Тема 4. Правовые основы финансового контроля и финансово-правовой ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Правовые основы финансового контроля и финансово-правовой ответственности



Контрольные вопросы

1. Финансовый контроль в РФ: источники правового регулирования, понятие, функции, задачи.

2. Понятие финансовой дисциплины.

3. Формы, методы и виды государственного и муниципального финансового контроля.

4. Органы, осуществляющие финансовый контроль, и их компетенция.

5. Методы финансового контроля: понятие, виды.

6. Финансовое правонарушение: понятие, состав, виды.

7. Финансово-правовая ответственность: понятие, основания, виды.

8. Финансовая санкция: понятие, виды, порядок взыскания.

Практические задания

Задание 19. Определите, в компетенцию каких органов входят следующие полно­мочия по осуществлению финансового контроля:

- проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

- проводить оценку обоснованности доходных статей и расходных ста­тей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

- осуществлять предварительный и текущий контроль;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество лиц;

- осуществлять меры по предотвращению, выявлению, пресечению кор­рупции в налоговых органах;

- организовывать проведение внутрихозяйственного контроля;

Задание 20. Определите, какие из указанных отношений находятся за пределами законности, а какие – за пределами финансовой дисциплины:

а) директор завода в целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы рабочим дал указания главному бухгалтеру произвести не полную уплату налога на прибыль предприятия за налоговый период;

б) в целях восполнения дефицита местного бюджета городская налоговая инспекция образовала совместное предприятие с иностранной туристической фирмой;

в) при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности одного из управлений Министерства сельского хозяйства акт о проведении ревизии был подписан ревизионной группой и главным бухгалтером;

г) в ходе ревизии было обнаружено несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом.

Задание 21.

Какие документы оформляются по результатам ревизии? Кто, по Вашему мнению, может продлить срок ревизии:

- руководитель ревизуемого предприятия (организации); — должностное лицо, назначившее ревизию;

- должностное лицо, возглавляющее ревизионную группу;

- главный бухгалтер предприятия;

- прокурор.

Задание 22. Каковы меры, применяемые к нарушителям бюджетного и налогового законодательства? В чем заключаются общие и индивидуальные черты дан­ных мер? При ответе приведите 2 примера.

Задание 23. Проверка, осуществленная органом налоговой инспекции, показала, что в организации отсутствует учет объектов налогообложения, что повлекло за собой сокрытие дохода за проверяемый период в размере 101 тыс. рублей. Какому виду ответственности подлежит данная организация и какое взыскание на нее может быть наложено? Какой орган правомочен нало­жить это взыскание?

Задание 24. Управление Федерального казначейства по N-ской области, осуществляя текущий контроль за ведением операций с бюджетными сред­ствами, подвергло проверке ОАО «Альфа». В ходе проверки бухгалтер­ских документов орган, проводящий проверку, обратился с просьбой в банк «Бета» предоставить справки о состоянии счетов данного предприятия. В указанный трехдневный срок документы банком не были предоставлены. Орган, проводящий проверку, принял следующее решение:

- приостановить операций по счетам предприятия в банке на 20 дней;

- внести в ЦБ РФ представление о лишении банка лицензии на совер­шение банковских операций;

- наложить штраф на руководителя предприятия.

Правильно ли поступил орган казначейства? Дайте подробный анализ сложившейся ситуации.

Задание 25. На занятии по финансовому праву студент на вопрос, какие виды финансового контроля он знает, дал следующий ответ:

- наблюдение;

- собеседование;

- ревизия;

- документальная проверка;

- обследование;

- фактический анализ;

- реальная сверка.

Проанализируйте ответ студента и выскажите Ваше мнение по задан­ному вопросу.

Задание 26. Покажите, в чем сущность финансового контроля как части государственного контроля и как функции финансовой деятельности. Дайте соотношение понятий «контроля» и «надзора». В чем проявляется финансовый контроль как надзорная деятель­ность и как контроль в чистом виде?

Задание 27. Жительница города организовала на личной усадьбе разве­дение кроликов и нутрий, из шкурок которых шила меховые изделия для продажи на рынке. Будучи зарегистрирована как индивидуаль­ный предприниматель, она ежегодно подавала декларацию о дохо­дах. За прошедший год она не платила авансовых платежей и не по­дала декларацию, мотивируя это тем, что годовой доход составил ниже облагаемого уровня. Когда же налоговый инспектор пришел обследовать усадьбу-хозяйство, она не пустила его во двор, спустив собак. При этом она сказала, что больше меховых изделий не шьет, дохода не имеет, а в соответствии со ст. 25 Конституции РФ ее жи­лище неприкосновенно и никто не вправе в него войти. Дайте анализ сложивщейся ситуации. Как должен поступить налоговый инспектор в указанной ситуа­ции? Кто имеет право не подавать декларацию о доходах? Каковы контрольные функции налогового инспектора?

