Вопрос 1. Возникновение и Этапы развития экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Возникновение и Этапы развития экономической теории.



Вопрос 2. Предмет экономической теории.

Предметом экономической теории является анализ ры­ночного хозяйства. Однако это слишком общее определе­ние. Потребности людей безграничны, а наличные ресурсы для их удовлетворения ограничены. Экономика изуча­ет не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей.

Определение предмета экономики Л. Роббинса: «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль­тернативное использование».

Экономика тесно связана со многими други­ми науками: философией, психологией, историей, демог­рафией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др.

С точки зрения объекта исследования разделы экономи­ки условно можно обозначить как «микроэко­номика» и «макроэкономика».

Вопрос 2 и 9. Экономическая система это система общественных отно­шений по поводу производства, распределения, обмена и потреб­ления экономических благ. Различают следующие типы экономи­ческих систем: рыночную, командную, смешанную, традиционную.

Рыночная система —это такая совокупность рынков продук­тов и ресурсов и действующих между ними связей, которая позво­ляет: 1) складывающимся на этих рынках ценам распределять огра­ниченные экономические ресурсы; 2) обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщика­ми ресурсов, и согласовывать эти решения.

Командная система ре­шает те же задачи, что и рыночная, непосредственно распределяя ограниченные экономические ресурсы.

Смешанные системы представляютсобой различные сочетания рыночного и командного на­чал. При этом полярными смешанными системами являются авто­ритарный капитализм (экономическая система, при которой ос­новные ресурсы находятся в частной собственности, а правительство в широких масштабах направляет и регулирует экономический про­цесс), а также рыночный социализм (экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собствен­ностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности).

Традиционная экономическая система — это такое архаичное общество, в котором экономичес­кие проблемы решаются согласно традициям и обычаям.

 

Вопрос 3.

Понятие микроэкономики и макроэкономики. Функции экономической теории.

1.Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами - фирмами, потребителями и др.

2.Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.

Микроэкономический анализ рассматривается как часть экономики, исследующая:

1)обособленные экономические единицы, такие как отрасли, фирмы и домашние хозяйства;

2)отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

 

макроэкономикой называется р аздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политики

Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, позволяет выявить внутренние экономические связи, свойственные ему, как единому целому.

Национальное хозяйство - совокупность всех отраслей и сфер экономики различных регионов страны, объединенных разнообразными экономическими связями.

Вопрос 4.

Метод экономической теории

Экономическая теория использует широкий спектр ме­тодов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции.

Он состоит в очищении иссле­дования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт.

С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели.

В связи с построением моделей важно подчеркнуть роль функционального анализа в экономике. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то величина спроса на него уменьшается.

Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Можно выразиться кратко: спрос есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь чем выше спрос, тем выше цена. В таком случае мы говорим, что цена есть функция спроса.

Любой объект реально существует в системе взаимосвя­зей, для исследования которых используются методы ин­дукции и дедукции. Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям.

Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ. Позитивный анализ исследует взаи­мосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справед­ливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Рынок и его функции.

Следовательно, рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере произ­водства, распределения, обмена и потребления.

 

Существует шесть основных функций рынка:

1) информационная функция дает возможность провести ана­лиз различного рода экономических показателей: уровня цен, доходности, процентной ставки, средней заработной платы.

2) регулирующая функция заключается в том, что происходит регулирование обществен­ного производства;

3) посредническая функция, т.е. когда рынок устанавлива­ет связь производителя с потребителем, причем каждый учас­тник рынка является одновременно и производителем и про­давцом;

4) стимулирующая функция, выражающаяся в том, что че­рез рынок происходит учет затрат на производство продукции, т.е. на рынок может поступить только та продукция, которая будет куплена по ценам выше ее издержек;

5) ценообразующая функция проявляется, когда цена на рын­ке колеблется под взаимодействием спроса и предложения, при сокращении спроса при том же предложении на какой-либо то­вар происходит снижение уровня цен на этот товар;

6) контролирующая функция заключается в том, что рынок дифференцирует производителей, в условиях конкуренции идет постоянная борьба за выживание, где остается на рынке толь­ко тот производитель, который продает товар по цене

выше, чем издержки изготовленной продукции. Получается, что на рынке остаются только фирмы, действующие эффективно.

