Тема I. Российская культура в годы революции и гражданской войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. Российская культура в годы революции и гражданской войны.



Уровень грамотности в России накануне революций 1917 г., система светского и религиозного образования в Российской империи, высшая школа и студенчество. Профессионально-техническое образование. Деятельность Всероссийского съезда учителей и добровольных образовательных обществ. Педагогическая периодика. Русские народные университеты. Рабочие просветительские общества. Организации Пролеткульта.

Книжное дело и печать в России, ведущие издательства, периодические издания («Новое время», «Научное обозрение», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русские ведомости», «Речь», «Гражданин», «Земщина», «Московские ведомости», «Правда» и др.).

Основные направления научной деятельности в России, научные съезды. Технические достижения. Общественные науки.

Взаимодействие русской культуры и культуры народов России. Общедемократические и пролетарские элементы в отечественной культуре накануне революции.

Разработка В. Лениным проблем культурной революции после победы Октября. Отношение большевиков к культурному наследию прошлого. Проблема взаимоотношения идеологии и морали, идеологии и культуры в работах В. Ленина, Л. Троцкого, Н. Бухарина, А. Луначарского, Н. Крупской, А. Бубнова. Взгляды А. Богданова на развитие советской культуры. Разногласия между Лениным и Богдановым: столкновение концепций «социалистической культуры для всех трудящихся» и «пролетарской культуры».

Деятельность Наркомпроса в годы гражданской войны. I Всероссийский съезд Пролеткульта, основные вопросы и решения (октябрь 1920 г.).

Идеологическая борьба по вопросам культуры. Советское правительство и Всероссийский съезд учителей, причины его роспуска. Борьба вокруг идеи национально-культурной автономии на I Всероссийском совещании работников просвещения народов нерусского языка в августе 1919 г. Взаимоотношения советской власти и интеллигенции в годы гражданской войны. Забастовки среди преподавателей

Высшего технического училища в апреле 1921 г. Забастовки профессоров в Москве, Казани и других университетах.

Раскол в обществе и литература периода революции и гражданской войны. А. Блок, М. Горький, В. Короленко, И. Бунин о русской революции. Творчество А. Толстого, И. Бабеля, А. Фадеева, Д. Фурманова, М. Булгакова, А. Платонова, В. Маяковского, М. Шолохова. Религиозно-мессианская трактовка русской революции (А. Блок, М. Волошин, С. Есенин, Н. Клюев). Сменовеховские мотивы в творчестве М. Булгакова, А. Толстого. Крестьянские писатели и поэты и их судьба: С. Есенин, А. Ширяевец, Н. Клюев, П. Орешин, П. Васильев, Б. Корнилов, С. Клычков.

Высылка антибольшевистски настроенных представителей отечественной интеллигенции из России (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и П. А. Сорокин и др.).

 

Тема II. Вопросы партийного руководства литературой и искусством в 1920-1930 гг.

Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925г. Постановление 1932 г. «О перестройке литературно - художественных организаций» и его организационно-политические последствия. I Всесоюзный съезд советских писателей и его значение в борьбе за победу «социалистического реализма» в литературе и искусстве. М. Горький и его роль в организации советской культуры.

Частичное преодоление левого радикализма и национального нигилизма в культуре по мере утверждения «сталинизма». Разгром РАППа. Окончательный отказ от революционного авангардизма в искусстве, стиль сталинского «классицизма».

Отражение проблем современного советского общества и переосмысление исторического пути в советской литературе 1920-1930 гг. Завуалированная критика большевистского режима в творчестве Е. Замятина и А. Платонова.

Меры советского правительства по перестройке деятельности театра: огосударствление имущества, развитие самодеятельности, смена репертуара. В. Маяковский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов. XII съезд РКП(б) о назначении театра в общественной системе. Театр как вид массовой пропаганды коммунистических идей. Метод соцреализма в театре 30-х гг. Театральная жизнь 30-х гг. А. Таиров, В. Немирович-Данченко. «Борьба с формализмом» и глубокий кризис театра второй половины 30-х гг.

Лидеры партии большевиков об изобразительном искусстве и его значении для новой власти. Скульптура как монументальная пропаганда. И. Шадр, В. Мухина, Д. Осипов, Н. Андреев. Политический плакат 20-х гг. Д. Моор, В. Дени, В. Маяковский. Два поколения живописцев и их восприятие революции. К. Петров-Водкин, К. Юон, «Четыре искусства», ОМХ; К. Малевич, В. Татлин, группа ОБМОХУ. Союзы АХРР и ОСТ. Оптимизм и демократизм советской живописи. Гравюра. В. Фаворский.

Классицизм и новаторство в архитектуре. А. Шусев, И. Жолтовский, Б. Иофан. Унификация стилей, борьба с формализмом и аппаратная победа соцреализма. Система госзаказов. Основные темы творчества советских художников, скульпторов в 1930-егг. и суперсюжет. Конструктивизм и традиционализм в архитектуре.

Направления «буржуазного» кино начала XX в. Оппозиция новой власти. Национализация кинематографа. Задачи советской власти и значение кино. Хроника и документалистика 20-х гг. Создание советского немого кинематографа и его расцвет. С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Я. Протазанов. Жанры и направление развития советского кино в 30-е гг.

Революционный подъем в России, значение музицирования масс и состояние музыкальной культуры. Декреты, советской власти 1918 г. о национализации консерваторий и всех частных музыкальных предприятий. Массовая песня времен гражданской войны и методы ее создания. Д. Покрасс, А. Митюшин. Деятельность РАМП, АСМ и их оценка классического наследия. Русская классическая традиция в творчестве А. Глазунова, М. Гнесина, Р. Глиера. С. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Шостакович, Н. Мясковский и новый подъем русской музыки.

Массовая музыкальная культура 20-30-х гг. Песня как «эстетическая доминанта» и средства ее внедрения. И. Дунаевский, А. Александров, М. Блантер. Насаждение соцреализма в музыке и организационная унификация творчества. Критика творчества Д. Шостаковича. Развитие «общедоступных» жанров. Джаз. Л. Утесов.

Задачи советской власти и проблема использования научного потенциала России. Переговоры СНК с Российской академией наук. Превращение Академии в координационный центр. Развертывание сети научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Основные направления развития фундаментальной и прикладной науки в 1920-1930 гг. Место научных работников в общественной системе СССР. А. Карпинский, И. Павлов, Н. Жуковский, А. Иоффе, Н. Вавилов, В. Вернадский, А. Чижевский, П. Капица, В. Бехтерев, С. Платонов, М. Покровский, Н. Кондратьев, А. Чаянов, К. Циолковский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)