Глава 3. Страны северной Америки и западной европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Страны северной Америки и западной европы



Соединенные Штаты Америки

Послевоенное положение США. «Справедливый курс». По сравнению с другими странами США во второй мировой войне понесли незначительные людские и материальные потери: 300 тыс. чел. были убиты и пропали без вести. Более того, война стала фактором, способствовавшим заметному росту американской экономики. Так, за годы войны производственные мощности США увеличились в два раза, а экспорт — в пять раз. Они вышли из войны самой могущественной экономической и военно-политической державой современного мира. В 1948 г. доля США в производстве капиталистического мира составляла 54,6 %, а золотой запас — 53,3 % мирового. К концу войны Америка располагала самой многочисленной и мощной армией во всем капиталистическом мире. Вплоть до 1949 г. она пользовалась монополией на атомное оружие. Поэтому неудивительно, что США объявили себя защитницей интересов «свободного мира», к которому были причислены все капиталистические страны.

В послевоенный период в экономической и социальной сферах продолжались реформы, начатые в рамках программы «нового курса» президентом Ф.Д. Рузвельтом. В 1944-1946 гг. была принята целая серия законов, призванных облегчить положение солдатских масс, подлежащих демобилизации после завершения военных действий, а также неимущих слоев населения. К ним относятся, в частности, так называемый «солдатский билль*, предусматривающий существенные льготы участникам войны; закон о занятости, имевший своей целью сокращение безработицы; акты о повышении пенсий и пособий. Не случайно Г. Трумэн, ставший президентом США после смерти Ф.Д. Рузвельта в апреле 1945 г., назвал свою политику «справедливым курсом».

 

Правоконсервативный поворот в общественно-политической жизни. Вместе с тем следует отметить тот факт, что в отличие от большинства европейских стран, где послевоенная ситуация характеризовалась поворотом в настроениях широких народных масс влево, в США имело место наступление правых и консервативных сил. Это, в частности, выразилось в попытках пересмотреть прогрессивные социальные законы, принятые в 30-е годы. Наиболее ярким проявлением тех изменений, которые произошли в позициях американских законодателей, явилось принятие в 1947 г. антирабочего по своей сути закона Тафта-Хартли (названного так по фамилиям его инициаторов в конгрессе США), главная цель которого состояла в том, чтобы ограничить и контролировать деятельность профсоюзов. Закон, в частности, запрещал забастовки государственных служащих и все забастовки, имеющие политическую направленность, бойкоты, пикеты. Правительство получило право приостанавливать забастовки и стачки на 80 дней.

Эта линия на ужесточение контроля над рабочим движением была продолжена принятием в 1959 г. закона Лэндрема-Гриффина, который предусматривал усиление контроля министерства труда над внутренними делами профсоюзов, в частности над их финансами и механизмами выбора высшего профсоюзного руководства. Тем самым ужесточалась система государственного регулирования трудовых отношений.

Одним из заметных проявлений поворота вправо явилось нагнетание в общественном мнении антисоветских и антикоммунистических настроений. В 1947 г. начались так называемые «проверки лояльности» государственных служащих, которые по сути дела вылились в кампанию чистки государственного аппарата от инакомыслящих и неблагонадежных, а к ним относили всех, кого подозревали в симпатиях к коммунизму и СССР. В январе 1949 г. по инициативе правых кругов был затеян судебный процесс против руководства малочисленной Коммунистической партии США, обвиненного в нелояльности и чуть ли не в шпионаже в пользу Советского Союза. В результате процесса, длившегося девять месяцев, одиннадцать членов национального комитета компартии были приговорены к штрафам и различным срокам тюремного заключения.

