Цель: ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в стране 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в стране



ИСТОРИЯ

(Методические указания к практическим работам)

для специальностей

13.02.01 Тепловые электрические станции

13.02.03 Электрические станции, сети и системы

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

Усть-Илимск, 2016


 

Одобрены цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № 1 от «01»__ 09 __2016 г. Председатель ЦК______________ Е.И.Панов Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям 13.02.01 Тепловые электрические станции 13.02.03 Электрические станции, сети и системы 40.02.01 Право и организация социального обеспечения   Зав. УИ Ф ГБПОУ «ИЭК» ______________________Т.В.Аксенчик

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: Антипьева В.В.


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «История», утвержденной для специальностей:

13.02.01 Тепловые электрические станции

13.02.03 Электрические станции, сети и системы

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

Выполнение практических работ по дисциплине «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.

2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

 

Практическая работа № 1

«Основные тенденции развития СССР в 1980-е г»

 

Пример выполнения задания

Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет Сделать хронологическую подборку плакатов социальной направленности за гг.

Задание. Прокомментируйте полученный результат по следующим вопросам:

1) Какова главная идея плаката? Кратко сформулируйте ее одним-двумя предложениями.

2) Какие символы использованы художником для выражения главной идеи плаката.

3) Прокомментируйте надпись на плакате. Какую роль она выполняет на изображениях:

а) поясняет идею рисунка;

б) усиливает агитационный характер плаката;

в) что-то другое.

5) Какое значение имел этот плакат?

1977 г. Курманаевские Е. и А. Природу БАМа - сохраним!
1977 г. Хотяновский К. Судьба планеты - в руках народов. Последняя страница Красной книги.
1977 г. Арцунян Э. Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья!
1977 г. Арсеньв А. Дорогу в будущее – проложим!
1978 г. Арцунян Э. Смелый труд рыбацкий у страны в чести. Доброго улова, доброго пути!
1978 г. Вотрин В. И я стану механизатором!
1978 г. Бабин Н., Овасапов И., Якушин А. Хлеб - Родине!
1978 г. Кононов В. Хлеб - Родине!
1979 г. Тарасова Л. Спорт – посол мира!
1979 г. Вертоградов Е. Если тебе комсомолец имя - имя крепи делами своими!
1979 г. Ерофеев Ю. Солнце нового урожая.
1980 г. Кармацкий А. Игры XXII Олимпиады. Москва 1980.
спортивная семья - папа,мама , брат и я!" width="245" height="328 "/> 1980 г. Лукьянов М. Мы спортивная семья - папа, мама, брат и я!
1980 г. Фекляев В. Я сын Страны Советов!
1980 г. Непомнящий Л. М. Каждый день – ударный!
1980 г. Бабин Н., Овасапов И. Ударным трудом - встретим ХХVI съезд КПСС!

 

.

Практическая работа № 2

«Социальная и национальная политики в СССР к началу 1980-х г»

Задание. Дать развернутый вариант ответа на вопрос

«Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?

В данном примере найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое нация?

2. Как автор эссе дает определение понятию «Новая общность – советский народ»?

3. Что означает, по мнению автора, понятие «советская цивилизация»?

4. Что явилось главной причиной сближения наций?

5. Перечислите основные положения национальной политики коммунистической партии.

В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации.

Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.

Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целины.

Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела. К усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.

Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества. Важнейшая из этих черт – единая для всех наций и народностей политическая система. Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза.

Другая черта – общность экономической жизни. В единой советской экономике органически взаимосвязаны хозяйства отдельных республик и областей. Экономика страны развивается по единому общегосударственному плану в интересах трудящихся всех наций и народностей. Каждая республика в своем развитии использует не только местные природные ресурсы, но и богатства всей страны.

Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм – мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение – марксизм-ленинизм и одну цель – построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.

Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм.

В Советском Союзе сложилась новая историческая общность – советский народ, который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.

Практическая работа №3

«Творчество художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры»

Монументальная живопись

Эти же тенденции монументализации образа, которые прослеживаются в живописи этих двадцати лет, воплощаются и в монументальной живописи. Данный жанр в этот период широко распространился – благодаря развитию строительства и возможностям самой монументальной живописи.

Художники возрождали все возможные варианты монументальной живописи, а также вводили в обиход новые возможности. Им было интересно соединить живопись с архитектурой, выявляя сущность зданий.

Дворец пионеров на Воробьевых горах – одна из первых построек нового типа, оформление которых было поручено группе московских художников и скульпторов. Комплекс включает самые разнообразные элементы монументальной живописи и скульптуры – панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках. Все это объединено единым стилем – лапидарным, условным,тяготеющим к знаковому выражению и к символике.

