Глава 6. Страны восточной и южной азии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Страны восточной и южной азии



Япония

Оккупационный режим. Правящие круги Японии приняли условие Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. С этого времени и до вступления в силу в 1952 г. Сан-Францисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США, которые присвоили себе все важнейшие государственные функции. Они взяли в свои руки финансы, составление госбюджета, внешнюю торговлю, контролировали суды и полицейский аппарат. Японское правительство было лишено права устанавливать связи с другими странами, все функции внешней политики находились в руках оккупационных властей.

В соответствии с решениями Потсдамской конференции Союзный совет, созданный американцами, стал проводить в Японии политику демилитаризации и демократизации. Вооруженные силы, военные учреждения и тайная полиция были ликвидированы, фашистские законы отменены, милитаристские и шовинистические организации запрещены. Суду международного трибунала в Токио были преданы 28 главных военных преступников, 7 из них повешены после процесса. Началось создание новой политической системы. Произошло возрождение партий, впервые начала открыто действовать компартия.

Важнейшим демократическим преобразованием стало принятие парламентом, избранным в апреле 1946 г., новой конституции Японии, вступившей в силу 3 мая 1947 г. Согласно конституции, в стране оставалась монархия, но отныне император был лишен реальной власти, превратившись в «символ единства нации». Провозглашалась высшая власть образуемого всеобщим голосованием двухпалатного парламента, который избирал правительство, ответственное перед ним. Гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины, получившие равные с мужчинами избирательные права. Статья 9 конституции про-. возгласила отказ от войны как средства решения международных споров, отказ от армии и флота как орудия решения этих споров. Законы о труде дали рабочим право заключать коллективные договоры, создавать профсоюзы и объявлять забастовки. Был введен 8-часовой рабочий день, оплачиваемый недельный отпуск.

В октябре 1946 г. парламент принял закон, направленный на ликвидацию помещичьего землевладения. Был установлен.земельный максимум в 3 га, остальная земля подлежала выкупу и продаже преимущественно арендаторам. Аграрная реформа разрядила социальную напряженность и ускорила развитие -капитализма в сельском хозяйстве. Кулаки и отчасти середняки стали чаще использовать технику, вносить больше удобрений, особенно искусственных, что привело к повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

Еще одной крупной мерой оккупационных властей был роспуск монополистических концернов — дзайбацу, их акции распродавались преимущественно служащим этих компаний. В 1947 г. были введены законы о запрещении монополий.

Все эти преобразования продолжали дело незавершенной буржуазной революции 1867-1868 гг. (реформы Мэйдзи). Однако они были непоследовательными. Старый государственный аппарат в основном сохранился. Многие военные преступники избежали суда, в их числе руководители дзайбацу, повинные в организации агрессии против других стран и народов. После, 1947 г. начался так называемый обратный курс: подавление оппозиционного движения, прежде всего профсоюзного и коммунистического; пересмотр политики в отношении роспуска дзайбацу; новое вооружение Японии.

 

Сан-Францисский мирный договор. Одним из наиболее важных политических событий послевоенной Японии стало заключение мирного договора с США. В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско была созвана конференция с участием 52 стран.

Территориальный вопрос решался таким образом: Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от всяких претензий на Курильские острова, Южный Сахалин, Тайвань и некоторые другие мелкие острова. Однако умалчивался вопрос о возвращении их СССР и КНР, что создало ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Подписанный 8 сентября мирный договор прекращал состояние войны между Японией и ее противниками — участниками конференции, за исключением СССР, Польши и Чехословакии, отказавшимися подписать договор. Через несколько часов после подписания мирного договора США заключили с Японией «договор безопасности», согласно которому они получали право неограниченное время держать в этой стране свои вооруженные силы (для предотвращения вооруженного нападения на Японию и для подавления крупных внутренних бунтов и беспорядков).

Вступление в силу Сан-Францисского договора должно было означать прекращение режима оккупации страны, контроля над японским правительством. Однако реакция японцев была неоднозначной. В то время как правящие верхи общества приветствовали заключение этих соглашений, многие выражали возмущение продолжением пребывания американских войск в Японии. Страну охватили массовые протесты. Последующие договоры 1960 и 1969 г., по сути, продлевали право США держать в Японии сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы, а также военные базы. Эти военные договоры с США стали постоянной причиной широкого антиядерного и антивоенного движения, охватившего миллионы жителей страны. В 1953 г. японцы впервые провели сидячую забастовку на американском стрельбище. А когда 1 марта 1954 г. американцы провели испытание водородной бомбы на атолле Бикини, то десятки миллионов жителей Японии подписали обращение с требованием запретить атомное и водородное оружие. Составной частью антивоенного движения стала борьба с попытками правящей партии добиться пересмотра антивоенной статьи конституции.