Но в наиболее законченных и крайних формах правоконсервативный поворот проявился в 1950-1953 гг. в маккартизме. Так была названа широкомасштабная антикоммунистическая и антисоветская кампания, развязанная в стране правыми кругами во главе с сенатором Дж. Маккарти. Эта кампания, которая многими совершенно справедливо была названа «охотой на ведьм», строилась на нагнетании страхов перед заговором, якобы вынашиваемым против США мировым коммунизмом во главе с Советским Союзом. Утверждалось, что коммунисты и сочувствующие им проникли в высшие эшелоны власти.

Показательно, что период правления президента-реформатора Ф.Д. Рузвельта был назван «двадцатью годами предательства». Шельмовались государственные чиновники высокого ранга, представители творческой интеллигенции, видные ученые и общественные деятели. Против некоторых из них были затеяны судебные процессы. Маккарти выискивал «коммунистов» в государственном департаменте, Пентагоне и даже выступил с публичным осуждением администрации Эйзенхауэра за то, что она оказывает экономическую помощь Англии, которая сохраняла торгово-экономические отношения с Китаем. Были также приняты законы против так называемых подрывных элементов и иммигрантов. В частности, в 1954 г. конгресс США принял закон о контроле над коммунистами, который предписывал ежегодную регистрацию в министерстве юстиции членов коммунистической партии как «иностранных агентов».

Однако правящие круги во все более растущей степени убеждались в ущербности для престижа страны деятельности зарвавшегося сенатора и его сторонников, которые в своих обвинениях в заговоре против США стали переходить все мыслимые пределы. В 1954 г. сенат США вынужден был привлечь его к ответственности за оскорбление высшего законодательного органа страны и за незаконное расходование государственных средств, отпущенных «на борьбу с коммунизмом». 2 декабря того же года сенат подавляющим большинством голосов осудил Маккарти, после чего он довольно быстро сошел с политической арены.

 

Послевоенные изменения во внешнеполитическом курсе. Поворот в позициях правящих кругов вправо особенно отчетливо проявился в сфере внешней политики. Уже к концу войны во все возрастающей степени обнаруживались противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. С окончанием войны эти противоречия стали очевидны всем. Их дальнейшее обострение привело сначала к фактическому развалу коалиции, а затем к началу «холодной войны». Инициатива в этом вопросе принадлежала Соединенным Штатам.

«Холодная война» и порожденные ею внешнеполитические доктрины, такие как политика «с позиции силы», «балансирование на грани войны», «тотальное противоборство» и др., привели к возрастанию международной напряженности и усилению угрозы новой мировой войны. В рамках политики «холодной войны» администрация Трумэна предприняла целую серию внешнеполитических шагов и инициатив. В их числе -доктрина Трумэна и план Маршалла. Имея своей главной целью «сдерживание коммунизма», или, проще говоря, противодействие СССР, доктрина Трумэна предусматривала оказание помощи Греции и Турции для недопущения победы там левых сил и усиления влияния Советского Союза.

План Дж. Маршалла (названный так по имени его автора -тогдашнего государственного секретаря) представлял собой широкомасштабную программу оказания странам-союзницам США финансовой и экономической помощи для восстановления их экономики, разрушенной во время войны. За четыре года действия этой программы (1948-1952) США израсходовали 12,5 млрд долл., что составляло астрономическую сумму по курсу того времени. Но в то же время было бы наивно полагать, что американцы пошли на такие расходы из неких бескорыстных соображений. Они кровно были заинтересованы в стабилизации обстановки в Европе, совершенно правильно полагая, что в случае непринятия срочных мер по восстановлению стабилизации разрушенной экономики европейские страны не застрахованы от социальных и иных катаклизмов.

В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический союз индустриально развитых стран Запада — Организация Североатлантического договора (НАТО). Первоначально блок включал 12 государств* затем его членами стали еще три государства, а с вступлением в 1982 г. Испании число его членов возросло до 16. В 1950 г. американцы вмешались в гражданскую войну в Корее на стороне южнокорейского марионеточного режима Ли Сын Мана. В 1951 г., навязав Японии договор о е взаимной безопасности», руководство США добилось сохранения на японской земле значительных контингентов американских войск.

