Латинская Америка в 60 —70-е годы. Чилийская революция 1970— 1973 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Латинская Америка в 60 —70-е годы. Чилийская революция 1970— 1973 гг.



Победа кубинской революции заметно повлияла на освободительное движение Латинской Америки. Во многих странах возникло движение солидарности с Кубой. Рабочее движение и борьба крестьян против иностранных монополий и национальных олигархий стали более активными и массовыми. Успешная повстанческая борьба кубинцев вдохновила латиноамериканских студентов, интеллигенцию на создание «партизанских очагов» в сельских районах (Гватемала, Никарагуа, Эквадор, Колумбия, Перу).

Чтобы сдержать этот размах борьбы (главным образом антиамериканской) и не допустить «второй Кубы», в таких странах, как Гондурас, Гватемала, Бразилия, Доминиканская Республика, Аргентина, были установлены диктаторские режимы. Помимо диктаторских методов были использованы и реформаторские меры. В основу латиноамериканского национал-реформизма были положены «доктрина ЭКЛА» (теория десаррольизма — развития) и американская идея «мирной регулируемой революции» в условиях свободы1. На их базе в августе 1961 г. был создан «Союз ради прогресса». Программу «Союза ради прогресса», рассчитанную на 10 лет, одобрили и подписали 19 латиноамериканских стран. Основная цель программы заключалась в ускоренном, «догоняющем» развитые страны мира социально-экономическом развитии Латинской Америки. Для такого ускорения необходимо было добиться прироста ВВП не менее 2,5 % в год, создать диверсифицированную (многоотраслевую, а не монокультурную, как раньше) экономику путем реформ, в том числе аграрной, налоговой, жилищной, образовательной и др., внедрить достижения НТР. Средства на выполнение программы «Союз ради прогресса» (100 млрд долл. в течение 10 лет) предоставляли США (20 млрд долл.) и сами страны Латинской Америки в порядке «самопомощи» (80 млрд долл.). «Союз ради прогресса» должен был способствовать складыванию в латиноамериканских странах новой социальной опоры для США и укреплению так называемой представительской демократии.

_________________________

1 Латиноамериканские экономисты из ЭКЛА («Экономическая комиссия для Латинской Америки» при ООН), главным образом Рауль Пребиш, разработали теорию о преодолении отсталости стран Латинской Америки при помощи модернизации, предусматривавшей индустриализацию, аграрную реформу, экономическую интеграцию стран региона.

 

Практические результаты «Союза ради прогресса» оказались не такими внушительными, как официально заявленные.

Догнать развитые страны не удалось, наибольших успехов удалось достичь в строительстве школ и больниц, в развитии объектов инфраструктуры (шоссейных и железных дорог, портов, электростанций и т.п.), в подготовке преподавательских кадров, в увеличении инвестиций. Правительства Колумбии, Мексики, Перу, Боливии, Чили разработали и осуществили на практике собственные реформистские эксперименты — скромные, но необходимые для поступательного развития своих стран.

Еще одной важной и значительной тенденцией развития Латинской Америки в 60-70-е годы стали прогрессивные военные режимы: в Перу (1968— 1975) во главе с генералом Хуаном Веласко Альварадо, Панаме (1968—1981) во главе с генералом Омаром Торрихосом, в Боливии (1969-1971) во главе с генералом Хуаном Хосе Торресом, в Эквадоре (1972-1975) с генералом Г. Родригесом Ларой, в Гондурасе (1972-1975) с О. Лопесом Арельяно. «Новая», по сравнению с традиционно консервативной, роль военных в Латинской Америке была вызвана следующими обстоятельствами. Изменения в социальной структуре латиноамериканских обществ в сторону увеличения численности пролетариата и средних городских слоев вызывали пополнение офицерского корпуса, особенно в сухопутных войсках, выходцами из этих малообеспеченных слоев. Некоторые военные лидеры были весьма скромного происхождения: О. Торрихос — сын учителя, X. Веласко Альварадо родился в бедной семье, и в детстве ему приходилось самому делать из обрывков типографской бумаги тетради, так как купить их ему было не на что.

К началу 60-х изменился не только социальный состав, но под влиянием НТР вырос уровень профессиональной подготовки армейских офицеров. Научно-технический прогресс изменил функции личного состава вооруженных сил: офицер становился не только военным, но и техническим специалистом. Хорошо образованные офицеры были готовы к разработке и восприятию новых национальных военных доктрин, основанных на убеждении, что только сильная, независимая страна может иметь сильную армию. Но поскольку развитие стран Латинской Америки шло по пути зависимого капитализма, то чаще всего они были обречены на отсталость. Отсюда задача военных — вмешаться в государственную политику, отстранить олигархию, ограничить пагубную зависимость от иностранного капитала, ликвидировать нищету и бедственное положение населения.

