Федеральный закон № 79-фз от 29 декабря 1994 года «о государственном материальном резерве». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный закон № 79-фз от 29 декабря 1994 года «о государственном материальном резерве».



Тема № 6. ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Основные понятия.

Мобилизация – это комплекс мероприятий по 1) переводу экономики РФ, 2) переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, 3) переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизационная подготовка – это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке: 1) экономики РФ, 2) органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, 3) Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и 4) создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Виды мобилизации:

А) по объему:

1. общая мобилизация: проводится на всей территории страны, охватывает всю экономику и все Вооруженные Силы РФ.

2. частичная мобилизация: проводится на части территории страны (на определенных стратегических операционных) направлениях и охватывает часть Вооруженных Сил РФ на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

Частичная мобилизация может перейти в общую мобилизацию.

Б) в зависимости от условий обстановки:

1. открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения.

2. скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

 

Основные принципы мобподготовки и мобилизации:

- централизованное руководство;

- заблаговременность, плановость и контроль;

- комплексность и взаимосогласованность.

 

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

1. Мирное время – мобилизационная подготовка;

2. Переход с мирного времени на военное время – мобилизация;

3. Военное время – выполнение планов расчетного года.

4. Переход с военного времени на мирное время – демобилизация.

 

Расчетный годусловно взятый год, состояние экономики которого, морально-политическая, психологическая и военная подготовка населения страны на данный период времени взяты за отправные показатели для разработки мобилизационного задания. Мобилизационные задания расчетного года вводятся постановлением Правительства РФ.

Расчетный год равен календарному году, но начинается с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики (плана на расчетный год).

Мобилизационный план (план на расчетный год) – это совокупность документов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающие планомерное и своевременное выполнение мобилизационных заданий. План разрабатывается в мирное время с учетом конкретных особенностей местных условий, а также возможной обстановки мобилизационного периода и должен отвечать следующим требованиям:

- отражать содержание, объем и порядок выполняемых работ, обеспечивать организованность и своевременность их проведения;

- иметь четкую согласованность и увязку мероприятий по времени и месту их проведения;

- определять потребность в силах и средствах, необходимых для выполнения каждого мероприятия;

- определять задачи начальников и исполнителей мобилизационных органов на все периоды подготовки и мобилизационного развертывания;

- обеспечить руководителей органов здравоохранения данными, необходимыми для осуществления четкого и непрерывного управления переводом на работу в условиях военного времени, отмобилизованием спецформирований, и подготовкой их к работе.

Ввод в действие плана расчетного года осуществляется при объявлении мобилизации Указом Президента РФ.

Мобилизационные задания (заказы)задания по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государственных нужд в составе мобилизационного плана экономики Российской Федерации, устанавливаемые Правительством РФ, федеральными ОИВ и ОИВ субъектов РФ и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях-поставщиках (на предприятиях-поставщиках).

Мобилизационные мощности (объекты) – мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

Государственные заказчики по поставкам продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд по данным расчетного года – федеральные ОИВ, определенные постановлением Правительства РФ.

Организации-исполнители – организации (предприятия), имеющие мобилизационные задания (заказы), поставляющие продукцию (работы, услуги) в расчетном году.

2. Основные законодательные акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Конституция РФ. Статья 87 Конституции определяет, что Президент является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. В случае агрессии против РФ он вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение.

 

2. Федеральный конституционный закон № l-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении».

Закон определяет военное положение, как особый правовой режим, вводимый Президентом на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Цель введения военного положения – создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

В период действия военного положения могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений. На граждан и организации могут возлагаться дополнительные обязанности.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Состояние войны – объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ.

Военное время – наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и продолжается до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

 

3. Федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении». Закон определяет, что чрезвычайное положение – это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, обществ, объединений.

Основания для введения режима ЧП:

1. попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.

2. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п.

Цели введения чрезвычайного положения: 1) устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, 2) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, 3) защита конституционного строя РФ.

Режим чрезвычайного положения допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 

4. Федеральный закон № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне». Закон определяет, что оборона – это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне также привлекаются Пограничные войска ФСБ, Внутренние войска МВД, войска ГО.

