Эфиопия. Южно-Африканская Республика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эфиопия. Южно-Африканская Республика



Во времена колониального раздела Тропической и Южной Африки только три государства избежали участи быть покоренными и отстояли свою независимость. Это Эфиопия, Южно-Африканская Республика (ЮАР) и Либерия. Истории образования и развития трех государств кардинально различались. Эфиопское государство создавалось усилиями местного, коренного населения, ЮАР — белыми европейского происхождения, ставшими белыми африканцами, Либерия — бывшими американскими рабами, получившими свободу и вернувшимися в Африку, на родину своих предков.

 

Эфиопия в первой половине XX в. В XX в. Эфиопия вступила слаборазвитой аграрной страной. Основой экономики оставалось сельское хозяйство, в котором царила жесточайшая феодальная эксплуатация. Лишенное собственной земли многомиллионное крестьянское население было вынуждено выплачивать помещикам-феодалам за ее аренду до двух третей собранного ими урожая. Общество раздирали межэтнические противоречия, существовала религиозная дискриминация, сохранялся институт рабства. Промышленность страны была представлена лишь мелкими полукустарными предприятиями. На всю Эфиопию были только одна небольшая ткацкая фабрика, пивоваренный заводик, несколько мельниц и лесопилок. Денег в государственной казне на развитие экономики не было, и страна оказалась в финансовой зависимости от европейских держав. Добыча золота, слюды, селитры, соли осуществлялась на деньги иностранных компаний, и вся получаемая прибыль ими полностью присваивалась.

С начала 20-х годов страна берет курс на проведение сбалансированной внешней политики. Устанавливаются связи с ведущими капиталистическими державами и одновременно с первым социалистическим государством — СССР. Значительным успехом Эфиопии стало ее вступление в 1923 г. в международную организацию — Лигу наций.

В 1931 г. принимается первая в истории страны конституция. Создается парламент с совещательными функциями, запрещается рабство, осуществляются другие реформы, не затрагивавшие, однако, основ сложившегося феодально-монархического строя. Происходит упорядочение налоговой системы, осуществляется строительство светских школ, шоссейных дорог, первого аэродрома. Закупаются гражданские самолеты, появляются собственные летчики. Процесс мирного развития страны прерывается вторжением в октябре 1935 г. 100-тысячной итальянской армии. Суверенное государство, член Лиги наций, Эфиопия становится первой жертвой фашистских агрессоров.

 

Свержение монархии. Социально-экономические и политические преобразования (1975—1991). После второй мировой войны Эфиопия становится одной из стран — учредительниц ООН, а в 1950 г. она воссоединяется с бывшей итальянской колонией Эритреей. 50-60-е и начало 70-х годов проходят под знаком укрепления абсолютистской монархической власти в стране. Был наложен запрет на создание политических партий. Оппозиционные выступления жестоко подавлялись. С1952 г. Эфиопия становится одним из крупнейших получателей американской военной помощи, форпостом США в Восточной Африке.

Экономика страны находилась все эти годы в кризисном состоянии. Промышленный сектор не развивался, ничего не предпринималось для изменения феодальных аграрных отношений, сложившихся еще во времена средневековья. Эфиопия превратилась в страну контрастов. С одной стороны, роскошь и политическое всевластие императора и его окружения, а с другой -нищета и бесправие 50 млн подданных. В феврале 1974 г. в стране началась антимонархическая, антифеодальная революция, которую возглавили вооруженные силы. 12 сентября 1974 г. император Хайле Селассие I был низложен. Власть перешла в руки Временного военного административного совета (ВВАС) и Временного военного правительства. Председателем ВВАС и правительства, а затем и президентом страны (февраль 1977 г. -май 1991 г.) стал подполковник Менгисту Хайле Мариам.

С начала 1975 г. в стране начали осуществляться некоторые социально-экономические и политические преобразования. Была проведена аграрная реформа, которая предусматривала наделение землей всех, кто живет за счет ее обработки. Впервые в истории страны были установлены 8-часовой рабочий день, минимум заработной платы и ежегодный оплачиваемый отпуск. Страна освобождалась от феодального гнета, от внешней иностранной зависимости. В сентябре 1984 г. прошел Учредительный съезд Рабочей партии Эфиопии (РПЭ), которая как партия марксистско-ленинской ориентации просуществовала до мая 1991 г. В феврале 1987 г. путем референдума была принята новая конституция, прошли выборы в верховный орган страны — в Национальное собрание. С сентября 1987 г. страна получила свое новое название — Народная Демократическая Республика Эфиопия.

