Что такое психологическое консультирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое психологическое консультирование.



Ответ на этот вопрос связан с принятием психоло­гом ответственности за свое воздействие на другого человека, с осознанием средств и способов, меры это­го воздействия.

Естественно, что содержание этого ответа будет оп­ределяться заказом на работу психолога. В содержании заказа надо будет выделить, а часто и четко дифферен­цировать в соответствии со своими профессиональны­ми возможностями задачи другого человека.

Цели взаимодействия с другим человеком могут различаться по степени использования для их дости­жения психологической информации. Конкретные цели психолога и другого человека создаются ими на материале психологической информации, возникаю­щей в ситуации их взаимодействия.

Попытаемся описать, чем отличаются эти цели по степени использования в них психологической инфор­мации. Будем видеть существенную черту психологичес­кой информации, используемой в работе психолога, в том, что она получена на основе его обобщенной теории, но всегда в индивидуальных условиях жизни конкретного человека, в этом смысле она всегда уникальна.

Среди целей взаимодействия психолога и другого человека можно, на наш взгляд, выделить следующие группы целей: социальные, этические, нравственные

Чтв такое осишггксш шфпираиш?

и собственно психологические. Социальные цели предполагают соответствие действий и переживаний человека известным ему обобщенным нормам, напри­мер, возрастным, половым, профессиональным, право­вым и др. Эти цели предполагают наличие эталона дей­ствия или переживания, которому можно было бы соответствовать. Этические цели предполагают соот­ветствие действий и переживаний клиента критерию «хорошо — плохо», который не имеет четких эталонных характеристик, и человек должен осуществлять выбор соответствующей оценки сам. Нравственные цели пред­полагают соответствие действий и переживаний кри­териям «добро — зло», которые также не имеют эта­лонных характеристик, и нужно осуществлять выбор оценки самому и самому же обосновывать его.

Психологические цели предполагают соответствие действий и переживаний человека его потребностям, т. е. это цели достижения идентификации аутентично­сти, которые связаны с переживаниями психологичес­кого комфорта с реализацией потребности в самоут­верждении и самоуважении. Эти переживания не имеют объективных однозначных проявлений, всегда субъективны, предельно индивидуализированы, окра­шены метафорическим личностным смыслом.

Цели взаимодействия


i|n таив псишиитш шшсрнкронши?

Перечисленные цели показывают, что использова-j ние в них собственно психологической информации] нарастает от социальных целей к психологическим.

Приведем конкретные примеры целей из содер жания заказов на психологическую работу: «Проверь те моего ребенка, я хочу доказать, что он не дебил» (психодиагностика, социальная цель клиента); «А вь можете определить, нормальный ли я?» (психодиагно стика, социальная цель клиента); «Скажите моей жене что она неправильно воспитывает мою дочь» (психо диагностика, этическая цель); «Что же будет с мои?» ребенком, неужели он никогда не исправится?» (пси хологическое консультирование, этическая цель); «Ска жите ему, что я его люблю, он меня не понимает» (пси хотерапия, этическая цель); «Я же стараюсь, все дл^ него делаю, я же ему добра желаю» (нравственная цел1 психологического консультирования); «Он всегда вес назло делает, он специально все подстраивает» (пси ходиагностика, нравственная цель); «Он как отец, ни­когда ничего доброго не сделает, как волчонок» (нрав ственная цель психодиагностики); «Я хочу, чтобы мой ребенок был спокойным, уверенным в себе» (психоло­гическая цель в психологическом консультировании) «Нам бы хотелось помочь ему, а как, не знаем» (пси­хологическая цель в психотерапии); «Я не знаю что со мной, сама себя боюсь» (психологическая цел1 в психодиагностике).

Естественно, что цели другого человека могут ме­няться, но динамика их определяется главной для него целью обращения к психологу. Общаясь с человеком, психолог, принимая заказ, попадает одновременно в ситуацию формирования цели взаимодействия. Возни­кает ситуация, требующая осмысления, рефлексии психологом своего профессионального взаимодействия Это ситуации возможной подмены целей другого чело­века целями самого психолога. Например, клиент про­сит ответить на вопрос: «Оставить ли ребенка на второй год?» Психолог реагирует на этот заказ предложени­ем о глубинном личностном обследовании ребенка, подменяя конкретную цель клиента собственной — демонстрацией своих профессиональных возможнос­тей. Вместо соответствия социальной задаче заказчик он начинает строить свой текст, не совпадающий

текстом заказа; расширение таким образом контекста взаимодействия с другим человеком за счет своего кон­текста и подтекста приводит психолога к потере пред­мета профессионального взаимодействия.

Психологу надо рефлексировать и фиксировать результаты своей рефлексии в соответствующей лек­сике, чтобы предмет его взаимодействия с другим че­ловеком был доступен для осознания обоими.

Таким образом, психолог и другой человек встают перед необходимостью выделения и фиксации пред­мета их взаимодействия, логично было бы думать, что им должна стать психическая реальность и ее свой­ства.