Для выполнения отдельных задач привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки, органы ФСБ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

 

5. Федеральный закон № 31-ФЗ от 26 февраля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

 

6. «Положение о военно-транспортной обязанности» (введено Указом Президента Российской Федерации № 1175 от 2 октября 1998 года)

Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований

Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

 

7. Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 т. «О воинской обязанности и военной службе».

 

8. «Положение о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в спец формирования) для прохождения военной службы…» (введено Постановлением Правительства РФ № 1216 от 19 октября 1998 года)

Положение определяет порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан РФ, пребывающих в запасе, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Под призывом на военную службу и направлением на работу понимаются:

1. объявление общей или частичной мобилизации;

2. оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации;

3. явка (доставка) граждан в пункты сбора военных комиссариатов или непосредственно в воинские части и спец формирования;

4. доставка граждан из пунктов сбора в воинские части и специальные формирования;

5. документальное оформление факта призыва граждан на военную службу (направления на работу).

Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента об объявлении общей или частичной мобилизации.

 

Обсервационные пункты.

Обсервационные пункты (ОП) являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены: 1) для временной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения и 2) выполнения функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства РФ, приписываются к местным (распределительным) эвакопунктам, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.

Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству СФЗ органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Задачи ОП:

1. прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в ОП, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей;

2. медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);

3. лабораторные исследования с целью выявления бактерионосителей (по показаниям);

4. проведение по эпидемиологическим показаниям профилактических прививок;

5. материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного довольствия за время пребывания в ОП;

6. проведение санитарно-просветительной работы;

7. организация заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.

Состав ОП:

1. управление;

2. приемно-диагностическое отделение с изолятором на 50 коек;

3. бактериологическая лаборатория;

4. дезинфекционное отделение;

5. аптека;

6. подразделений обеспечения: столовая, хозяйственное отделение, склады.

Всего личного состава – 77 человек, из них 3 военнослужащих (начальник и 2 заместителя). Имеет 3 единицы техники.

Здания для развертывания ОП отводятся заблаговременно (в мирное время) вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических автомобильных дорог. При отводе зданий под ОП в них должны должны предусматриваться помещения для временного размещения 2000 человек.

Воинский учет. Общие положения.

Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (ГПЗ ВС РФ), является составной частью мобилизационной подготовки РФ.

Воинский учет в РФ – это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

 

Воинский учет проводится в соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» и «Положением о воинском учете» ( введено Постановлением Правительства РФ № 719 от 27 ноября 2006 года).

Закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает:

7. призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время;

8. прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

9. военное обучение в период военного положения и в военное время.

Военная службаособый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ в Вооруженных силах РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в воинских формированиях, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

 

Основные цели воинского учета:

1) обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами ВС, других войск, воинских формирований и органов в мирное время;

2) обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) ГПЗ в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа ГПЗ, работающих в этих органах и организациях.

 

Основные задачи воинского учета:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных ГПЗ для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

 

Воинскому учету подлежат граждане РФ:

А) мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе и не пребывающие в запасе (призывники);

Б) пребывающие в запасе Вооруженных Сил (военнообязанные):

1. уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;

2. не прошедшие военную службу:

− успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

освобожденные от призыва на военную службу в мирное время;

получавшие отсрочки от призыва, по достижении ими возраста 27 лет;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);

3. женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие военно-учетные специальности согласно утвержденному перечню, в том числе врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.

Не подлежат воинскому учету граждане РФ:

1. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

2. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5. постоянно проживающие за пределами РФ;

 

Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

 

Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе или ином равном им муниципальном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности (ВУС), а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военкоматами в течениевсего календарного года.

 

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Состав запаса (воинские звания) Возраст пребывающих в запасе
1-й разряд 2-й разряд 3-й разряд
муж. жен.
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет до 45 лет
Младшие офицеры до 45 лет до 50 лет до 55 лет до 50 лет
Старшие офицеры, в том числе:        
майоры, подполковники до 50 лет до 55 лет до 60 лет
Полковники до 55 лет до 60 лет
Высшие офицеры (генералы и маршалы) до 60 лет до 65 лет

Деление на разряды необходимо для разделения граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.) задач по обеспечению обороноспособности государства.