 

Победа республиканцев. Политика Д. Эйзенхауэра. В 1952 г. на президентских выборах победу одержала пребывавшая с 1932 г. в оппозиции республиканская партия в главе с популярным генералом Д. Эйзенхауэром, который во время второй мировой войны командовал американскими войсками в Европе и возглавлял грандиозную операцию по высадке союзнических войск с Британских островов на северное побережье Франции. После окончания войны Эйзенхауэр занял пост председателя комитета начальников штабов вооруженных сил США, а в июне 1947 г. стал президентом Колумбийского университета. В 1951 г. генерал возглавил наземные, морские и военно-воздушные силы западных держав — членов НАТО в Европе. К 1952 г. он был известным и уважаемым в стране человеком.

Победе Эйзенхауэра помимо всего прочего способствовало и то, что он обещал покончить со ставшей весьма непопулярной среди широких слоев населения корейской войной. Эта война стоила американскому народу многих жертв. Как подчеркивал сам Эйзенхауэр в своих мемуарах, это была самая кровопролитная война в истории США, за исключением гражданской войны и двух мировых войн. Америка потеряла в Корее убитыми, ранеными и пленными около 398 тыс. чел., и еще 29 тыс. чел. — ее союзники (за исключением Южной Кореи). Поэтому, естественно, Эйзенхауэр первым долгом направил свои усилия на прекращение корейской войны.

В целом внешнеполитический курс республиканской администрации характеризовался дальнейшим наращиванием политики «с позиции силы» в отношении Советского Союза. Однако Эйзенхауэр был среди тех деятелей Соединенных Штатов, которые понимали, что Америка не всемогуща и ей не все дозволено. Это стало особенно очевидно после запуска в Советском Союзе в октябре 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли. Это означало, что СССР получил средства доставки ядерного оружия до жизненных центров самой Америки. Стало очевидно, что отныне она окончательно перестала быть неуязвимой для прямых ударов противника. Поэтому Эйзенхауэр отчетливо понимал необходимость сотрудничества с Советским Союзом. Он считал важным развитие советско-американских контактов в области науки, искусства и культуры. Заслугой Эйзенхауэра следует считать и то, что он нередко сдерживал особенно ретивых представителей военно-промышленного комплекса, которые выступали за дальнейшее наращивание вооружений. Он был убежден в том, что если им дать бесконтрольную власть, то США превратятся в «гарнизонное государство».

После прихода в Белый дом он не торопился с выполнением других предвыборных обещаний, особенно по внутриполитическим вопросам. При этом следует учесть, что в предвыборной программе республиканцев немаловажное место занимали пункты о ревизии нового курса, сокращении регулирующей роли государства, восстановлении принципов свободной конкуренции и свободного рынка и др. Однако, будучи реалистом в политике, Эйзенхауэр быстро понял, что американский капитализм давно превратился в корпоративный и что роль государства в экономике и социальной сфере можно только увеличить, но никак нельзя сократить. Поэтому во внутренней политике, особенно в социальной сфере, его администрация, по сути дела, с некоторыми поправками продолжала политику своих предшественников-демократов.

 

Дж. Кеннеди. Возвращение демократов. Важным этапом в послевоенной истории США стала победа на президентских выборах 1960 г. кандидата от демократической партии на пост президента страны сорокатрехлетнего сенатора от штата Массачусетс Дж. Кеннеди. Продолжая традицию В. Вильсона и Ф. Рузвельта, Кеннеди выдвинул реформистскую программу, получившую название «новых рубежей». По своим ориентациям и политическому мировоззрению он был весьма близок Ф. Рузвельту и отличался реалистическим взглядом на положение вещей как внутри страны, так и на международной арене. Будучи выходцем из весьма состоятельной семьи, а также высокообразованным представителем интеллектуальной и политической элиты, Кеннеди хорошо осознавал необходимость постоянного совершенствования политики государства для улучшения положения широких слоев населения и тем самым обеспечения их приверженности идеалам рыночной экономики и политической демократии.