Панно на стене Дворца пионеров

В Москве выполнялось много монументально-декоративных работ украшенныхмозаиками. Например, Бородинская панорама Над ними работали такие мастера, как Николай Андронов, Антрей Воробьев и др.

Бородинская панорама

Скульптура

Памятник генералу Карбышеву в Маунтхаузене – скульптор Владимир Цигаль.

Скульптура в 60-е – 80-е годы время развивалась в рамках темы героизма воинов и жертвах Великой Отечественной войны. Центральное место занял памятник-ансамбль, мемориал. Именно комплексный архитектурно-скульптурный тип памятника лучше всего подходил к выражению темы победы над смертью, гуманизма. Кроме того, чем больше поколений проходит, тем более важным становится образный характер памятника.

Мемориальные комплексы

Мемориал «Невский пятачок» (Зеленый пояс Славы)

В основу планировки «Зелёного пояса Славы» положен рубеж обороны, на котором в сентябре 1941 года были остановлены войска противника. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие организации Ленинграда. К работам были привлечены коллективы промышленных предприятий, учебных заведений, личный состав воинских частей.

Общая протяжённость Зелёного пояса Славы составляет свыше 200 км и включает в себя зелёные насаждения, внутри которых находятся 26 монументов. Дополнительно девять памятников установлены на Ораниенбаумском плацдарме и семь памятников на Дороге жизни. Проект был разработан на общественных началах коллективом архитекторов по руководством Г. Н. Булдакова.

Памятники ставились по всему миру. Мемориальные комплексы создавались в бывших лагерях (Освенциме, Бухенвальде, Заксенхаузене, Майданеке Равенсбрюке) местах битв (Волгоград, Брест, подступах к Москве). Комплексы ставились в СССР и за рубежом (Трептов-парк в Берлине – скульпторы Евгений Вучетич и Яков Белопольский)

Трептов-парк в Берлине – скульпторы Евгений Вучетич и Яков Белопольский)

Если замысел памятника определяется окружающим ландшафтом, то именно он становится егоглавным героем, не нуждающимся в дополнительных сооружениях.

Комплекс мемориала часто включает музейную экспозицию (например, в сохранившихся зданиях). Такова Брестская крепость авторы группа скульпторов под руководством А. Кибальникова.

Брестская крепость

Памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор Е. Вучетич).

Есть мемориалы, расчитанные на музей как на главный элемент композиционного решения, например, Пискаревское кладбище (скульпторы Вера Исаева и Роберт Таурит)

Монумент «Мать-Родина» на Пискарёвском кладбище

Архитектура

В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» пожившее конец сталинскому ампиру.

Индустриализация прежде всего коснулась жилищного строительства: было необходимо решить вопрос о типе массовой квартиры и жилого дома. Началась застройка районов крупными массивами].

По такому новому принципу построены районы Химки-Ховрино (арх. Каро Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Яков Белопольский, Евгений Стамо и др), район «Дачное» Ленинграда (арх. Валентин Каменский, Александр Жук, Александр Мачерет, Г. Н. Николаев), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде и проч.

При типовой индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие. Выявить и сформировать принципы советской архитектуры помогли конкурсы. Тогда был построен кинотеатр «Россия» с его выдвинутым козырьком. В нем решена проблема сочетания современного сооружения с историческими архитектурными ансамблями.

Кинотеатр «Россия» («Пушкинский»)

В х гг. развивался новый стиль архитектуры – простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники. Важные объекты этого периода – Проспект Калинина (арх. М.В. Посохин). Он же с А. А. Мндоянцем, В. А. Свирским и инженерами Ю. Рацкевичем, С. Школьниковым. построил трехконечное Здание СЭВ, которое считалось «одним из самых выразительных по архитектуре сооружений последнего времени».

Здание СЭВ

Останкинская телебашня доказывает рост технических возможностей в эту эпоху.

Останкинская телебашня и памятник Сергею Королеву

Стиль советской архитектуры этого времени эволюционирует. Он отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и затем выдвигает новую проблему – соответствие органическим формам. Появляется тяготение к кривым линиям, перетеканию форм, при сохранении достигнутой ранее строгости и целесообразности архитектурных сооружений.

 

Практическая работа №4

«Основные направления и особенности внешней

Практическая работа №5

«Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине

Х гг»

Гг.»

Задание. Рассмотреть фотодокументы и ответить на следующие вопросы:

1. Что лежит в основе конфликта последствия, которого изображены на фотографиях?