Лица 1-го и 2-го разрядов в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Лица 3-го разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к 3-му разряду: имеющие воинские звания младших офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а солдаты, сержанты и прапорщики – до достижения ими возраста 45 лет (на 5 лет меньше мужчин).

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится в отставку и снимается с воинского учета.

 

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

- состоять на воинском учете по месту жительства или месту временного пребывания;

- являться в установленное время и место по вызову (повестке);

- являться при увольнении с военной службы в запас ВС РФ в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

- сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, состоянии здоровья (получении инвалидности), места работы или должности, места жительства в пределах района;

- сниматься с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), и вставать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства;

- бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства производится с разрешения военного комиссара.

В паспорте военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.

Войны.

Война – конфликт между политическими образованиями (государствами, коалициями государств, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами с целью достижения политических, экономических, военных и иных целей.

По формулировке Карла Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами».

Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба (ведение противоборствующими сторонами военных действий различного масштаба на суше, в воздухе, на воде, под водой и в космосе) как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы.

Тотальная война – это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством ведения войны является армия.

Классификация войн:

1. По масштабу (в зависимости от размаха военных действий и состава воюющих государств):

- локальные;

- региональные;

- мировые (крупномасштабные).

2. По военно-политическим целям:

- справедливые, не противоречащие Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, ведущиеся в порядке самообороны стороной, подвергшейся нападению;

- несправедливые, противоречащие Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, попадающие под определение агрессии и ведущиеся стороной, предпринявшей нападение.

3. По количеству участвующих государств:

- коалиционные;

- двусторонние (одно государство против другого).

4. По продолжительности:

- скоротечные;

- затяжные.

5. По напряженности военных действий:

- высокой интенсивности;

- средней интенсивности;

- низкой интенсивности.

6. По средствам поражения:

- с применением только обычного оружия;

- с применением ядерного и других видов оружия массового поражения.

 

Локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Отличительными чертами локальной войны являются ограниченный территориальный размах ведения военных действий, участие в ней незначительных по численности войск (сил), применение, как правило, обычных вооружений.

К локальным войнам относят и гражданские войны.

Гражданская война – крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства. Способы ведения гражданских войн часто отличаются от традиционных. Наряду с использованием враждующими сторонами регулярных войск большое распространение получает партизанское движение, а также различные стихийные восстания населения и тому подобное. Нередко гражданская война сочетается с борьбой против иностранной интервенции других государств.

 

Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели.

 

Мировая (крупномасштабная) войнавойна крупных коалиций государств, в которую прямо или косвенно вовлекаются ведущие страны мира, и которая распространяется на все или большую часть континентов, акваторий океанов и морей, воздушное и космическое пространство. Такая война ведется, как правило, с предельно решительными целями, отличается глобальным размахом и ожесточенными формами военных действий, сопровождается огромными разрушениями и многочисленными потерями в вооруженных силах и жертвами среди мирного населения противоборствующих сторон.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников

 

Характерные особенности современных войн:

- применение различных форм и методов боевых действий;

- сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

- широкое использование криминальных формирований;

- скоротечность военных действий (30-60 суток);

- избирательное поражение объектов;

- повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

- нанесение точечных ударов по ключевым объектам (критическим элементам объектов экономики);

- сочетание мощного политико-дипломатического, информационного, психологического и экономического воздействия.

Стратегический характер современных войн определяет:

- скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии;

- массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;

- применение ранее неизвестных форм и способов ведения боевых действий; ведение вооруженной борьбы во всех сферах – на суше, в воздухе, на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;

- активную борьбу за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении;

- поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировки войск на всю глубину их построения;

- маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;

- постоянная угроза расширения масштабов конфликта.

Вооруженные конфликты.

Вооружённый конфликт (разновидность военного конфликта) – вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

Широкомасштабный вооруженный конфликт – это война. В войне цели, преследуемые сторонами, и применяемые средства уже не так ограничены, как в вооруженном конфликте. Не всякий вооруженный конфликт является войной, но всякая война с применением средств вооруженной борьбы – это вооруженный конфликт.