Правительство Кеннеди приняло и реализовало целую серию мер по стабилизации экономики и расширению программ по социальной помощи. В частности, оно запретило повышение цен в отдельных отраслях, например электротехнической и сталелитейной. Были разработаны программы помощи бедствующим регионам (прежде всего угледобывающим), переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям, ликвидации неграмотности среди взрослых. Важнейшим достижением администрации Кеннеди является то, что в развитие принятых еще при республиканцах (1957 и 1960) решениях и законах, запрещавших расовую дискриминацию в школах и на выборах должностных лиц, она внесла в конгресс законопроект, направленный против дискриминации представителей цветного населения в общественных местах и при найме на работу.

Для Кеннеди был характерен также неординарный подход к решению проблем внешней политики. При нем был создан так называемый «Корпус мира» — организация добровольцев, изъявивших желание работать в отсталых странах в области экономики, образования, здравоохранения и т.д. Немаловажное значение придавалось широко разрекламированной программе, рассчитанной на десять лет, под названием «Союз ради прогресса», в задачу которой входило оказание помощи странам Латинской Америки в деле экономического и социального развития. Ни для кого не был секретом тот факт, что обе эти программы имели своей главной целью дальнейшее усиление влияния США на международной арене.

Однако в то же время именно в период правления Кеннеди разразился кубинский ракетный кризис 1962 г., вызванный размещением советских ракет на территории Кубы, которая после происшедшей там в 1959 г, революции вышла из сферы влияния Соединенных Штатов. Кризис приобрел настолько большую остроту, что впервые в послевоенный период поставил мир на грань термоядерной войны. Но тем не менее следует отдать должное как Дж. Кеннеди, так и тогдашнему советскому руководителю Н.С. Хрущеву, которые сумели найти приемлемый для обеих сторон выход из весьма трудного и опасного для судеб мира положения.

В 1963 г. администрация Кеннеди подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. Показательно, что в речи, произнесенной в том же году в Американском университете, Кеннеди признал, что в ядерный век война между двумя сверхдержавами бессмысленна, поскольку в ней не может быть победителей.

22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по стране в городе Даллас (штат Техас) Дж. Кеннеди был убит рукой наемного убийцы (или наемных убийц). Трагическое событие буквально потрясло современников как в самой Америке, так и во всех уголках земного шара. Но это убийство, названное «преступлением века», до сих пор остается нераскрытым и, возможно, навсегда останется одной из тайн американской истории. Президентом США стал вице-президент Л. Джонсон, который одержал убедительную победу на очередных президентских выборах 1964 г.

Продолжая курс Кеннеди, Джонсон провозгласил программу «Великого общества», в рамках которой был разработан и осуществлен целый комплекс реформ. Так, в 1963, 1965 и 1988 гг. были приняты новые законы о гражданских правах, призванные положить конец наиболее очевидным формам дискриминации негров в области образования и найма на работу. В рамках «Великого общества» осуществлялась также программа борьбы с бедностью. Была существенно расширена социальная помощь неимущим слоям населения. Однако в условиях все более расширяющейся войны во Вьетнаме администрация Джонсона вынуждена была сократить или свернуть некоторые наиболее дорогостоящие социальные программы.

Эта война, начавшаяся в 1964 г., с 1965 г. приобретала все более нарастающей размах. Однако, несмотря на беспрецедентную мощь и участие более чем полумиллионной армии, американцам не удалось одержать победу над вьетнамским народом. Более того, они вынуждены были признать унизительное поражение.

