Государственный строй России вт. пол. XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй России вт. пол. XIX в.



Изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это отразилось, хотя и в разной степени, на различных системах государственных органов и органов самоуправления. Органы власти и управления. Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы в два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в 60 - 70-е гг. В 80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ. В 60 - 70-е гг. революционное и демократическое движение заставило царизм несколько изменить внутреннюю политику по сравнению с той, какая была при Николае I. В кругах, близких к Александру II, стали вынашиваться идеи ограничения власти монарха, т.е. идеи перехода России к конституционной монархии. Конечно, предложения были весьма умеренными. Прямо о конституции в них не говорилось, речь шла лишь о включении в Государственный совет выборных лиц от земств и городов, но эти попытки были отброшены после убийства Александра II. Новый царь, Александр III, некоторые время выжидал, опасаясь активности народников. Однако 29 апреля 1881 г. он подписал Манифест о незыблемости самодержавия. Абсолютный монарх сохранял все свои прежние неограниченные права в области законодательства, исполнительной и судебной деятельности. В 1861 г. был создан новый высший орган - Совет министров, председателем которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Совету министров поручалось рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на свое название, Совет министров не являлся правительством. Он имел только совещательное значение. Никакой самостоятельностью в решении вопросов государственного управления Совет министров не обладал. Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. После Крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с этим в составе Министерства финансов создается специальное Главное выкупное учреждение, которое и наблюдало за тем, чтобы крестьяне своевременно выплачивали долги за полученные ими земельные наделы. В 1865 г. образовалось Министерство путей сообщения, которое и координировало деятельность по строительству железных дорог. В начале данного периода продолжало функционировать III отделение Собственной канцелярии царя. В качестве вспомогательного для него органа в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распространении революционных воззваний. В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом Лорис-Меликовым. Верховной комиссии временно подчинялись III отделение и корпус жандармов. Комиссия вела расследование по делам о политических преступлениях в Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими делами в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов для борьбы с революционным движением. В июле 1880 г. последовало упразднение III отделения, а функции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел. В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинением - так называемые централы (например, Александровский централ вблизи Иркутска). С ликвидацией III отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Главного тюремного управления. Возрастает в это время число каторжных тюрем, главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции. 6 августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции - важнейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел. Земская реформа. Она была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные

земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. В первую курию входили не только помещики, но и крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом не менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию. Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города. В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков, которые, получив преимущество в земствах, имели возможность проводить там соответствующую политику. В исполнительных органах земских учреждений - губернских и уездных земских управах - тоже преобладали помещики. Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Борьба земств за расширение своих прав, а царских властей против этого закончилась победой последних. В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуазии в земствах. Городская реформа. Царь 16 июня 1870 г. утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением сроком на четыре года. Хотя избирательное право и не основывалось на сословности, но имущественный ценз имел для выборов в городские органы самоуправления решающее значение. Богатых буржуа такое правило вполне устраивало. Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным - Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателем Городской думы. Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии в городских думах и управах. Реакционное дворянство требовало упразднения органов городского самоуправления. В 1892 г. вступило в силу новое Положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось по сравнению с 1870 г. Господствующее положение в органах городского самоуправления заняли владельцы городской недвижимой собственности. В результате увеличилась роль дворянства и несколько слабее стали позиции буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть оппозиционности городских дум. С увеличением в них роли дворянства там возрастала численность образованной дворянской интеллигенции, которая поддерживала буржуазию. Судебная реформа. Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения судебных установлений, Уставов гражданского и уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность. Изменилась организация и предварительного следствия. Была учреждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить. Новшеством являлось введение относительно независимой адвокатуры. Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило удостоверение различных деловых бумаг.

 

 