За 17 лет нахождения у власти правительства Менгисту Хайле Мариама в жизни эфиопского общества произошло много позитивных перемен. Однако в процессе преобразований было допущено много просчетов и ошибок, которые в конечном итоге привели к смене общественно-политического строя. Многие важные экономические и социальные вопросы решались командно-административными методами, в частности насильственный перевод многих сотен тысяч кочевого населения на оседлый образ жизни. Не принимались в расчет требования пересмотра основ формирования государственного устройства многонациональной Эфиопии, перехода от унитарной формы к федеративной. Отказ правительства решить этот вопрос привел к созданию в различных провинциях страны этнополитических оппозиционных организаций, которые вступили на путь вооруженной борьбы с правительством Менгисту Хайле Мариама.

 

Эфиопия в 90-х годах. Развязка наступила в начале 1991 г. В мае военные формирования одной из крупнейших оппозиционных организаций — Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ) штурмуют столицу страны Аддис-Абебу и свергают правительство. Союзник НФОТ — Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ) устанавливает контроль над территорией своей провинции. Через 2 года, в апреле 1993 г., Эритрея провозглашает свою независимость, согласившись при этом строить свои отношения с Эфиопией на конфедеративных началах.

Свергнув прежнее правительство, представители различных фронтов собрались в июле 1991 г. на организованную ими конференцию. На ней было принято решение сформировать единый Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН) и разработать программу дальнейших действий. Эта программа получила название «Хартия переходного периода». Она стала временным Основным законом страны. Хартия предусматривала введение многопартийной системы, многоукладной экономики, декларировала право проживающих в Эфиопии народов и народностей на самоопределение вплоть до отделения. В принятой в декабре 1994 г. постоянно действующей конституции это право, при выполнении необходимых процедур, было закреплено за девятью субъектами новой федеративной Эфиопии. Переходный период закончился в мае 1995 г., когда в соответствии с новой конституцией в стране прошли на многопартийной основе выборы в органы государственной власти. Президентом страны стал лидер НФОТ Мелес Зенауи.

 

ЮАС. Политика «апартхайд». Стремление английских колонизаторов создать в Южной Африке целый массив британских владений приводит к кровопролитным англо-бурским войнам (1899-1902), закончившимся захватом Великобританией Республики Трансвааль и Оранжевого свободного государства. В 1909 г. английский парламент принимает акт о Южной Африке, и 31 мая 1910 г. на юге Африканского материка появилось новое государственное образование — Южно-Африканский Союз (ЮАС). Он вошел на правах доминиона в состав Британской империи. В этом статусе ЮАС пребывал по 1961 г., когда было объявлено о его выходе из состава Британской империи с принятием нового названия — Южно-Африканская Республика (ЮАР).

Создание ЮАС явилось результатом сговора между победителями — англичанами, и побежденными — бурами. Он был осуществлен за спиной африканцев и за их счет. Африканское небелое население, составлявшее 3/4 всего населения страны, было лишено права владеть землей, возможности протестовать, бороться с бесправием и угнетением. Ему было предоставлено одно-единственное право — продавать свою рабочую силу белым — хозяевам ферм, заводов и рудников. С самого начала своего существования ЮАС заявил о себе как о государстве, проводящем политику расовой дискриминации и территориальной и культурной сегрегации. Политика становится официальной и принимает название «апартхайд», что в переводе с языка африкаанс означает «раздельное развитие».

Система апартхайда, введенная в ранг государственной политики в ЮАС, а затем и в ЮАР, явление не случайное, а преднамеренное. Все изначально было обдумано, взвешено, подготовлено и сформулировано. В основе законодательного регулирования политики «раздельного развития» лежал принцип, закрепленный еще в конституции 1860 г. Республики Трансвааль, — «Никакого равенства ни в церкви, ни в государстве».

