Дифференцированный опросник чувств (ДОЧ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференцированный опросник чувств (ДОЧ)



Чье чувство                                         Всего Примечание
Чувство                                                
1 любовь                                                
2. терпение                                                
3. доверие                                                
4. надежда                                                
5, страх                                                
6. одиночество                                                
7. усталость                                                
8. апатия                                                
9. раздражение                                                
10.свобода                                                
11. напряжение                                                
12. опустошенность                                                
13 растерянность                                                
14. восторг                                                

 

15 уверенность                                                
16. вдохновение                                                
17. угнетенность                                                
18 споюйствие                                                
19. смггение                                                
20. раздвоенность                                                

 

Заполнение ДОЧ возможно с ориентацией на се­годняшнее состояние (актуальное) и на потенциальное (желаемое) состояние (см. таблицу на след. странице).

Выраженность чувств может быть оценена по 10-балльной системе: 10 — максимальное выражение, О — минимальное.

Заполнение ДОЧ позволит интервьюируемому ре­шить задачу фиксации чувств другого человека, опре­делить выраженность разных чувств в его окруже­нии — составить своего рода карту эмоционального окружения.

Упражнение на идентификацию возможностей человека в ситуации интервью

Работа с модальностью «я могу», по нашему мне­нию, является необычайно важной. Она должна начи­наться с выяснения возможностей человека в сфере предметных действий — это составление списка акту­альных возможностей (CAB). Он строится как продол­жение незаконченных предложений: «Я могу...»

Затем выясняются возможности человека в ана­лизе межличностных отношений и в анализе своего «Я». Направление анализа — направление продолже­ния незаконченных предложений через образец зада­ет психолог. Например: «Я могу узнать, когда люди...», «Я могупонять, когда люди...», «Я могуповерить, ког­да люди...», «Я могу разобраться в том, когда чело­век...», «Я могу представить себе, что люди...». Мате­риалом для построения незаконченных предложений служит содержание психологической задачи, которая решается в ходе интервью.


llpiKTI'miK ЗЩШ И ICilHIt ШИН» ШИШШТООГ» ШСрИИрШШИ

При работе с модальностью «Я хочу» психолог может использовать идентификацию желаний с помо­щью списка желаний и последующего обсуждения их реалистичности.

При работе с идентификацией модальности Я-кон-цепции психолог может прибегать к приемам, описан­ным в виде следующих упражнений:

1. Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше всего похожи? Почему?

2. На кого или на что вы хотели бы быть похожи?

Почему?

В ответах на эти вопросы можно увидеть динамику Я-концепции другого человека, возможность пережи­вать источник этой динамики.

Кроме того, идентификацию Я-концепции и ее по­тенциальных возможностей можно исследовать с по­мощью методики ЗОЯК, которая дает материал для осознания человеком обоснования своего воздействия на себя и на другого человека.

Применение этой методики в практике консульти­рования показало, что большинство взрослых людей отказывают себе в возможности развития и пережива­ют воздействие другого человека как важное для себя с точки зрения возможностей изменения характерис­тик своего внутреннего мира. Это исходная позиция в применении этой методики и ее интерпретации с точ­ки зрения консультирования взрослых.

Остановимся на ней подробнее.

Исследование Я-концепции как обоснования воздействия на другого человека

Инструкция: Отметьте 10 баллами то суждение, которое в большей степени отвечает вашему мнению, а 0 баллов — за суждение, которое в минимальной сте­пени отвечает вашему мнению, другие варианты отве­тов — 9,8,7,6,5,4,3,2,1, используйте по необходимости выразить свое отношение к суждению.

1. Можно увидеть развитие человека по его поступкам.

2. Развитие человека проявляется в его намерениях, и его желаниях.

3. Развитие человека проявляется в том, что он делает.

4. Развитие человека можно определить по его речи.

5. Развитие человека можно определить по его отноше­нию к другим людям.

6. Только в отношении к себе можно увидеть развитие человека: каким он себя считает — это и говорит о его развитии.

7. Развитие проявляется в успехах человека — чему он на­учился, в сравнении с тем, что когда-то умел.

8. О развитии человека говорит сложность его мыслей.

9. Развитие человека проявляется в его знаниях, эруди­ции.

10. Развитие человека проявляется в его совести.

11. В каждом человеке от рождения заложены способнос­ти, они и проявляются в ходе его жизни.