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10.

Вопрос 11

Модель рынка - совершенной конкуренции и ее св-ва..

В условиях рынка совершенной конкуренции каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема производимой в отрасли продукции, что изменение объема производства фирмой не оказывает влияния на отраслевое предложение товара и на цену продукта при существующем спросе.

Следовательно, фирма не может по­влиять на цену, не может ее изменить.

Конкурентная фирма соглашается с ценой, установившейся на рынке. Отдельная фирма уменьшает или увеличивает объем продаж, но реализу­ет продукцию по одной и той же рыночной цене.

Это означает, что спрос на продукцию фирмы совершенно эластичный и ли­ния спроса — прямая линия, параллельная оси абсцисс (см. рис. 23.1, а).

Цена на продукт устанавливается в масштабах отрасли в результате взаимодействия отраслевого спроса и предложения. На рис. 23.1, б представлены кривые отраслевого спроса D и предложения S. С равновесной ценой Р', установившейся на рынке, соглашается каждая конкурентная фирма.

Рис. 23.1. Равновесная цена на продукт в отрасли определяет цену конкурентной фирмы: а — фирма, б — отрасль

Так как любая единица продукции конкурентной фирмы продается на рынке по одинаковой цене, то средний и предель­ный доход фирмы равны цене продукта. Валовой доход, или выручка, равен произведению цены продукта на объем выпус­ка: TR = PQ.

Производители постоянно сравнивают цену с издержками производства и в зависимости от их соотношения принимают решения о расширении или сокращении выпуска и даже о вре­менном прекращении производства товара вообще.

Сравним цену продукта и средние валовые издержки. Если цена больше средних общих издержек, то фирма получает эко­номическую прибыль от производства каждого изделия. Об­щую сумму прибыли определяют вычитанием из валового до­хода валовых издержек фирмы. Можно определить прибыль фирмы другим способом — перемножить величину прибыли, приходящуюся на единицу продукции, на общий выпуск.

Если цена меньше средних валовых издержек, то произ­водство каждого изделия приносит фирме убыток, равный раз­ности цены и общих средних издержек. Общий убыток фирмы определяют вычитанием из валового дохода, т.е. выручки, ва­ловых издержек. Убыток — отрицательная величина. Существу­ет обыденное представление, согласно которому фирма, тер­пящая убытки от своей деятельности, рано или поздно закры­вается. В действительности же все гораздо сложнее.

Издержки фирмы делятся на постоянные и переменные. Если фирма прекращает производство, то ее переменные из­держки равны нулю, а постоянные существуют и их величина не изменяется. Ибо по-прежнему надо платить проценты за полученный кредит, вносить арендную плату, осуществлять страховые и другие платежи. Поэтому если цена продукта рав­на средним переменным издержкам и, следовательно, не воз­мещает средние постоянные издержки, то фирме лучше прио­становить производство, ведь ее общие убытки равны общим постоянным издержкам. Если же цена возмещает средние пе­ременные издержки и часть средних постоянных издержек, то фирма получает убыток меньший, чем величина общих постоянных издержек. В такой ситуации фирма не прекращает про­изводство, а стремится сделать убытки минимальными. В про­тивном случае, при остановке производства, убытки равны общим постоянным издержкам.

Следует сказать особо о средних общих издержках. Конкуренция приводит к тому, что производители стремятся выпус­кать такой объем продукции, использовать такие технологии и организацию производства, при которых средние общие издер­жки фирмы соответствуют минимальным средним издержкам в отрасли.

По мере того как цена снижается и становится меньше ми­нимальных средних общих издержек в отрасли, фирмы несут убытки, что заставляет сокращать производство, а некоторые из них покидают отрасль. Рассмотренный процесс имеет два последствия. Во-первых, в отрасли используется постепенно уменьшающийся объем экономических ресурсов, ресурсы пе­реливаются из данной отрасли в другие. Во-вторых, сокраща­ется производство, уменьшается предложение товара. Фирмы приспосабливаются к новой ситуации, складывающейся на рынке в результате взаимодействия рыночного спроса и изме­нившегося предложения. Постепенно снизившаяся цена начи­нает повышаться вначале до уровня минимальных средних об­щих издержек, а затем и превышает их. На рынке товара уста­навливается равновесие, когда равновесная цена в отрасли, с которой «соглашаются» фирмы, станет равной минимальным средним общим издержкам.

