ТОП 10:

Глава 7. СТРАНЫ ЮГО-ЗАПАДНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ



Турция

Первая республика: смена ориентиров (1945—1960). Послевоенный период ознаменовался пересмотром всей концепции развития страны. Влияние в обществе НРП, не сумевшей стать выразительницей общенациональных интересов, упало. Обострялось недовольство населения экономическими затруднениями. Оно принимало все более открытые формы — забастовок, сельских бунтов, студенческих демонстраций.

За годы кемалистских преобразований турецкая буржуазия заметно окрепла. Национальный капитал начал тяготиться политикой этатизма, мешавшей росту предпринимательства и частной инициативы.

Выход из сложившейся ситуации руководство НРП видело в смягчении авторитарного режима и расширении демократических основ власти.

В течение первых послевоенных лет в Турции появилось до 30 партий самых разных направлений. Однако лишь одной из них — Демократической партии (ДП) удалось превратиться во влиятельную политическую организацию, стать основным соперником НРП. Ее создали бывшие члены НРП во главе с Д. Ба-яром. Они получили поддержку не только торгово-промышленной буржуазии и землевладельцев, но и интеллигенции и многих профобъединений, предложив дать больший простор частной инициативе и частному капиталу.

Уже в 1945-1947 гг. было принято несколько законов о земельной реформе, о создании министерства труда, о профсоюзах. Доктрина Трумэна, связанные с нею огромные кредиты и американские инвестиции (план Маршалла) завершили процесс переориентации Турции и способствовали отходу от официальной политики этатизма. Эта политика и новая ориентация усиливали позиции ДП, которая на выборах 1950 г. добилась большого успеха (396 мест против 68 у НРП). Президентом страны стал Д. Баяр. На протяжении 50-х годов ежегодный прирост промышленной продукции в Турции достигал 8 %, хотя это сопровождалось ростом внешней задолженности и прежним жестким преследованием радикальной прессы. Впрочем, обстановка в стране постепенно менялась.

 

Военный переворот 1960 г. Несмотря на преследования, режим поощрения прав и свобод не мог не сказаться на росте оппозиционных сил. Эти силы были разными по характеру. С одной стороны, крепло рабочее движение во главе с профсоюзами, увеличивалось количество забастовок и возрастали требования как экономического, так и политического характера. С другой — активизировалось исламское духовенство, добившееся от ДП ряда важных уступок: преподавание ислама в школе, строительство мечетей, чтение Корана по радио и др. И, наконец, столь явный отход от кемалистского наследия не мог не вызвать серьезной озабоченности турецкой военной и гражданской бюрократии. Понимая, что политика демократии ведет к подрыву их позиций и влияния в обществе, приверженцы прежнего режима обратились к поиску эффективных мер противодействия. События соседних стран региона (Египта, Сирии, Ирака) подсказали путь, по которому нужно было следовать, — путь военного переворота.

27 мая 1960 г. он был осуществлен организацией армейских офицеров. Созданный ими Комитет национального единства (КНЕ) взял управление страной в свои руки, арестовал верхушку ДП во главе с Баяром, упразднил конституцию 1924 г., распустил парламент и запретил деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкой Республики.

 

Вторая республика: рост политической борьбы. Однако конец Первой республики не означал установления диктаторского режима. КНЕ во главе с бывшим командующим сухопутными силами Д. Гюрселем специальным решением передал власть Учредительному собранию, которое в мае 1961 г. приняло новую конституцию страны.

Конституция провозгласила верховный суверенитет народа, вновь декларировала свободы и права граждан, в том числе право на создание различных партий и группировок, на свободное издание газет и т.д. Было строго оговорено разделение властей.

60-е годы прошли в Турции под знаком бурного роста политической борьбы. Возникали все новые партии и группировки, как левые, так и правые. На фоне партийной борьбы все остальные проблемы страны, в том числе и экономические, оказались на заднем плане. И хотя правительство все-таки уделяло им внимание и государственный сектор экономики соответственно увеличивался, согласно этому росла и задолженность страны — следствие экономической неэффективности государственного хозяйства. Усиление забастовочной борьбы рабочих, вызванные этим репрессивные меры правительства во главе с лидером Партии справедливости (ПС), созданной на основе ДП С. Демирелем в конце 60-х годов, снова создали в Турции обстановку внутреннего кризиса и анархии. В итоге военные опять оказаля давление на власть.

