Психолога как начальный этап 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолога как начальный этап



ПЛОДОТВОРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Важно помнить, что успешное проведение психокор-рекционной и психотерапевтической работы во многом определяется наличием соответствующих условий для работы. Поэтому создание интерьера кабинета практического психолога чрезвычайно важно.

Желательно, чтобы он состоял из двух связанных между собой комнат: операторского зала и психотерапевтического. В первую комнату помещают всю аппаратуру, обслуживающую сеансы психотерапии (магнитофон, све-тодинамическая система, видеомагнитофон, кинопроектор). Кроме того, из операторской через специальное зеркальное стекло можно проводить наблюдение за поведением клиента. Психотерапевтический зал должен быть оформлен так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от служебных помещений. Это дает возможность посетителю отвлечься от повседневной жизни, снять нервно-эмоциональное напряжение. Так, например, этому будет способствовать округлая форма комнаты, наличие подвесного потолка и его наклоны по отношению к полу, тканевая обивка стен, присутствие природно-декоративных элементов (камней, растений, аквариума и т. п.).

Плавные линии, неяркие полутона, тишина — это условия, помогающие клиенту отстраниться от текущих забот. Поэтому комната должна быть изолирована от шума, вибрации и неблагоприятных факторов. В качестве строительного материала используют перфоплиты и акустическую штукатурку. Пол должен быть мягким (он будет глушить звук и — при ощущении ногой мягкого покрытия — успокаивать человека).

Оптимальной считается температура от 20 до 22 °С.

При оборудовании комнаты необходимо стремиться создать иллюзию открытого пространства. Объясняется это тем, что в замкнутых пространствах у людей возни-

Рабочая книга практического психолога

кает возбуждение, тревожность, что неблагоприятно для работы психолога. Иллюзия большого пространства создается за счет высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманного использования зеркал.

Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать, действовать стимулирующе, а не расслабляющее. По этой же причине не рекомендуется использовать яркие, блестящие поверхности. Шторы на окнах должны быть из светонепроницаемой ткани. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы, для создания иллюзии объема).

По мере возможности следует приобрести мягкие, удобные кресла с высокими спинками, которые способствуют максимальной релаксации и полному отдыху. В подлокотниках можно установить гнезда для наушников. Идеальный вариант посадки клиента и психолога — напротив друг друга, чуть наискось, чтобы видеть лица друг друга и без труда отвести взгляд в сторону, если того потребует ситуация.

Очень хороший эффект дает ионизатор воздуха. Ученые установили, что многие недомогания связаны с недостатком ионов в атмосфере. Ионы сдерживают распространение грибка, уничтожают бактерии, повышают активность организма, помогают в лечении некоторых болезней, в том числе психических.

Такой вариант оформления кабинета практического психолога является идеальным, но даже в случае, если этот вариант недоступен, консультацию можно провести в углу обыкновенной отдельной комнаты, посадив клиента спиной к двери, тем самым ограничив его поле зрения, чтобы он сосредоточился на консультировании.

Теперь, дорогой читатель, когда все условия для работы созданы, приступим к консультированию.

Работа психолога-консультанта

СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ ПСИХОЛОГОМ И КЛИЕНТОМ

(ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ)

Начинать психологическую консультацию нужно с создания доверительных отношений между психологом и клиентом. Если со стороны клиента не возникает доверия к психологу, на вторую встречу он просто не пойдет.

Доверие бывает сознательное и подсознательное. Сознательное доверие к другому человеку никогда не возникает с первой встречи. Сознательно мы доверяем только тому, с кем уже имели дело, и он нас не обманул. Стало быть, не обманет и в следующий раз. При сознательном доверии говорят: «Я ему доверяю поэтому, поэтому и потому».

Бывает и другой вариант доверия: «Окрутил, околдовал, почему — не пойму, но я ему поверил...» Это доверие с логикой никак не совмещается. Именно это — подсознательное доверие. Для практического психолога именно оно, подсознательное доверие, является основой и началом работы с клиентом. Подсознательное доверие называют раппортом (термин из классического гипноза, обозначающий связь гипнотизера и гипнотизируемого). Для того чтобы создать эту связь, нужно овладеть несколькими приемами.