Задание 28. Руководитель предприятия пригласил аудиторскую фирму для проверки финансово-хозяйственной деятельности служб и под­разделений своей организации. В проекте договора он поручил ауди­торам проверить правильность взыскания налоговыми службами на­логовых платежей. Кроме этого, указал на необходимость провести инвентаризацию складского хозяйства, изучить работу отдела кадров по повышению профессионального мастерства работников админи­страции. В конечном счете потребовал определить качество бухгал­терского учета и отчетности, подтвердить законность своих приказов и установить причины и условия нарушения финансовой и трудовой дисциплины на предприятии. Аудиторы не согласились выполнить некоторые распоряжения руководителя. Укажите, какие из них? Обоснуйте свое решение нормами права. Назовите функции и задачи аудиторской проверки.

Задание 29. Составьте схему органов государственной власти, занимающих­ся финансовым контролем. Выделите в ней специальные контрольные органы представительных и исполнительных органов власти. Покажите: какие контрольные органы специальной компетенции занимаются бюджетным, налоговым, страховым, кредитным, ва­лютным и иными видами финансового контроля? Какие органы осуществляют финансовый контроль на регио­нальном и муниципальном уровне? Какое место занимает контрольно-надзорная деятельность Центрального банка России?

Задание 30. На основе изучения нормативных актов, определяющих пра­вовое положение контрольных органов, укажите, какой орган вправе или обязан проверять:

- правильность и своевременность перечисления предприятием налогов, взысканных с рабочих и служащих;

- эффективность использования ведомствами и службами средств федерального бюджета;

- соблюдение налогового и иного финансового законодательства;

- обоснованность платежей в иностранной валюте и законность валютных операций;

- расходование внебюджетных фондов местного самоуправления;

- правильность кассовых операций и расчетов;

правильность операций по казначейскому исполнению бюджета.

При определении нескольких органов контрольной деятельности выделите тот, на который нормативным актом напрямую возло­жены указанные полномочия как основные.

Задание 31. При проведении обязательной аудиторской проверки город­ского управления здравоохранения, которую назначил мэр города, аудиторская фирма отказалась ее проводить, ссылаясь на то, что их не устраивает оплата труда. Какие меры ответственности применяются при уклонении от обязательного аудита? Изменится ли ваше решение, если начальник управления здравоохранения не допустил аудиторов к проверке? Ка­кие меры взыскания несет аудитор за недоброкачественно прове­денную проверку, повлекшую материальный ущерб?

Задание 32. Актом ревизии, проведенной в школе-интернате территори­альными контрольно-ревизионными органами Минфина России, бы­ли установлены серьезные нарушения финансовой дисциплины. По распоряжению контролера-ревизора директору школы объявлен вы­говор, и он был отстранен от должности. Правомерны ли действия контролера-ревизора? Каково значение и порядок оформления акта ревизии?

Задание 33. В период исполнения федерального бюджета на 2011 г. бюджетная организация получила ассигнования из бюджета на без­возмездной и безвозвратной основе для погашения задолженности по заработной плате работникам. На эти же цели из федерального бюд­жета ей был выделен бюджетный кредит на возвратной и возмездной основе с погашением его на конец финансового года. Погасив час­тично задолженность по заработной плате за счет средств бюджетно­го кредита, организация использовала бюджетные ассигнования на капитальный ремонт административного здания. На начало нового финансового года и в течение следующих полгода бюджетный кре­дит не был погашен. Определите правовое положение средств федерального бюдже­та, выданных организации. Назовите возможные меры государст­венного принуждения и ответственности за указанные правонару­шения. Выделите среди них финансово-правовые санкции.