Армейское командование потребовало у президента отставки кабинета министров. На значительной части Турции было объявлено чрезвычайное положение и приостановлено действие конституции, развернули свою репрессивную активность «суды безопасности». Эти меры способствовали временному снижению политической напряженности. В 1973 г. они были отменены.

 

Конец Второй республики и реорганизация политической системы. С конца 70-х годов ситуация вновь осложнилась. Все более открыто начали вести пропаганду полулегальные и нелегальные исламистские организации. Участились террористические акты. Одновременно в парламенте крайне обострилось противоборство основных фракций, и все попытки избрать президента были безрезультатными. Находившееся у власти правительство Демиреля было свергнуто, ВНСТ распущено, деятельность партий и многих профсоюзов приостановлена, демонстрации и забастовки запрещены. Вся полнота власти перешла к Совету национальной безопасности (СНБ), в состав которого вошли командующие родами войск во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном.

Военный переворот 1980 г. положил конец Второй республике. Официальной целью нового выступления армии было объявлено пресечение правого и левого терроризма, «оздоровление» общественной жизни страны. СНБ оставался у власти более трех лет. Такой срок понадобился военной верхушке не только для того, чтобы справиться с кризисной ситуацией, но и попытаться реорганизовать политическую систему Турции, чтобы, как заявил К. Эврен, «поставить на надежную основу демократию, которая оказалась не в состоянии сама себя контролировать».

В 1982 г. была введена новая конституция, с одной стороны, усилившая, по сравнению с прежней, исполнительную власть, прежде всего президента и министерств, с другой — ограничившая влияние профсоюзов и других общественных организаций. Разрешив после введения новой конституции создание партий, СНБ оговорил, что новые организации не должны быть воспре-емниками старых, их не могли возглавлять прежние лидеры.

 

Третья республика: Турция в условиях экономической либерализации. Результаты выборов 1983 г. показали, что турецкое общество недовольно засильем военных. Большинство мест в парламенте получила не Партия национальной демократии, созданная военными, а Партия отечества (ПО), а ее руководитель Т. Озал стал премьер-министром. Вплоть до конца 80-х годов ПО оставалась ведущей партией Турции, осуществляя новую программу Озала. В основе его концепции лежала идея о необходимости либерализации экономики и укрепления рыночных отношений за счет отказа от строгого государственного регулирования. В качестве конечного результата предполагалось включение Турции в Общий рынок (ЕЭС), поощрение крупного предпринимательства, ориентированного на экспорт высококачественной продукции.

Реализация курса на экономическую либерализацию была достигнута во многом за счет ограничения роста реальных доходов турецких трудящихся, падения роли профсоюзов, инфляции и высокого уровня безработицы. Ответом на попытки властей переложить бремя экономической реорганизации на плечи рабочих и других низкодоходных групп общества явилось снижение авторитета ПО и ее лидера Озала, ставшего президентом после Эврена.

 

Курдская проблема в Турции. Испытываемые трудности не ограничивались лишь сферой экономики. Из многих нерешенных внутриполитических задач особенно следует отметить курдскую проблему. Согласно Лозаннскому договору 1923 г. территория, на которой проживали курды, была поделена между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Требования курдов, оставшихся в границах Турецкой Республики, относительно их собственной культуры, языка и политических прав игнорировались. Не признала за ними национальные права и конституция 1982 г. Все это привело к радикализации политических организаций турецких курдов.

Созданная еще в 60-х годах Рабочая партия Курдистана (РПК) в 1984 г. провозгласила программу борьбы за образование государства Курдистан на землях, занимаемых курдами в упомянутых четырех государствах. В большинстве юго-восточных районов страны начались вооруженные действия между боевиками РПК и турецкой армией, непрекращавшиеся всю вторую половину 80-х и первую половину 90-х годов. Президент Озал пытался вести переговоры с курдскими лидерами, но после его смерти в 1993 г. переговоры прервались. Возобновление военных действий показало, что политическое решение курдского вопроса еще не найдено.