 

Рис. 23.2. Конкурентное равновесие для фирмы и отрасли: а — фирма, б — отрасль

 

На рис. 23.2 Р' — равновесная цена, Q' — равновесный объем, определяемые отраслевым спросом и предложением. В состоянии равновесия равновесная цена равна минимальным средним издержкам, q — объем производства фирмы, эконо­мическая прибыль равна нулю. Но в такой ситуации фирмы получают нормальную прибыль, процент или ренту. Если сред­ние общие издержки некоторой фирмы превышают минималь­ные, то она не сможет в полном объеме возместить вмененные издержки.

Вопрос 12

Модель рынка - чистой монополии, и ее св-ва.

Среди признаков чистой монополии — единственного производителя продукции, у ко­торой нет близких заменителей, выделим и рассмотрим при­знак, «диктующий цену». Фирма-монополист представляет це­лую отрасль, контролирует общий объем предложения, т.е. может увеличивать, уменьшать предложение продукта при су­ществующем спросе и, следовательно, изменять цену. Суще­ствование монополии обусловлено рядом причин — барьерами для вступления в отрасль других фирм, собственностью на важ­нейшие виды сырья, и др., и они создают монополисту воз­можность контролировать объем производства и цену и пре­допределяют характер этого контроля.

Расширяя производство, монополия увеличивает предложение товара в отрасли и, чтобы увеличить продажи при существующем спросе, вынуждена снижать цену. Кривая спроса на продукцию монополиста нисходящая (см. рис. 23). Это означает, что больше продукта можно продать по более низкой цене, а меньше — по более высокой цене. Монополисту приходится считаться со спросом потребителей. Монополист не может установить любую высокую цену, но может ее контролировать — понижать или повышать и при этом соответственно увеличивать или уменьшать объем про­даж.

Рис. 23.Взаимосвязь спроса, валового и предельного дохода монополиста

Допустим, фирма увеличивает объем продаж, снижая цену. Предельный доход MR, полученный от продажи каж­дой дополнительной единицы продукта, уменьшается. Цена продукции (она определя­ется точкой на линии спроса) всегда больше того предельного дохода, который получает монополист от продажи дополни­тельной единицы продукции. Это означает, что линия пре­дельного дохода чистого монополиста всегда расположена ниже линии спроса (см. рис. 23).

Между валовым доходом TR (выручкой) и предельным доходом монополиста существует зависимость, характер ко­торой определяется эластичностью спроса. Валовой доход увеличивается при эластичном спросе и положительной ве­личине предельного дохода. В случае неэластичного спроса, валовой доход уменьшается, а предельный продукт стано­вится отрицательной величиной. Поэтому монополист вы­бирает объем производства, не превышающий Q' и соот­ветствующую ему цену, что обеспечивает увеличение выруч­ки.

Важным признаком чистой монополии является производ­ство продукта или услуги, у которых нет близких замените­лей. Если продукт невозможно перепродать, то фирма при сло­жившихся средних общих затратах с выгодой для себя может установить различные цены для различных групп покупателей на одном и том же или различных рынках. Продажа товара данного качества при конкретном уровне затрат по различным ценам различным покупателям называется ценовой дискрими­нацией. Способность монополии устанавливать цену является причиной ценовой дискриминации.

Различают три вида ценовой дискриминации. При (совер­шенной) ценовойдискриминации первой степени, каждая единица продукции продается по цене спроса,

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, ко­гда цена продукции зависит от объема покупки, но одинакова для всех покупателей. Ценовая дискриминация второй степени принимает форму различного рода скидок: чем больше объем покупки, тем боль­ше скидка в цене

Проводя политику ценовой дискриминации третьей степе­ни, монополист разделяет покупателей на группы и для каж­дой устанавливает свою цену реализации. Выделяются сегмен­ты рынка.

Вопрос 13.

