Развитие государственного аппарата в период НЭПа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие государственного аппарата в период НЭПа.



Окончание гражданской войны, военной интервенции, активное недовольство населения методами военного коммунизма требовали изменений экономического и политического курса государственного развития. Новая экономическая политика (нэп) на первый план выдвинула задачи восстановления разрушенного хозяйства, создания современной промышленности, развития сельского хозяйства. Переход к нэпу был провозглашен на X съезде РКП (б) в марте 1921 г. Продразверстка была заменена продовольственным налогом, разрешалась частная предпринимательская деятельность, государственные предприятия переходили на хозяйственный расчет. Изменения в экономике обусловили и перестройку государственного аппарата. Чрезвычайные органы упразднялись или реорганизовывались. В результате сложилась следующая система, учитывавшая особенности государственного устройства как РСФСР, так и СССР. На уровне СССР были созданы и действовали: Съезд Советов, ЦИК, СНК, СТО, наркоматы, Верховный Суд, ОГПУ, Красная Армия. На уровне РСФСР: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, Экономическое совещание, наркоматы, Верховный Суд, прокуратура в составе Наркомюста. На уровне автономной республики действовали съезд Советов, ЦИК, СНК, наркоматы, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР, прокурор. На областном уровне: областной съезд советов, исполком, экономическое совещание. На уровне губерний: губернский съезд советов, исполком, экономическое совещание, суд, прокурор. На уровне уезда: уездный съезд советов, исполком, экономическое совещание, народный суд, помощник прокурора губернии. На уровне волости: волостной съезд советов, исполком, экономическое совещание. На уровне города: совет депутатов, исполком, экономическое совещание, народный суд. На уровне села: совет депутатов, исполком, экономическое совещание. Высший орган государственной власти – съезд Советов. В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза. Был двухпалатным (Союзный Совет и Совет Национальностей). В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся ответственный перед ним Президиум ЦИК СССР. Правительством СССР являлся Совет Народных Комиссаров (СНК), был исполнительным и распорядительным органом, но обладал и законодательными функциями. Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские. Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе (наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов). Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике (ВСНХ, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции). Третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность

которых влияли в большой мере национальные особенности республик (наркоматы просвещения, юстиции). Развитие органов хозяйственного управления. Переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов управления хозяйством. В.И. Ленин предложил объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре. Таким центром стал Совет Труда и Обороны (СТО). На СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства. В качестве местных органов экономического управления в 1921 г. были созданы областные, губернские и уездные экономические совещания (ЭКОСО). Одной из важнейших функций СТО было направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом. Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). ВСНХ республик теперь окончательно стали ведомствами, руководящими только промышленностью. По Конституции СССР ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат. Реорганизация органов юстиции. Образование советской прокуратуры. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик. На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, поддерживала обвинения в суде и др. Возникла и адвокатура. По Положению об адвокатуре 1922 г. на защитников возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению - дача консультаций по юридическим вопросам. Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создавалась система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики. В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Также давал разъяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства. В 1922 г. ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия) была упразднена. Однако вместо нее тут же в составе НКВД был создан новый орган - Государственное политическое управление (ГПУ). ГПУ приняло на себя все функции охраны госбезопасности, но оно было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений. С образованием СССР органы государственной безопасности объединились во всесоюзном масштабе. Конституция 1924 г. предусматривала создание Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) при СНК. Резко сократились вооружённые силы. Вводился новый принцип организации армии. Наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. Там служили прошедшие вневойсковую подготовку сроком в 3 мес., а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течении 4 лет в войсках. Такая система была экономически выгодна и давала возможность проводить военную подготовку населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.006 с.)