Отличия вооружённого конфликта от войны:

− ограниченность политических целей противоборствующих сторон;

− выдвижение на первый план в качестве причинных факторов не коренных, а более частных противоречий между сторонами;

− количественные и качественные ограничения пределов применения военной силы;

− сравнительно небольшие территориальные масштабы противоборства;

− сравнительно меньшая продолжительность или пульсирующий характер противостояния.

Виды вооруженных конфликтов:

1. международные: борьба народов против колониального господства и иностранной оккупации, расистских режимов, за осуществление своего права на самоопределение.

2. внутригосударственные: происходящие на территории какого-либо государства столкновения между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами.

Ядерное оружие..

Световое излучение.

Представляет собой поток видимых, инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Его источник – светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом. На образование светового излучения расходуется 30-35% всей энергии взрыва боеприпасов среднего калибра. Продолжительность светового излучения зависит от мощности и вида взрыва и может продолжаться до 20 секунд.

Наибольшим поражающим действием обладает инфракрасное излучение. Основным параметром, характеризующим световое излучение, является световой импульс, измеряющийся в калориях на 1см2 (кал/см2) или килоджоулях на 1 м2 (кДж/м2) поверхности.

Световое излучение ядерного взрыва при непосредственном воздействии вызывает ожоги кожи, поражение органа зрения (ожоги сетчатки глаз) и возгорание горючих материалов и объектов. Возможны вторичные ожоги, возникающие от пламени горящих зданий, сооружений, растительности.

 

Электромагнитный импульс

На него расходуется около 1% энергии взрыва.Воздействие электромагнитного импульса может привести к выведению из строя чувствительных электронных и электрических элементов, т. е. нарушается работа аппаратов связи, электронно-вычислительной техники и т.п., что отрицательно скажется на работе штабов и других органов управления.

Электромагнитный импульс не оказывает выраженного поражающего действия на людей. Поражение возможно только в тех случаях, когда человек в момент взрыва соприкасается с протяженными проводными линиями.

 

Ударная волна.

Наиболее мощный поражающий фактор ядерного взрыва. На ее образование расходуется около 50% всей энергии взрыва. Она представляет собой зону резкого сжатия воздуха, распространяющегося во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Продолжительность действия ударной волны составляет 0,3-0,6 с.

Источником возникновения ударной волны является высокое давление в центре взрыва, достигающее миллиардов атмосфер. Наибольшее давление возникает на передней границе зоны сжатия, которую принято называть фронтом ударной волны.

Поражающее действие ударной волны определяется избыточным давлением, которое измеряется в килопаскалях (кПа) или килограмм-силы на 1 см2 (кгс/см2).

Ударная волна может нанести незащищенным людям травматические поражения, контузии или стать причиной их гибели. Поражения могут быть непосредственными или косвенными.

Непосредственное поражение ударной волной возникает в результате воздействия избыточного давления и скоростного напора воздуха. Косвенные поражения люди могут получить в результате ударов обломками разрушенных зданий и сооружений, осколками стекла, камнями, деревьями и другими предметами, летящими с большой скоростью.

 

Отравляющие вещества (ОВ).

ОВ составляют основу химического оружия. Они поражают организм, проникая через органы дыхания, кожные покровы и раны от осколков химических боеприпасов. Кроме того, поражения могут наступать в результате употребления загрязненных продуктов питания и воды.

Виды классификации ОВ.

1. По тактическому назначению:

- смертельного действия: VX, зоман, зарин, иприт, азотистый иприт, синиль­ная кислота, хлористый циан, фосген;

- временно выводящие живую силу из строя: BZ;

- раздражающие: хлорацетофенон, адамсит, CS, CR.

 

2. По продолжительности сохранения поражающего действия:

- стойкие, поражающее действие которых сохраняется дни, недели и даже месяцы: иприт, VX);

- нестойкие, поражающее действие которых сохраняется от нескольких десятков минут до 2-4 ч: синильная кислота, хлорциан, фосген, дифосген, зарин).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (1.074 с.)