12. Человека делают человеком обстоятельства его жизни.

13. Человека всегда можно воспитать и сделать из него настоящую личность.

14. Еще никому не удавалось переделать природу челове­ка— он будет таким, каким создан.

15. В каждом человеке есть силы для саморазвития, им не надо мешать.

16. Человек сам может влиять на свое развитие.

17. В человеке есть все для развития, только надо создать для него соответствующие условия.

18. Все зависит от того, чего человек будет хотеть, — это и определит его развитие.

19. Только знания могут определить развитие человека.

20. Человек должен знать себя — в этом его развитие.

21. -Каждый человек немножко ненормальный с точки зре­ния других людей.

22. Все люди разные— нормы быть не может.

23. Нормальный человек тот, кто отвечает за себя и за Дру­гих.

24. Нормальный человек — это тот, кто делает все, как все люди.

25. Нормальный человек — это тот, кто может жить с дру­гими и не приносить им вреда.

26. Нормальный — всегда средний человек, он всегда дела­ет все не хуже и не лучше других.

27. Нормальный человек — это тот, кто может отвечать перед законом.

28. Если у человека здоровая психика, то он нормальный.

15 Абрамова Г. С.


llpamitcm защш li кишб tikihi шшшичесшо шфпироааши

29. Нормальный тот, кто может учиться, кто может усва­ивать знания.

30. Нормальный человек владеет собой.

31. Мне проще показать, что надо делать, чем объяснять.

32. Мне проще объяснить, что надо делать, чем показать.

33. Мне проще показать и объяснить, что надо делать.

34. Всегда вмешаюсь, если при мне что-то делают непра­вильно.

35. Никогда не вмешиваюсь, если кто-то что-то делает не­правильно, пусть учится на своих ошибках.

36. Научиться на своих ошибках можно, на чужих — нельзя

37. Лучше, если тебе посоветуют, как надо делать.

38. Лучше самому решать, как надо делать.

39. Хорошо, когда тебя учат, исправляют то, что ты сделал неправильно.

40. Хорошо, когда ты сам исправляешь свои ошибки, пони­маешь их.

41. Я не люблю, когда мне говорят обо мне, о моих каче­ствах как человека, все хорошее и плохое я знаю сам.

42. Я люблю поговорить о себе даже с незнакомыми лю­дьми.

43. Терпеть не могу, когда учат, как жить.

44. Не люблю, когда меня жалеют.

45. Я прислушиваюсь к советам других людей.

46. Я нуждаюсь в жалости других людей.

47. Мне кажется, что от каждого человека можно чему-то научиться.

48. Невыносимо, когда курицу учат яйца.

49. Людей нужно слушать, а делать по-своему.

50. Есть смысл делать по совету, если это совет умного человека.

51. Я считаю себя сложившимся человеком.

52. Думаю, что большинство моих качеств уже сформиро­вались, они будут неизменными в дальнейшей жизни.

53. Я считаю, что может измениться взгляд на мир, напри­мер, от потрясения, а так уже все сформировалось.

54. Думаю, что у меня еще есть возможность измениться, но это будет зависеть от тех обстоятельств, в которых я буду жить.

55. Думаю, что смогу измениться, если меня к этому выну­дят.

56. Я считаю, что человек должен меняться всю жизнь, он сам определяет свое изменение.

57. Наверно, со стороны будет лучше заметить: в чем че­ловек меняется, а в чем — нет.

58. Мне кажется, что изменение будет происходить есте­ственно, как старение.

59. Лучше, если человек не меняется, он остается самим собой.

60. Могут измениться знания, привычки, но в целом чело­век не меняется.

Ключ к методике: 1,11,21,31,41,51 — 10 баллов, т. е. сумма = 60 баллов, это оценивается как совпадение с ключом, любое несовпадение оценивается 0 баллов. Максимальное число раскрывается следующим обра­зом: осознание своей открытости к воздействию дру­гих людей, признание ценности другого человека, ори­ентация на объективные критерии нормы психического развития, стремление к изменению образа Я, призна­ние автономности личности, ориентация на сложные социальные критерии развития человека. Минималь­ное число баллов — 0 баллов: осознание закрытое™ к воздействию других людей, признание ценности себя, ориентация на субъективные критерии в понимании нормы психического развития, неизменность образа Я, зависимость развития от других людей, ориентация на простые критерии развития человека.