Модель рынка – монополистической конкуренции, ее черты.

Чтобы про­анализировать ценообразование на рынке монополистической конкуренции, назовем характеристики (параметры) этого рын­ка, влияющие на цену.

Известно, что точки на кривой спроса отмечают объем про­дукции, который желают и могут купить потребители, и соот­ветствующую ему цену. Особенности линии спроса - ее фор­ма и наклон к осям координат — определяются эластичностью спроса по цене. Сравним линии спроса на рынках совершенной конкуренции D1 чистой монополии D2, и монополистической конкуренции D3, представим их на одном рисунке.

Рис 23,7 Спрос на продукт монополистически конкурентной фирмы.

Линия спроса фирмы на рынке монополистической конкуренции менее элас­тична, чем на рынке совершенной конкуренции. Это объясня­ется тем, что фирма имеет меньше конкурентов и продукты их близкие, но несовершенные заменители. Но спрос монополис­тического конкурента более эластичен, чем спрос на продукт монополиста, а линия его спроса D3 имеет меньший наклон к оси выпуска, чем наклон линии спроса монополиста D2/ Это объясняется тем, что у монополиста вообще нет конкурентов, а продукты не имеют заменителей.

На рынке монополистической конкурен­ции, фирма продает здесь разновидность продукта, у которого есть заменители, и цена продукта зависит, с одной стороны, от уровня цен других конкурентов и от числа самих конкурентов. Продукция монополистического конкурента мо­жет быть дифференцирована по признаку размещения. Не­большие предприятия торговли успешно конкурируют с круп­ными супермаркетами потому, что располагаются вблизи по­купателей, несмотря на несколько более высокие цены. Так как фирма продает дифференцированный продукт, то, с дру­гой стороны, она является монополистом по отношению к своим постоянным покупателям и имеет определенную мо­нопольную власть на рынке. Фирмы стремятся потеснить кон­курентов путем повышения качества своих товаров, создания новых моделей изделий, а не путем понижения цен.

На уровень цены монополистически конкурентной фир­мы оказывают влияние избыточные производственные мощ­ности. Дело в том, что низкие барьеры для вступления фирм в отрасль и выхода из отрасли, ее открытость приводят к тому, что рынок бывает переполнен фирмами, производственные мощности которых полностью не используются. Кроме того, дифференциация продукта, ориентированная на удовлетворе­ние вкусов достаточно ограниченного круга потребителей, пре­допределяет слишком малый объем производства отдельной фирмы и, как следствие, недоиспользование части мощнос­тей, что увеличивает издержки производства товаров.

На рынке монополистической конкуренции используются методы неценовой конкуренции. Следующим после диффе­ренциации продукта широко используемым методом конку­ренции является реклама. Реклама применяется фирмой для того, чтобы увеличить объем продаж. На рекламу расходуют­ся огромные средства. Экономисты называют аргументы, до­казывающие необходимость применения рекламы, и доводы против рекламы.

Реклама убеждает покупателей в тех или иных достоинствах продукта, усиливает дифференциацию продукта в пред­ставлениях потребителей и монопольную власть фирмы на рынке. Все это позволяет фирме устанавливать более высо­кую цену и получать большую прибыль. Убеждая в исключи­тельных достоинствах продукта фирмы, реклама может со­здать определенный барьер для возможных конкурентов, но может и содержать информацию, позволяющую создать за­менители рекламируемого продукта и сделать производство более конкурентным. В таком случае появляются условия для снижения цены.

Общий вывод относительно уровня цены на рынке моно­полистической конкуренции состоит в следующем: цена на продукт на таком рынке более высокая, чем на рынке совер­шенной конкуренции, но ниже цены на рынке чистой моно­полии. Основными факторами, вызывающими удорожание продукта, являются дифференциация продукта и использова­ние рекламы!

Вопрос 14

Вопрос 15

Факторы процесса производства, их св-ва.

Вопрос 16.

Виды ценных бумаг.

Наиболее распространенными видами цен­ных бумаг являются акции и облигации.

