Потомок последнего правителя аксума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потомок последнего правителя аксума



Лалибэла был последним могущественным царем династии Загуйе. После него на троне утвердился, вероятно, его племянник по имени Нэакуто-Леаб. К тому времени значительно усилились конфликты внутри самой династии Загуйе, которые, очевидно, были одной из причин ее падения. Так, сын Лалибэлы Йитбарэк претендовал на трон, занятый его двоюродным братом Нэакуто-Леабом. Знать и правители Ласты разделились на два противоборствовавших в борьбе за власть лагеря. В то же самое время, т. е. приблизительно в середине XIII в., росла оппозиция против Загуйе и извне. И снова приходится обращаться к сохранившимся преданиям.

В царствование Нэакуто-Леаба, рассказывается в одной из легенд, в Шоа жил Йикуно-Амлак, девятый потомок Дыль-Нэада, последнего правителя Аксума. Отец Йикуно-Амлака, боясь за жизнь сына, которой угрожали ластенские правители Аксума, отдал его на воспитание в монастырь св. Стефания, что на острове озера Хайк, поручив заботу о нем знаменитому монаху аббе Ийесусу-Моа. Однажды в монастырь св. Стефания прибыл абба Тэкле-Хайманот, основатель монастыря Дэбрэ-Асбо в Шоа, имевший особые заслуги перед церковью в связи с успешным обращением в христианство народа Шоа — амхара.

Оба церковника — видные деятели того времени — пришли к мнению, что ввиду близкого и опасного соседства Ласты будет лучше, если подрастающий Йикуно-Амлак покинет монастырь на озере Хайк, чтобы вместе с Тэкле-Хайманотом отправиться в Шоа. Там абба Тэкле-Хайманот познакомил Йикуно-Амлака со знатью областей Шоа и Йифат 6, путешествуя с ним по Мэнзу, Тэгулету, {59} Мэрабете 7. После чего Йикуно-Амлак, стараясь быть неузнанным, появился при дворе в Ласте, где познакомился с придворным церемониалом. А абба Тэкле-Хайманот, вознамерившись непременно возвести его на престол, среди знати распространял мнение об узурпаторском характере власти представителей рода Загуйе, происходящего из народа Ласты агау, ибо жив потомок прежних правителей, законный наследник трона, представитель древней династии. Тэкле-Хайманот даже решился предстать перед Нэакуто-Леабом, которому прямо сказал, что эфиопский трон принадлежит не ему. И Нэакуто-Леаб — царь богобоязненный, — опасаясь, как бы слова аббы Тэкле-Хайманота не принесли несчастья, согласился, чтобы после его смерти власть была передана в руки Йикуно-Амлака.

Относительно этого места легенды существует много версий. Согласно одним, Нэакуто-Леаб пожелал передать трон Йикуно-Амлаку, чтобы он не достался двоюродному брату Йитбарэку. Согласно другим, народ в Ласте восстал против своего царя, и, когда Йикуно-Амлак также выступил против него с армией из Шоа, собственные войска Нэакуто-Леаба предали его и отказались от борьбы. Тогда Йикуно-Амлак убил скрывавшегося в соборе св. Кирилла царя и занял престол.

Все эти версии повторяют эпизод о поддержке, оказанной Йикуно-Амлаку духовенством и монахами, а особенно аббой Ийесусом-Моа из Хайка, аббой Тэкле-Хайманотом из Шоа, аббой Йоханысом из Дэбрэ-Дамо, аксумским ныбурэ ыд и патриархом Эфиопии абунэ Кириллом (Керлосом). На эфиопском престоле воцарились правители, считавшиеся наследниками аксумской династической линии. Одновременно с концом господства династии из народа агау центр Эфиопии вновь передвинулся из Ласты к югу — в Шоа. Гегемония в государстве на несколько столетий перешла к новым правителям. {60}

Глава III

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

«ГОД СВЯЩЕННОГО СОЮЗА»