Первый — подстройка к позе (кроме термина «подстройка», это называют «отражение», «присоединение», «отзеркаливание»). Психологу необходимо принять ту же позу, что и у консультируемого. Отражение позы может быть прямым (как отражение в зеркале) и перекрестным (отражение части позы партнера: если у собеседника закинута левая нога за правую, сделайте то же самое).

«Зачем это нужно?» — спросите вы. Да затем, что подражание очень льстит любому человеку. «Отражение — высшая награда», — говорят американцы. Но подражать нужно так, чтобы собеседник не осознавал, что его копируют.

Рабочая книга практического психолога

Так, наблюдая со стороны за людьми, которых вы никогда не видели, даже не слыша их разговор, теперь вы сможете определить, согласны ли собеседники друг с другом. Если да, то они разговаривают в состоянии подстройки к позе друг друга. Когда подстройки нет, даже если в словах выражается согласие, внутренне один с другим не согласен.

Теперь более сложная подстройка — подстройка к дыханию, т. е. копирование дыхания собеседника. Возможна прямая и непрямая подстойка по дыханию.

Прямая подстройка. Вы начинаете дышать так же, как и клиент, в том же темпе. Прямая подстройка более эффективна.

Непрямая подстройка. Вы согласуете с ритмом дыхания клиента какое-нибудь движение или говорите в такт его дыханию, т. е. на выдохе.

Необходимо обратить внимание на то, что у мужчин и женщин разные типы дыхания. У мужчин брюшной тип дыхания, у женщин — грудной. Поэтому чтобы уловить дыхание мужчины, нужно смотреть на его живот, и на грудь — чтобы подстроиться к дыханию женщины.

Вы можете оценить, насколько хорошо вы подстроились Для этого начинайте лидировать (вести), т. е. после присоединения замедляйте частоту своего дыхания. Если у клиента наблюдается замедление дыхания, вы установили раппорт.

Есть одна тонкость, касающаяся подстройки к дыханию. Предположим, вы работаете с клиентом, у которого очень частое дыхание. Вам так дышать сложно. Нужно применить непрямую подстройку (говорить на его выдохе) или копировать дыхание через раз.

Подстройка к позе и дыханию — главные и сравнительно простые способы создания раппорта. Есть более сложные. Подстойка к движению, например. В беседе клиент жестикулирует, кивает головой, меняет позу. Это все — предмет для подстройки. Нужно быть наблюдательным и

Работа психолога-консультанта

подстраиваться так, чтобы собеседник не осознавал этого. Легче отразить движение руками, пантомимику. К жестам рук собеседника можно подстроиться с помощью движения пальцев, причем движения не нужно копировать зеркально и полностью. Можно их только наметить, отразить направление, не обязательно завершать. Из мелких движений хорошо подстраиваться к миганию. Делайте это так: мигайте с той же частотой, что и собеседник.

И еще один вид подстройки. Подстройка к типу мышления, точнее, к способу обработки внутреннего опыта. Способов обработки внутреннего опыта три: аудиаль-ный, визуальный, кинестетический.

Определить ведущий для каждого человека способ обработки внутреннего опыта (ведущую модальность) можно, задав вопрос: «Как вы узнаете о мире?» Собеседник ответит глазами: обращение его взгляда вверх покажет, что перед вами визуал; взгляд по горизонтали выдаст тип аудиала, взгляд вправо вниз — кинестетика. О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазам, но и по анализу слов собеседника. Так, аудиала можно узнать по выражениям: «Давайте договоримся», «Говорите громче», «Нет, вы только послушайте!». Визуал употребляет слова: яркий, пустой, освоить... Кинесте-тик: добиваться, вялый, коснуться, мягко, грубо...

Жесты собеседника тоже расскажут о его способе восприятия и переработки информации. Визуал жестикулирует в верхней части тела (от середины груди и выше). У аудиала руки совершают движения на среднем уровне (от пояса до середины груди). Руки кинестетика при разговоре двигаются в нижней части тела. По голосу психолог также сможет определить, кто перед ним: аудиал, визуал или кинестетик. У визуала голос ровный, но часто рывками повышается, у аудиала голос ровно, без ощутимого повышения и понижения интонации, голос кинестетика начинается ровно, но в процессе разговора переходит на тихий.

