Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение. Общая характеристика нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правоохранительных органов, их место в государстве и назначение. Общая характеристика нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы»



Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система

 

Правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции.

Спорным является вопрос об отнесении нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к ПО.

Нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав.

Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно. К тому же, в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительных органов. Их основной задачей, как и всех других правоохранительных органов, является защита прав и интересов граждан и юридических лиц. Они оказывают квалифицированную юридическую помощь и осуществляют охранную деятельность, что является правоохранительной деятельностью.

Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юр лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение правовых споров, прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования – расследование преступлений. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан, юр лиц и гос-ва.

Виды ПД:

- конституционный контроль (Конституционный суд РФ)

- осуществление правосудия (суды)

- прокурорский надзор (органы прокуратуры РФ)

- оперативно-розыскная деятельность (ОВД РФ, органы ФСБ, ФСИН, тамож.органы, служба внешней разведки РФ)

- выявление и раскрытие преступлений

- расследование преступлений (органы дознания - МВД, Там.органы, ФССП, МЧС; органы следствия - в составе МВД, ФСБ, и Следственного комитета РФ)

- обеспечение гос безопасности (Федеральная служба безопасности РФ)

- исполнение судебных решений (Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов)

- охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений (ФСБ, МВД, Внешняя разведка, Вооруженные силы РФ, Пограничная служба)

- оказание квалифицированной юр помощи (адвокатура; нотариат).


 

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

 

В соответствии с положениями ст. 1 Законом РФ "О статусе судей в РФ" судьи в Российской Федерации – это лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Соответственно, чтобы претендовать на эту предусмотренную Конституцией РФ (ст. 119) должность, лицо должно отвечать определенным в законе требованиям и пройти специальную процедуру отбора и назначения на должность.

Кандидат, претендующий на должность судьи, должен соответствовать установленным в законе требованиям. Так, в ст. 119 Конституции РФ, ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в РФ", ст. 8 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ", ст. 27 Федерального конституционного закона РФ "О военных судах РФ" и ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ" предусмотрены общие и специальные требования (цензы) к кандидатам на должность
судьи.

1. Претендовать на должность судьи может только лицо, имеющее гражданство РФ.

2. Предусмотрен образовательный ценз – высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция" и квалификационный ценз – претендент на должность судьи должен сдать специальный квалификационный экзамен. Для судей Конституционного Суда РФ квалификационный ценз формулируется более жестко – наличие "признанной высокой квалификации в области права".

Еще два не менее важных дифференцированных ценза подчеркивают необходимость наличия у претендента жизненного и профессионального опыта.

3. Возрастной ценз кандидата и наличие опыта и стажа работы по юридической профессии у кандидата:

- в судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также в мировые судьи – 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет;

- в судьи верховного суда республики, краевого, областного суда и равного им судам, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа – 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

- в судьи Верховного Суда РФ – 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет.

- в судьи Конституционного Суда РФ – 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет.

4. Для кандидатов в судьи, например, военного суда или в мировые судьи предусмотрен нравственный ценз – не допустить порочащих его проступков, а в судьи Конституционного Суда РФ – лицо должно обладать "безупречной репутацией". Несмотря на изъятие этого положения из закона "О статусе судей в РФ", оно, думается, должно распространяться на все категории судей.

5. Кроме того, у кандидата в судьи не должно быть заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, и он должен пройти медицинское освидетельствование.

Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 4 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливает, что федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Так, для кандидатов в судьи военных судов установлены дополнительные требования – получившие положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Лицо, отвечающее указанным выше требованиям, считается кандидатом на соответствующую судейскую должность при получении рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей.

 

 

Неприкосновенность судьи

 

Ст. 16 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» установлено, что судья неприкосновенен.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через 5 дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Составы судебных коллегий ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.

Заключения и решения, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

 

 


Статья 5. Пленум ВС РФ

Пленум ВС РФ действует в составе Председателя ВС РФ, первого заместителя Председателя ВС РФ, заместителей Председателя ВС РФ - председателей судебных коллегий ВС РФ, указанных в части 2 статьи 3 настоящего ФКЗ (далее также - заместители Председателя ВС РФ), и судей ВС РФ.

В заседаниях Пленума ВС РФ по приглашению Председателя ВС РФ вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи Конституционного Суда РФ, судьи иных судов и другие лица.

Пленум ВС РФ:

1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ;

2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции РФ принадлежащего Верховному Суду РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

3) обращается с запросами в Конституционный Суд РФ в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ;

4) избирает по представлению Председателя ВС РФ секретаря Пленума ВС РФ из числа судей ВС РФ на 3-летний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума ВС РФ неоднократно;

5) утверждает составы Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ, Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ (далее - судебные коллегии ВС РФ) и переводы судей из одной судебной коллегии ВС РФ в другую судебную коллегию ВС РФ;

6) избирает по представлению Председателя ВС РФ судей Апелляционной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий ВС РФ;

7) избирает по представлению Председателя ВС РФ судей Дисциплинарной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий ВС РФ;

8) утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей ВС РФ, принимающей в соответствии с УПК РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

9) утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, Суда по интеллектуальным правам;

10) заслушивает сообщения о работе Президиума ВС РФ, отчеты заместителей Председателя ВС РФ - председателей судебных коллегий ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ - председателя Дисциплинарной коллегии ВС РФ и председателя Апелляционной коллегии ВС РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий ВС РФ;

11) утверждает по представлению Председателя ВС РФ состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и положение о нем;

12) ежегодно представляет по предложению Председателя ВС РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) коллегии (коллегий) судей ВС РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, судьи ВС РФ, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ" (далее - Закон РФ "О статусе судей в РФ");

13) утверждает Регламент ВС РФ;

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Пленум ВС РФ правомочен при наличии не менее 2/3 от числа действующих судей ВС РФ. Постановления Пленума ВС РФ принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума ВС РФ, подписываются Председателем ВС РФ и секретарем Пленума ВС РФ.