2. Причины «балканского кризиса» гг.

3. Основные события «балканского кризиса» гг.

4. Определите эпоху создания фотографий

5. Какие выводы можно сделать, рассматривая данные фотографии

6. Что вы знаете о Слободане Милошевиче? Какова его судьба?

7. С какой целью были сделаны данные фотографии?

8. В чем хотели авторы данных фотографий убедить своего читателя?

9. Что вы узнали нового из рассмотрения фотографий об эпохе, которой они принадлежат?

10. Как развиваются отношения между сербами и албанцами сегодня?

11. Какова роль НАТО в развитии этих отношений?

12. Влияние «балканского кризиса» гг. на международную ситуацию в Европе и мире

Последствия бомбардировок НАТО – здание Генштаба
Последствия бомбардировок НАТО – здание Гостелевидения
Последствия бомбардировок НАТО – здание правительства Сербии
Слободан Милошевич
Пропагандистский материал в предвыборной гонке 2000 года
Демонстрация в Белграде. 5 октября 2000 года
Воислав Коштуница, победитель президентских выборов. 5 октября 2000 года
Лидеры Демократической оппозиции Сербии
Полицейские в Белграде, готовые к борьбе с демонстрантами
Акции молодежной организации Отпор
Митинг в поддержку Слободана Милошевича, Белград
Политические плакаты
Здание Государственного телевидения Сербии. 5 октября 2000 года
Самая большая купюра времен гиперинфляции
Талоны на потребительские товары времен гиперинфляции

 

 

Практическая работа №6

«Деятельность политических партий и оппозиционных сил государственной власти в Восточной Европе»

1 Найти самостоятельно информацию и проанализировать документы

Бархатные революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1989-1990 гг.

В 1989 году в странах Центральной и Юго-ВосточнойЕвропы наступила пора глобальных перемен — в этих странах началась политическая и социально-экономическая трансформация после сорока с лишним лет господства коммунистической системы

 

Документ №1

Политической партии Чехословакии.

 

17 ноября 1989 года состоялась студенческая демонстрация на улицах Праги, приуроченная к 50-й годовщине нацистской расправы над чешскими студентами. На митинге прозвучали требования отказаться КПЧот своей руководящей роли, отставки правительства и проведения демократических выборов. Власти приняли опрометчивое решение разогнать демонстрацию, но в тех условиях, когда начались демократические процессы в соседних странах, рухнула Берлинская стена -символ разделения Востока и Запада, такая позиция правящих сил вызвала в стране бурю негодования.
В знак протеста произошли массовые митинги и манифестации в Праге, Братиславе, Брно. Ситуация угрожала перерасти во всеобщую забастовку. 19 ноября 1989 года в результате объединения оппозиционных группировок возникло массовое политическое движение - Гражданский форум. Руководство КПЧ в условиях массового народного недовольства неминуемо сдавало одну позицию за другой. 21 декабря Федеральное собрание избрало президентом страны бывшего диссидента В.Гавела. Председатель КПЧ Г. Гусак ушел в отставку. В июне 1990 года состоялись свободные выборы. Победу одержал Гражданский форум, после чего было сформировано правое правительство под председательством В. Клауса. Через два года некогда единое государство - Чехословацкая федерация прекратило свое существование, и на карте Европы возникли два новых государства Чешская и Словацкая Республики.Политическая и социально-экономическая трансформация стран Центральной и Восточной Европы с 1989 по 2000 год // Блинова М. А. Социалистический интернационал и страны Центральной и Восточной Европы в 1989-2002 годах. М., 2003. С. 26-32.


Документ №2

Практическая работа№7

СССР и РФ в 1989-1991 гг.

Сделать анализ внешнеполитического курса страны в 1989 – 1991 гг. по следующим вопросам:

1. Как называлась концепция, которая легла в основу внешней политики СССР?

2. В чем сущность данной концепции?

3. Как складывались отношения между СССР и США? Показать на карте США

4. Какие внешнеполитические события еще происходят в рассматриваемый период?

5. Каковы итоги внешней политики СССР в 1989 – 1991 гг.?

6. Показать на карте КНР, Ирак, страны входящие в СЭВ и ОВД

Практическая работа №8

Практическая работа № 9

«Причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.»

Основное содержание.

Локальные конфликты. Объективные предпосылки формирования национальных движений за выход из СССР. Историческое значение принятия Декларации о государственном суверенитете России.

Цель работы: проанализировать причины и характер межнациональных конфликтов. Методические рекомендации: При выполнении работы использовать теоретический материал учебной литературы.