 

Быстрый экономический рост и его причины. Восстановление японской экономики в первые послевоенные годы было крайне медленным, оно шло в основном по линии правительственных субсидий крупным монополиям и американской помощи. Однако эти меры могли иметь лишь временный характер. В стране росли инфляция, безработица.

Процесс восстановления хозяйства был ускорен развязанной США в июне 1950 г. войной в Корее. Увеличились морские перевозки, спрос на вооружение и военные материалы, ремонт военной техники. Американские военные заказы увеличили приток долларов, в результате чего валютный резерв Японии вырос в 3,7 раза. Это позволило приступить к обновлению основного капитала, к замене устаревшего оборудования, к увеличению импорта сырья, что сказалось на росте промышленного производства. В 1951 г. был достигнут в целом по всем отраслям довоенный уровень промышленного производства. С октября 1953 г. осуществляется дефляция, что привело к снижению цен на внутреннем рынке и увеличило заинтересованность японского капитала в расширении экспорта. К 50-м годам ежегодный прирост японской промышленности составил около 20%. В 70-х годах Япония стала одной из первых промышленных держав капиталистического мира. Она вышла на первое место в мире по судостроению, производству транзисторов, радиоприемников, оптики, кинооборудования, фотоаппаратов, на второе место — по электронике, производству автомашин, синтетического волокна, бытовых электроприборов, на третье — по выплавке стали.

Если до войны знаком императорской власти были яшма, зеркало и меч, то для Японии 70-х символами преуспевания стали автомобиль, цветной телевизор и комнатный кондиционер.

В чем причины такого быстрого экономического роста? К ним относятся: серия реформ; массовое обновление капитала; расширение внутреннего рынка в результате земельной реформы; военные заказы (сначала для войны США в Корее, затем -во Вьетнаме); небольшая доля военных расходов (1% от валового национального дохода); низкий уровень зарплаты (по сравнению с Западом) при высокой производительности труда; трудолюбие работников всех категорий, ощущающих себя частью своего предприятия, от успехов которого зависит их личное благополучие (пожизненный найм, значительные размеры пенсий); заимствование иностранных научно-технических достижений (Япония не только импортировала новейшую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научно-технических исследованиях); рост экспорта обеспечивал валюту, необходимую для дальнейшего расширения производства (экспорт увеличивался благодаря более низким ценам и хорошему качеству японских товаров); многоотраслевая структура концернов обеспечивала возможность маневрирования капиталами, сырьем, рабочей силой в зависимости от изменения конъюнктуры внешнего рынка.

 

Развитие экономики на современном этапе. В 80-е годы Япония оставалась динамично развивающейся страной, одним из трех (наряду с США и ЕЭС) главных центров силы современного капитализма. Она занимает первое место по объему запаса золота и валюты. Доход на душу населения в Японии превысил 18 тыс. долл. в год (в США — 15,5 тыс. долл.)- Великолепно развитое сельское хозяйство обеспечивает на скудных почвах все ее 125-миллионное население необходимыми продуктами. По уровню производительности труда Япония в начале 90-х годов обогнала страны Западной Европы и поднялась до 90 % уровня США (в 1975 г. — 50 %). Выявившаяся в ходе экономических кризисов середины 70-х — начала 80-х годов уязвимость японской экономики вследствие необеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами показала необходимость приоритетного развития наукоемких отраслей — электроники, производства компьютеров, телекоммуникационного и контрольно-измерительного оборудования, средств автоматизации, биотехнологии. Япония выпускает более 90% мирового производства видеоаппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира. Постепенно осуществляется переход от индустриального общества к информационному, в котором основными ценностями становятся знания. Еще в 70-х годах покупка патентов и лицензий отошла на второй план по сравнению с финансированием научных и технических исследований. Крупные достижения в этой сфере опираются на высокий образовательный уровень: к середине 80-х годов 93 % японцев имели полное среднее образование, 40% молодежи, достигших 25 лет, — высшее (В США — 20 %).