Современный этап развития Турции. В условиях продолжающегося военного конфликта увеличились возможности воздействия турецкого генералитета на политику правительства. Кроме того, парламентские выборы 1995 г. продемонстрировали рост влияния происламских партий и группировок. Несомненный крен в сторону исламизма создает совершенно новую ситуацию в политической жизни страны, чреватую острыми социальными конфликтами. По-видимому, и на рубеже XX и XXI вв. исход борьбы за выбор пути развития Турции еще не решен окончательно.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему после второй мировой войны национальному капиталу стала мешать политика этатизма?

2. Как вы думаете, почему так велика роль военных в событиях Первой и Второй Турецких республик?

3. Расскажите о курдской проблеме в Турции.

Иран

Обострение политической ситуации в послевоенном Иране. К концу второй мировой войны резко обострилась внутриполитическая ситуация в стране. Оккупация Ирана войсками СССР "Ф'и Великобритании привела не только к отречению Реза-шаха от престола в пользу своего сына Мохаммеда Реза-Пехлеви, но и к ликвидации режима военной диктатуры, существовавшей в годы его правления. В стране заметно активизировались различные политические и общественные организации, боровшиеся за ограничение монархической власти и усиление роли меджлиса. Ведущая роль среди них принадлежала Народной партии Ирана (НПИ), ставшей наследницей Иранской коммунистической партии. НПИ призывала к борьбе за демократические преобразования, улучшение условий жизни населения и ликвидации иностранных концессий.

В 1946 г. была создана Демократическая партия, объединившая все буржуазные элементы иранского общества. Она впервые выдвинула требование о национализации нефтяных месторождений, эксплуатировавшихся английским капиталом под вывеской Англо-иранской нефтяной компании (АИНК).

В эти годы активизировались и исламские политические группировки, как правило, действовавшие нелегально. Они ^совершили ряд террористических актов против политических деятелей, ориентировавшихся на иностранные государства и подозревавшихся в недостаточной приверженности религии.

Дальнейшему обострению политической ситуации в стране способствовало ухудшение экономического положения. В конце 50-х годов резко снизился объем экспорта, обесценились деньги, уменьшились доходы основной массы населения. Поиск средств для преодоления кризиса вновь заставил вернуться к вопросу о национализации АИНК. В этом были заинтересованы большинство иранских предпринимателей, торговцы и мелкая буржуазия, ремесленники и духовенство. Блок этих сил был оформлен в виде Национального фронта (НФ), политической организации, созданной осенью 1949 г. Возглавил НФ М. Мосаддык (1879—1967), известный своей борьбой за полный политический и экономический суверенитет Ирана, за ограничение шахского режима, прекращение репрессий. Это был авторитетный политик, выходец из аристократической семьи, юрист, учившийся во Франции и Швейцарии. В 20-е годы в ряде правительств он занимал пост министра юстиции, но затем неоднократно попадал в опалу. Никогда не был замешан в каких-либо аферах либо обвинен в коррупции, что было редкостью для иранского государственного деятеля такого уровня.

В начале 1951 г. Мосаддык внес в меджлис законопроект о национализации нефтяной промышленности, который был принят 26 апреля 1951 г. Спустя три дня меджлис утвердил Мосаддыка в качестве премьер-министра.

 

Борьба за национализацию нефтяной промышленности. Правительство Мосаддыка все нефтяные промыслы и нефтеперегонные заводы Ирана взяло под контроль управления назначенными им представителями. Прежде всего это задело насущные интересы Англии. На Иран со стороны Запада было оказано мощное давление (вплоть до Совета Безопасности ООН и Международного суда в Гааге). Тем не менее закон о национализации был доведен до конца, включая изгнание из Ирана английских специалистов — служащих АИНК и разрыв дипломатических отношений с Англией в октябре 1952 г.