На мировоззрение латиноамериканских военных оказали влияние так называемые гражданские действия (участие вооруженных сил в строительстве гражданских объектов в отсталых сельских районах) и привлечение военных к противопартизанской борьбе. Соприкосновение с жизнью народа заставляло военных задуматься над вопросом: если люди, побуждаемые безнадежностью, восстанут и армия решится стрелять, то хватит ли ей патронов? Попытки использовать армию как полицейскую силу вызывали недовольство вооруженных сил. Основными внешними факторами влияния на латиноамериканские вооруженные силы стали кубинская революция, националистические акции Г.А. Насера в Египте, процесс деколонизации. Все это способствовало росту гражданского патриотического самосознания военных.

Находившимся у власти в 60—70-е годы прогрессивным военным режимам удалось реализовать целый комплекс важнейших мероприятий в пользу трудовых слоев населения своих стран -аграрные реформы, национализацию иностранной собственности, социальную поддержку, независимый внешнеполитический курс. Генерал Торрихос в Панаме добился подписания договора с США о восстановлении после 1999 г. суверенитета Панамы над зоной Панамского канала («Договор Картера-Торрихоса», 1977).

В Латинской Америке, где проживают свыше 1/3 католиков мира, интересным и значительным явлением стал поворот латиноамериканской католической церкви к признанию неизбежности радикальных реформ, в том числе социальных. Вторая Генеральная ассамблея Латиноамериканского совета епископов, проходившая в колумбийском городе Медельин в 1968 г., подтвердила в своих решениях необходимость глубоких перемен в Латинской Америке. Молодые священники воспринимали идеи мелкобуржуазной революционности, некоторые из них сблизились с леворадикальными организациями и участвовали в партизанском движении 60-х годов (например, колумбийский священник Камило Торрес вступил в отряд повстанцев и был убит в перестрелке с правительственными войсками).

Особое место в революционном процессе 60—-70-х годов занимает чилийская революция.

 

Чилийская революция (1970—1973). История Чили последней трети XX в. наполнена разнообразным содержанием, противоположные полюса которого очерчены резко и непримиримо: курс на социализм Народного единства С. Альенде и авторитарная диктатура А. Пиночета. Своеобразным центристским «противовесом», уравновешивающим крайности, является Христианско-демократическая партия (ХДП) и ее политическая практика. ХДП находилась у власти в 1964-1970 гг. и в течение этого периода в рамках программы «Революция в условиях свободы» провела ряд реформ для решения проблемы кризиса структур. Правительство Эдуардо Фрея развернуло достаточно радикальную аграрную реформу (закон 1967 г.), по которому земли латифундистов свыше установленного законом максимума экспроприировались с выплатой компенсации и передавались крестьянам за плату в рассрочку для организации сначала кооперативов, а затем отдавались им в личную собственность. В результате из 100 тыс. нуждавшихся семей землю получили 29 тыс. семей, позиции латифундистов были поколеблены.

Стремясь поставить под национальный контроль захваченные американскими монополиями природные богатства1, ХДП осуществило «чилизацию» меди путем постепенного выкупа по высокой цене акций меднорудных предприятий у монополий США. 51% этих акций стал собственностью чилийского государства, хотя сохранялось техническое сотрудничество и административный контроль со стороны американских компаний.

_________________

1 Чили занимала первое место в мире по добыче и экспорту натуральной натриевой селитры и экспорту меди, третье — по добыче молибдена. Среди стран Латинской Америки Чили находилась на втором месте по улову рыбы.

 

Были построены новые школы, сократился процент неграмотного населения, активизировалось жилищное строительство, были созданы организации молодежи, домохозяек, матерей и других социально не организованных слоев населения. Конечно, со всеми проблемами справиться не удалось: внешний долг страны вырос до 2,8 млрд долл., инфляция достигла 40% в год, 2,5 млн чилийцев (из 9-миллионного населения) остро нуждались в жилье, число безработных увеличилось до 8,3%. Однако предпринятые христианскими демократами шаги могли быть продолжены и еще более радикализованы. Надежды на это внушала высокая социальная и политическая активность практически всех категорий чилийских трудящихся. В обстановке поляризации общественных сил в конце 1969 г. был создан блок «Народное единство», куда вошли левые партии и организации — Социалистическая партия (СПЧ), компартия (КПЧ), Радикальная партия, Движение единого народного действия (МАПУ) и две небольшие партии (социал-демократическая и Независимое народное действие — АЛИ). Народное единство возглавил социалист С. Альенде.