Новому правителю Эфиопии Йикуно-Амлаку удалось получить власть благодаря сильной поддержке духовенства. Несомненно, что эта поддержка не была бескорыстной. На основании позднейших хроник можно предположить, что Йикуно-Амлак заключил с духовенством договор, передававший в собственность церкви третью часть земель в государстве. Очевидно, что обладание третью имущества страны сильно укрепило экономическое положение церкви. Более того, этот договор создал в будущем прочную экономическую основу взаимозависимости светской и духовной власти в Эфиопии. Ибо с того времени церковь не меньше, чем светская власть, была жизненно заинтересована в расширении границ государства и христианизации покоряемых народов. Эта взаимосвязь интересов нашла выражение также и в административной структуре государства. Вероятно, в рамках этого договора будущий правитель Йикуно-Амлак признал за эфиопским духовенством право на два главных государственных поста, значение которых оставалось важным и в последующие столетия. Речь идет прежде всего о санах ычэге и акабе сэат.

Высокое значение должности ычэге, главы эфиопских монахов, формально выражалось, в частности, в том, что этот сановник во время придворных торжеств сидел по правую руку от императора, как второе лицо в государстве после правителя. Со временем он станет фактически главой духовенства, с мнением которого император вынужден будет считаться. {61}

Вторым в духовной иерархии и третьим в светской был сан акабе сэат. Духовное лицо, занимавшее этот пост, обладало правом, с одной стороны, разрешать религиозные споры в лоне эфиопской церкви и издавать юридические вердикты, с другой же стороны, в качестве «блюстителя часов» составлять распорядок дня при дворе императора. В будущем акабе сэат станет одной из наиболее привилегированных и авторитетных фигур церкви и одновременно одной из самых влиятельных и значительных особ при дворе. Еще позднее функция акабе сэата будет приобретать все более светский характер, чтобы в конце концов стать исключительно придворной должностью.

Следовательно, не случайно в эфиопской традиции, создававшейся в значительной степени при участии духовенства, год заключения договора Йикуно-Амлака с церковью называется «годом священного союза». Нам не известна точная дата подписания этого трактата. Известно только, что договор был заключен незадолго до коронации Йикуно-Амлака, т. е. приблизительно в 1268 или 1270 г. 1 Об обстоятельствах заключения этого союза также существует несколько легендарных версий.

В соответствии с одной версией, «священный союз» был заключен Йикуно-Амлаком с аббой Ийесусом-Моа из островного монастыря, расположенного на озере Хайк, где, как утверждает легенда, Йикуно-Амлак провел свое детство. Согласно этой версии, абунэ Тэкле-Хайманот из Шоа был фигурой второстепенной, которая не сыграла какой-либо значительной роли в этих исторических событиях и не получила больших привилегий.

Согласно другим источникам, именно Тэкле-Хайманот был главным инициатором «священного союза». Существуют и другие версии, которые обоим деятелям эфиопской церкви отводят одинаковую роль в этом историческом событии.

Эти противоречия возникают потому, что история того периода пишется только на основании позднейших запи-{62}сей и исследователи не располагают ни одним достоверным свидетельством того времени. В последующие же эпохи между духовенством отдельных областей велась яростная борьба за влияние в государстве. Соперничество в борьбе за влияние и власть между духовенством из Шоа и с островов на озере Хайк займет важное место в политической истории Эфиопии. Отсюда понятно, что каждая из сторон старалась именно себе приписать заслугу возвращения трона «законной» династии и право пользоваться полученными от Йикуно-Амлака привилегиями.

В современной эфиопской исторической литературе утвердилась точка зрения, что в «год священного союза» сан ычэге получил Тэкле-Хайманот, основатель одного из наиболее влиятельных религиозных центров в Эфиопии — монастыря Дэбрэ-Асбо в Шоа (с XV в. он назывался Дэбрэ-Либанос), а пост акабе сэата, по данным этой литературы, занял Ийесус-Моа из Хайка.

Фактом является, что в XIV — XV вв. в Эфиопии в сан акабе сэата возводились именно монахи с озера Хайк и что в списках ычэге, передаваемых традицией, первым (в XIII в.) значится абунэ Тэкле-Хайманот.

И пусть трудно в настоящее время установить в деталях содержание договора «года священного союза», однако относительно его сути и последствий для дальнейшей истории Эфиопии сомнений нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.026 с.)