Занятие № 3.5. Системы зажигания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 3.5. Системы зажигания



ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии

Занятие № 3.6. Системы зажигания

 

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

 

Нефтекамск 2012


Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии (СЛАЙД № 1)

Занятие № 3.5. Системы зажигания

 

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

 

  1. Назначение, устройство и работа системы зажигания.
  2. Батарейная контактно-транзисторная, бесконтактная транзисторная системы зажигания.
  3. Неисправности систем зажигания, способы их устранения.

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: групповое.

Учебно-материальное обеспечение: ……………………………….

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

 

 

Введение

 

Сегодня на занятии вы будете изучать системы зажигания. Система зажигания является наиболее ответственной среди систем и механизмов двигателя, обуславливающая мощность и оптимальный режим работы двигателя, экономное расходование топлива в значительной мере влияет на экологию. При этом следует отметить, что из всех систем и механизмов автомобиля система зажигания наиболее подвержена внезапным и постепенным отказам. Следовательно, необходимы хорошие знания и уверенные навыки по восстановлению работоспособности системы зажигания.

Учебный вопрос № 1.

Выводы по вопросу.

 

Учебный вопрос № 2

Батарейная контактно-транзисторная, бесконтактная транзисторная

Системы зажигания

Применение контактно-транзинсторных систем зажигания на карбюраторных двигателях военной автомобильной техники позволило увеличить вторичное напряжение до полуторного запаса, увеличить ресурс контактов прерывателя и в целом повысить надежность систем зажигания. Однако в них не исключен наиболее ненадежный элемент: механический прерыватель, который подвергается разрегулировке, износу и требует ухода. (СЛАЙД № 9)

Дальнейшим развитием электронных систем зажигания являются системы зажигания с бесконтактным управлением, которые обладают всеми преимуществами контактно-транзисторных систем и в то же время устраняют их основной недостаток— наличие механического прерывателя. В результате чего в процессе эксплуатации система зажигания не подвергается разрегулировке, почти не требует ухода, имеет значительно больший ресурс.

Схема контактно-транзисторной системы зажигания, которая устанавливается на неполноприводных автомобилях семейства ГАЗ и ЗиЛ, выполнена в соответствии с рис. 2.

 

 
 

 


Рис. 2. Схема электрическая принципиальная контактно-транзисторной системы

с коммутатором ТК-102 А (СЛАЙД № 10)

 

В системе зажигания применены следующие аппараты:

- катушка зажигания Б114;

- дополнительный резистор СЭ107;

- транзисторный коммутатор ТК102А;

- распределитель Р13Д (Р4D);

- свечи зажигания А11;

- выключатель зажигания В337.

 

Катушка зажигания Б114

Катушка зажигания является обычным повышающим трансформатором.

Катушка зажигания Б114 выполнена по трансформаторной схеме, имеет коэффициент трансформации ктр= 2277 (у контактных систем ктр = 80 – 100).

Для увеличения тока первичной цепи необходимо уменьшить ее сопротивление, поэтому сопротивление первичной обмотки катушек зажигания и дополнительных резисторов у электронных систем имеют значительно меньшую величину, чем контактных систем.

Первичная обмотка катушки Б114 имеет сопротивление 0,37 Ома, индуктивность 3,7 мГн. Других конструктивных особенностей катушка Б114 по сравнению с катушками контактных систем не имеет.

Транзисторный коммутатор

Служит для коммутации первичной цепи системы зажигания. Состоит из корпуса, транзистора, блока защиты и электролитического конденсатора.

Распределитель Р13 Д (Р4D)

Прерыватель распределитель служит для замыкания цепи базы транзистора. Вследствие малой величины тока (0,8 А) в цепи базы искрения между контактами в моменты их размыкания не происходит, поэтому конденсатора в распределителе нет.

Свечи зажигания А11

Свеча зажигания преобразует импульсы высокого напряжения в искровой разряд камеры сгорания

Выводы по вопросу

Учебный вопрос № 3

Проверка конденсатора.