 

Политическая система и проблемы общественно-политической жизни современной Японии. Политическая система современной Японии основана на многопартийной парламентской демократии с сохранением императора в качестве главы государства. Практически неизменно господствует на выборах и формирует правительство одна ведущая либерально-демократическая партия (ЛДП), что свидетельствует о постоянных симпатиях избирателей и внутриполитической стабильности. К 1986 г. популярность ЛДП достигла своего пика и ее превосходство выглядело незыблемым. Однако уже через три года она лишается большинства в верхней палате парламента и ее авторитет продолжает снижаться. Это явилось следствием крупного скандала с коррупцией (так называемое дело фирмы «Рикруто», приведшее даже к смене кабинета министров) и других фактов моральной нечистоплотности в высших партийно-политических кругах, введения непопулярного среди населения потребительского налога.

 

Внешняя политика в 80—90-е годы. Внешняя политика ЛДП была направлена на создание благоприятных возможностей для экономической экспансии японских монополий. Основной доктриной остается концепция целесообразности союза с США, которые продолжают располагать военными базами в-Японии (крупнейшая из них — в г. Мисава). В 1987 г. было заключено соглашение об участии Японии в программе «звездных войн». С ноября 1975 г. Япония стала непременным участником всех ежегодных встреч глав наиболее развитых капиталистических стран (стран «семерки*).

Серьезное внимание уделяется Японией вопросам внешнеэкономической политики. Деловые круги прорабатывают варианты организации «азиатской зоны свободной торговли». Предполагается, что в эту зону вместе с Японией войдут НИСы (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и быстро развивающиеся Таиланд и Малайзия.

Большое внимание Токио уделяет налаживанию связей с Пекином. Япония рассматривает Китай как перспективный емкий рынок для своих товаров и источник энергоносителей и других видов сырья. В то же время между странами остаются некоторые территориальные проблемы (острова Сэнкаку, на которые претендует Китай).

Одним из важнейших вопросов внешней политики Японии остается вопрос об отношениях с Советским Союзом. Сталинское руководство отказалось подписать Сан-Францисский договор. После смерти Сталина в результате японо-советских переговоров стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений, о прекращении состояния войны, а в 1957 г. был заключен торговый договор. Однако мирный договор до сих пор так и не был подписан из-за сохранения проблемы «северных территорий» (Япония требует возвращения ей островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомал в группе Южных Курильских островов, которые, по ее мнению, были незаконно отторгнуты в 1945 г.).

В целом можно отметить, что послевоенное развитие Японии отмечено огромными успехами, хотя за этот период страна сталкивалась с немалым числом трудностей и проблем. Тем не менее в целом такой путь развития, названный позже «японской моделью», стал образцом для целой группы восточных стран. Их объединяет стремление развиваться по капиталистическому пути, не отказываясь от собственных исторических особенностей и фундаментальных традиций.

Вопросы и задания

1. Какую политику проводили в Японии оккупационные власти?

2. Расскажите о результатах Сан-Францисского мирного договора.

3. Какие причины способствовали быстрому подъему экономики Японии?

4. Используя дополнительную литературу, подготовьте доклад на тему «Особенности экономического развития Японии на современном этапе».

5. Как вы думаете, какую роль играет император в современной политической жизни Японии?

6. Перечислите основные направления внешней политики Японии.

7. Какие существуют проблемы во внешней политике между Японией и Россией?

Корея

Образование двух корейских государств. Война 1950—1953 гг. Во второй половине 1945 г., к окончанию второй мировой войны, после четырех десятилетий колониального управления, Корея имела довольно четкую региональную экономическую специализацию, связанную в основном с потребностями метрополии. Существенное развитие получили горнодобывающая промышленность и те виды производства, которые были необходимы для военных целей Японии. Подавляющее большинство предприятий горнодобывающей и тяжелой индустрии находились в северной части страны и были значительно повреждены в ходе боев. В южной части Кореи, не имеющей полезных ископаемых, располагались основные районы производства сельхозпродукции и предприятия легкой промышленности. Соответственно, там проживало более многочисленное население (две трети общей численности). Начавшееся с 1945 г. разделение Корейского полуострова на два самостоятельных государства привело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

Первоначально разделение Кореи на две части по 38-й параллели было задумано как временное, предпринятое для предотвращения столкновений между советскими и американскими войсками в ходе боев с японцами. Затем оно должно было обозначить зоны ответственности сторон за нормализацию жизни гражданского населения и подготовку его к самоуправлению страной. Однако различные подходы США и СССР к послевоенному устройству мира, начало «холодной войны» и вызванные ею конфронтации между великими державами привели к превращению Корейского полуострова на долгие годы в аренду соперничества двух социальных лагерей.