 

60-е годы. Рост движения за гражданские права. 60-е годы ознаменовались массовыми движениями протеста. С этой точки зрения немаловажное значение имело объединение еще в 1955 г. двух крупнейших профсоюзов страны — Американской федерации труда (АФТ) и Конгресса производственных профсоюзов (КПП) в единую общенациональную организацию, насчитывающую в своих рядах 15-16 млн членов. Заметным явлением стала волна негритянского движения, вызванная сохранением дискриминации цветного населения в различных сферах общественной и политической жизни (жилищной, образования, найма на работу и т.д.). Большую популярность в ходе этих выступлений получил молодой негритянский священник Мартин Лютер Кинг.

В 1960 г. с началом кампании «ненасильственных действий» негритянское движение вступило в новую фазу. Одним из важных мишеней этого движения стала расовая сегрегация, т.е. практика раздельного обучения негров и белых в школах, недопущения негров в публичные места, предназначенные только для белых, и т.д. В качестве инструментов борьбы за свои права негры развернули массовые марши и походы, сидячие демонстрации, посещения кафе, ресторанов и других публичных мест для белых. Именно эти выступления заставили руководителей страны принять ряд законов о гражданских правах негров.

В середине 60-х годов в негритянском движении выделились группировки, которые выступили с лозунгами насильственной борьбы за свои права. Это, в частности, проявилось в уличных стихийных массовых столкновениях, вспыхнувших в 1965 г. в Лос-Анджелесе. О размахе этих столкновений свидетельствует тот факт, что на усмирение их участников было послано 10 тыс. национальных гвардейцев и полицейских. Возникла организация «Черные пантеры», провозгласившая своей целью «вооруженную расовую войну для свержения капиталистической системы». Однако реакционные и расистские круги Америки тоже не сидели сложа руки. 4 апреля 1968 г. от пули подосланного ими убийцы погиб Мартин Лютер Кинг. Его похороны, в которых участвовали 150 тыс. чел., превратились в политическую демонстрацию протеста против произвола в отношении чернокожего населения.

В тот период массовый характер приняло студенческое движение, начало которому было положено выступлениями молодежи и студентов в г. Беркли в 1964 г. Главное место в программах этого движения занимали лозунги борьбы против социальной несправедливости, бедности, расовой дискриминации, идеалов чистогана и наживы, войны во Вьетнаме и др. Возникли различные студенческие организации, которые ставили своей задачей координацию деятельности и выступлений студентов различных регионов и университетских центров страны.

Среди них наиболее заметную роль сыграло объединение «Студенты за демократическое общество». Составной частью этого движения стали так называемые новые левые. Они получили это название по причине того, что они выступали с левыми лозунгами изменения существующей в Америке общественно-политической системы на началах социальной справедливости и равенства, ликвидации расовой дискриминации, уважения прав национальных, конфессиональных и иных меньшинств, усовершенствования системы образования и др. Но в отличие от традиционных левых, которые, руководствуясь идеями марксизма, в качестве главной движущей силы преобразований рассматривали рабочий класс, они видели такую силу в интеллигенции и студенчестве.

В тот период широкие масштабы приняло движение против войны во Вьетнаме. По всей стране развернулись марши и демонстрации, кампании уклонения от призыва в армию и сожжения призывных карточек. Наиболее ярким проявлением этого движения стала продолжавшаяся в течение нескольких суток осада военного ведомства США Пентагона в 1967 г., в которой участвовало до 300 тыс. чел. Об успехе этого движения свидетельствует тот факт, что в 1968 г. Джонсон вынужден был объявить о согласии США вести мирные переговоры с руководством Демократической Республики Вьетнам. К тому же Джонсон заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост президента на предстоящих в ноябре того года президентских выборах. О накале страстей в стране говорит и такой факт: в августе 1968 г. во время предвыборного выступления вслед за Кингом был убит младший брат Дж. Кеннеди — известный в стране политический деятель, претендовавший на кресло президента в Белом доме, Р. Кеннеди.