39. Первая российская революция и ее государственно-правовые последствия. В конце XIX в. - начале XX в. в России произошли существенные изменения в экономике. Первые монополии появились в России еще в конце XIX в. Возникали и развивались их организационные формы, характерные для ведущих капиталистических государств Европы и США. Важным моментом был кризис 1900-1903 гг., сопровождавшийся разорением множества мелких предприятий и усилением позиций крупного монополистического капитала. Кризис ускорил образование крупнейших монополий в промышленности, поручивших господство в пределах целых отраслей (например, "Продамет" (1902 г.), "Продуголь" (1904 г.)). Все это способствовало значительному усилению роли монополистического капитала в стране. Возросло значение банковских монополий. В 1908 г. на базе слияния трех крупнейших банков был создан Соединенный банк. В 1910 г. была образована крупнейшая банковская монополия страны - Русско-Азиатский банк. Централизация банковского капитала ускорила процесс сращивания банковских капиталов и промышленных монополий в стране. В системе русского монополистического капитализма продолжал играть важную роль иностранный капитал. Крупнейшие монополистические объединения, нефтяные тресты действовали при участии англофранцузских финансовых кругов. Но развитие капитализма в России происходило в условиях сохранения помещичьего землевладения, существенных пережитков крепостничества. 30 тыс. крупных помещиков владели 70 млн. десятин земли, тогда как 10,5 млн. крестьянских хозяйств имели лишь 75 млн. десятин. Сельское хозяйство России продолжало оставаться отсталым, сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян. Наличие в стране передового промышленного и финансового капитала наряду с помещичьим землевладением и пережитками крепостничества в деревне предопределило глубочайшие противоречия, характерные для России начала XX в. Эти противоречия усугублялись сильным влиянием в ее экономике иностранного монополистического капитала. Кроме того, западноевропейские финансовые круги оказывали царскому правительству помощь займами, что усиливало зависимость России от иностранного капитала. К началу XX в. в России обострились и национальные, и национально-религиозные противоречия. В начале 1900 г. в России быстро назревала революционная ситуация. Росло рабочее движение, поднимавшееся на новую ступень. От экономических стачек рабочие, руководимые революционными социалдемократами, стали переходить к политическим стачкам и демонстрациям с требованиями демократических прав и свобод: 8-часового рабочего дня; с лозунгом "Долой самодержавие". Примерами могут служить массовая стачка в Харькове в 1900 г., героическая Обуховская оборона 1901 г., крупная стачка-демонстрация в Ростове-на-Дону в 1902 г. и др. В эти же годы происходят серьезные крестьянские выступления (на Украине, Поволжье, в Грузии и др.). В 1901-1904 гг. крестьянские выступления охватили более 80% всех губерний России. Дальнейшему обострению противоречий способствовало поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Приближение революции с особой остротой выдвигало вопрос о руководстве борьбой революционных масс. В это время происходит создание Российской социал-демократической рабочей партии. Русская революция 1905-1907 гг. была первой народной революцией эпохи империализма. Она была буржуазно-демократической революцией нового типа. Впервые ее гегемоном, вождем всех трудящихся масс выступил рабочий класс, применивший в этой революции свои пролетарские средства и формы борьбы (всероссийская политическая стачка, вооруженное восстание и др.). При руководящей роли рабочего класса в годы революции складывался союз рабочего класса и крестьянства, союз с другими непролетарскими слоями трудящихся. Вместе с русским рабочим классом в революции приняли участие рабочие и крестьяне многих национальных районов страны. Революционные события поколебали вооруженную опору царизма армию и флот. Так, в июле 1905 г. произошло восстание на броненосце "Потемкин"; позднее вспыхнул ряд восстаний матросов и солдат в Кронштадте, Свеаборге, Владивостоке и на Черном море. Российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазнодемократические преобразования, но стремилась не допустить дальнейшего развития революции. Буржуазию не удовлетворяли сохранение ее сословного неравноправия с дворянством, а также отсутствие доступа к высшим постам в государственном аппарате. Она хотела ликвидации сословных ограничений, упразднения всех препятствий развитию торговли и промышленности, совершенствования законодательства. Но тесно связанная с царизмом и напуганная революцией, буржуазия готова была идти на сделку с самодержавием, была согласна только на реформы. Революционные события начались с так называемого Кровавого воскресенья - 9 (22) января 1905 г., когда была расстреляна мирная демонстрация петербургских рабочих, шедших с петицией к царю. Наибольшего подъема революция достигла в конце 1905 г., когда была организована всеобщая политическая забастовка (в октябре) и вспыхнули вооруженные восстания (в Москве и некоторых других городах). В ходе революции были созданы новые органы политической борьбы - Советы рабочих депутатов. Один из первых Советов - ИвановоВознесенский Совет уполномоченных (весна 1905 г.). 13 октября 1905 г. был создан Совет рабочих депутатов Петербурга. В ноябре - Совет рабочих депутатов Москвы. Советы рабочих депутатов возникли во многих городах - Нижнем Новгороде, Твери, Харькове, Ростове и др. Кроме Советов рабочих депутатов, возникали Советы солдатских и матросских депутатов. Советы крестьянских депутатов. Советы были созданы революционным творчеством народных масс. В первое время они представляли собой стачечные комитеты, постепенно превратившиеся в органы политической борьбы. Единообразия организации и порядка выборов в Советы не было. Но тем не менее определились некоторые важные общие принципы: представительный характер Советов; демократические выборы путем тайного или открытого голосования; включение в их состав женщин; создание исполнительных комитетов (или президиумов) и комиссий; отчеты депутатов перед избирателями; замена депутатов, не оправдавших доверие, новыми; наказы избирателей; широкое привлечение рабочих к заседаниям Советов. В процессе своей деятельности Советы противопоставляли себя как боевые политические органы революционной борьбы рабочих правительственным органам власти. Они осуществляли меры революционнодемократического характера - создавали боевые дружины, рабочую милицию, захватывали типографии, имели свои издания, вводили фактическую свободу печати и другие демократические права (свободу слова, печати, митингов, демонстраций). Московский Совет (как и некоторые другие) стал органом руководства вооруженным восстанием. Опыт Советов был обобщен В.И. Левиным, который увидел в них зачатки новой, революционной власти. "В политическом отношении, - писал он, - Совет рабочих депутатов следует рассматривать как зародыш временного революционного правительства"1. Большевистская партия придавала большое значение усилению своего руководства Советами. ЦК партии рекомендовал создавать в Советах большевистские фракции, через которые оказывать свое влияние или руководить работой Советов. Большинство из существовавших тогда Советов (44 из 55) оказались под влиянием большевиков и действовали как зачаточные органы новой революционной власти. Революция 1905-1907 гг. имела огромное значение не только для народов России, но и для всемирной истории. Это была первая в истории человечества буржуазно-демократическая революция, гегемоном которой был пролетариат, действовавший в союзе с крестьянством. Она оказала огромное влияние на революционное и национально-освободительное движение во многих странах. Так, революционные события произошли в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Англии. Развернулось широкое движение солидарности. Революция 1905-1907 гг. оказала огромное воздействие на народы Азии - Китай, Индию, страны Ближнего Востока и др.  
38. Право в период развития Российского государства во вт. пол. XIX в.