Сальвадор Альенде (1908-1973), сын адвоката, окончил медицинский факультет Чилийского университета по специальности хирургия, активно участвовал в студенческом движении, снискав славу мятежного студенческого лидера. Профессиональную деятельность врача-патологоанатома С.Альенде сначала сочетал с политической деятельностью, а затем посвятил политике всю свою жизнь. Безупречно честный и порядочный молодой политик участвовал в создании СПЧ (1933) и Народного фронта (1936), в возрасте 29 лет избран депутатом парламента, а через год назначен министром здравоохранения в правительстве Народного фронта. В 1942 г. Альенде уходит в отставку и занимает пост генерального секретаря социалистической партии, затем его избирают сенатором, а в 50—60-е годы трижды выдвигают кандидатом в президенты.

На президентских выборах 4 сентября 1970 г. С. Альенде побеждает ближайшего соперника с перевесом в 1,4% голосов. Парламенту страны предстояло окончательно определить кандидатуру президента, среди депутатов развернулась острая борьба. Из 200 мест в парламенте более 80 принадлежало левым депутатам от блока Народное единство, более 70 мест -ХДП, свыше 40 — правым партиям. Следовательно, решение зависело от ХДП. Христианские демократы решили поддержать С. Альенде, если он обязуется: не вмешиваться в дела армии и не создавать вооруженных формирований, кроме уже существующих; не вмешиваться в судебную систему; не нарушать свободу СМИ, соблюдать конституцию. Эти требования ХДП получили название «статута конституционных гарантий». При отсутствии у Народного единства большинства в конгрессе С. Альенде согласился принять «статут конституционных гарантий», а ХДП поддержала его кандидатуру1. Таким образом, социалист С. Альенде стал президентом Чили, было сформировано левое правительство, куда вошли социалисты, коммунисты, радикалы, представители всех партий Народного единства. Однако всей полнотой власти Народное единство не обладало, в его руках находились лишь рычаги исполнительной власти (правительство и президент), а в конгрессе, высшем органе законодательной власти, депутаты Народного единства занимали менее половины мест. Третий вид власти — судебная система Чили -оставалась автономной.

_____________________

1 В такой ситуации правые попытались предотвратить приход к власти президента-марксиста с помощью армии и военного заговора. Однако командующий армией генерал Рене Шнейдер не пошел на это и был убит. Сменивший Р, Шнейдера на его посту генерал К. Пратс был сторонником конституции и поддержал избранного народом Альенде. Попытка заговора провалилась.

 

Новое правительство Чили приступило к выполнению предвыборной программы. Ее основными пунктами были национализация, решение аграрного вопроса, поддержка средних и мелких национальных предпринимателей, мероприятия в пользу трудящихся, демократизация государственного аппарата, уважение различных форм собственности (частной, кооперативной, государственной), политический плюрализм, внешняя политика в интересах государства. Выполнение этой программы Народного единства могло в перспективе наметить переход к социализму.

Был принят закон, согласно которому Народное единство национализировало находившиеся в руках иностранных компаний крупные предприятия по добыче медной руды, селитры, угля, железной руды. Кроме того, были национализированы или взяты под государственный контроль предприятия сталелитейной, цементной, текстильной промышленности. Путем выкупа акций была национализирована банковская система. Внешняя торговля также перешла под контроль государства. Серьезным достижением правительства стало ускоренное проведение аграрной реформы, начатой предыдущим правительством ХДП в 1967 г. Было экспортировано и передано крестьянам 5 млн га помещичьих земель — это означало, что с господством латифундизма было покончено.

Правительство С. Альенде проявило заботу о повышении благосостояния чилийцев: зарплата выросла в среднем на 18%, повысился уровень минимальной зарплаты, увеличился размер пособий, сократилась с 8,3 до 3,9% безработица, расширилось жилищное строительство, увеличились ассигнования на здравоохранение и народное образование, дети из неимущих семей ежедневно получали бесплатно 0,5 л молока. Социальная практика Народного единства привлекла симпатии и поддержку большинства трудящихся чилийцев, они продемонстрировали это, отдав свои голоса на муниципальных выборах в апреле 1971 г. партиям Народного единства (51%).