Однако размах возглавляемого Мосаддыком движения и быстрый рост его личной популярности, объем сосредоточенной в его руках власти напугали шаха и его окружение. В августе 1953 г. произошел военный переворот, правительство Мосаддыка было разогнано и репрессировано, а новое правительство, осуществлявшее в стране военно-полицейский режим, не только восстановило в конце 1953 г. дипломатические отношения с Англией, но и согласилось на создание Международного нефтяного консорциума (МНК) для управления нефтяной промышленностью страны (40 % акций получила все та же АИНК, 40 % — американские монополии, остальные — более мелкие иностранные компании). Консорциум обещал передавать в бюджет страны половину прибылей от продажи сырой нефти, что, впрочем, полностью никогда не выполнялось.

Политика «открытых дверей». В рассматриваемый период иранские власти взяли курс на тесное сотрудничество в военной, экономической и политической сферах со странами Запада. В октябре 1955 г. Иран вступил в Багдадский пакт, в 1957 г. признал «доктрину Эйзенхауэра», провозгласившую право США направлять войска в страны Ближнего и Среднего Востока. Законы о поощрении иностранных инвестиций (1955), об отмене ограничений для иностранных банков (1958) привели к появлению '"'сотен американских, европейских и японских компаний и банков. Однако надежды преодолеть экономическую отсталость путем политики «открытых дверей» в основном не оправдались. Национальный доход на душу населения (130 долл.) был ниже, чем в соседних странах (например, ниже, чем в Турции, в 2,5 раза), средняя продолжительность жизни в конце 50-х годов составляла лишь 27 лет. До 85 % населения оставались безграмотными.

 

«Белая революция». Еще одним следствием переворота 1953 г. стало значительное усиление роли шаха Мохаммеда Резы в формировании внешней и внутренней политики страны. В 1962 г. он провозгласил начало в стране «белой революции о, крупных реформ, направленных на модернизацию страны и ее интеграцию в современный капиталистический мир. Начать было решено с аграрных преобразований, так как господство докапиталистических порядков в деревне мешало ускорению капиталистического развития Ирана.

Сначала законы 1960-1962 гг. ограничили земельную собственность до 400 га земли с тем, что излишки выкупались государством и раздавались крестьянам на условиях выплаты с рассрочкой. Затем серия реформ 1963 г. еще более снизила максимум земли — от 20 до 100 га, оговорила условия наемного труда, предусмотрела создание крестьянских кооперативов, национализацию лесов, распродажу и приватизацию государственных предприятий для финансирования реформы.

Осуществление этих мероприятий заняло более десятилетия и оказалось делом сложным и болезненным. Итогом были не только малоудовлетворительные темпы роста сельскохозяйственного производства (раза в полтора с 1960 г. до 1975 г.), но и неудовлетворенность самих крестьян, в большинстве случаевне сумевших приспособиться к быстро изменявшимся обстоятельствам. Увеличивалось число пауперизированных крестьян, в эти годы более 40 % сельского населения — его беднейшая часть — вынуждена была покинуть деревню и в поисках заработка переселиться в города.

С середины 60-х годов наряду с аграрными преобразованиями иранское правительство начало разрабатывать концепцию широкого промышленного развития. Огромное влияние на экономику Ирана оказал так называемый нефтяной бум 70-х годов. Доходы от нефти, а затем и нефтепродуктов возросли в десятки раз и составили 90 млрд долл. Эти астрономические суммы создали уникальную возможность для преодоления страной ее социально-экономической отсталости. Они позволили развернуть широкое промышленное строительство, импортировать оборудование, нанять иностранных специалистов. Появились новые для Ирана отрасли промышленности — нефтехимическая и газовая, металлургия и машиностроение.

В результате по темпам роста экономики Иран занял второе после Японии место в Азии. Однако его развитие не было экономически и социально рационально обосновано. Большое внимание уделялось дорогостоящим престижным промышленным объектам (атомные электростанции, заводы с не всегда проверенной технологией, огромные порты, аэропорты и др.). Эти сооружения создавались без учета возможностей страны и подготовленности ее населения.

Все богатства оказались в бесконтрольном распоряжении шаха и его окружения, обострив алчность, борьбу честолюбий, расточительность, коррупцию, бесхозяйственность. Огромные средства тратились на армию, полицию, жандармерию.