Задание 34. Определите меры принуждения и санкции за следующие на­рушения финансовой дисциплины, с указанием на нормы правовых актов:

- непредставление налогоплательщиком декларации и нарушение сроков по представлению декларации по налогу, по которому декла­рирование обязательно;

- налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не встал на учет в налоговом органе, открыл счет в коммерческом банке, но не известил об этом налоговые органы, не сделал это и коммерче­ский банк;

- субъект федерации нарушил порядок зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет;

- индивидуальный предприниматель проводит расчеты с клиента­ми только наличными денежными средствами, не полностью опри­ходовал их в кассу, хранил деньги дома. Изменится ли ваше реше­ние, если это допустила организация (юридическое лицо). Выделите среди названных вами мер принуждения финансово-правовые санкции и укажите их отличия от административных мер ответственности.

Задание 35. При привлечении к ответственности за неуплату налога гра­жданин А. указал ряд обстоятельств и причин в свою защиту, в том числе:

- что он не знал о том, что нужно платить данный налог, а налого­вого извещения ему не принесли;

- что в результате пожара (сгорела его квартира) у него не было возможности уплатить налог;

- что он находился на излечении в психиатрической больнице и не успел своевременно внести сумму налога;

- что прошло три года со дня неуплаты им налога и должны быть применены сроки давности;

- что ему еще нет шестнадцати лет.

Как указанные обстоятельства могут повлиять на привлечение А. к ответственности за налоговые правонарушения. Назовите при­знаки финансового правонарушения.

Задание 36. Индивидуальный предприниматель, работающий без образо­вания юридического лица, не согласился с актом налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности и обжаловал их в су­дебный орган. В какой суд может обратиться данный налогоплательщик? Можно ли обжаловать в суд, если подана жалоба в вышестоящий налоговый орган? Имеет ли право гражданин обратиться за защи­той в Конституционный Суд Российской Федерации?

Тема 5. Бюджетное устройство и бюджетное право

Контрольные вопросы

1. Понятие, сущность бюджета, его правовая форма.

2. Понятие и основные принципы бюджетного устройства.

3. Бюджетная система Российской Федерации. Характеристика бюджетов различных уровней.

4. Бюджетная классификация.

5. Состав доходов и расходов бюджетов.

6. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права.

7. Бюджетные правоотношения: понятия и особенности.

8. Бюджетное регулирование. Межбюджетные отношения.

9. Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии.

10. Порядок составления проектов бюджетов.

11. Порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета.

12. Исполнение бюджета.

13. Контроль за исполнением бюджета.

14. Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Практические задания

Задание 36. Изобразите схематически бюджетное устройство РФ.

Назовите основные условия предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Составьте классификацию нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подкрепите ее примерами.

Задание 37. Студент в ответе на вопрос контрольной работы указ состав доходной части местных бюджетов входят:

- налоговые доходы;

- неналоговые поступления;

- закрепленные доходные источники;

- регулирующие доходные источники;

- средства от проведения местных конкурсов и лотерей;

- дотации;

- субвенции;

- кредитные ресурсы.

Оцените правильность ответа студента. Укажите ошибки, неточнос­ти, если они есть.

Задание 38. На семинаре по финансовому праву студент при ответе ска­зал что дотация, субвенция, субсидия практически ничем не отличаются, что все это виды финансовой помощи. Проанализируйте ответ студента.

Задание 39. Сделайте анализ Федерального закона о федеральном бюд­жете на текущий год и определите:

особенности объема доходной и расходной части бюджета;

их сбалансированность (удельный вес дефицита или профицита);

соотношение в процентах бюджетных доходов и их структур;

особенности направлений расходов и их функциональное раз­граничение;

отношения с бюджетами субъектов Российской Федерации;

организацию целевых бюджетных фондов.

Сравните свои выводы с показателями бюджета прошлого года и с проектными ориентировками на следующий финансовый год.

Задание 40. В период бюджетного планирования областного бюджета ошибочно занижены предполагаемые размеры доходов от ряда нало­говых источников. При исполнении бюджета оказалось, что факти­ческие поступления по ряду налогов значительно превышают расчетные. На этом основании в последнем квартале финансового года Минфин России предложил Департаменту финансов администрации области внести сверхплановые доходы в федеральный бюджет либо погасить за счет этих сумм задолженность по льготам ветеранам войны. В противном случае обещал снизить нормативы отчислений и размеры трансфертов, необходимых для сбалансирования бюджета следующего года. Правомерны ли требования Министерства финансов Российской Федерации? Чьи и какие бюджетные права нарушены? Укажите пути решения данного конфликта.