Промежуточные характеристики Я-концепции могут быть составлены с использованием следующей таблицы факторов:

фактор 1 (1—10) развитие другого: сложный и нео­днозначный критерий развития человека — простой и однозначный критерий развития человека,

фактор 2 (11—20) представление о развитии чело­века: сложное представление о механизмах развития человека — простое представление о механизмах раз­вития человека,

фактор 3 (21—30) использование представлений о норме психического развития: использование критери­ев нормы психического развития — создание критери­ев нормы психического развития,

фактор 4 (31—40) представление о воздействии на другого человека: ответственность — безответствен­ность, 15*


фактор 5 (41—50) воздействие на меня другого человека: значимость других — незначимость других.

фактор 6 (51—60) мое развитие: признание авто­номности личности и механизмов самоактуализации — непризнание автономности личности и механизмов самоактуализации.

Выполнение заданий на идентификацию Я-кон-цепции дает возможность, по нашему мнению, пере­жить психологу состояние другого человека, который в ходе интервью встречается с необходимостью струк­турирования своей психической реальности с помо­щью средств, предлагаемых психологом.

Возможность использования различных методик при организации интервью определяется профессио­нальным осознанием для психолога роли и места ре­зультатов работы по этим методикам в общей структу­ре интервью.

Пятый этап интервью предполагает возможность использования приемов воздействия, напомним уже описанные: пересказ, демонстрация приема воздей­ствия, составление индивидуальных правил и про­грамм, письмо психолога другому человеку, библиоте-рапия повторного приема.

Упражнение «Письмо ясихвжа»

Напишите несколько писем, выбрав возможные адресаты из следующего списка, обсудите тексты пи­сем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой не­порядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.

6. Девочке (13 лет), которая очень красива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчи­ком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

Яршпщ» нщш и ктт нти тшттт тцшцтт _____

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее уже на пределе.

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. Наметить перспективы адресата.

Вопросы к зачету

1. Какому виду психологической помощи принадле­жит такое рефлексивное переживание психолога:

— Наконец-то я понял, что он от меня хочет.

— Боже, ничего не понимаю...

— От этого человека все можно ожидать.

— Мы еще посмотрим, кто—кого...

— Да, а еще говорил, что он нормальный человек.

2. На каком этапе консультирования у психолога может быть такое рефлексивное переживание:

— Что это он пытается сказать?

— Надо проверить, правильно ли я поняла...

— Такое в моей практике уже встречалось...

— И он меня еще учит жить.

— Что же он от меня хочет...

— Как же его остановить?

— Неужели я ему еще не надоела?

3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиен­ту следующие слова:

— Вы мне об этом уже говорили.

— Достаточно, я уже поняла, что вы хотели ска­зать.

— Естественно, по-другому это и понять невоз­можно.

— Что вы, что вы, я знаю, что говорю.

4. Кто из участников консультирования:

— может и должен сопротивляться давлению дру­гого,

— может и должен прояснять свою точку зрения до конца,

— может и должен слушать другого человека,


— может и должен сдерживать свои чувства,

— может и должен учитывать чувства других лю­дей,

— может и должен сориентироваться на измене­ние ситуации.

5. Какое из рефлексивных переживаний принадле­жит психологу, а какое — интервьюируемому:

— Когда же лечить начнут?

— Кажется, понимаю, о чем идет речь!

— Что это она заставляет меня повторять эти ис­тины?

— Когда же она закончит ходить по кругу?

— Ну, сейчас я ее расколю, мы еще посмотрим, кто из нас умный!

6. Какое из рефлексивных переживаний отражает эффективное интервью, с точки зрения клиента:

— Раз в жизни выговорился!

— Знал бы я...

— Психология — вредная вещь.

— Это не для меня.

— Что-то я, кажется, ничего не понял!

— Я-то все понял, все понял, а вот она...

— Что я наговорил?

— Всю душу вымотала!

Приложение к практикуму

Как им пользоваться

В приложении представлены два относительно са­мостоятельных текста: 1) «Про танцующих лошадок, бес­порядок и порядок», 2) «Со мною вот что происходит».

Общая идея, которая объединяет эти тексты, со­стоит в том, что все они позволяют человеку, работаю­щему с ними, ввести в отношения с другими людьми различные свойства психической реальности и сделать их предметом совместного взаимодействия.