В политической жизни страны все было направлено на усиление личной власти шаха. Его социальной опорой была новая промышленно-банковская буржуазия, связанная с бюрократией и госсектором. Стимулируя обогащение новой буржуазии, в то же время шах требовал от нее полной покорности, не разрешал создание политических организаций. При внешнем блеске, экономических успехах и подавлении любой оппозиции в стране во второй половине 70-х годов явно нарастал кризис.

Реформы были встречены неодобрением, особенно теми, кто вынужден был ценой огромных усилий приспосабливаться к быстрой капиталистической модернизации страны. Среди них было и шиитское духовенство, увидевшее в преобразованиях угрозу своей власти.

 

Исламская революция 1978—1979 гг. Образование Исламской Республики Иран. Социально-политический кризис в Иране достиг своего пика к концу 70-х годов. Наблюдались диспропорция в развитии хозяйства, миграция миллионов крестьян в города и в результате — резкий рост безработицы. Под предлогом борьбы с дороговизной власти начали наступление на мелкотоварное производство и торговлю, историческим центром которых был базар. Были созданы группы контроля, введены штрафы, лишение прав торговать. Это вызвало ухудшение положения многих групп населения и острое недовольство властями. Революционные же события начались в январе 1978 г. с расстрела антиправительственной демонстрации в Куме. Затем , волнения охватили десятки городов страны. Применялись различные формы борьбы: мирные демонстрации и митинги, нападения на кинотеатры, демонстрирующие иностранные фильмы, сидячие забастовки, баррикадные бои.

Руководство оппозиционным движением принадлежало .шиитскому духовенству — другой более организованной силы в стране не оказалось. К народу духовенство шло с понятными лозунгами: ликвидация шахского режима, преодоление пропасти между богатыми и бедными, изгнание из страны иностранного, особенно американского, капитала.

Шах пытался маневрировать, но спасти режим уже было невозможно. 16 января 1979 г. он покинул Иран. 1 февраля из эмиграции вернулся Р. Хомейни — признанный лидер шиитского духовенства. 1 апреля 1979 г. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ). В конституции говорилось, что в стране вводится исламский образ правления. Таким образом, исламская республика является республикой только по названию. На деле же над всеми республиканскими институтами власти, включая президента, стоят невыборные органы, формируемые по религиозному принципу. Это «наблюдательный совет* из 12 религиозных деятелей самого высокого ранга, носящих религиозные титулы «аятолла». Совет возглавляется «рахбаром» — руководителем, который непосредственно «вещает» волю Аллаха. Он обладает единоличным правом смещать президента, а вместе с советом — отменять любой закон парламента, как противоречащий нормам ислама. Первым руководителем стал аятолла Хомейни. С начала своего существования ИРИ, утверждая национальную независимость, стремясь создать независимые от внешнего мира сельское хозяйство и промышленность, предприняла ряд мер против американского засилья: ликвидировала американские военные базы, порвала соглашение с МНК, закрыла многие иностранные банки и компании. Это обострило отношения Ирана с США, которые до сих пор не нормализовались.

 

Ирано-иракская война. В сентябре 1980 г. началась война между Ираном и Ираком, и продолжалась она 8 лет. Соседние страны враждовали давно, имели много взаимных территориальных претензий, но и без того худой мир был нарушен революцией и личной враждой между Хомейни и президентом Ирана С. Хусейном. В конечном счете посреднические усилия ООН и других международных организаций помогли остановить войну. Однако главной причиной, побудившей Хомейни заключить перемирие, было явно обозначившееся преимущество Ирака. Иран потерял более 600 тыс. только убитыми, понес огромные убытки и разрушения.

 

Современный этап развития Ирана. Тяжелая война и последующая смерть имама Хомейни в 1989 г. поставили перед иранскими властями новые задачи: восстановление промышленности и выхода из экономического кризиса. Энтузиазм сменился разочарованием и недовольством, которое становится опасным для режима. Разруха, инфляция, массовая безработица — вот итог опыта экспорта исламской революции. На восстановление необходимо было 300-500 млрд долл. Предполагаемые же доходы от нефти оценивались в 16-17 млрд долл. в год, из которых большую часть необходимо было затратить на текущие расходы. Стало очевидным, что эту задачу невозможно решить без привлечения иностранного капитала, закупок импортного оборудования и т.п. Но по конституции ИРИ иностранные займы, капиталовложения, наем иностранных специалистов либо вообще запрещены, либо ограниченны.