Порядок работы Пленума ВС РФ определяется Регламентом ВС РФ.

Статья 6. Президиум ВС РФ

В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя ВС РФ и судьи ВС РФ. Председатель ВС РФ и заместители Председателя ВС РФ входят в состав Президиума ВС РФ по должности. Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на предложении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ в количественном составе, определяемом Регламентом ВС РФ.

Заседание Президиума ВС РФ проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума ВС РФ.

Постановления Президиума ВС РФ принимаются большинством голосов членов Президиума ВС РФ, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Система и структура военных судов в РФ. Компетенция военных судов. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военных судов.

 

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах РФ"

 

Статья 1. Военные суды РФ

Военные суды РФ (далее - военные суды) являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом РФ в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

 

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" (далее - ФКЗ "О судебной системе РФ"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе РФ"

Статья 22. Военные суды

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

Судьей военного суда может быть гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом РФ "О статусе судей в РФ", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

 

 


Формирование жюри присяжных

 

Статья 328 УПК РФ Формирование коллегии присяжных заседателей

После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.

статьи 327:Если в судебное заседание явилось менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели.

Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:

1) представляется им;

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. (с 01.01.2017 «Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим»). Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет 18 или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

примечание. С 1 июня 2018 года 12 кандидатов.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов (с 01.01.2017 «фамилии отводимого кандидата») в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.

Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.

С 1 июня 2017 года «один дополнительный немотивированный отвод»

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает 14, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются 14 первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

С 1 июня 2018 года 10 кандидатов в суде субъекта и 8 в районом (гарнизонном).

После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше 14, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

С 1 июня 2018 года 10 кандидатов в суде субъекта и 8 в районом (гарнизонном)

Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

С 1 июня 2018 года первые 8 кандидатов в суде субъекта и 6 в районом (гарнизонном) суде

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.

С 1 июня 2018 года первые 8 кандидатов в суде субъекта и 6 в районом (гарнизонном) суде

Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

Если в ходе судебного разбирательства, но до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в судебном заседании, то он заменяется запасным присяжным заседателем в последовательности, указанной в списке при формировании коллегии присяжных заседателей по уголовному делу.

Если в ходе судебного разбирательства выбывает старшина присяжных заседателей, то его замена производится путем повторных выборов в порядке, установленном статьей 331 настоящего Кодекса.

Если количество выбывших присяжных заседателей превышает количество запасных, то состоявшееся судебное разбирательство признается недействительным. В этом случае в соответствии со статьей 328 настоящего Кодекса председательствующий приступает к отбору присяжных заседателей, в котором могут принимать участие и присяжные заседатели, освободившиеся в связи с роспуском коллегии.

Если невозможность участия в судебном заседании кого-либо из присяжных заседателей выявится во время вынесения вердикта, то присяжные заседатели должны выйти в зал судебного заседания, произвести доукомплектование коллегии из числа запасных присяжных заседателей и удалиться для дальнейшего обсуждения вердикта.

 

 


Структура ФССП России

Центральный аппарат ФССП России Директор  
Первый заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора
- Управление организации исполнительного производства; - Управление государственной службы и кадров; - Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов; - Управление организации дознания; - Организационно-контрольное управление; - Управление делопроизводства; - Правовое управление; - Управление делами; - Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности; - Управление по исполнению особо важных исполнительных производств; - Управление информационных технологий; - Управление организации работы по розыску должников, их имущества и розыску детей; - Управление рассмотрения обращения в исполнительном производстве; - Отдел по защите государственной тайны; - Отдел по взаимодействию со средствами массовой информации
Территориальные органы ФССП Территориальные органы ФССП в субъектах РФ (8 округов. Сибирский фед-й округ - Томская область)
Структурные подразделения территориальных органов ФССП Районные отделы ФССП России; Межрайонные отделы ФССП России; Специализированные отделы ФССП России
Подведомственная организация: Санаторий ФССП России «Зеленая Долина»

 

У Федеральной службы судебных приставов отсутствуют подведомственные государственные органы власти и представительства за рубежом

 

 


Министерство внутренних дел и система его органов: задачи, функции и структура центрального аппарата МВД

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти – федеральным министерством, возглавляющим составляющие его систему органы внутренних дел и иные подразделения.

Основными задачами, для решения которых предназначена система МВД РФ, выступающими в качестве общих как для данного министерства, так и для подчиненных ему органов и иных подразделений, являются:

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- организация и осуществление в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

- обеспечение охраны общественного порядка;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

- организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества (включая особо важные и режимные объекты, важные государственные объекты) и организаций.

В свою очередь, МВД РФ, кроме непосредственного выполнения перечисленных задач на федеральном уровне, решает такие задачи, как:

- управление и организация деятельности по решению перечисленных задач подчиненных органов внутренних дел и внутренних войск;

- разработка общей стратегии государственной политики, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;

- разработка общей стратегии государственной политики в сфере миграции;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.118 с.)