Акция - ценная бумага, которая свидетельствует о вне­сении пая в капитал акционерного общества и дает ее владельцу право:

- на получение определенного дохода, который называ­ется дивидендом;

- голоса при решении дел общества;

- на получение части имущества компании при ее ликвидации;

- на инспекцию за производственно-финансовым со­стоянием фирмы;

- на преимущественное приобретение новых выпусков акций.

Акция дает право на участие в управлении акционерным обществом. Однако такое право реально сосредоточивается в руках только тех инвесторов, которые владеют контрольным пакетом акций. Только они на деле получают право собственности на реальные активы.

Облигации. Они дают право их владельцу ежегодно полу­чать фиксированный доход, но не предоставляют права голоса при решении вопросов функционирования выпу­стившего его предприятия.

Вексель – необеспеченное обещание корпорации – должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему.

Вопрос 17.

Вопрос 18.

Основную,

Высшую цель регулирования

и прикладные цели.

В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.

Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

· экономический рост;

· полная занятость;

· стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

· внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей.

Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель –

удовлетворение требований полной занятости.

Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения.

Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.

Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его "сверхзадача" связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей.

Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии.

Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования.

Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

ВОПРОС 19.

Функции денег.

Деньги — это способ общественного выражения экономической ценности блага. Такое выражение обес­печивается тем, что деньги выполняют три функции:

— средства обращения (платежа) товаров и услуг,

— средства измерения ценности реализуемых благ,

— средства накопления (сбережения денег для будущих ры­ночных актов).

Номинальная цена — это то количество денег, которое требуется для оплаты данного блага по сложившимся на дан­ный момент рыночным ценам. Реальная же цена показыва­ет количество денег, которое потребовалось при оплате того же блага по ценам «базового» периода.

Денежное накопление (сбережение денег) — жизнен­но необходимая для рыночной экономики функция денег, по­тому что без этого невозможен экономический рост. Но что­бы реализовать эту функцию, деньги должны сохранять ис­ходный уровень покупательной способности в тече­ние длительного периода. Только при этом условии день­ги смогут устойчиво представлять долю общественного бо­гатства, соответствующую размеру накопленных денежных знаков.

Проблема ликвидности

Деньги — это универсальный измеритель («счетная единица») экономической ценности рыночных благ. Но деньги потому являются общепринятой счетной единицей, что они используются в качестве средства платежа за любое реализуемое (продаваемое) благо. «Платежная» функция денег и порождает главную теоретическую и практическую проблему денег — проблему ликвидности.

Ликвид­ность — реальное свойство активов в рыночной экономике: платежным средством потенциально может выступить любой актив, на который на рынке имеется платежеспособный спрос. «Сте­пень ликвидности» и означает сравнительную величину затрат обмена данного актива и аналогичных затрат на обмен другого актива.

На­личные деньги — это абсолютно ликвидный актив. На другом полюсе расположится абсолютно неликвидный актив, на который нет и не будет рыночного спроса. Ликвидность характеризует три свойства любого актива:

— реальную возможность использования данного актива в ка­честве средства платежа;

— скорость превращения «надежного» актива в средство опла­ты;

— способность актива сохранять «во времени и пространстве» свою первоначальную номинальную стоимость («степень антиинфляционной устойчивости»).

Денежные агрегаты.

Нам хорошо известен один компонент денежной массы — «наличность», объединяющая банкноты и монеты. Однако в хозяйственной жизни они составляют совсем небольшую часть средств обращения, основной современный вид которых — че­ковые счета.

Чековые вклады — те же деньги, хотя и «невидимые», ибо оплата с их помощью осуществляется через чеки и посредст­вом записи в банковских книгах, не требуя наличности.

В современной теории денег общепризнано, что в число денег включаются средства, лежащие на переводных счетах («трансакционные депозиты») — счетах «до востребования», созданных именно для использова­ния их в безналичных расчетах.

Познакомившись с мотивами, по которым часть денег по­стоянно пребывает в форме наличности, мы можем перейти к характеристике денежных агрегатов.

Первый денежный агрегат («M1») включает наличные день­ги и средства переводных счетов. Следовательно, M1 ограни­чивается традиционным пониманием денег.