Идеологической основой апартхайда был расизм, теория, делившая людей на категории: высшие — полноценные и низшие — неполноценные. Таким образом, одним было предопределено играть в истории роль господ, другим быть рабами. В 1973 г. Организация Объединенных Наций квалифицировала апартхайд как преступление перед человечеством.

Одним из направлений в политике апартхайда становится территориально-расовая сегрегация. В 1913 г. в ЮАС был принят закон «О землях туземцев», предусматривавший создание резерваций для поселения в них небелых африканцев. Для этого отводилось 13% от всей земельной площади в стране. В то время таких резерваций было создано 264. Со временем их объединили в более крупные резервации — бантустаны («национальные отечества»). Эти мини-государства для африканцев создавались на землях, мало пригодных не только для производства, но и для проживания. Те, кто уходил в города и на производства на заработки, также оказывались в резервациях — тауншипах, в специально огороженных и охраняемых полицией местах для временного проживания. Система бантустанов и тауншипов была предназначена прежде всего для воспроизводства дешевой и контролируемой рабочей силы.

Расовые критерии применялись и в системе оплаты труда. За равный труд заработная плата белого рабочего была много выше, чем у рабочего азиатского происхождения, который зарабатывал больше, чем метис, а метис — больше, чем африканец. Африканцев последними принимали на работу и первыми увольняли. Широко использовался труд рабочих-африканцев из других стран, который обходился предпринимателю значительно дешевле, чем труд африканца-соотечественника.

Националистические правительства как ЮАС, так и ЮАР строго придерживались принципа раздельного образования. Образование белым давали белые. Причем обучение детей белых граждан осуществлялось бесплатно. Африканцы же должны были платить за свое обучение. Преподавать белым в учебных заведениях для черных было строго запрещено.

В системе сложившихся отношений самым ненавистным для африканцев был так называемый «закон о пропусках», ограничивавших передвижение небелого населения. Даже отношения любви и брака между представителями разных расовых групп были объявлены уголовным преступлением, и нарушившие его могли быть заключены в тюрьму сроком до 7 лет.

Законы «раздельного развития» проводились в жизнь средствами открытого террора и физического насилия — массовые задержания и аресты, содержания в тюрьмах, расстрелы демонстрантов, применение пыток, смертная казнь. За первые 80 лет развития ЮАС, а затем его правопреемника ЮАР сменилось много правительств, но ни на йоту не менялась политика. Даже в преображенном после второй мировой войны мире, после освобождения Африки от колониальной зависимости, все последовательно сменявшие друг друга националистические правительства — Д. Малана (1948-1954), Й. Стрейдома (1954-1958), X. Фервурда (1958-1966), Б. Форстера (1966-1978) последовательно продолжали политику расовой дискриминации и репрессий против африканского и другого небелого населения.

 

ЮАР в 80—90-х годах: реформирование страны. В начале 80-х годов в политике правящих кругов ЮАР наметился перелом. В 1979 г. новым премьер-министром становится Питер Бота. Предпринимается ряд мер по снижению социальной напряженности. Б частности, легализуется деятельность африканских профсоюзов. В 1984 г. принимается новая конституция. В стране вводится президентская форма правления, учреждается трехпалатный парламент, состоящий отдельно из белых, индийцев и цветных (метисов). Впервые право избирать и быть избранным получили иные, кроме белых, этнические группы ЮАР. Это стало шагом вперед в начавшемся реформировании системы апартхайда, хотя по-прежнему африканское население было лишено права голоса, а белое меньшинство еще продолжало монопольно управлять обществом.

Толчком к наметившимся реформам стал мощный подъем демократического движения. В авангарде борьбы за социальное и политическое равенство выступал Африканский национальный конгресс (АНК), созданный в 1912 г. и ставший первой политической организацией не только в Южной, но и в Тропической Африке. В союзе с АНК выступали Южно-Африканская коммунистическая партия, Организация цветного населения, Конгресс демократов (из представителей белого населения), Панафрикан ский конгресс, афрохристианские церкви и другие организации.

В 1990 г. президент ЮАР Фредерик де Клерк был вынужден отменить чрезвычайное положение в стране, разрешить легальную деятельность оппозиционных партий и организаций, освободить из тюрем политических заключенных, включая и лидера АНК Нельсона Манделу, томившегося в заточении 23 года. Было принято политическое решение полного уничтожения системы апартхайда и утверждение новых форм государственного устройства.