Исправность конденсатора можно проверить, используя обычную сеть переменного тока напряжением 220 V. Проверяемый конденсатор подключите в сеть последовательно с лампой мощностью 15- 30 Вт (рис. 3а) на короткое время. Лампа при этом гореть не будет, так как сила тока в цепи небольшая. После отключения щупов подводится наконечник проводника конденсатора к его корпусу (рис. 3б). Если произойдет искровой разряд, то конденсатор исправен. Проверку осуществлять 3- 4 раза. Если конденсатор пробит, то искры не будет, а если в нем есть замыкание, то при включении его в сеть лампа будет гореть.

 

а – заряд; б – разряд

 

Рис.3. Проверка конденсатора (СЛАЙД № 16)

 

 

Проверка свечей зажигания.

Операция проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации и перед зимней эксплуатацией автомобиля.

Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серо-желтого до светло-коричневого цвета, то он практически не влияет на работу системы зажигания. Но если толщина слоя нагара велика или он темного цвета, то такую свечу необходимо чистить. (СЛАЙД № 17)

 

Очистив свечи от нагара, необходимо проверить и отрегулировать зазор между центральным и боковым электродами. Величина зазора между электродами свечей должна быть в пределах 0,85- 1,0 мм у свечей А11У и 0,6- 0,75 мм у свечей СН302-Б.

В эксплуатации этот зазор постоянно увеличивается из-за естественного износа контактов. Увеличение зазора ведет к росту пробивного напряжения, что вызывает нарушение искрообразования и повышенный расход топлива Проверять зазоры между электродами нужно с помощью круглого щупа (рис.4, 5).

 

 

а – верно; б – неверно

Рис.4 - Проверка зазоров между электродами свечи

 

 

 

Рис.5 - Проверка зазоров между электродами свечи (СЛАЙД № 17)

 

 

Плоский щуп не учитывает неравномерность износа электродов и может дать большую ошибку в измерении зазора.

 

Добавочный резистор

Причиной остановки двигателя после выключения стартера является выход из строя или ненадежность соединений дополнительного резистора катушки зажигания. Для временного восстановления нормальной работы системы зажигания необходимо:

- в контактной системой зажигания: замкнуть выводы «ВК» и «Б» катушки дополнительным проводником;

- в бесконтактной системе зажигания замкнуть выводы «+» и «С» резистора дополнительным проводником.

 

Катушка зажигания

Катушка зажигания может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание первичной и вторичной обмоток, пробой изоляции вторичной обмотки, обрыв первичной и вторичной обмоток.

Межвитковое замыкание обмоток происходит из-за нарушения изоляции витков при перегреве в результате работы катушки с закороченным резистором или оставления зажигания включенным на длительное время при неработающем двигателе.

Пробой изоляции вторичной обмотки происходит вследствие перегрева катушки, старения изоляции, образования дополнительных искровых промежутков в результате неплотной установки высоковольтных проводов в гнездах. Состояние вторичной обмотки определяется испытанием катушки на бесперебойность искрообразования на диагностических стендах.

Неисправную катушку зажигания заменяют.

 

Транзисторный коммутатор

Неисправность коммутатора может быть вызвана как неисправностью элементов, нарушением соединений, так и негерметичностью корпуса. При этом внутрь коммутатора попадает влага, образуя паразитные токопроводящие пути. Простейшая схема проверки транзисторного коммутатора представлена на рис.6.

Транзисторный коммутатор при выходе из строя подлежит замене на исправный или ремонту в специальной мастерской.

 

Рис.6. Схема проверки транзисторного коммутатора (СЛАЙД № 18)

 

 

Выключатель зажигания.

Характерной неисправностью выключателя является нарушение контакта между диском и контактными пластинами в результате их окисления или износа. Исправность выключателя определяется с помощью контрольной лампы по наличию напряжения на выводах «КЗ «и «СТ» при повороте ключа в первое и второе положения. Неисправный замок заменяют. (СЛАЙД № 19)

 

 

Прерыватель-распределитель.