Попытки парламента подвести законодательную базу под эти необходимые меры натолкнулись на сопротивление верхушки духовенства. Однако после смерти Хомейни 4 июня 1989 г. иранские власти при всей остроте внутренних разногласий все же вынуждены были не доводить дело до раскола, сохранить состояние равновесия, хотя и неустойчивого. Верхушка богословия выдвинула «рахбаром» Али Хаменеи, до этого бывшего президентом Ирана. Президентом же 20 июля 1989 г. был избран Рафсанджа-ни — один из ведущих лидеров страны. Все 90-е годы он проводил курс экономических и либерально-демократических реформ, призывая отставить на время богословские споры и решать насущные государственные проблемы. При Рафсанджани возросла роль президента, хотя это не означает конца теократического режима.

Вопросы и задания

1. Что способствовало обострению политической ситуации в послевоенном Иране?

2. Как военный переворот 1953 г. повлиял на процесс реформ?

3. Назовите главный фактор экономического развития Ирана.

4. Используя текст учебника и дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Роль исламского фактора в истории Ирана».

5. Расскажите о современных проблемах Ирана. Какую роль играет это государство в международных отношениях со странами Западной Европы?

Афганистан

Экономические и социально-политические проблемы послевоенного периода. Общественная жизнь Афганистана в послевоенный период была отмечена двумя основными тенденциями: с одной стороны, модернизация государства и преодоление экономической отсталости; с другой — упорное сопротивление, которым общество встречало любые перемены, поскольку они представляли угрозу давно сложившемуся порядку во взаимоотношениях различных этнических общин, социальных групп и племен. Из пятнадцатимиллионного населения страны в 50-х годах лишь около половины жителей были афганцы или пуштуны. Другую половину составляли таджики (около 2,5 млн), s узбеки (1,2 млн), туркмены (около 0,5 млн), хазарейцы (около 1 млн) и другие национальности.

Хотя большинство жителей занимались земледелием, в стране по-прежнему заметную роль играли кочевое скотоводство и j патриархальная родоплеменная организация. Рост торгового земледелия и скотоводства ускорил разорение основной массы .крестьян и кочевников. Значительные размеры приняла скупка крестьянских участков, ухудшались условия аренды помещичьих земель и пастбищ.

Уровень промышленного производства был крайне низким: в стране имелось несколько предприятий, в основном легкой промышленности. К концу 40-х годов численность промышленных рабочих не превышала 3 тыс. Значительную роль играло ремесленное производство, испытывавшее разрушительное воздействие иностранного импорта.

Тем не менее в послевоенной политической обстановке все сильнее ощущалось влияние социальных сил, связанных с развитием капиталистических отношений. Их представители в лице местной интеллигенции и студенчества создавали общественно-политические организации, выступавшие за демократические реформы и борьбу с засильем придворной аристократии. На базе этого движения в 1950 г. образовался Союз студентов Кабульского университета (открыт в 1946 г.), который вскоре стал центром политической активности в стране. Правительство обрушило репрессии на оппозицию, но уже не могло полностью игнорировать насущные задачи развития страны.

Государственно-капиталистические преобразования и конституционная реформа. В такой обстановке в сентябре 1953 г. произошла смена кабинета, что, впрочем, не означало пока изменения классовой основы афганского общества. Однако новое правительство во главе с двоюродным братом короля Мухаммедом Даудом разработало программу экономических преобразований под названием «Руководимая экономика», которое должно было обеспечить более быстрое экономическое развитие страны при поддержке государства.

Большое внимание в этой программе уделялось созданию промышленных объектов, социальному развитию деревни, где проживали 85 % населения страны, расширению внешнеторговых связей, просвещению и здравоохранению.

В итоге во второй половине 50-х — 60-е годы в стране появились новые промышленные предприятия, банки и кредитные кооперативы. Увеличилась численность городского населения, в рамках которого особенно быстро росли средние слои современного типа (служащие государственных и частных учреждений, врачи, инженеры, учителя, юристы).