Известно, что свойства психической реальности достаточно сложно репрезентировать — сделать их как бы видимыми, осязаемыми. Однако именно эту задачу решает профессионал в ситуации психологического консультирования.

Как сделать психическую реальность доступной для обсуждения в индивидуальной и групповой работе с людьми? Для этого существует множество способов, но, кажется, что одним из наиболее общих способов являет­ся способ опосредованного представления качеств пси­хической реальности через текст. Текст позволяет создать ситуацию внешнего и внутреннего диалога или полило­га, где одновременно могут существовать различные позиции. Эти позиции фиксируются для построения особого предмета взаимодействия — свойств психичес­кой реальности. Напомним, что эти свойства позволяют


как бы описать карту субъективного, они задают своего рода топологическое видение психической реальности, где каждое ее качество представлено в своеобразной предметной форме.

Предлагаемые читателю тексты приложения и вы­полняют эту роль — в предметной (текстовой и графи­ческой) форме выделяют разные параметры в тополо­гии субъективного.

Какие это параметры? Остановимся подробнее на каждом тексте и таким образом покажем возможности его применения в консультировании.

«Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок». Этот текст позволяет использовать категорию сказки как один из способов мышления человека о многознач­ности и организованности психической реальности. Через использование категории сказки можно зафик­сировать для участников взаимодействия наличие не­скольких позиций, соотношение между различными позициями, необходимость взаимодействия по прави­лам, соответствующим свойствам предмета взаимодей­ствия, ввести понятие ответственности, а также обсуж­дать понятие дома и необходимость его сохранения для обеспечения жизни — ее устойчивых законов.

Одновременно через работу в категории сказки мож­но показать человеку (на содержании его индивидуаль­ной истории) возможные, в том числе и возможные аль­тернативные, пути движения в логике его событий.

Фактически этот текст можно использовать на эта­пе выработки альтернативных решений с целью рас­ширения спектра переживаний качеств психической реальности участников профессионального взаимодей­ствия. Текст может читаться индивидуально или обсуж­даться в группе; цели работы профессионала при этом состоят в том, чтобы через отношение читателей к тек­сту вызвать у них переживание многозначности ка­честв психической реальности через появление в сказ­ке других (нетождественных герою персонажей) и одновременно через анализ логики сказочных событий пережить возможные варианты новой организации психической реальности.

Говоря по-другому, через придумывание сказки и использование ее как средства мышления о психичес­кой реальности у человека есть возможность посмот-

Др| ищвдк «мхи, itciipm» «ирин

реть на мир, его мир, иначе, обновить Я-чувство психо­логического пространства и психологического времени. Сказка воздействует на самые важные параметры орга­низации психической реальности.

«Со мною вот что происходит» — этот текст пред­ставляет собой рефлексивные монологи людей, пере­живающих кризисные периоды в своей жизни. Как известно, это именно те моменты в личной биографии человека, когда он интенсивно переживает изменение качеств своей психической реальности, как бы внезап­но (для себя) обнаруживает их присутствие и амбива­лентность их проявления — они его, принадлежат ему, но другими воспринимаются совсем иначе, как случай­ные или вредные качества.

В ситуациях психологического консультирования на этапе формулировки проблемы эти письма (или их отрывки) могли бы сыграть роль средств, фиксирую­щих динамичность (логику, в первую очередь) собы­тий индивидуальной судьбы человека или при работе с группой могли бы выступить в качестве инструмента для создания обобщенного образца человека конкрет­ного возраста (подобная задача бывает крайне важной при объяснении родителям проблем детей в кризис­ные периоды их развития).

Применение этих текстов в практике психологичес­кого консультирования показало, что они дают возмож­ность приблизиться к решению важнейшей задачи пси­хологического консультирования — задачи создания в качестве предмета взаимодействия свойств психичес­кой реальности.

И Про танцующих лошадок, беспорядок и порядок

Эта книга для детей и взрослых, которые думают над своей жизнью и стремятся сделать ее интерес­нее сами. Как это делается? Читайте, может быть, и вы узнаете в книге себя.

глава 1, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ТАК:

Лошадки танцевали на арене цирка. Все смотрели и восхищались — как красиво, как ловко это у них получалось.