Задание 1 Используя документ, представьте характеристику государственного суверенитета России в составе СССР. Какие противоречия возникали в этой связи? Какие варианты их преодоления возникали в то время? Какие пункты этого документа создавали угрозу для существования в прежнем виде Союза ССР? ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПРИНЯТА ПЕРВЫМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР. 12 ИЮНЯ 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР, — сознавая историческую ответственность за судьбы России, — свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, — выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. 2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имею щей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. 3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР. 4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. 5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливаются: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором; исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР. 6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР. 11 7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором и основанным на нем законодательством. 8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

Задание 2 Определите характер действий участников Алма-Атинской встречи исходя из приводимого документа. Чем они руководствовались? Какие договоренности были достигнуты? Что они означали? ДЕКЛАРАЦИЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ. 21 ДЕКАБРЯ 1991 г. Независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,— стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права; — признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ; — считая, что укрепление имеющих исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности; — осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия; — будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем: Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства....Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Государства — участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей декларации.

Задание 3 Используя приведенные документы, определите ключевую роль Украины в распаде СССР? ИЗ КНИГИ З. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА. ГОСПОДСТВО АМЕРИКИ И ЕГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ» Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геостратегического выбора России. Даже без Прибалтийских республик и12 Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить места лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза… …Потеря Украины явилась не только центральным геополитическим событием, она также стала геополитическим катализатором. Именно действия Украины — объявление ею независимости в декабре 1991 года, ее настойчивость в ходе важных переговоров в Беловежской Пуще о том, что Советский Союз следует заменить более свободным Содружеством Независимых Государств, и особенно неожиданное навязывание, похожее на переворот, украинского командования подразделениями Советской Армии, размещенными на украинской земле, — помешали СНГ стать просто новым наименованием более федерального СССР. Политическая самостоятельность Украины ошеломила Москву и явилась примером, которому, хотя вначале и не очень уверенно, затем последовали другие советские республики. ИЗ КНИГИ ДЖ. БУША И Б. СКОУКРОФТА «МИР СТАЛ ДРУГИМ» За день до референдума (референдум о независимости проходил на Украине 1 декабря 1991 г.) я позвонил Михаилу [Горбачеву], чтобы сказать ему, что как демократическая страна мы должны поддерживать украинский народ вне зависимости от исхода референдума… Михаила явно не порадовала новость о том, что мы серьезно обсуждаем возможность признания Украины (эта информация, к сожалению, просочилась в СМИ после моих встреч с представителями американцев украинского происхождения). «Похоже, что Соединенные Штаты не просто пытаются оказать влияние на развитие событий, но и прямо вмешаться в их ход», — выразил он свое недовольство. Он заявил, что, хотя большинство республик и провозгласило независимость, это не помешало им участвовать в создании Союза. Он, похоже, полагал, что каким-то образом Украина может быть одновременно и независимостью, и частью Союза. Очевидно, Горбачев все еще верил, что республики по своей воле останутся в составе Союза. Он призвал меня не предпринимать никаких шагов, которые могли бы подтолкнуть события в «неверном» направлении.

Практическая работа №10

Практическая работа №11

Практическая работа№12

Практическое занятие №13

«Взаимоотношение России со странами СНГ и вновь образованными государствами»

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

 

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

 

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

Алгоритм выполнения задания.

 

Изучив тестовый материал выполнить следующие задания

 

1. Доказать, что Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.

 

2. Рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ

 

3. Изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ

 

4. Определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ

 

5. Выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ

 

6. Рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ

 

 

Практическое занятие №14 изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка различных моделей решения конфликта

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

 

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

 

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

 

Алгоритм выполнения занятия.

 

Обсуждение вопроса «Война в Чечне» начать с сообщения о том, что «парад суверенитетов» в 1990 г. разжег националистические настроения во многих республиках СССР. Федеративный договор 1992 г., подписанный большинством субъектов РФ, Татарстан и Чечня не подписали. Башкирия добилась для себя значительных уступок со стороны федерального центра. Главным содержанием договора было разграничение

полномочий между федеральными органами (судебная система, органы ФСБ,

МВД, внешнеполитическое ведомство) и органами власти субъектов. Особенно напряженная обстановка сложилась на Северном Кавказе. В 1991 г. Чечня в одностороннем порядке провозгласила свою полную независимость от России.

Чеченский вооруженный конфликт гг. – военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ. В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Вооруженный конфликт в годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт гг. – военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.116 с.)