Сразу после освобождения Кореи наряду с органами самоуправления — народными комитетами — там стали возникать многочисленные политические партии и общественные организации. В Северной Корее наибольшую активность проявили коммунисты, уже в октябре 1945 г. объединившиеся в Трудовую партию Кореи (ТПК). В течение 1946 г. на севере были приняты и проведены в жизнь законы о земельной реформе, национализации промышленности, транспорта, связи, банков, а также внешней торговли, о равноправии женщин и другие законы. Эти шаги, особенно перераспределение земель, оказали сильное воздействие на население Южной Кореи, где все управление по-прежнему находилось в руках Американской военной администрации (ABA). С самого начала ее деятельности американцы допустили ряд серьезных ошибок, оттолкнувших от них широкие слои общества. В результате обстановка на юге стала характеризоваться атмосферой силового противоборства, массовых антиамериканских выступлений, подавляемых силой оружия.

В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы в Национальное собрание, принявшее название государства — Республика Корея (РК), конституцию и избравшее президента страны Ли Сын Мана. Столицей республики остался Сеул.

В качестве ответного шага на севере в августе 1948 г. прошли выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи. Им был предан всекореискии характер путем участия ряда представителей населения Южной Кореи. Первая сессия ВНС провозгласила 9 сентября того же года создание Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), столицей нового государства стал Пхеньян. По просьбе вновь созданного правительства КНДР Советский Союз вывел с ее территории свои войска.

Появление двух корейских государств, каждое из которых провозглашало себя единственно законным и претендующим на всю территорию Кореи, объективно создавало предпосылки для конфликта между ними. 38-я параллель стала местом постоянных вооруженных стычек, которых только в 1949 г. было 1836, туда были стянуты с обеих сторон крупные военные контингенты.

В условиях нарастающего противостояния 25 июня 1950 г. начался вооруженный конфликт между севером и югом. Боевые действия происходили с переменным успехом. В войну вступили на стороне юга крупные десанты США, СССР прислал своих военных специалистов и летчиков для поддержки северокорейской армии. В октябре 1950 г. крупные отряды китайских «народных добровольцев» также пришли на помощь КНДР.

К концу 1950 г. как американско-южнокорейская армия, так и северная рассредоточились по 38-й параллели, вдоль которой в дальнейшем велась ожесточенная позиционная война. 27 июля 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее, завершившее трехлетнее вооруженное испытание сил двумя социальными лагерями. На территории полуострова остались китайские и американские войска.

 

Северная Корея. С 1948 г. в Северной Корее, находившейся в зоне влияния СССР, главой государства стал бывший офицер советской армии Ким Ир Сен. Новый руководитель достаточно быстро сумел обеспечить себе диктаторскую власть. Он использовал типичные методы тоталитарного режима, к которым добавлялись восточно-деспотические традиции и культ социальной дисциплины среди населения. Став президентом, Ким Ир Сен добился абсолютного господства, сделался вроде живого бога для населения КНДР.

Правда, необходимо отметить, что на первых порах были достигнуты успехи в восстановлении хозяйства, шло накопление потенциала для быстрого дальнейшего развития, осуществлялась культурная революция, открывшая доступ широким народным массам к образованию. В 1960-х годах север опережал юг в области экономики по всем основным показателям, что активно использовалось в пропаганде и влияло на умонастроения в обоих государствах. Однако эти достижения во многом были связаны с безвозмездной помощью СССР и других социалистических стран. В 1960 г. предприятия, построенные или переоборудованные при техническом содействии СССР, давали 40 % всего производства электроэнергии, 51 % — чугуна, 53 % — кокса, 90 % — аммиачной селитры, 67 % — хлопчатобумажных тканей.

В середине 60-х — начале 70-х годов одновременно происходят охлаждение в советско-корейских отношениях (из-за стремления оградить культ Ким Ир Сена от начавшихся в СССР процессов демократизации) и замедление темпов экономического роста КНДР.

Характерной особенностью внутриполитической жизни КНДР со второй половины 70-х годов стало постепенное выдвижение на партийные и государственные посты старшего сына Ким Ир Сена — Ким Чен Ира, велась целенаправленная подготовка преемника. В 80-е годы по полученным правам и полномочиям Ким Чен Ир стал вторым человеком в партийно-государственной иерархии.