Трудно было представить себе, что когда-то лошад­ки этого не умели делать, — танцующие лошадки не умели танцевать. Но так было.

Человек упорно и настойчиво учил лошадок делать эти сложные па, двигаться в такт музыке. Зачем?

Зачем надо было тратить силы и время на то, что­бы лошадки стали делать то, что хочется человеку, а не им самим...

Танцующие лошадки — это так красиво, это похо­же на сказку, на ожившую сказку. В сказке люди и животные понимают друг друга, живут общей жизнью, учатся друг у друга.

Вот и здесь на арене цирка лошадки учат людей понимать животных, учат их видеть и чувствовать не только мир людей, но и другой мир — их мир, лошади­ный. Как в сказке...

Ты знаешь, что во многих сказках есть слова о том, что мол, сказка — ложь, да в ней намек, добрым молод­цам урок.

Вот и лошадки, танцуя перед нами, дают нам, лю­дям, урок — урок преодоления себя, урок рождения в себе нового, если хочешь, урок поиска своих возмож­ностей. Вместе с человеком они преодолели свое не­умение танцевать, так в их жизни появилась новая возможность —движение под музыку. Человек помог им найти ее.

Да и сам человек получил новое знание о свойствах музыки, о качествах животных, о своих качествах как их учителя... Видишь, сколько всего произошло, когда стала оживать сказка. Сказки оживают по-разному. Думаю, что ты знаешь о том, что кроме цирка сказка может ожить в театре, в мультфильме или кинофильме.

Сказочные герои могут быть куклами, и тогда ты сам оживишь сказку, играя с ними.

Сказка оживает в твоем воображении, когда ты ее чи­таешь (или тебе ее читает кто-то) в книге с картинками.

Но самое главное волшебство сказки раскрывает­ся тогда, когда ее тебе рассказывают. Рассказывают на память, не читая по книге, не включая телевизор или магнитофон.

Ты когда-нибудь слушал так сказку? Надеюсь, что «да». Но если с тобой этого давно не случалось, то

Пр8 тцщп mw. ittHpun > Ирин

попроси об этом взрослых. Пусть мама, папа или ба­бушка расскажут тебе хотя бы одну сказку. Устройтесь поудобнее рядом, а ты внимательно слушай, тогда и узнаешь главное волшебство сказки.

Тебе хотелось бы опередить события и скорее уз­нать, в чем состоит это главное волшебство. Думаю, что в этом деле торопиться не стоит. Другие страни­цы этой книжки есть смысл читать только после того, как ты это волшебство переживешь сам вместе со ска­зителем, с тем, кто расскажет тебе сказку. Слушай внимательно.

глава 2. волшебное УСТРОЕНО ТАК...

Пока ты слушал сказку, я нарисовала для тебя кар­ту сказки. Да, представь себе, такая карта есть, ее сумел составить очень любознательный человек — Владимир Яковлевич Пропп. Он прочитал и прослушал много-много сказок разных народов и понял, что волшебное во всех сказках появляется не случайно, есть свои пра­вила волшебства, свой порядок.

Вот по этим правилам и составлена карта, она поможет тебе пройти по всей сказке от начала до кон­ца и не заблудиться. За время похода по сказке ты сможешь пережить множество чувств. Каких? Самых разных, но главные среди них — удивление и радость. Удивление от того, что узнаешь много неожиданного для себя даже о себе самом и о сказителе, а не только о героях сказки. Радость будет обязательно, ведь что бы ни случилось с ее героями, в ней все всегда хоро­шо кончается. Сказки не бывают грустными.

Пока ты рассматриваешь карту сказки, я тебе не­много расскажу о ней. Смотри, сказка начинается с предписания или запрета. Таким образом, сказитель сразу обозначает для нас героя сказки и его отноше­ние к другим людям, как бы правила поведения героя среди людей или среди предметов. Мы сразу понима­ем, как живет герой, как устроен мир вокруг него, что в этом мире хорошего, а что — плохого. Герой начи­нает действовать в своем мире и своими действиями нарушает запрет или предписание. Он поступил по-своему, как ему хотелось, а не так, как указывали пра­вила.