В результате на президентских выборах, состоявшихся в том же году, кандидатом на пост президента от демократической партии был выдвинут Г. Хэмфри. Груз вьетнамской войны и накопившихся социальных проблем для демократов оказался слишком тяжел, и с минимальным перевесом на выборах победу одержал кандидат от республиканской партии Р. Никсон.

 

Реванш республиканцев. Приход к власти Никсона можно назвать началом республиканского цикла в политической истории Америки. Обоснованность этого тезиса подтверждается тем, что за исключением четырехлетнего пребывания у власти Дж. Картера (1976-1980), представлявшего демократическую партию, в течение пяти сроков из шести, приходящихся на 1968-1992 гг., высокий пост в Белом доме занимали президенты-республиканцы.

Необходимо отметить, что Никсон получил довольно трудное наследие. С конца 60-х — начала 70-х годов наметились все более усугубляющиеся неурядицы в социально-экономической жизни США. Возрастающую остроту приобретала инфляция, которая за два года (1972-1974) возросла на 24%. С конца 1973 г. весь индустриально развитый мир, в том числе и США, охватил энергетический кризис, разразившийся в результате нефтяного эмбарго арабских нефтедобывающих стран, протестовавших против поддержки Западом Израиля в арабо-израильской войне в октябре того же года. Нехватка нефти привела к резкому ее подорожанию, что стало одной из важнейших причин начала самого острого после 30-х годов экономического кризиса. Наибольшей остроты и глубины этот кризис в США достиг к середине 1975 г., когда объем промышленной продукции сократился на 12,7 % по сравнению с предкризисным уровнем. Упало производство автомобилей, стали, электроэнергии, резко возросло число безработных, достигнув 8,5 млн чел.

Внутренняя политика республиканской администрации была направлена главным образом на преодоление экономического кризиса. В условиях постоянно ухудшавшихся показателей уже в августе 1971 г. Никсон провозгласил «новую экономическую политику», предусматривающую прежде всего замораживание цен и заработной платы, сокращение ряда социальных программ, например по борьбе с бедностью, поддержке системы образования и др. Под лозунгом «Закон и порядок» были также ужесточены меры против участников антивоенного и студенческого движений. Своего пика эти меры достигли 4 мая 1970 г. когда против студентов Кентского университета было применено оружие, в результате чего от полицейских пуль погибли четверо студентов.

Заслугой администрации Никсона можно считать то, что в 1973 г. она прекратила войну во Вьетнаме. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся американскую поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре рухнул. В 1975-1976 гг. произошло окончательное объединение Вьетнама в единое государство. Это означало окончательное поражение американской агрессии в Юго-Восточной Азии.

При президенте Никсоне произошли немаловажные позитивные изменения в советско-американских отношениях, внесшие важный вклад в разрядку международной напряженности. Так, в 1970 г. вступил в силу подписанный еще в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия. Особо важное значение с этой точки зрения имел визит Никсона в 1972 г. в Москву и подписание между СССР и США десяти соглашений. Центральное место среди них занимали «Основы взаимоотношений» между двумя странами, Договор о противоракетной обороне (ПРО) и Временное соглашение о замораживании наступательного стратегического оружия. В дополнение к ним в 1973 г. были подписаны соглашения о предотвращении ядерной войны и о дальнейшем сокращении противоракетной обороны.

Все эти и последующие договоренности способствовали значительному ослаблению напряженности как в советско-американских отношениях, так и в международных в целом. Показателем этих позитивных изменений явился, в частности, советско-американский космический эксперимент 15-25 июля 1975 г., в ходе которого была осуществлена стыковка в космосе кораблей двух стран — «Союза» и «Аполлона».