В последние годы сильный удар по экономике КНДР, для которой СССР был главным внешнеторговым партнером, нанесли процессы, приведшие к его дезинтеграции. Столь же негативные последствия имели для экономики исчезновение ГДР и переориентация других стран Восточной Европы на торговлю с Западом. В результате с конца 80-х годов по настоящее время наблюдается сокращение, а затем и падение темпов экономического роста, проявились кризисные явления во многих отраслях народного хозяйства.

На рубеже 90-х годов своей главной задачей руководство КНДР поставило сохранение в Северной Корее существующего строя и его адаптацию к изменившимся внешним условиям. Смерть Ким Ир Сена в июле 1994 г. и переход власти к его сыну, казалось бы, демонстрируют прочность позиций созданной партийно-государственной системы, однако только будущее покажет возможность ее выживания и дальнейшего развития.

 

Южная Корея. В 1950 г. правительство Ли Сын Мана начало осуществлять земельную реформу: у помещиков выкупались излишки земель (свыше 3 га), которые распределялись среди крестьян. Землю получили около 950 тыс. крестьянских хозяйств за плату в размере 150 % стоимости среднего годового дохода от продажи урожая. Это привело к смягчению социальных противоречий в деревне, привлечению зажиточной части крестьян на сторону правительства. Ускорилось превращение помещиков и богатых в капиталистических предпринимателей.

Большое значение для развития экономики имел приток американских капиталов. Корпорации США перемещали в Южную Корею техническое и наукоемкое производство. Использовалась исключительно дешевая рабочая сила, потому что 4/5 населения страны в это время находилось ниже официальной черты бедности. Отсутствовали ограничения на продолжительность рабочего дня, были запрещены забастовки. Все это обеспечивало уровень оплаты труда в 9 раз ниже, чем в США, и в 5 раз ниже, чем в Японии. Широкую экономическую экспансию в Южной Корее осуществлял также японский капитал. По сумме представленных в 60-80-х годах государственных и частных займов Япония занимала второе место после США. Приток иностранных капиталов и новейших технологий в сочетании с умелым управлением и высокой степенью эксплуатации трудящихся стимулировал высокий рост производства, составлявший в 70-80-х годах в среднем 8,5% ежегодно. Южная Корея вышла на передовые позиции по выпуску электроники, автомобилей, других изделий, обладавших высокой конкурентоспособностью. Корею называют «маленькой Японией», одним из «четырех драконов» новых индустриальных стран наряду с Сингапуром, Тайванем и Гонконгом. К 1983 г. объем валового национального продукта (ВНП) достиг 75 млрд долл. США, экспорт превысил 23,2 млрд долл. Хотя по-прежнему рост промышленности увеличивался в значительной степени за счет замораживания заработной платы, борьба за свои права рабочим, ИТР и служащим была практически запрещена.

На фоне этих успехов постепенно разряжалась бывшая до этого крайне жесткой внутриполитическая ситуация. Во многом этому способствовал тот факт, что в 1981 г. Сеул был назван столицей будущих, 1988 г., Олимпийских игр. 27 октября 1987 г. была принята новая конституция. Она ограничила срок пребывания на посту президента пятью годами (вместо шести) и сузила его права на использование чрезвычайных мер. На президентских выборах в декабре 1987 г. убедительную победу одержал председатель Демократической партии справедливости (ДПС) Ро Дэ У. Он приложил значительные усилия для стабилизации и демократизации общества, уменьшения влияния военных на политику. Как следствие успехов Республики Корея во внутренней и внешней политике произошло сужение противоречий между различными политическими силами. Это позволило президенту Ро Дэ У добиться создания новой мощной правящей партии, включавшей в себя оппозиции и справа и слева. В январе 1991 г. было объявлено о создании Демократической либеральной партии (ДЛП), которая сразу набрала абсолютное большинство в парламенте и по существу беспрепятственно проводит курс президента.

В политической истории Республики Корея на рубеже 90-х годов открылась новая страница — ускоренным темпом страна пошла по пути демократизации и постепенной ликвидации прежних авторитарных порядков. Успех этого движения во многом связан с общемировыми процессами, однако нельзя забывать о том, что народ Южной Кореи вел борьбу за победу демократии в течение многих лет и внес свой вклад в позитивные сдвиги на мировой арене.

