Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства.



Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства.

Искусство-один из видов общ.сознания и дух.кул-ры чел-ка.И.отраж. и осмысл.жизнь по-своему.И.выраж.свое содерж.образами.Для И. изображ.типическ.-глав. и самдовлеющ.зад.Типическ-отчетлив.и активн.выраж.общего,родового в индивид. явл.Образ-воспроизв. отраж.и осознан.худ-ом явл. с пом.материал.средств и знаков.Образы воспроизв. жизнь в ее отд. явл. и в ед-ве и взаимопроникн. их общих и индивид. черт.Родовой строй-синкретизм-природа,образность,тотемы;речь-олиц.,гиперб.сказки;обряд.хоровод-экспрессив.виды искусства-худ.танец,лирика,музыка.

 

Лит-ра как вид искусства. Ее особ-ти и место среди др. искусств.Специфика словесного образа.

Спец. опред. материал. средств. созд. образов.Лит-ра – слов. искус.(материал. носит. – челов. речь).Главное св-во поэзии –многознач. слова, его иносказ.Многознач.- глав. источник образности.Влияние контекста. Речь воссозд. облик говор.Писатель эстет. воздейст. на чит. (максим. организ. речи).Худ. лит-ра – изобраз. искус.Скул.,архит,актеры – наглядность (зрит. достовер.) образов. Слова ассоциат. связаны с изображ.предметами.Автор ориентри. на интеллект. воображ.Важны детали и подробности, воссозд. предмет в целост. его облика. Ассоц. – сопостав. предметов и явлений., след. много субъект., индивид.,произвол. (сущ-ая черта лит-ры как искус.).Чит. – соучастник созд. худ. образов. Чит. сам выбирает темп восприят. произв. Слов. образы сохран. связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, слов. пластика). Универ. и открыт. проблем. лит-ры опред. ее место среди искус.Тираж книг, след. лит-ра преобрела общ.-худ. знач. Слов. искус. воздейст. на др. виды искус (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).В синкрет. искус. домин. танец и пантонима; антич.- скульпт. пластика; Возрожд. – живопись; немец. романт.- музыка и поэзия; реалист. эстетика – лит-ра. Поблема сосущ. кино и лит-ры.

 

 

Лит-ые персонажи. Структура лит-ого героя.

Лит-ый перс.-серия послед.появл.одного лица в пред.текста.Повтор.,устойч. признаки образ.св-ва персон.Поведение-разврот приущих герою св-в.Имя-образ.динам.единства лит.героя.Принцип противореч.-движ.механизм повед.героя.Лит.герои решая свои задачи вступ. в против. с предм.миром,общ.средой,др.чел.,потустор.силами,самим собой.Персонаж-антропоморфное сущ. в мире произв.,выступает в кач-ве объекта повеств-ия.Способы хар-ки персонажа:портрет(сильная ассоц.хар-ку),псих-ий портрет чере какую-то деталь (Толстой,Наташа Р.-глаза), опис. соверш. и несоверш. поступков, биография,отн-ия со стороны др.персонажей,речь(стилевая хар-ка,образ мыслей.предметов),жесты,отн-ия к другим персонажам,к общечел.ценностям,прямые автор.оценки;занимает мал-ое место в произв.,появл. в нек-ых эпизодах,либо все место в произв.Персонаж-явл.исторически меняющ.(19в.,писатели обыгрывают хар-ер,показ.разн.грани).Тип мечтателя, юродивый(шут).герой-иностранец,(персонаж-маска,тип-герой нач.развив.,хар-р(принцип противор.,отталкивание персонажей типа,принцип неожид.,динам.,псих.,ед-во общего и индив.)Герои в произв. сост.систему.2 героя-оппозиция,герои-близнецы,один+ост.на него похожи.Все параметры лит.произв. офельняются в герое.Ср-ва худ.выраз.работает на героя.Эстетич.реакция-реакция на героя как на целое.

Драма как лит-ый род. Особ-ти худ-ого строя драм-ого произв.