Во внешней политике Чили возникли новые акценты. Были установлены дипломатические отношения и стало развиваться сотрудничество с социалистическими странами. С. Альенде посетил Советский Союз, Кубу, Алжир, Мексику. Независимый внешнеполитический курс и патриотическая, антиолигархическая по характеру внутренняя политика Народного единства вызвали противодействие оппозиции как внутри страны, так и за ее пределами. Было приостановлено финансирование Чили со стороны США и международных финансовых организаций, введено эмбарго на зерно, блокирована поставка оборудования и запчастей, продуктов питания и медикаментов. Зависимая от конъюнктуры внешнего рынка чилийская экономика ощущала большие затруднения и несла огромные убытки. Против народа, решившего вернуть себе собственные природные богатства, были использованы юридические и морально неприемлемые санкции, а также дипломатический саботаж, организация беспорядков и паники среди населения, чтобы, когда правительство не сможет контролировать положение, подтолкнуть вооруженные силы к установлению диктатуры.

Наряду с внешним нажимом на Чили активизировалась оппозиция внутри страны, использовавшая разнообразные формы борьбы против Народного единства. Это были клеветнические кампании в средствах массовой информации, блокирование законопроектов правительства Альенде в конгрессе, организация «черного рынка» и широкомасштабной спекуляции, экономический саботаж, организация забастовок, покушения на деятелей Народного единства. В октябре 1972 г. и июле 1973 г. состоялись крупные забастовки предпринимателей, мелких собственников, служащих, владельцев грузовиков с целью дестабилизировать экономику и оказать давление на правительство. В 1971 и 1973 гг. были раскрыты заговоры военных, а 29 июня 1973 г. подавлен антиправительственный танковый мятеж.

Средние слои, занимавшие в структуре самодеятельного населения наибольший удельный вес и поддерживавшие вначале правительство С. Альенде, под влиянием оппозиции и экономических трудностей постепенно отошли от поддержки Народного единства. «Битву за средние слои» удалось выиграть правым. Правительство не могло обуздать эту подрывную стихию с помощью закона, так как у Народного единства не было большинства в парламенте, а оппозиция контролировала суды и средства массовой информации.

Среди участников Народного единства появились разногласия о ходе дальнейших преобразований, а это при отсутствии полноты власти у Народного единства еще больше осложняло обстановку. В марте 1973 г. состоялись парламентские выборы. За Народное единство проголосовали около 44% избирателей, а оппозиция не смогла набрать необходимых ей 2/3 голосов для «законного» отстранения от власти правительства Альенде. Результаты этих выборов окончательно определили курс оппозиции на свержение Народного единства путем военного переворота.

Вооруженные силы Чили, и особенно так называемый «конституционалистский сектор» военных сторонников С. Альенде, оставались лояльными по отношению к правительству Народного единства, так как оно действовало в рамках закона и соблюдало «статут конституционных гарантий». В ноябре 1972 г. командующие ВВС, ВМС и сухопутными силами вошли в правительство, но в марте 1973 г. из-за обострившихся разногласий с представителями социалистической партии военные из правительства ушли. Это ослабило позиции Народного единства и облегчило организацию заговора внутри армии. Число сторонников Альенде в армии продолжало сокращаться, ключевыми фигурами становились генералы-заговорщики. Они добились отстранения сторонников Альенде с высших командных постов, в конце августа 1973 г. получил отставку генерал К. Пратс, его заменил генерал А. Пиночет.

Реакционная оппозиция смогла противопоставить правительству Народного единства широкий фронт, включавший крупную и среднюю буржуазию, латифундистов, большинство средних слоев. Сложилось неблагоприятное для правительства соотношение социальных сил. Контролировавшие вооруженные силы заговорщики, изолировав конституционно-демократическую часть армии, 11 сентября 1973 г. подняли вооруженный мятеж. Танки и военная авиация начали обстрел и штурм президентского дворца Ла-Монеда. Президент С. Альенде отказался уйти в отставку, заявив: «На этом перекрестке истории я готов заплатить жизнью за доверие народа». И он остался на своем посту с оружием в руках, успев передать через одну из радиостанций проникновенные слова своего последнего обращения к чилийскому народу. Через несколько минут он погиб. К власти пришла военная хунта, и по законам военной иерархии ее возглавил главнокомандующий сухопутными войсками генерал Аугусто Пиночет Угарте. По своему характеру это был правоавторитарный диктаторский режим. Основными причинами поражения Народного единства стали: ожесточенное сопротивление чилийской олигархии; враждебная античилийская политика США; антиконституционная позиция вооруженных сил; ошибки и просчеты Народного единства, неполнота власти в его руках.

Вопросы и задания

1. Для чего был создан «Союз ради прогресса»?

2. В чем состоит «новая роль» военных в Латинской Америке?

3. Каковы предпосылки чилийской революции?

4. Расскажите о приходе к власти Народного единства и его программе.

5. Что удалось выполнить Народному единству в 1970—1973 гг.?

6. Как действовала внутренняя и внешняя оппозиция против правительства С. Альенде?

7. Почему было свергнуто правительство Народного единства?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.019 с.)