Задание 41. Городская Дума в середине бюджетного года приняла реше­ние, в котором поручила администрации города, исполняющей бюд­жет текущего года, выделить средства на пристройку к городской больнице. Источниками финансирования указаны резервный фонд, сокращение расходов на содержание органов исполнительной вла­сти, а также рекомендовано использовать на эти цели остатки бюд­жетных и внебюджетных фондов города. Недостающие суммы денег на строительство предложено запросить у областной администрации для компенсации средств городского бюджета на непредвиденные расходы. На основе действующего бюджетного законодательства опре­делите правомерность данного решения.

Задание 42. На основе составленной вами схемы бюджетной системы Тюменской области выделите самостоятельные бюджеты области и ее муниципальных образований, покажите принципиальную разницу между этими видами бюджетов. Назовите все признаки консолиди­рованного бюджета области и его соотношение с областной бюджет­ной системой. Покажите особенности организации муниципальных образований и местных бюджетов в Тюменской области.

Задание 43. Дайте точное название всех самостоятельных и консоли­дированных бюджетов в бюджетной системе Российской Федера­ции. Покажите виды государственных и муниципальных бюджетов в этой системе и отличительные особенности консолидированного и самостоятельного бюджетов. Назовите требования, предъявляемые принципами самостоятельно­сти бюджетов и единства бюджетной системы. Нет ли между ними противоречий в общей системе бюджетного федерализма?

Задание 44. На изображенной вами схеме бюджетного периода предыду­щего финансового года покажите бюджетный год и стадии бюджетно­го процесса. Определите время бюджетного планирования, выделите сроки стадий бюджетного процесса. Раскройте сущность и содержание каждой стадии бюджетного процесса.

Задание 45. По Бюджетному кодексу Российской Федерации определите предельный срок прохождения бюджета через Государственную Ду­му Федерального Собрания Российской Федерации. Какие факторы удлиняют или сокращают этот срок? Какие могут возникнуть последствия в случае непринятия или несвоевременного принятия федерального бюджета? Какое время необходимо для одобрения закона о бюджете Сове­том Федерации Федерального Собрания и подписания Президентом Российской Федерации? Когда вступает в силу закон о федеральном бюджете? Как эти вопросы решаются на региональном и муниципальном уровне?

Задание 46. Представьте себя начальником Департамента финансов адми­нистрации области (края). Вам нужно приступить к составлению про­екта областного (краевого) бюджета на следующий финансовый год. Какие материалы, документы и иные данные вам необходимы для начала бюджетного планирования? Какие органы должны их предоставить? Какие данные необходимо получить от федераль­ных органов государственной власти?

Задание 47. Определите бюджетно-контрольные функции законодатель­ных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также место и формы отчетов исполни­тельных органов по исполнению бюджета и государственных вне­бюджетных фондов в системе контроля. Как юридически оформляется утвержденный годовой отчет по исполнению бюджета, государственного внебюджетного фонда? Какие показатели должны быть в нем отражены?

Задание 48. Схематично отобразите систему органов, обладающих бюджетными полномочиями.

Задание 49. Раскройте, что включает в себя бюджетное послание Правительства РФ и бюджетное послание Президента РФ, элементами какой стадии бюд­жетного процесса они являются.

Задание 50. Определите, правильно ли названы некоторые параметры составления про­екта федерального бюджета:

1. составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансо­вого года;

2. порядок и сроки составления федерального бюджета определяет Госу­дарственная Дума;

3. формирование федерального бюджета происходит на основе плана-прогноза, составляемого Правительством РФ; с 15.06 по 15.09 Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год.

Задание 51. Перечислите состав органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль за использованием бюджетных средств, раскройте полномочия Федерального казначейства РФ в этой области.

Задание 52. Студент в контрольной работе отметил, что «работа над составлением проекта федерального бюджета организуется Министерствомфинансов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в начале апреля предшествующего года». Найдите неточности. Дайте свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты.

Задание 53. Законодательное Собрание N-ской области постановило: «в связи с непринятием областного бюджета области на текущий год с 1.01.11 г. осуще­ствлять финансирование по расходным статьям бюджета, исходя из фактиче­ских объемов финансирования в соответствующих месяцах 2010 года». Оцените указанное постановление с юридической точки зрения. Обос­нуйте свое мнение ссылками на бюджетное законодательство.

Задание 54. Студент при ответе на вопрос преподавателя указал, что ос­новными стадиями бюджетного процесса в Российской Федерации являются:

- составление бюджетного послания Президента;

- рассмотрение бюджета;

- утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- заключение бюджета;

- составление отчета об исполнении бюджета.

Какие неточности и ошибки допустил студент при ответе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.057 с.)