Гл. – высказ. персонажей.Нет повеств.-опис. хар-ра.Сюжетное вр.-вр. сцен.Мон. и диал. созд. иллюзию врем. Максим. непосред.Нет суммарных хар-к.Больш. кол-во событий.Напряж.конфликтов, переживаний.Условные формы (особ. смысл.нагрузканасыщ. речи сентен., афориз.,монологи в один., реплики в сторону).Ярко выражена фабульность.Изобр. отн-ия людей во всем многообразии.Преоблад. словесных действ.Нет возможн. анализа изображ.Псих-ия:стремит. реакция на происход.Формы поведения людей.Ролевое повед. чел-ка.Проблема видения драмы. Театр и произв.

 

 

Эпические жанры.

Оч. важны различ. в объеме произв. Мал.(рассказ) и сред.(повесть), больш.(роман).Объем опред. воссозд. хар-ов и отн-ий. Ранние стад. нац.-истор. ж. – лич. активно участ. в событ нацю жизни. Героич. народ. песня – знач. героях и событ.Героич. поэма – выбор сюжетов, гипер. изображ.героя,объект. тон повеств. Повести – реал. истор.событ. Нравоопис. ж. –устойчив. сост. всего общ-ва или соц. среды., воплощ. недостат. и достоинств. В фольк.: сатир.,быт. сказки, басни.В антич. лит-ре – идиллии (сентим. воспр.жизни).В среднев.: сатир.ж.-высмеив. нравств. пороки стра.общ-ва.Крит.реализм – выведение нравств. из соц. усл. Роман.ж. – разв. хар-ра отд. личн. в ее отн-ии со средой (сюжет – конфликт м/у героями, мотив. внутр.измен.хар-ов).Народ. волш.сказка – судьба одн. чел-ка, достиг. личн.целей с пом. чуд.сил. Антич. роман – любовно-прикл. сюжет (разлука, злоключ, соедин. влюбл.). Рыцар.роман – рыцарь –идеал. влюбл. Новелла – тип роман. рассказа. Плутовской роман – восхожд. чел-ка из низш. сослов. по соц. лестнице. В 18в.-изображ.хар-ра во внутр. развит. и связ. с ним психологизм.Реализм – конфликт личн. с окруж. средой – разлад м/у стремлен. личн. к идеалу и невозм. его достиж.В декадент. романе 20в. – личн. оказ. духовно бесплод. и неспособ. к борьбе. Романт. повесть – хроник. нач. в сюжете и голос повеств. Романич. поэма – центр. конфликт м/у героем и неуд. его общ-ом, от к-ого герой ищет спасения. Рассказ: новелла –рассказ с динам. сюж., неожид. сюж.поворотами и развязкой; очерк – опис.-повест. рассказ, имеющий нравоопис. проблем.(спец. в композ., опис. и более свобод.), часто объедин. в циклы по единству идейной проблемы.

 

 

Лирические жанры.