Китай

Победа Народной революции. Решение основных задач. Сразу после окончания второй мировой войны в 1945-1949 гг. происходило наращивание сил КПК и начались военные действия между ее вооруженными силами и армиями Гоминьдана. II Единый фронт стал не нужен в результате разгрома Японии. Эта борьба завершилась победой китайских коммунистов и образованием 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР). Гоминьдановцы во главе с Чан Кайши эвакуировались на остров Тайвань. Как для континентального Китая, так и для Тайваня это событие стало переломным — началом нового отсчета их истории.

Решение в пользу КПК вопроса о власти в Китае выдвинуло на первый план следующие задачи: создание нового государственного аппарата, завершение разгрома контрреволюционных сил, осуществление аграрных реформ и других преобразований. Был принят закон об организации Центрального народного правительства во главе с его председателем Мао Цзедуном, чье восхождение к верхам партийно-политической власти началось еще в 1935 г., когда он был введен в состав ЦК КПК. Он также стал председателем Народно-революционного совета. Премьером Государственного административного совета (высший исполнительный орган) был назначен видный партийный деятель Чжоу Эньлай. Главнокомандующим Народно-освободительной армией остался крупный военачальник антияпонского сопротивления и гражданской войны Чжу Дэ. Характер государственной власти определился в КНР как «демократическая диктатура народа», руководимая рабочим классом, основанная на союзе рабочих и крестьян. К участию в центральных и местных органах власти были привлечены наряду с коммунистами также беспартийные и члены буржуазно-демократических партий. Но руководство страной безраздельно осуществляла компартия, авторитет которой за годы освободительной борьбы чрезвычайно вырос.

В условиях, когда империалистические страны стремились организовать политическую блокаду Китая, особое значение имел Договор от 14 февраля 1950 г. о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР и ряд дополнительных соглашений. Они предусматривали среди прочих льгот вывод советских войск из Порт-Артура и передачу сооружений в этом районе Китаю; предоставление на льготных условиях (1 % годовых) долгосрочного кредита в размере 300 млн долл.; поставки из СССР оборудования и материалов для восстановления и развития китайской экономики.

Помощь СССР сыграла огромную роль в проведении необходимых реформ, но в то же время способствовала внедрению в структуру Китая сталинской модели со всеми ее противоречиями и пороками. Одним из наиболее важных социальных преобразований в первые годы после победы революции были новый закон о земле и аграрная реформа, провозглашенные в июне 1950 г. Подлежали разделу по едокам между безземельными и малоземельными крестьянами земля, скот, инвентарь, дома и другое имущество помещиков, храмовые, монастырские, родовые земли и излишки земли и имущества состоятельных крестьян («кулаков»), которые не вели своего хозяйства, а сдавали землю в кабальную аренду крестьянам. Если же зажиточный крестьянин обрабатывал землю сам или с помощью нескольких батраков, то она не изымалась. Пустоши, водоемы, леса, крупные плантации чая, бамбука, тунга, шелковицы, а также недра национализировались. В результате к весне 1953 г. помещичье землевладение было ликвидировано и серьезно ослаблены экономические позиции богатой верхушки крестьянства. Однако аграрная реформа, повысив уровень беднейших крестьян, не могла обеспечить их устойчивое благосостояние, решить проблемы, связанные с нехваткой рабочих рук в одних хозяйствах, инвентаря или скота — в других.

В то же время осуществлялись и другие преобразования: было провозглашено равенство женщин и мужчин, принимались меры к демократизации школ и высших учебных заведений, ликвидация неграмотности трудящихся.

Первостепенное значение придавалось восстановлению и перестройке экономики. Народное хозяйство Китая было крайне отсталым, тяжелая промышленность располагала небольшим количеством плохо оснащенных предприятий, многие важные отрасли промышленности вообще отсутствовали.

Не менее важной была задача пресечения спекуляции и стабилизации цен. Это было достигнуто путем установления государственного контроля над финансами, концентрацией в руках государства основных запасов текстиля и других важнейших товаров.

К концу 1952 г. в промышленном производстве удалось превзойти максимальный уровень прошлых лет. Возродился транспорт, были построены новые железнодорожные линии. Производство зерновых также превысило прошлый наивысший уровень (1936). Восстановление хозяйства Китая происходило в условиях многоукладной экономики. Здесь существовали мелкотоварный уклад (хозяйства крестьян-собственников и ремесленников), частнокапиталистический (предприятия национальной буржуазии, которые не были национализированы), государственный сектор (предприятия тяжелой промышленности, транспорт, финансовые и внешнеторговые предприятия, ранее принадлежавшие гоминьдановскому государству). Все привилегии иностранного капитала были отменены, и уже в первые годы существования КНР он утратил свои позиции в экономике страны.