Психологическое консультирование начинается там и тогда, где психолог и другой человек формули­руют адекватные для поступившего заказа психологи­ческие задачи на профессиональную деятельность пси­холога.

Пользуясь метафорой, появление ситуации психо­логического консультирования и всю последующую процедуру профессиональной работы психолога мож­но было бы изобразить следующим образом:

(1) Я-птица, я умею летать

(2) Я понимаю Вас, птица

(1) Я знаю, что могу летать далеко

(2) Я «югу отрыть для Вас хпетку


1)Я же ногу улететь далеко и навсегда!? 2)Вы улетаете далею и навсегда?

Что произошло?

Другой человек (птица) заявляет психологу о своем существовании как о необходимости встречи с ним. Пти­ца переживает невозможность использования свойств своей психической реальности, ей необходимо обнов­ление своих возможностей

(1) Они с психологом.

(2) Формулируют психологическую задачу. Другой человек (птица) вместе с психологом находят конкретное выраже­ние новых возможностей и пути их реализации.

(3) Они намечают способы движения по этим путям и отно­шение друг к другу (ответственность для психолога и от­ветственность для другого человека).

(4) Принимают ответственность и осуществляют ее, оставляя открытые ими возможности как основу индивидуального выбора другого человека (птицы).

(5) Он (другой человек [птица]) может воспользоваться ими, а может и нет, он (другой человек), говоря метафоричес­ки, может улететь из клетки своей задачи далеко и навсег­да, а может вернуться, а может и вообще не улететь...

Другими словами, суть психологического консульти­рования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь свои­ми специальными, подчеркиваю, специальными профес­сиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживет свои новые возможности в решении его психологических задач.

Критерием эффективности этого вида профессио­нальной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче

другого человека. Точнее, чем он сам, это может сделать группа коллег — независимых экспертов, специалистов по психологическому консультированию, ориентируясь на выработанную ими шкалу, например, такую:

1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.

2. Действия психолога неявно неконструктивны, он слиш­ком старается воздействовать на другого человека.

3. Клиента не слышно или слышно очень мало, вреда ему нет, но психолог реагирует не на клиента, а сам на себя.

4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент. Точное отражение его чувств, пере­сказ их, резюме ухватывает суть задачи клиента. Само­раскрытие психолога может облегчить задачу клиента.

5. Смысл задачи клиента понят неверно, но через воздей­ствие, все возрастающее по интенсивности, психолог вно­сит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.

6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатийность и непосредственность.

7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к кли­енту, не теряя своей индивидуальности.

Психологическое воздействие в профессиях типа «человек—человек» часто напоминает процедуру пси­хологического консультирования, так как осуществля­ется в виде направленного интервью. К числу таких профессий относятся, кроме работы психолога, дея­тельность врача, юриста, журналиста, педагога, соци­олога, социального работника.

Во всех этих профессиях интервью является од­ним из методов практической деятельности. Каждая из них накладывает свои ограничения на предмет взаи­модействия с другим человеком. Спецификой этого предмета они и будут отличаться друг от друга. Специ­фика профессионального предмета взаимодействия в профессиях типа «человек—человек» проявляется прежде всего в мере воздействия на параметры инди­видуальной жизни человека. В этом смысле теснее всего с этими параметрами связана деятельность пси­холога и врача. Они оба несут ответственность за свои Бездействия и те изменения, которые могут существенно повлиять на логику индивидуальной жизни человека. Психолог берет на себя ответственность за проявле-иие качеств психической жизни, а врач за проявление


йршккум н ттттщ тцлщтт

Профессия Содержание деятельности Предмет интервью Цели интервью Мера проф. воздействии
психолог все модально­сти внутрен­него мира человека переживание динамичности свойств пси­хической ре­альности изменение отношения к себе или дру­гому возможность открытости для самого человека, этические и правовые нормы
педагог освоение научных понятий уровень вла­дения струк­турой научно­го понятия фиксация уровня владе­ния научным понятием права ребен­ка, этические и правовые нормы
врач внутренняя картина здо­ровья, внут­ренняя карти­на болезни (вю, вкб) изменение в вкз и вкб динамика в!0 и вкб этические и правовые нормы
юрист ответствен­ность как со­держание Я-концепции степень со­ответствия действий понятию от­ветственности степень осоз­нания своей ответствен­ности этические и правовые нормы
журналист логика событий степень объек­тивности ин­формации о событии уточнение информации этические и правовые нормы
социальный работник организация индивидуаль­ной жизни соответствие индивидуаль­ной жизни жизни обше-ственной восстановле­ние логики индивидуаль­ной жизни этические и правовые нормы
социолог Я среди других отношение к другим выявить отно­шение к дру­гим этические и правовые нормы

 

качеств жизни физической. Оба — врач и психолог — работают с симптомами, оба ориентируются на их из­менение как результат своей профессиональной рабо­ты, своего профессионального воздействия. Оба остав­ляют заметный след своим присутствием в личной биографии человека, влияя на ее течение, делая ее предметом своих профессиональных усилий.