В области же государственного управления проводился курс на централизацию власти, что вызывало резкое недовольство местных ханов и старейшин племен. Лишь в 1963 г. уже новое правительство Мухаммеда Юсуфа, сменившее правительство Дауда, объявило об изменении системы государственного управления и разработке и принятии новой конституции.

Она была обнародована в 1964 г., сохранив конституционную монархию. Конституция предоставила нижней палате парламента право решать вопрос о доверии правительству. Было разрешено создание политических партий, вводилось тайное голосование, предоставлялись избирательные права женщинам.

Событием, оказавшим влияние на всю последующую историю Афганистана, стало создание 1 января 1965 г. Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Генеральным секретарем ЦК партии стал известный писатель и политик Hyp Мухаммед Тараки, его заместителем — Бабрак Кармаль. Программа партии провозглашала стратегической целью построение социализма, а ближайшей задачей — борьбу за создание правительства национальной демократии.

Одновременно шел процесс объединения исламских фундаменталистов. Они ратовали за построение общества, основанного исключительно на исламских законах и ценностях. В 1969 г. была создана организация «Мусульманская молодежь», в которой активную роль играли преподаватель богословия Б. Раббани и студент инженерного факультета Г. Хекматьяр. Им обоим суждено будет играть видную роль в будущих политических событиях.

К этому же времени обстановка в Афганистане резко обострилась. Обозначилась явная неспособность монархического режима решить задачи развития страны. Все чаще недовольство горожан и сельских жителей принимало форму открытых политических выступлений — массовых митингов, демонстраций, забастовок. Происходили также и борьба в верхах, формирование конкурирующих группировок у трона, постоянная смена кабинетов министров.

 

Ликвидация монархии и провозглашение Республики Афганистан. Политический кризис в стране разрешился 17 июля 1973 г. Группа армейских офицеров под руководством бывшего премьера М. Дауда совершила государственный переворот, свергла Мухаммеда Захир-шаха и провозгласила Афганистан республикой. Среди активных участников переворота были члены НДПА и других леворадикальных организаций.

Сначала правительство Дауда объявило широкую программа социально-экономических преобразований в интересах самых широких общественных групп. Однако последующие действия Дауда, оставившего за собой четыре важнейших поста в государстве, показали, что антимонархический переворот на деле должен был лишь замаскировать господство прежних привилегированных слоев: крупных землевладельцев (в основном пуштунских), торговой буржуазии и верхушки бюрократии. Широко разрекламированные реформы, особенно аграрная и рабочего законодательства, практически не были осуществлены.

Укрепление Даудом режима личной власти вызвало репрессии против левых организаций, включая расправу с НДПА.

В сложившейся обстановке уцелевшие члены руководства партией приняли решение о вооруженном выступлении против «диктатуры Дауда». 27 апреля 1978 г. восстали армейские части, руководимые приверженцами НДПА. Режим Дауда был свергнут, а сам он убит. Власть в стране перешла в руки Революционного совета из членов НДПА во главе с Тараки. Первый декрет совета провозгласил страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

 

Афганистан в огне гражданской войны. Новая власть провозгласила целый ряд мер, направленных на улучшение положения трудящихся масс. Среди них — аграрная реформа на основе безвозмездной передачи земли нуждающимся крестьянам, создание профсоюзов, национальное и этническое равенство. По существу, правительство стремилось к построению социалистического общества, декларировало установление диктатуры пролетариата и обещало за 5 лет пройти тут путь, по которому СССР шел уже 60 лет. При этом не учитывались общая отсталость страны, общая безграмотность и низкий уровень политического сознания.

Пагубную роль играли распри между лидерами НДПА. В огне жестокой борьбы погибли многие сотни, если не тысячи членов НДПА, что не только ослабило партию, но и создало обстановку внутренней нестабильности в стране. В сентябре 1979 г. руководитель НДПА и Революционного совета Н. Тараки был свергнут и уничтожен его соперником X. Амином, после чего последовали подмена важных социальных преобразований псевдореволюционной риторикой, бесконечные чистки и репрессии. НДПА утратила свое влияние среди населения, о чем свидетельствовало массовое бегство из страны не только землевладельцев, буржуазии, чиновников, но и многих рядовых землевладельцев и скотоводов.