18 ноября 1993 г. парламентом страны была принята новая конституция, которая получила название «Конституция Южноафриканской Республики 1993 г.». Она рассматривалась как временная, или переходная, конституция. В апреле 1994 г. прошли первые, не на расовой основе всеобщие выборы в новый парламент. Убедительную победу на них одержал АНК, набравший 63% голосов. Президентом страны был избран Нельсон Мандела. Впервые в истории страны главой государства стал представитель черного населения ЮАР.

 

 

Приложение 2

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Аннексия — насильственное присоединение государством территории, принадлежащей другому государству или народу.

Автаркия — политика хозяйственного обособления, создание замкнутого, самообеспечивающегося хозяйства в рамках отдельной страны.

Автономия — право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.

Авторитаризм — политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или одном властном органе, снижением роли представительных институтов, сведением к минимуму оппозиции, диктаторскими методами правления.

Анархо-синдикализм — течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов).

Анклав — территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон землями другого государства и не имеющая морской границы. Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом.

Асьенда — крупное поместье в большинстве латиноамериканских стран.

Атлантизм — идейно-политическая концепция, в основе которой лежит тезис об общности интересов и судеб стран Атлантического региона. А. получил особое распространение в условиях «холодной войны», когда геополитические термины «Запад» и «Восток» оказались связаны с существованием двух противоборствующих общественных систем, а атлантическая солидарность стала на многие годы синонимом антикоммунизма.

 

Б

Бонапартизм —политическая философия, зарождение которой связано с существованием Первой империи во Франции и деятельностью Наполеона Бонапарта, а современное развитие — с идеологией голлиз-ма во Франции. Возникновение Б. было реакцией на крайности процесса либерализации общественной жизни. Б. основывается на признании целесообразности ограничения политического либерализма, в том числе деятельности политических партий и иных общественных движений, представляющих «групповой», а не общественный интерес. Авторитарная диктатура, действующая во имя интересов нации, рассматривается как наилучший гарант индивидуальных социальных прав и экономических свобод, гражданского мира. В политической традиции других стран, помимо Франции, Б. рассматривается скорее как лавирование между интересами отдельных социально-политических групп и классов.

Боны — краткосрочные долговые обязательства казначейства, муниципальных органов и частных фирм.

 

В

Валлонская область — этническая область в Бельгии.

Валовый национальный продукт (ВНП) — обобщающий показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

Ваххабиты — последователи религиозно-политического течения в исламе, возникшего в Аравии в XVIII в. Воинственно призывают к возврату первоначальных норм ислама VII в. Ваххабизм — официальная идеология Саудовской Аравии.

Великодержавность — политика крупной страны, проникнутая духом национального превосходства.

Вилайет — административно-территориальная единица (провинция) в Турции.

 

Г

Гегемония — преобладание, руководство.

Геноцид — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Геополитика — понятие, характеризующее место и формы воздействия территориального положения государств на его политику и международные процессы.

Геостратегическая структура — глобальный расклад военно-политической мощи государств в масштабах мирового сообщества.

Герилья — название партизанской войны в Испании и Латинской Америке.

Государственно-монополистический капитализм (ГМК) — завершающая стадия развития индустриального общества, связанная с отходом от принципов классического либерализма. В экономической области это проявляется в формировании так называемой кепн-сианской модели —системы государственного регулирования экономики. Свое название эта модель получила по фамилии английского экономиста Дж. Кейнса, впервые доказавшего, что в условиях монополизированной экономики вмешательство государства в экономику не должно носить временный, антикризисный характер, а стать постоянно действующим фактором, обеспечивающим наряду со стихийными рыночными механизмами эффективное функционирование всего экономического механизма.

Гражданское общество — сообщество граждан, комплекс социальных, экономических, политических, культурных отношений и институтов, опирающийся на развитую систему гражданского права, относительно автономная от государственной структуры. Б гражданском обществе личность, гражданин, а также институты, ценности и отношения, способствующие их максимальному развитию и самореализации, играют определяющую роль.