Президентство Никсона было омрачено скандалом, разразившимся сразу после президентских выборов 1972 г., на которых выдвинутый на второй срок кандидат республиканской партии снова одержал — на этот раз уже убедительную — победу. В ходе расследования нарушений законности, обнаружившихся во время предвыборной кампании, выявились факты проникновения коррупции в высшие эшелоны власти и злоупотребления властью высокими должностными лицами. В частности, было установлено, что во время избирательной кампании 1972 г. руководители предвыборной кампании республиканцев предприняли попытку взлома и похищения документов в штаб-квартире демократической партии, располагавшейся в отеле «Уотергейт».

Разразилось так называемое «Уотергейтское дело», получившее широкую огласку. В результате скандальных разоблачений Никсон под угрозой предъявления импичмента, т.е. судебного разбирательства и принудительного отстранения от президентского поста, вынужден был добровольно подать в отставку. Это стало первым в американской истории случаем досрочного отстранения президента страны от должности. Новым президентом, согласно конституции США, стал вице-президент Дж. Форд.

 

США во второй половине 70-х годов. Смена настроений. В 1976 г. Соединенные Штаты широко отмечали 200-летие со дня провозглашения независимости и основания самостоятельного американского государства. В том же году состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Картер. Его предвыборная программа, в которой центральное место занимали обещания покончить с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить системы здравоохранения и образования, сократить безработицу, предпринять меры для морального очищения американского избирателя, возымели свое действие на избирателей.

Тем более в глазах большинства избирателей республиканская партия и ее кандидат Дж. Форд ассоциировались с недавними разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти и особенно уотергейтским скандалом. Команда же Картера сумела подать его в средствах массовой информации как морально незапятнанного деятеля, не причастного к скандалам и коррупции в вашингтонских коридорах власти, способного лучше реализовать интересы и чаяния простых американцев. Картеру удалось выдвинуть также привлекательные для избирателей лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности, борьбы в защиту прав и свобод человека во всех регионах и странах земного шара независимо от господствующих там социальных и политических порядков и др.

В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе венской встречи руководителей СССР и США нового советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения. Неоднозначно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом (сентябрь 1978 г.)* которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся против Израиля. Картер вынужден был также идти на подписание с Па-намой соглашения о возврате этой стране в 2000 г. Панамского канала, при этом обставив его целым рядом выгодных для Вашингтона условий.

Но в целом Картеру не удалось выполнить многие из своих предвыборных обещаний. Особенно неутешительными итоги его правления оказались во внешнеполитической сфере. Один из самых сильных ударов по политике и престижу Соединенных Штатов нанесла Иранская революция в 1979 г. Захват иранскими студентами американских дипломатов в Тегеране в качестве заложников, бесславный провал попыток их силового освобождения продемонстрировали всему миру бессилие американской администрации разрешать внешнеполитические узлы, завязывающиеся в нестандартных случаях.

В условиях наметившегося к тому времени консервативного поворота в общественном мнении страны администрация Картера предприняла ряд мер, которые в результате положили конец разрядке международной напряженности. К их числу также относится решение о размещении в Западной Европе начиная с 1983 г. ракет среднего радиуса действия, принятое руководством НАТО на Брюссельской встрече в декабре 1979 г. по настоянию Вашингтона. Итак, вместо продолжения и расширения разрядки международной напряженности возникло резкое ухудшение советско-американских отношений и произошел фактический откат к «холодной войне».

Со всех сторон на Картера обрушились во многом справедливые обвинения в слабости, некомпетентности, неспособности справиться со сколько-нибудь сложными внутренними и внешнеполитическими проблемами. Поэтому неудивительно, что на очередных президентских выборах в 1980 г. Картер потерпел сокрушительное поражение от кандидата республиканской партии, бывшего популярного киноактера и бывшего губернатора штата Калифорния Р. Рейгана.