К л. ж. принадл. стихи.Темат. развит. - хар-р стих. речи.Стих – сущ-но деформ-ая речь.Напр. стихи тонич.(равносложного) строя, где стих - слоги удар. и неудар.,а слово – смысл. единиц. и худ-ым звук. комплекс.Увел. внимание к слову,след. выдел. из ритм-ой слоговой послед-ти.Слова выстр. в особом порядке (паралл-ыми рядами).Слово наход. во фразе и стихе (стих. ассоц-ии).Стих.речь - речь смысл. ассоц. след. выдел. почти каждое слово.Стих имеет интонац.Стих. речь – повыш.-эмоц.Эмоц-ая окраска опред. его худ-ую функ.В лирике – фабул. мотивы.Чаще стат. мотивы - эмоц-ые ряды. Действ. и событ. не образ. фабул. ситуации.Схема лирич. стих. (условна): неподвиж. тема + ее разич. вариац. = нов. ассоциац.Тема развив.- наниз. на осн.мотив побоч.Трехчаст. постр. лир-их стих-ий: 1ч. - тема, во 2 – ее разв./+ побоч. мотив./против-ия, 3 ч. – эмоц. закл. в форм. сентен. или срав. В стих. мотивы наниз. - в поряд. перечисл., варьир.путем ряда метафор осн. темы, противопост. мотивов. 3 зад. лир. разв.: 1) введен. темы, 2) развит. т., 3) замык. стих.. Осн. приемы введен. т.: тема – связ. метафор; неразлич. суб. и об. след. олиц. прир. в лир..Против. лир., где т. – отчет. выдел. дет., гл. зрит. Люб. т. м/б т. лир. стих. Осн. – т. прир. К. XIX и нач. XX вв- т. город. жизни. Типичны – интим. т., т. люб. Лир. связ.мотив. - параллелизм. 1 ) П. темат. Част. случ. – сравн.. Сравн. - "проходного" мотива (не распростр. на сосед. мотивы) или служит замык. стих (доп. цепь мотивов, вводя нов. мотив или толков. стих., как сравн. Сравн. – сопост. 2 разнород. мотивов. П. распр. на однор. мотивы (антитез.). 2) П. синтакс.. Мотивы наниз. - аналогично постр. предл. 3) П. лекс.: анафора.Класс-ть словес. повтор. можно как и звук. повторы (рефрен и кольцо). Рефреном явл. замык. строф одними и теми же слов. Кольц. постр. - конец стих. повтор. слов.формулы, дан. вначале. 4) П. строф: наниз. мотивов в форме аналог. строф. 5) П. интон: мотивы развив. с однообраз. интон.В замык. стих. – измен. интон. Долж. быть движ.т. - два парал. мотива м/ б отч. тожд., в др.части предст. различ., необходим. для перехода к след. мотиву.Посл. мотив получ. бол. вескость.Лир. произв. в разл. эпохи дел. на разл. жанры. XIX в.:жанры смеш. Высок. лир. - "ода". К нач. XIX в. сохр. ода торж (Ломон.). В к. XVIII в. ода стала эволюц.Державин снизил ее темат. и лекс.Ода отлич. усил. примен. стилист. приемов и диалектич. разв. мотивов. В совр. поэзии – нек-ые стих. Маяк., посвящ-ые революции, "Скифы" Блока, значит. кол-во стих. на гражд. т.В к.XVIII в. появл. элегия (интим. темат: любов. э., э., окраш. эмоц. печали, горести, уныния; они созд. представ. об э.как о печал. стих.).От э.развил. романсная лирика сер.XIX в. (Фет, Полонский, Ал. Толстой).Оде и эл. против. в XVIII в. мелкие жанры: эпиграмма и ее разновид.В ант. лит-ре эпиграмма – стих. малых размеров. К к. XVIII в. эпиграмма – мал. стих. с комич. темат. Различ. эпиграммат. сказку (стих. анекдот) и сатир.эпиграмму: стих-ие, направл. к осмеянию опред. лица или события. Эпиграмма - посылка, ввод. в опис. обстоят., и неожид. острота в закл. (pointe).Расцвет эпиграмм отн. к XVIII в. и нач. XIX в., после - пришла в упадок. Стих. небол. объема, в к-ых темат. фабулярна - рассказ о ряде событий, связ. в причинно-временную цепь и замык. развязкой. Фабул. стих. объедин. - "баллады ". До XVIII в. "баллада" - Франции особ. строфа.В нач.XIX в. в лит-ре модно подраж. шотланд. балладе (род народ. песни), затем "баллада" стали объед. стих., т. предания и мифы фольк. Вскоре балладой стали называть стих. повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь стих. с фабул. От баллады отлич. басню. Басня развилась из аполога (анекдоте или сказке). Басня – повеств. как аллегорию, из к-ой извлекается общий вывод — мораль басни. Всегда сущ-ли средние по объему лир-ие жанры, занимающие промеж. место между лир. и поэмой (в нач. XIX в. - сатира, послание).

 

Драматические жанры.