 

Д

Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к золоту или валюте других стран (уменьшение «металлического содержания» денежной единицы). Д. официально закрепляет обесценивание денег, вызванное инфляционным процессом. Д. часто используется государством для снижения относительной себестоимости товаров и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Дефляция — изъятие из обращения части денежной массы (посредством увеличения налогов, замораживания заработной платы и т. п.) с целью предотвращения ее роста и снижения темпов инфляции.

Дискриминация — ограничение или лишение прав граждан по признаку расовой принадлежности (расовая дискриминация), национальности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.

Диссидент — (от лат. dissidens — несогласный) — человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания, в широком смысле — инакомыслящий, несогласный с господствующей идеологией.

Доминион — государство в составе Британской колониальной империи, главой которого признается английский король, но при этом существует внутреннее политическое и административное самоуправление. Часть бывших колоний, вошедших в состав Британского Содружества, сохранили этот конституционный принцип.

Друзы — члены отколовшегося в XI в. от ислама вероучения. Ныне проживают в Сирии и Ливане.

Дуализм — двойственность, раздвоенность.

 

И

Изоляционизм — с середины XIX в. направление во внешней политике США, основанное на идее невмешательства в вооруженные конфликты вне Американского континента. Вплоть до начала XX в. использовался правящими кругами США для сохранения «свободы рук» в международных делах И. утратил свою роль в официальной политике США после второй мировой войны.

Имам — религиозный лидер в исламе, а также высокий ранг в среде мусульманских богословов.

Инвестиции — долгосрочные вложения капиталов в создание и модернизацию предприятий, развитие всей производственной инфраструктуры, освоение новой технологии и техники. Инвестиционная политика по своему характеру шире, чем капиталовложения, ориентированные непосредственно на развитие самих производственных мощностей.

Индустриальное общество — тип общества, для которого характерны развитая система разделения труда при сильной специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция, разветвленные системы средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структуре национального потребления.

Индустриализация — создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике.

Инновация — комплексный процесс создания, распространения и использования каких-либо технических, технологических, организационных и иных новшеств. От обычных нововведений инновационная деятельность отличается прежде всего планомерным характером поиска и достижения новых способов и компонентов общественной деятельности.

Инспирация — внушение, подстрекательство.

Институционализация — учреждение каких-либо новых общественных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

Интеграция (от лат. integratio — восстановление, соединение) -1) процесс, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимодополняемости отдельных специализированных элементов; 2) И. экономическая — процесс объединения национальных хозяйств, включающий в себя также проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

Интервенция — насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. И. может быть военной, экономической, дипломатической, идеологической. Все виды интервенции запрещены международным правом.

Интернирование — принудительное выдворение иностранных граждан воюющим или нейтральным государством в особые места проживания в связи с военным конфликтом или иными особыми обстоятельствами.

Информационное общество — тип общества, в котором ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации.

Инфраструктура — комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство (производственная И. — дороги, каналы, водохранилища, порты, мосты, аэродромы, склады, транспорт, связь и др.) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная И. — образование, здравоохранение, наука и др.).

 

К

Кейнсианство — см. Государственно-монополистический капитализм (ГМК).

Клерикализм — идеологическая доктрина, предусматривающая приоритет церкви и духовенства в общественной жизни. Классический К. являлся консервативной охранительной идеологией. На протяжении XX в. его влияние ослабевает, а на смену жесткому К. приходит политический католицизм.

Клиенелистские отношения — особая форма отношений, например между главарем клана или мафии и их членами, руководителем группы или партии и их членами, предпринимателем и его наемными рабочими и т. д., построенные на принципах взаимности, когда подчиненные готовы безоговорочно поддерживать своих начальников за предоставляемые им материальные или иные блага или поощрения.

Коллаборационизм — сотрудничество граждан оккупированной территории с оккупантами.

Компрадорская буржуазия — буржуазия экономически отсталых стран, осуществляющая посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком.

Конвертируемость валюты — свободный обмен денежных единиц страны на валюту других стран и на международно признанные платежные средства.

Конгломерат (от лат. conglomerates — собранный) — соединение чего-либо разнородного.

Конгрегации (от лат. congregation — соединение) — католические религиозные организации, объединения религиозных общин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.067 с.)