Особенности управления в государственном секторе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления в государственном секторе



Развитие частного предпринимательства и рыночных отношений не исключают активной роли государства в экономике. Государство не только определяет общие тенденции развития экономики, особенности налоговой политики и т. д., но и остается собственником значительной доли объектов производственного, непроизводственного и социального назначения, а также финансовых ресурсов. Государственную собственность можно структурировать в три группы: унитарные предприятия, пакеты акций, федеральная недвижимость.

Все государственные предприятия и учреждения выступают заказчиками на ресурсы, производимые одними предприятиями и одновременно – поставщиками товаров и услуг другим хозяйствующим субъектам. Они образуют так называемый государственный заказ, от величины и структуры которого зависит функционирование большого числа товаропроизводителей.

Гражданским законодательством предусматривается возможность функционирования в качестве коммерческой организации унитарного предприятия (1; 70). Отличительная черта унитарного предприятия – отсутствие права собственности на закрепленное за ним имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распространяется между работниками. Схема создания и функционирования государственного унитарного предприятия представлена на рис. 5.

Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия, соответственно собственность на имущество может быть государственной или муниципальной. Унитарному предприятию имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (1; 70).

Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель или орган, назначаемый собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Рис. 5 Организационная схема унитарного предприятия

 

 

Решение о создании унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения принимается уполномоченным государственным органом, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. При этом уставный капитал на момент регистрации должен быть полностью оплачен.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащих предприятию имущества. Часть прибыли от использования прибыли принадлежит собственнику. Существуют законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу в аренду, использования в качестве предмета залога и иные ограничения на распоряжение имуществом безе согласия собственника.

Унитарное предприятие может учредить дочерние предприятия. Но их правовой статус отличается от статуса дочерних хозяйственных обществ. Дочернее предприятие в данном случае является юридическим лицом и распоряжается имуществом, переданным ему унитарным предприятием – учредителем в хозяйственное ведение. Устав дочернего предприятия утверждается учредителем, который также назначается руководителем и определяет его полномочия.

На начало 1998 г. в народном хозяйстве России действовало 2727 тысяч различных хозяйствующих субъектов (34; 57) (на 01.01.94 г. 1245 тысяч). Их структура по формам собственности существенно изменилась: в середине 80-х доля государственных предприятий составляла около 90%, но уже к началу 1995 г. доля государственных предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов снизилась до 16,7%.

В общем виде структура субъектов хозяйствования и динамика ее изменений за последние годы отражена в таблице 1 (39; 110).

Таблица 1

Структура субъектов хозяйствования по формам собственности

 

Форма собственности        
Всего, % В том числе по формам собственности:        
Государственная 16,7 14,3 9,3 6,1
Муниципальная 8,8 8,8 7,3 6,3
Собственность общественных объединений 2,7 4,2 5,2 5,7
Частная 62,5 63,4 69,1 73,2
Прочие 9,3 9,3 9,1 8,7

 

На сегодняшний момент регулирующее воздействие государства хозяйственное ведение признано недостаточно эффективным (13; 122). Поэтому целями реформы предприятий в этой сфере являются:

· прекращение создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;

· реорганизация существующих предприятий данного типа в хозяйственные общества либо федеральные казенные заводы.

Унитарные предприятия, находящиеся в федеральной собственности, основанные на праве оперативного управления принимает статус федерального казенного предприятия. Оно имеет специфику формирования и использования денежных фондов и доходов и особые имущественные права, функционируют на основе Устава, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Производственная и хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом, устанавливаемым вышестоящими уполномоченными органами.

Казенные предприятия должны осуществлять свою деятельность на принципах самофинансирования и самоокупаемости, но тем не менее значительная часть их усилий, как и в условиях командно-административной системы управления будет направляться на получение от государства наиболее выгодных планов-заказов и максимально возможных ресурсов на их выполнение.

Самостоятельность и инициативность таких предприятий весьма ограничена, как и принятие финансовой службой самостоятельных решений в области использования имеющихся ресурсов и их мобилизации на финансовом рынке.

Эффективность управления государственным имуществом (в том числе унитарными предприятиями, на основании данных которых построена глава 3 данной работы) является не только источником значительных поступлений средств в федеральный бюджет. Оно служит, в первую очередь, мощным инструментом, позволяющим оказывать благоприятное влияние на развитие всей экономики. Это касается всех составляющих имущества государства, функционирование которых должно проходить под непосредственным управляющим воздействием государственных органов и служить целям решительного оздоровления всей экономической среды в стране.

Вместе с тем, насколько эффективным будет являться процесс управления предприятиями во многом зависит от действующей нормативно-правовой базы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются одним из самых неотрегулированных секторов экономики России. Их деятельность должна быть отрегулирована специальным законом. Одним из унитарного предприятия является возможность его функционирования только в такой, унитарной форме.

Отсюда вытекают ряд особенностей. Отсутствуют акционеры, но есть собственник – без которого нельзя проводить хозяйственные операции, совершать сделки и т. п. Другая особенность – введение отчислений от прибыли, дифференцированных по отраслям и видам производства.

Их отличие также проявляется в особенностях банкротства. Его возможности признается, кроме казенных предприятий.

Необходимы поправки в действующем законодательстве. Так, закон о банкротстве перегнут в пользу кредитора. Если должник не успел за три месяца вернуть долг, его можно признать банкротом. Это относится и ко многим другим нормам. Исправление этих перекосов необходимо независимо от экономической ситуации.

Вместе с тем, нельзя допустить, чтобы под видом банкротства проводилась запрещенная приватизация.

Таким образом, для эффективного управления организацией необходима строго отрегулированная нормативно-правовая база, механизм, обеспечивающий ее выполнение на практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.017 с.)