Осн. признаком драм. лит-ры явл. назначение для театр. спектакля. Постановка спект. - игра артистов (речь и движение) и декорации. Речь: монолог. и диалог.Отдел. краткие речи соб-ов- реплики. Произнес. речи сопров. мимикой, мимика лица сопров. мим-ими жестами (движ.рук, головы, всего тела; мимика иногда может быть заменой речи).Сцен. пред-ие на одной мимике (пантомима). Игра артистов воспроизв. быт. поступки (персонаж ест, пьет, дерется, убивает) – появл. темат. игра (каждый сцен. поступок – самост. мотив).Спектакль – декорац., реквизитом-бутафорией – явл. мертв., участ. в действиях. Текст драм. произв. распадается на 2 части — речи героев и ремарки.Больш. част. драм. произв. - акты (или действия).Требуется смена декор. (опускание занавеса) внутри акта (части -"картинами" или "сценами").Часть акта, когда действ. лица на сцене не мен.- явление. Явл. дел. на реплики.Особ. фабул. разверт. драм. произв. - действие происх. перед зрит., ответств. моменты фабулы развив. с законч. полнотой, автор стеснен местом и временем. Действ. лица не выходят за пределы площади, равной площади сцены, и действие занимает столько времени, сколько длится исполнение акта. Темат. фабулы развив. в речах, мотив -предмет разговора. Драм. фактура искл. отвлеч. повеств.Огранич. время – нельзя вводить длин. цепи событий. Для напол. сцены действием ввод. паралл. интриги. Для драм. лит-ры хар-на забота о "разверт. хар-ра".В XVII век драма дел. на траг. и ком. Отлич.призн. траг. – истор. герои (Греции и Рима), "высокая" темат., "траг." (гибель героев) развязка. Особен. фактуры – преимущ. монолога.Траг. против.ком.: совр. темат., "низкие" (возбужд. смех) эпизоды, счастл. развязку (свадьба). В ком. - диалог, след. общ. настроен. игры.В XVIII в. - низшие, "ярмарочные": итальян. комедия-буффонада, водевиль, пародия. Эти жанры явл. источниками совр. фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается: "драму", пьеса с совр. быт. темат., но без специф. "комизма". Романтизм нач.XIX в. вводит в траг. приемы из в комедии (наличие игры, сложность персонажей, диалог).Наследником траг. – истор. хроники. Для XIX в. хар-но смеш. драм. жанров.Постр. драм. сюжета: 1) Экспоз: экспоз. обстановки — сообщение о быт. окруж. и о побоч.обстоят., опред. действие; экспоз. хар-ов (внутр. хар-ка (типичные черты героев) и внеш.эмоц.(настраив.сочувст. зрителей по отн-ию к героям пьесы); экспоз. отн-ий м/у действ. лицами.Роль афиш.Приемы экспоз.: рассказ (мотив, например, введ. нов. лица, или сообщ. тайны, воспоминанием),признание, автохар-ка (друж. излияния). Косв. приемы: намеки, попутные сообщения - мотивы систем. повтор. 2) Завязка: введ. динам. мотива, опред. фабул. развитие. Задание, опред. весь ход драмы. Тип. завязка — любовь героев, наталкив. на препятствия. Завязка "перекликается" с развязкой. В развязке – разреш. задания завязки. 3) Развитие интриги:мотивы незнания. Разреш. этого незнания (узнание)- возможность задержать введен. мотива и сообщ. его с запозданием по ходу фабул. времени. 4)Система речей: для введен. мотивов, происход. за пределами сцены, вводились вестники; признания монологи или речами "в сторону". Монологи черед. с беседами героев с их наперсниками (выслушивать своего героя и репликами направлять его речи). Для введен. внелит-ого матер. (в комедии) вводился резонер. 5) Система выходов: отвлеч. место,куда друг за другом приход. герои и, произнеся полож. им, без мотив. удалялись. 6) Развязка: В драме – традиц. развязка (гибель героев, траг. катастрофа, свадьба). Речи "под занавес": в зависим. от хар-ра пьесы – закл. сентенция, резюмир. моральное знач. пьесы, или хар-ая для гл. ком.персонажа реплика. Для сцен. интерпрет. драм. произв. сюжет драмы - "сценарий", т.е. нек-ую канва, на к-ой разверт.сцен. положения.

 

 

Искусство в системе кул-ры. Его истоки. Специфика искусства.

Искусство-один из видов общ.сознания и дух.кул-ры чел-ка.И.отраж. и осмысл.жизнь по-своему.И.выраж.свое содерж.образами.Для И. изображ.типическ.-глав. и самдовлеющ.зад.Типическ-отчетлив.и активн.выраж.общего,родового в индивид. явл.Образ-воспроизв. отраж.и осознан.худ-ом явл. с пом.материал.средств и знаков.Образы воспроизв. жизнь в ее отд. явл. и в ед-ве и взаимопроникн. их общих и индивид. черт.Родовой строй-синкретизм-природа,образность,тотемы;речь-олиц.,гиперб.сказки;обряд.хоровод-экспрессив.виды искусства-худ.танец,лирика,музыка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.019 с.)