. При каком князе к Москве был присоединён Великий Новгород и покорена Тверь?

10. Какой титул стал носить Иван III?

11. Когда было свергнуто монголо-татарское иго на Руси?

12. В каком году Иван I принял титул “царя”?

13. Что такое Боярская дума?

14. Что такое “Избранная рада”?

15. Что такое “Земский собор”?

16. Что означает “опричнина” в узком смысле слова?

17. Назовите годы правления Ивана I Грозного?

18. Кто занимал русский престол в годы Смуты (1605 1613)?

19. Когда утвердилось крепостное право в России?

20. Что такое “урочные годы”?

21. Назовите последних царей династии Рюриковичей?

22. Кто был избран царём на Земском Соборе 1598 г.?

23. Кто такой Лжедмитрий 1?

24. Назовите руководителей земского ополчения 1612 г.?

25. Когда произошла смена правящей династии в России?

26. Назовите первого царя династии Романовы

 

Вопросы текущего контроля к теме 3

 

1. Определите основную цель петровских реформ?

2. На что была направлена внешняя политика Петра 1?

3. Когда началась Северная война?

4. Какой характер носили петровские мануфактуры?

5. Как называлась новая система комплектования вооружённых сил?

6. Какие новые институты (органы) государственного управления появились в

7. России в результате реформ Петра 1?

8. Какой указ регулировал прохождение государственной службы?

9. Когда Россия стала “империей”?

10. Каким периодом датируется “эпоха дворцовых переворотов” в России?

11. Назовите дату последнего дворцового переворота ХУIII века в России?

12. Кто играл решающую роль в дворцовых переворотах?

13. С какой целью был создан Верховный тайный совет?

14. С какой целью верховники предложили Анне Иоанновне подписать кондиции?

15. С именем какой императрицы связано засилье иностранцев в России?

16. Кто такой Эрнест Иоганн Бирон?

17. Какие события положили конец власти иностранцев в России?

18. Назовите главное событие внешней политики России в годы правления Елизаветы Петровны?

19. Назовите монархов, занимавших русский престол в эпоху дворцовых переворотов?

20. Когда наступил “золотой век” русского дворянства?

21. Назовите годы правления Екатерины II

22. С именем какой императрицы связан период “просвещённого абсолютизма”

в России?

23. С какой целью Екатерина 11 решила созвать Уложенную комиссию?

24. На что была направлена социальная политика Екатерины I

25. Что такое Жалованная грамота дворянству?

26. Кто возглавил Крестьянскую войну 1773 — 1775 гг. в России?

27. Кто такой Н.И.Новиков?

28. Кто такой А.Н.Радищев?

29. Охарактеризуйте основные итоги внешней политики России при Екатерине II?

 

Вопросы текущего контроля к теме 4

1. Назовите годы правления Александра I?

2. Негласный комитет

3. Крепостное право было впервые отменено в

4. Первые российские университеты

5. Военные поселения это

6. В 1815 г. Конституция была дарована

7. Декабристы

8. Северное общество

9. Южное общество

10. Политической школой для декабристов стали

11. Причины поражения движения декабристов

12. После смерти Александра императором стал

13. В 3-й коалиции участвовали

14. Итоги Аустерлицкого сражения

15. Тельзинский мир предполагал

16. Причины нападения Наполеона на Россию

17. Стратегический план Наполеона при нападении на Россию

18. Генеральное сражение Отечественной войны

19. Что такое “континентальная блокада”?

20. Кто был назначен главнокомандующим объединённой русской армии?

21. Назовите основные сражения Отечественной войны 1812 г.?

22. Заграничные походы русской армии имели цель

23. Кто такие декабристы?

24. Назовите годы царствования Николая I

25. Когда в России было отменено крепостное право?

26. Главная цель проведения буржуазных реформ

27. Инициаторы проведения реформ

28. Какие крестьяне назывались “временнообязанными”?

29. Что такое Редакционные комиссии?

30. Какие повинности должны были нести “временнообязанные” крестьяне?

31. Какие реформы были проведены в стране после отмены крепостного права?

32. Что такое “Положения 19 февраля 1861 г.”?

33. Получение крестьянами личной свободы предполагало

34. Что такое “земства”?

35. Земское собрание это

36. Избирательная система в земства предполагала

37. Судебная реформа предполагала создание двух видов судов

38. Состязательность судебного процесса предполагает

39. Рекрутские наборы были заменены на

40. Университетская реформа предполагала

41. Среднее образование давали

42. Контрреформы 80-х годов проводились в результате

43. Контрреформы 80-х годов имели цель

44. Временные рамки Русско-турецкой войны

45. Сен-Сефанский договор предполагал

46. Охарактеризуйте правительственный курс нового императора Александра I I I

47. С именем этого политика связан подъём русской промышленности в 90-е гг. ХIХ в.

 

Вопросы текущего контроля к теме 5

1. В 1894 Г. императором Росси стал

2. Причины народных выступлений в начале ХХ в.

3. Требования бастующих рабочих в начале ХХ в.

4. Когда началась Русско-японская война?

5. Временные рамки Русско-японской войны

6. Где проходила Русско-японская война

7. Порт-Артур

8. Командующий 1-й тихоокеанской эскадры в феврале-марте 1904 г.

9. Генерал Куропаткин

10. Крупнейшее сухопутное сражение Русско-японской войны

11. Крупнейшее морское сражение Русско-японской войны

12. Условия Портсмунтского мирного договора

13. Причины Революции 1905 г.

14. Какое событие положило начало первой российской революции?

15. Манифест 17 октября 1905 г.

16. Назовите политические партии русских радикалов?

17. Когда произошёл раскол РСДРП?

18. Назовите лидера и руководителя “большевиков”?

19. Какая политическая цель объединяла эсеров и социал-демократов?

20. Причины разгона 1-й госдумы

21. Октябристы

22. Кадеты

23. Эсэры

24. РСДРП

25. П. А. Столыпин

26. Задачи Столыпинской реформы

27. Главный итог Столыпинской реформы

28. Причины 1-й мировой войны

29. Антанта

30. Тройственный союз

31. Инициатор 1-й мировой войны

32. Цели России в 1-й мировой войне

33. Цели Германии в 1-й мировой войне

34. Временные рамки 1-й мировой войны

35. Когда началась первая мировая война?

36. Кто выдвинул лозунг “Превращения войны империалистической в войну гражданскую”?

37. Где и когда началась Февральская революция 1917 г.?

38. Что явилось поводом для Февральской революции?

39. Назовите основные лозунги восставших масс?

40. Февральской революцией руководил

41. Главный итог Февральской революции

42. Реформы по демократизации армии после Февральской революции

43. Главные вопросы не решенные Временным правительством

44. Двоевластие первой половины 1917 г. предполагало



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.384 с.)