 

Деятельность администрации Р. Рейгана. Победа Рейгана, выступавшего под лозунгами свертывания роли государства в экономической и социальной сферах, стимулирования частной инициативы, резкого сокращения государственных ассигнований на программы социальной помощи нуждающимся слоям населения, ограничения деятельности профсоюзов, а также ужесточения политики в отношении Советского Союза, свидетельствовала об окончательном повороте вправо как в умонастроениях большинства населения, так и политической стратегии правящих кругов страны. Во внутриполитической сфере правый, или консервативный, поворот показал разочарование американцев в некоторых устаревших механизмах и приемах системы государственного регулирования, которая неуклонно расширялась в течение более чем пяти десятилетий и действительно требовала чрезмерных и не всегда оправданных расходов. В их глазах особую актуальность приобрело обещание Рейгана решать все более усугубляющиеся проблемы инфляции и безработицы путем «снятия государства с шеи народа» и укрощения государственной бюрократии.

Социально-экономическая программа Рейгана стала известна под названием «рейганомики». Администрация Рейгана провозгласила в качестве основных целей своей администрации обуздание инфляции, которая к началу 80-х годов стала настоящим бичом американской экономики, повышение научно-технического потенциала США, структурную перестройку экономики, усиление конкурентных позиций США на мировых рынках. Для реализации этих целей были предложены ограничение вмешательства государства в экономику и всемерное стимулирование рыночных начал; сокращение темпов инфляции; стимулирование инвестиций; увеличение сбережений населения для последующего их инвестирования в экономику; ограничение расходов федерального правительства, прежде всего за счет уменьшения социальных расходов, т.е. на пособия по безработице и инвалидам, на медицинскую помощь и др.; уменьшение дефицита федерального бюджета.

Следует отметить, что Рейгану удалось остановить экономический кризис, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог, ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему победу вторично на президентских выборах 1984 г.

Во внешнеполитической сфере для большинства американских избирателей, напуганных пропагандой о якобы надвигающейся советской угрозе, особую привлекательность приобрел лозунг Рейгана о необходимости закрыть так называемое «окно уязвимости» Америки, которое якобы образовалось в результате ракетно-ядерного отставания США от СССР. Объявив Советский Союз «империей зла», Рейган провозгласил своей целью измотать его и ослабить экономически, навязав ему безудержную гонку вооружений.

Поэтому неудивительно, что с приходом к власти Рейгана произошло дальнейшее обострение советско-американских отношений, гонка вооружений поднялась на новый, более высокий уровень. Военные расходы возросли со 134 млрд долл. в 1979/80 финансовом году до 291 млрд долл. к концу президентства Рейгана. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегическая оборонная инициатива», получившая название «звездных войн». Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды долларов. Однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались невыполнимыми.

Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений с Советским Союзом. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс факторов, среди которых необходимо назвать прежде всего приход к власти в СССР в 1985 г. нового руководства в главе с М.С. Горбачевым, провозгласившим курс на улучшение отношений с США, основанный на «новом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне.

Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско-американских отношениях стала встреча в верхах руководителей СССР и США в Рейкьявике в октябре 1986 г. Несмотря на существенные противоречия между двумя сторонами почти по всем жизненно важным вопросам, было достигнуто согласие по вопросам как стратегических вооружений, так и ракет средней дальности. Хотя это согласие и не удалось воплотить в обязывающие договоренности, встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту.

Заметной вехой на пути улучшения советско-американских отношений стал визит Горбачева в декабре 1987 г. в США. В ходе визита руководители двух стран подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР.

 

США в 1988—1997 гг. Эти позитивные сдвиги в политике администрации Рейгана послужили для республиканской партии тем багажом, который позволил ей одержать очередную победу на президентских выборах 1988 г. Президентом страны стал вице-президент при рейгановской администрации Дж. Буш. Пребывание Буша в Белом доме совпало с грандиозными событиями всемирного масштаба, оказавшими огромное влияние на политический курс правящего класса Соединенных Штатов. Речь идет прежде всего об окончании «холодной войны», распаде Советского Союза и социалистического содружества и вызванных ими изменениях на геополитической карте современного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.042 с.)