X. Амин также продержался недолго. Посчитав его ориентацию недостаточно просоветской, СССР в декабре 1979 г. ввел в Кабул войска. Президентский дворец был взят штурмом, Амин убит, а во главе НДПА и Революционного совета встал еще недавно бывший послом ДРА в Чехословакии Б. Кармаль.

С этого момента Афганистан оказался в огне войны, которая продолжается до сих пор. Речь идет как о гражданской войне, так и о войне с введенными в Афганистан советскими войсками, численность которых была около 100 тыс., не говоря уже о техническом и военном оснащении правительственных войск.

Введение советских войск было не только ошибкой, но и грубым политическим просчетом. Оно не только оттолкнуло от СССР большинство афганцев, но и поставило в изоляцию правительство Кармаля в Кабуле. Запоздалые попытки расширить социальную базу этого правительства, привлечь народ обещанием новых радикальных реформ не дали результатов, как и замена Кармаля новым президентом Наджибуллой. Дни пребывания НДПА у власти были сочтены.

Длительная война привела к неслыханным разрушениям городов, к Массовому бегству населения (около 5 млн чел.) в Пакистан, Иран и другие страны. Но главное, она вызвала резкий рост национализма различных афганских этносов, многократное усиление позиций различного рода фундаменталистских, исламско-националистических течений, опирающихся в вооруженной борьбе на этнические, племенные и политические группировки.

Как известно, борьба не завершилась выводом в конце 1988 — начале 1989 г. из Афганистана советских войски падением в 1992 г. лишившегося поддержки извне правительства Наджибуллы.

Сначала в апреле 1992 г. в столице утвердилось временное правительство, Афганистан был провозглашен исламским государством. Затем в декабре 1992 г. Бурхануддин Раббани, давний поборник мусульманской идеи, был избран главой государства Исламская Республика Афганистан.

С оформлением новой государственности мир, однако, не пригнел на афганскую землю. На ней развернулась междоусобная борьба, в основе которой лежат и исламский, и этнический факторы. Пост главы государства занял таджик Раббани, возглавляющий также партию «Исламское общество Афганистана». Ее национальный состав смешанный, но ядро составляют таджики.

Раббани поддерживает другой таджик, некогда один из известнейших полевых командиров, — Шах Масуд.

Пуштунский лидер Г. Хекматьяр, бывший главой коалиционного правительства, отстаивает лозунг «Афганистан для пуштунов» и является лидером «непримиримых», возглавляя «Исламскую партию Афганистана*. Она стоит на позициях исламского фундаментализма экстремистского толка. Ее цель — создание в Афганистане исламского государства по типу соседнего Ирана.

Если Хекматьяр, выступая против Раббани, преследует цель восстановления в государстве власти пуштунов, то бывший «красный генерал» Наджибуллы узбек Дустум — всеми силами стремится сохранить максимум власти над шестью северными провинциями с центром в Мазари-Шериф. С тем чтобы быть независимым от Кабула, Дустум создал местный фронт, объединивший все политические силы — от коммунистов до фундаменталистов.

И, наконец, к 1995 г. на военно-политической арене Афганистана появилось движение Талибан, инспирированное в Пакистане. Его лидерами (прежде всего М. Омар) являются слушатели исламских семинарий. Поэтому движение носит крайне религиозный характер борьбы за «чистоту ислама». Пакистанская военная и финансовая помощь позволила им с удивительной быстротой добиться впечатляющих успехов. Захватив ряд провинций, в конце 1996 г. они овладели столицей и продолжают вести жестокие бои с объединившимися войсками Шах Масуда и Дустума.

Одним словом, Афганистан сегодня — это страна, разделенная на сферы влияния, в условиях фактического отсутствия единой государственной власти. Альянс вчерашних врагов и кровавые столкновения бывших друзей стали обычным явлением афганской действительности.

Вопросы и задания

1. Какие основные тенденции были в экономическом развитии Афганистана после второй мировой войны?

2. Попробуйте определить основные черты современного конфликта, учитывая внутриполитические и внешнеполитические процессы.

Израиль







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.018 с.)