Цнтт» цтцщ

Про lamimi»» шищ», i!c»ip»»n» шрщп

Карта сказки

1. Предписание или запрет 11. Победа героя

2. Нарушение предписания 12. Возвращение героя

3. Вредительство 13. Прибытие домой

4. Отъезд героя 14. Ложный герой

5. Задача 15. Трудные испытания

6. Встреча с дарителем 16. Беда исчезает

7. Волшебные дары 17. Узнавание героя

8. Появление героя 18. Ложного герояизобличают

9. Появление злодея 19. Наказание злодея или запрет

10. Борьба героя и злодея 20. Свадьба

Через этот свой поступок герой обнаруживает свою собственную жизнь, ему приходится думать над ее устройством и переустройством, ведь ему стало плохо — произошло вредительство, которое наруши­ло течение его привычной, устроенной и понятной жизни. Ему приходится менять место своего житель­ства, менять весь распорядок своей жизни — отъез­жать.

Отъезд дает герою шанс построить свою жизнь как бы заново, найти свои новые возможности, уточнить свои жизненные задачи. Происходит это при встрече с другим человеком, в сказке — это даритель, который приносит волшебные дары. Дары — это такие предме­ты, которые помогают герою лучше узнать себя, свои возможности. Это новое знание позволяет ему иначе понять себя, как бы увеличить свои силы для устрой­ства жизни.

Герою силы очень нужны, ведь его ждет появле­ние злодея — того, кто хочет отнять у него все: силу, удачу, красоту, здоровье, дом, любимого человека. Вот и начинается борьба героя и злодея.

В этой борьбе каждый из них показывает все свои качества. Конечно, герой проявляет себя с лучшей стороны, и борьба заканчивается его победой.

Герой-победитель возвращается в свой дом. Как бы начинает свою жизнь заново, но дом за время от­сутствия изменился, в нем появились другие люди, ложный герой среди них. Этот ложный герой, как тень, как второе Я героя, он внешне похож на него, а на самом деле по своим качествам совсем не такой, как герой.

Приходится пройти через трудные испытания, чтобы все люди, да и сам герой, снова узнали истин­ные качества друг друга. Когда это случается, беда исчезает, все заново узнают друг друга, герой сказки начинает занимать то место, которое он должен зани­мать по своим качествам и умениям.

Ложного героя изобличают, злодея наказывают — жизнь становится настоящей, в ней все принимает тот вид, который можно назвать жизненным порядком. И все начинает стремиться к лучшему, это лучшее бы­вает в человеческой жизни только там, где есть любовь, где люди понимают друг друга — так в сказку прихо­дит свадьба. Вместе со свадьбой надежда, вера и лю­бовь как главные свойства человека, которые помога­ют ему в устройстве и переустройстве жизни.

Слушатель сказки и ее рассказчик — сказитель, оба понимают, что все должно закончиться хорошо. Скази­тель смеется над трудностями героя и одновременно сочувствует ему, слушатель замирает от страха за судь­бу героя, но одновременно уверен в его возможностях.

У слушателя сказки появляется шанс прожить вместе с героем как бы две жизни: жизнь героя и свою собственную. Это — главное волшебство сказки.

Сказитель своим отношением к герою, своим со­чувствием ему помогает понять слушателю, что герой сказки справится со своей жизненной задачей. Скази­тель интонацией поддерживает в слушателе веру в хороший конец сказки. А слушатель, следя напряжен­но за событиями, понимает, чувствует, что его не пута­ют, не стращают, а наоборот, подбадривают, дают но­вые силы, дают уверенность в себе, в своих мыслях, в своих чувствах.

Да, в сказке все происходит понарошку, все как бы не на самом деле, а человек, прослушав сказку, изме­няется. Значит, он чему-то научился! Чему?

Сказка научила человека различать то, что происхо­дит на самом деле и то, что человек сам придумал. Она как бы сказала ему, — да ты и сам это слышал от сказ­ки: «Не бойся, выдумывай, пробуй свои силы, выдумы­вай доброе, а не злое, и тогда у тебя все обязательно получится».

Сказка говорила: «Ты человек, ты можешь созда­вать мир таким, каким захочешь. Если ты будешь знать


и любить все, что тебя окружает, ты принесешь себе и людям добро и счастье».

Сказка не заставляла, не требовала, не просила, она только намекала, рассчитывая на чуткое ухо...

В сказке надо услышать и понять, что Доброта и Красота живут в самом человеке. Он сам может это в себе открыть и сохранить, а она, сказка, поможет под­держать уверенность в обязательной победе Добра и Красоты. Такой в мире сказки порядок... Такой поря­док в жизни хотела бы сохранить для тебя и для всех людей сказка.