Предлагая следующую схему различий психологи­ческого воздействия в разных профессиях, хотелось бы обратить внимание на то, что интервью в них является одним из методов профессиональной деятельности. Психолог, пожалуй, одна из немногих профессий, где мера воздействия определяется степенью открытости другого человека и возможностью психолога использо­вать эту открытость для создания новых динамических тенденций во внутреннем мире другого человека. Цели интервью психолога уточняются и совершенствуются в процессе его взаимодействия с другим человеком.

Процесс взаимодействия

Существенная особенность интервьюирования боль­ного в профессиональной деятельности врача состоит в том, что врач четко ориентирован на три главные цели:

• установление контакта с больным,

• диагностика болезни,

• оценка эффективности лечения.

Решение врача о состоянии больного, в конечном итоге постановка диагноза и лечение определяются


^i т»и icnnimKim»в|[||Ы1р1ваши?

степенью уверенности его в болезненном состоянии человека, обратившегося за профессиональной помо­щью к нему.

Степень уверенности врача условно может быть проран-жирована от полной его уверенности в том, что интервьюируемый здоров, до установления известной нозологической формы заболевания с -определением варианта ее течения (степень тяжести, осложнения и т. п.). На характер принятия врачом решения о тяжести заболевания оказывают влияние множество объектив­ных и субъективных обстоятельств, которые сказыва­ются на его диагностическом поиске — главном векто­ре, определяющем принятие решения о состоянии больного. Ориентация врача в параметрах внутренней картины здоровья обратившегося за помощью пациен­та зависит и от такой личностной характеристики само­го врача, как внушаемость, «сенсибилизированность» его к самому процессу диагностического поиска, от степени воздействия другого человека, а также от сте­пени выраженности неспецифических признаков болез­ни и наличия ее специфических симптомов.

Известно, что во внутренней картине болезни не­приятные переживания могут носить как соматичес­кий, так и психосоматический характер, поэтому для врача возникает особая задача дифференциации спе­цифических и неспецифических признаков болезни, что делает содержание интервью специфическим, хотя оно сохраняет свою структуру.

Мы не ставим своей задачей подробно описывать этап диагностического поиска в структуре интервью, характерной для деятельности врача, это детально представлено в специальной литературе.

Хотелось бы обратить внимание на то, что врач в своем диагностическом интервью, задавая вопросы, оказывает влияние на внутреннюю картину болезни, способствуя ее структурированию. Это делает диагно­стическую работу врача крайне важной в плане пост­роения у больного внутренней картины болезни. Ибо именно она будет тем основанием, на котором будет строиться переживание лечебного воздействия.

Врачу приходится учитывать степень активности --_ больного в создании и воспроизведении внутренней uilZ картины болезни, так как степень активности — это

позиция больного в интервью, которая определяет построение диагноза — т. е. существенно влияет на эффективность интервью. Для работы с позицией боль­ного врачу приходится учитывать не только основные типы симптомов, но и штампы бытовых ситуаций, в которых они проявляются, т. е. ориентироваться на то­пологию внутренней картины болезни.

Если врач этого не делает, то в его работе наблюда­ются ошибки, типичные для метода интервью: внуше­ние больному симптомов предполагаемой нозологичес­кой формы, неверное восприятие жалоб (симптомов) больного — желаемое принимается за действительное, происходит нераспознавание агравации и, более того, симуляция симптомов.

Врач, задавая вопросы о состоянии больного, од­новременно оказывает воздействие на выявление осо­бого образования в психологической реальности — внутренней картины болезни. Именно оно будет оп­ределять как содержание Я-концепции, отношение больного к врачу, к себе, к социальной ситуации в целом. Своим воздействием врач актуализирует раз­ные параметры внутренней картины болезни, созда­вая таким образом условия для динамизации Я-кон­цепции человека, т. е. врач осуществляет в своем диагностическом поиске процедуру, близкую по це­лям к психологическому консультированию, и в изве­стном смысле выполняет на бытовом уровне роль психолога, структурируя своими вопросами внутрен­нюю картину болезни пациента.

Переструктурирование психической реальности человека осуществляет и учитель, когда своими воп­росами и замечаниями расширяет (часто, к сожале­нию, до запретных этических пределов) предмет сво­его профессионального взаимодействия. Не хотелось бы приводить длинную череду таких фактов, они го-ъорят сами за себя со страниц школьных тетрадей и дневников. Основная суть нарушений состоит в том, что учителем не осознается в полной мере предмет профессионального взаимодействия со школьником и свое профессиональное место в его жизни. Соответ­ственно интервью — вопросы и замечания учителя по поводу действий школьника носят характер, превы- ---тающий меру его профессионального присутствия в u0u


жизни школьника, таким образом нарушается и рас­пределение ответственности за учебную деятельность и ее результаты.

Мы не останавливаемся подробно на специфике интервью в каждой из указанных профессий «чело­век—человек», поставив перед собой задачу на приме­ре освоения средств и способов воздействия психоло­га в ситуации интервью наиболее полно представить его как метод профессиональной деятельности, меня­ющийся в зависимости от предмета профессионально­го воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.032 с.)