Рабочая книга практического психолога

Практический психолог должен научиться выявлять ведущую модальность клиента- и говорить с ним так, чтобы клиенту удобно было слушать, а слова психолога совпадали с внутренним опытом консультируемого. Свои решающие аргументы психолог обязательно должен переводить на язык ведущей модальности клиента.

Помимо раппорта, психологу, для создания доверительных отношений, очень важно уметь слушать, не вмешиваться в речь собеседника. В зависимости от ситуации консультант может выразить свое понимание, одобрение, поддержку короткими фразами и междометиями. Иногда нерефлексивное слушание бывает единственно возможным способом поддержания беседы, поскольку клиент бывает настолько возбужден, что его мало интересует чужое мнение, он просто хочет, чтобы его выслушали. Реплики психолога типа: «Понимаю вас», «Конечно», «Да», — помогут в этом. Одобрение и интерес к проблеме клиента выразят фразы: «Продолжайте, это интересно», «Можно подробнее об этом?» и т. д. Кроме того, есть фразы, которые являются помехой в общении: «Давайте быстрее», «Это почему же?», «Кто вам такое сказал?» и т. д.

Прием нерефлексивного слушания просто необходим в работе с клиентом, переживающим сильнейший эмоциональный кризис, — ему не нужны рекомендации, ему нужно, чтобы его выслушали.

А в работе с клиентом, которому необходимо разобраться в самом себе, решить конкретные жизненные проблемы, после создания раппорта используют другие приемы создания доверия:

— сообщение клиенту о том, как его воспринимает консультант («Видимо, это вас очень волнует», «Вы чем-то встревожены»);

— сообщение клиенту о своих личных ощущениях («Мне очень приятно слышать это», «Меня беспокоит, что...»);

Работа психолога-консультанта

— замечания по поводу содержания беседы («Я думаю, что мы с вами нашли решение проблемы», «Пора приступить к данному вопросу» и т. д.;

— уточнение содержания высказываний и чувств клиента («Вы сказали, что любите ее. А что такое любовь по-вашему?», «Вы сказали, что были расстроены. Опишите подробнее, что вы имели в виду»);

— перефразирование. Это способ сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности («Если я правильно понимаю, вы говорите...», «Другими словами, вы считаете...»);

— подведение итогов («Сначала вы чувствовали печаль, а затем она сменилась сожалением. Это так?»);

— интерпретация. Консультант анализирует поступки клиента раскрывает реальные причины его поведения («Выходит, что вы вымещаете свой гнев на муже и детях»).

Большое значение для установления контакта имеет пол психолога. Так, мужчины предпочитают консультироваться у психологов своего пола. Это связано с тем, что мужчины стремятся к эмоционально-нейтральному типу общения, ценят в собеседнике внимательность, серьезность, чувство долга. Иногда с этим связано сопротивление консультированию, проводимому женщиной-психологом. Что делать в такой ситуации? Во-первых, не стоит настаивать на том, чтобы клиент работал исключительно с вами, если уж обратился к вам. Во-вторых, следует ему пообещать, что если возникнет в этом необходимость, сразу можно будет обратиться к другому специалисту. А в-третьих, нужно обратить внимание клиента на то, что практическая психология — это наука, и пол психолога не играет большой роли, гораздо важнее профессионализм, опыт.

Для клиентов-женщин важны сочувствие, чуткость психолога, а не пол.

Рабочая книга практического психолога

Психолог-консультант любого пола должен внушать доверие своим внешним видом, манерой вести беседу. Часто чувство доверия зарождается в ответ на открытое, искреннее поведение психолога.

Близость между консультантом и консультируемым возникает при обращении психолога к клиенту по имени (имени и отчеству). Для любого человека нет в мире слова приятнее, чем его имя. Безымянная форма взаимного общения оправдана лишь тогда, когда консультируемый хочет быть на 100% уверен в анонимности.

Выражение спокойствия и уверенности на лице психолога само по себе располагает к доверию, и у клиента создается впечатление, что все нормально, ничего страшного не происходит, со всеми проблемами можно справиться.

Наличие пауз в беседе дает ощущение продуманности происходящего, значительности сказанного. Паузу психологу необходимо делать после каждого высказывания клиента, не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать слова клиента.

Итак, связь между консультантом и консультируемым налажена, можно переходить к оказанию психологической помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.018 с.)