Обижая друг друга, мы говорим иногда: «Не рас­сказывай сказки...» Сказка— вымысел, но не ложь. Сказка — выдумка, но не случайная... Сказка — мечта, сказка — праздник, сказка — идеал, сказка — подарок нам из прошлого, сказка — наш подарок в будущее... Оставляя себя без нее, мы словно остаемся без време­ни, вне времени жизни людей, уже живших на нашей земле.

Попробуй сам сочинить сказку, двигаясь по карте. Думаю, что у тебя получится. Как обычно начинаются сказки: «Жили-были...» Вот тут уже время найти и слушателя для твоей сказки. Пусть их у тебя будет больше...

 

глава 3. подарок ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ПОРЯДОК

Думаешь, что здесь нарисовано? Конечно, выдум­ки. Таких зверей не бывает. Ты и сам это знаешь, пото­му что... А вот теперь продолжи это предложение:

«Я знаю точно, что таких зверей не бывает, потому что...»

Какой ответ у тебя получился? Может быть, один из этих: «...потому что их никто не видел», «...потому что такого вообще не бывает», «...потому что это неправ­да». Но скорее всего, у тебя какой-то свой ответ, я его не смогла угадать, ведь это твой собственный ответ, твоя собственная мысль.

Именно они, твои мысли, помогают тебе понимать то, что происходит на самом деле, и то, что происходит с тобой самим. Они как бы позволяют разделить насто­ящее и выдуманное тобой. Если хочешь, то можно ска­зать и так: разделить быль и сказку.

Человеку надо знать о существовании этого разде­ления, чтобы находить общий язык с другими людьми.

Про ташрщш mw, ienopnn» тщп

Без них — других людей, другого человека — наша собственная жизнь была бы практически невозможна.

Представь, как трудно понимают друг друга люди, если перед ними один и тот же предмет, например, чайное блюдце... Один человек его и видит таким— посудой, которой нужно пользоваться как посудой. А д-рутой увидел в нем озеро и уже населил его русалками, водорослями... Как трудно им будет договориться.

Но на помощь приходит подарок, который есть у всех нас, подарок, которым мы пользуемся ежедневно и часто не замечаем его ценности, — это наш родной язык. С его помощью мы можем привести мир, окру­жающий нас, и наш внутренний мир в порядок.

Как это делается? Называя чайное блюдце именно так; а не иначе, мы отделяем его от столовой тарелки, от супницы, от пиалы, подноса... Если мы сейчас назо­вем одно несуществующее животное АЯ, а другое — ЯА, то тоже отделим их друг от друга и от других пред­метов и явлений, свойств... Только вот надо договорить­ся, хотя бы с самим собой, какое из животных АЯ, а какое — ЯА. Решил уже?

Словами человек выражает известное ему отличие одного предмета от другого. Когда люди узнают что-то новое, они придумывают для этого и новые слова. Сей­час, наверное, слова рефлексия, апперцепция, интер­ференция для тебя ничего не значат, но, когда ты бу­дешь изучать устройство внутреннего мира человека, эти слова наполнятся для тебя содержанием и будут помогать думать о свойствах всех людей и о своих тоже.

Когда дети маленькие, они часто выдумывают свои слова, обозначая ими схожие свойства предметов, ча­сто это бывает очень весело. Даже взрослые люди — ученые, писатели, поэты — не забывают этого, и у них тоже рождаются новые слова, а эти слова начинают употреблять и другие люди.

Называя предмет его именем, мы отличаем его от других и одновременно объединяем со сходными пред­метами. Ваша кошка не мышка, она похожа на всех кошек, но если ей дать ее имя, то оно будет только у нее и, конечно, будет ее главным отличием от всех других кошек. А ты как думаешь?

Назвать вещи своими именами — это трудная за­дача. Чтобы с нею справиться, надо точно знать те свой-


ства вещей, предметов, которые делают их непохожи­ми на другие вещи, предметы, но одновременно при­дают им одинаковые для всех людей, которые будут пользоваться этими названиями, свойства.

Чем больше человеку известно свойств предмета, тем труднее бывает его, этот предмет, назвать, выде­лить его самые главные свойства, без которых предме­та как будто нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.128 с.)