В России продолжал действовать Свод законов Российской империи.

Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации гражданского права не увенчалась успехом - проект гражданского уложения, подготовленный в конце XIX в., утвержден не был. В 1866 г. была составлена новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в которой были учтены указы 1863 г.1 об отмене телесных наказаний и итоги проведения судебной реформы 1864 г. В нее были также включены некоторые новые составы преступлении. Число статей в новой редакции Уложения было сокращено. В 1885 г. была принята еще одна новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и избирательных. В ней нашли отражение тюремная реформа, изменения в системе мест лишения свободы, появились новые составы государственных преступлений, расширена ответственность за стачки. Разрабатывался и проект нового Уголовного уложения, который был подготовлен в 1895 г. и утвержден в 1903 г. с указанием, что Уложение будет введено в силу специальным указом императора. Но такого указа не последовало. Новое Уложение должно было заменить и Уложение о наказаниях и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Начиная с 1863 г. в целях упорядочения обнародования нормативного материала и систематизации правовых актов Сенатом стали регулярно издаваться "Собрания узаконений и распоряжений правительства". Как уже указывалось, продолжалось издание второго Полного собрания законов, а с 1881 г. - третьего собрания. В пореформенный период получили дальнейшую регламентацию нормы обязательственного права, вексельное право, правовой статус юридического лица и другие институты, прямо связанные с развитием капиталистических отношений. Вместе с тем нормативные акты конца XIX в. не только сохраняли некоторые положения феодального права, но и дополняли их. Так, в 1899 г. кроме ранее существовавших заповедных имений были введены временно заповедные. В отличие от заповедных временно заповедными могли стать средние по размеру поместья. Присвоение имению статуса временно заповедного затрудняло его отчуждение и обеспечивало сохранение определенного материального уровня дворянских семей. Развитие капиталистических отношений и рост революционного движения определили появление так называемого фабричного законодательства. В 1882 г. был издан закон, частично регламентировавший труд малолетних (он определил продолжительность рабочего дня, запретил работу в ночную смену малолетних, не достигших 12летнего возраста). В 1886 г. под влиянием Морозовской стачки был принят закон о штрафах, который в некоторой мере регламентировал взимание штрафов, определял их размер. В 1897 г. был несколько ограничен рабочий день для фабричных рабочих (вместо 14-16 ч он стал равен 11-12 ч). Вместе с тем были усилены уголовные санкции за стачки, подстрекательство к ним и т.п. Потомственный дворянин получил право учреждать из своего родового имущества временно заповедное имение в пользу одного из своих детей или других потомков. Временно заповедные имения могли через поколение снова перейти в обычное положение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.01 с.)