Одновременно с восстановлением народного хозяйства усиливался удельный вес государственного сектора (за 1949-1952 гг. он вырос с 26 до 41% промышленного производства). Развернулась массовая кампания, направленная на коренной подрыв экономических позиций национальной буржуазии в городе и форсированное кооперирование крестьян в деревне. К 1956 г. свыше 96% крестьянских хозяйств были объединены в кооперативы, причем 88% — в кооперативы «высшего типа», в которых земля и другие средства производства были огосударствлены.

В том же 1956 г. началась сплошная поотраслевая национализация частных предприятий за выкуп. К концу года доля частного капитала составляла всего 3%. Кроме того, была предпринята попытка значительно ускорить развитие тяжелой промышленности, что привело к большим диспропорциям в экономике, росту удельного веса незавершенного строительства и другим негативным явлениям.

Политика «большого скачка» и ее последствия. Новым шагом на пути развития Китая в рамках советской модели должна была стать новая социально-экономическая политика «большого скачка» и «коммунизации» деревни. В мае 1958 г. Мао Цзедун призвал к организации народных коммун в деревне. Он выступал за милитаризацию всей жизни в коммунах. Суть этой политики сводилась к стремлению опередить время и обогнать Советский Союз в строительстве новой жизни. В коммунах огосударствлялись не только труд и основные средства производства, но и практически вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, прежде всего бесплатное, точнее, безденежное, питание в общественных столовых. Все это означало казарменный быт и окончательный отказ от принципов материальной заинтересованности. От коммун требовали производства не только сельскохозяйственной продукции, но и промышленных товаров — металла, сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств.

Одновременно был выдвинут лозунг «Три года тяжелой борьбы — десять тысяч лет счастья». Фактически китайцам обещали «вступление» через несколько лет в коммунизм. Уже в 1962 г. намечалось произвести в 6,5 раза больше, чем в 1953 г., промышленной продукции и в 2,5 раза — сельскохозяйственной. Такой невиданный рост намечалось обеспечить путем не только резкого, с нарушением технических норм, увеличения выплавки стали на современных предприятиях, но и широкого распространения «местных способов» производства металла. Повсюду — в деревнях, дворах институтов, школ, больниц, учреждений, театров — были созданы сотни тысяч примитивных чугунолитейных и сталеплавильных печей, мелких карьеров, где добывались руда и уголь. Так начался «большой скачок», который должен был сделать Китай передовой промышленной державой.

Однако громадные ресурсы трудовой энергии народных масс были израсходованы напрасно, большая часть произведенного вручную металла и другой продукции была настолько низкого качества, что ее нельзя было использовать. Особенно тяжелый кризис поразил сельское хозяйство. Уже в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных всякой собственности крестьян снизилась, прежде бережно хранившиеся на год припасы были быстро съедены коммунарами при совместных трапезах. Производство было дезорганизовано. Критика эксперимента со стороны ряда партийных лидеров (в частности, Пэн Дэхуая) привела к репрессиям внутри партийного руководства. Происходила также чистка в армии, ее пытались превратить «в школу идей Мао Цзэдуна».

Изменились в худшую сторону и отношения с СССР. Если в 50-х годах советское руководство предоставило Пекину долгосрочные кредиты на сумму 1,8 млрд инвалютных рублей на льготных условиях (1-2% годовых), направило в Китай свыше 10 тыс. высококвалифицированных советских специалистов, подготовило в СССР свыше 20 тыс. китайских специалистов, распространяло свою помощь на все виды и этапы строительства (например, в 1960 г. доля продукции предприятий, построенных в сотрудничестве с СССР, составляла: 90% — тракторное производство, 80% — грузовые автомобили), то в августе 1960 г. советское правительство отозвало своих специалистов. Позже, в начале 60-х годов, начали усугубляться идеологические разногласия, связанные с борьбой за лидерство в международном коммунистическом движении. Настал период свертывания экономических, научно-технических и культурных связей. Резкое сокращение помощи СССР и было представлено как главная причина провалов в экономике, вызванных на самом деле политикой «большого скачка» и «коммунизации» деревни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.046 с.)