Денежный агрегат М2 - который включает M1 и еще два вида банков­ских вкладов — «обыкновенные» (т.е. вклады, приносящие про­центы и изымаемые без штрафа в любой момент, но не пре­доставляющие права пользования чеками для оплаты) и «сроч­ные» (вклады, приносящие повышенные проценты, но при ус­ловии, что досрочное изъятие влечет штрафы). Следователь­но, М2 = M1 + обыкновенные + срочные депозиты. Широкий денежный агрегат МЗ, включающий М2 + депозитные сертификаты + крупные сроч­ные депозиты. Предельно широкий денежный агрегат (L), который к МЗ присоединяет все прочие ликвидные ценности.

Вопрос 20.

Вопрос 21.

Причины инфляции.

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалан­сированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Т.е. за счет активного использования «печатного станка», это приво­дит к росту массы денег в обращении.

Во-вторых, это постоянный рост расходов государства на финансирование общенациональных, экономических и социальных программ (оборонная система, затраты на науку и т.д.)

В-третьих, это спрос на деньги со стороны производителей. В структуре постиндустриального производства основное место занимает зарплата. Чем выше цены, тем выше должна быть зарплата, а следовательно выше издержки производства.

В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохо­зяйственные связи увеличивается опасность «импорти­руемой» инфляции.

В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживаю­щийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.

Темп инфляции. , где IPt – индекс цен текущего уровня, IPt-1 – в прошлом году.

Вопрос 22.

Антиинфляционная политика

Два подхода антиинфляционной политики. В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налога­ми в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфля­ции. Однако одновременно ограничивается и рост про­изводства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду.

Второй подход - денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику.

Комплекс мер антиинфляционной политики:

Долговременная политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, ко­торые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно содействовать своими меропри­ятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функцио­нированию рынка.

Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

В-третьих, мероприятия в области денежного обра­щения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капи­тала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное сни­жение темпов инфляции. Здесь успешный результат возмо­жен в случае расширения совокупного предложения без уве­личения совокупного спроса. Вэтих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим допол­нительно к основному производству побочные товары и услуги. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

ВОПРОС 23.

Вопрос 24.

Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке — это купля-продажа госу­дарственных ценных бумаг. Во-первых, государство, действуя через ЦБ, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономи­ческой конъюнктуры каждый из указанных субъектов мо­жет выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бу­маг. Инициатором этих операций всегда является государство. А коммерческие банки и население ста­новятся их участниками, убедившись в возможности получе­ния экономической выгоды.

Инициируя операции на открытом рынке, государство до­бивается либо уменьшения, либо увеличения предложения де­нежной массы и либо стимулирует рост эко­номики, либо сдерживает его.

Вопрос 24.

Центральный банк.

Роль ЦБ в кредитной системе проявляется в выполнении им основных функций:

- эмиссионная – банк имеет монополистическое право выпуска в обращение бумажных денег;

- аккумуляция и хранение кассовых резервов – законодательно каждый коммерческий банк должен оформить в ЦБ счет с целью поддержания ликвидности;

- ЦБ является хранителем валютных резервов страны;

- кредитование коммерческих банков;

- организация валютного регулирования;

- надзорно – контролирующая функция;

- денежно – кредитная политика.

 

Изменение резервной нормы

Резервная нормачасть бан­ковских депозитов в центральном бан­ке.

Резервная норма — это не­прикосновенный запас денежных средств, который коммерчес­кие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью центрального банка и в течение финансового года может несколько раз изменяться. При этом резервная норма может быть различной в зависимости от режимов и целей пре­доставления банком кредитов.

Результаты изменения резервной нормы:

- через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает сово­купную денежную массу в стране;

- при повышении резервной нормы возмож­ности коммерческих банков кредитовать экономику уменьша­ются, предложение денег сокращается. Это вызывает рост процентов по кредитам, уменьшение спроса на заемные средства и замедление эконо­мического роста. Это является важнейшим средством в борьбе с ин­фляцией;

- когда преодолеть кризис­ные явления, правительство уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссудный процент по­нижается, спрос на заемные средства возрастает, и начинается экономический рост.

Изменение учетной ставки.

ВОПРОС 25.

Государственный бюджет

Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. В странах, имеющи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.128.177 (0.232 с.)