Прерыватель может иметь следующие неисправности:

- нарушение зазора между контактами;

- износ выступов кулачка прерывателя;

- ослабление рычажка прерывателя на оси;

- износ втулок валика.

Износ контактов происходит в результате воздействия на них коррозии и эрозии. Контакты зачищают абразивной пластиной, при этом углубления на рабочей поверхности контакта выводить полностью не рекомендуется. После зачистки контактов регулируется зазор между ними. Зазор проверяется щупом из набора инструмента. Его величина должна быть в пределах 0,35- 0,45 мм при максимальном расхождении контактов. Регулировку зазора осуществляют отвернув винт фиксирующий стойку неподвижного контакта и провернув её с помощью эксцентрика отверткой (рис.7б). Отрегулировав зазор, нужно затянуть винты крепления контактов.

Ослабление пружины рычажка прерывателя происходит от усталости металла. Натяжение пружины рычажка прерывателя проверяют пружинным динамометром. Сила натяжения пружины рычажка должна быть 600- 650 г (рис.7а). Рычажок с ослабленной пружиной заменяют в комплекте с пластиной неподвижного контакта.

Заедание рычажка, износ выступов кулачка и втулок валика распределителя нарушают момент искрообразования. Неисправные детали заменяют

 

 

Рис.7. Проверка и регулировка зазора между контактами (СЛАЙД № 20, 21)

 

 

Распределитель высокого напряжения может иметь следующие неисправности: (СЛАЙД № 22)

- загрязнение и трещины ротора и крышки распределителя;

- окисление и обгорание боковых электродов крышки и токоразносной пластины ротора;

- изнашивание контактного уголька распределителя.

Загрязнение крышки и ротора или образование трещин в них вызывает утечку тока высокого напряжения. Загрязнения удаляют ветошью смоченной в чистом бензине, крышку и ротор, имеющие трещины, заменяют.

Обгоревшие электроды и пластину ротора зачищают шлифовальной бумагой со стеклянным абразивом.

Центробежный и вакуумный автоматы опережения зажигания проверяют и регулируют на диагностических стендах.

 

Датчик-распределитель.

Магнитоэлектрический датчик может иметь следующие неисправности: обрыв или межвитковое замыкание обмотки статора. (СЛАЙД № 23)

Наличие обрыва или межвиткового замыкания определяют омметром. Сопротивление обмотки статора датчика должно быть в пределах 280- 470 Ом. В противном случае обмотку заменяют.

Выводы по вопросу.

Заключение

Таким образом, на данном занятии были рассмотрены следующие вопросы: назначение, устройство и работа системы зажигания, её разновидности, неисправности и способы их устранения.

Материал занятия актуален при обслуживании карбюраторных автомобилей.

Ответить на возможные вопросы обучаемых.

Дать задание на самостоятельную подготовку. (СЛАЙД № 24)

 

 

Преподаватель автошколы

_____________________________________________________________________________

 

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии

Занятие № 3.6. Системы зажигания

 

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

 

Нефтекамск 2012


Тема № 3. Источники и потребители электроэнергии (СЛАЙД № 1)

Занятие № 3.5. Системы зажигания

 

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

 

  1. Назначение, устройство и работа системы зажигания.
  2. Батарейная контактно-транзисторная, бесконтактная транзисторная системы зажигания.
  3. Неисправности систем зажигания, способы их устранения.

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: групповое.

Учебно-материальное обеспечение: ……………………………….

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

 

 

Введение

 

Сегодня на занятии вы будете изучать системы зажигания. Система зажигания является наиболее ответственной среди систем и механизмов двигателя, обуславливающая мощность и оптимальный режим работы двигателя, экономное расходование топлива в значительной мере влияет на экологию. При этом следует отметить, что из всех систем и механизмов автомобиля система зажигания наиболее подвержена внезапным и постепенным отказам. Следовательно, необходимы хорошие знания и уверенные навыки по восстановлению работоспособности системы зажигания.

Учебный вопрос № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.071 с.)