Возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников



 

В каждом возрастном периоде на становление самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте одной из форм ведущей деятельности является внеурочная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Внеурочная деятельность начинает влиять на формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Выделяют следующие принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе:

• соответствие возрастным особенностям обучающихся;

• преемственность с технологиями учебной деятельности;

• опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

• опора на ценности воспитательной системы школы;

• свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, которая тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в школе организуется по следующим направлениям:

• спортивно-оздоровительное,

• духовно-нравственное,

• общекультурное,

• общеинтеллектуальное,

• социальное.

Задачами внеурочной деятельности являются:

1. развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций;

2. развитие инициативы и творчества детей;

3. воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества;

4. пропаганда здорового образа жизни;

5. знакомство учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

6. мотивация учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

7. привитие навыков организации научного труда, работы со словарями и

энциклопедиями;

8. привитие интереса к исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В рамках нашего исследования нас интересует общекультурное направление внеурочной деятельности, которое организуется в таких формах, как кружки, игры-миниатюры, посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре и других.

Именно благодаря перечисленным выше формам внеурочной деятельности можно помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения [19, с. 133]. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на внеурочных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. К. Аспер утверждает, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности [2, с. 167]. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, находит в себе силы для их преодоления [6, с. 129].

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие [20, с. 272].

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности [33].

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;

- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

- уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

· - культуры отношений человека с человеком;

· - культуры быта, поведения в семье и обществе;

· - культуры образования;

· - культуры труда;

· - культуры творчества.

Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование адекватной самооценки, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».

Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой; способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.

Для развития самооценки у младших школьников необходимо соблюдение и такого условия как создание ситуации успехав учебной деятельности. Г.Ю.Ксензова указывает, что важно учитывать влияние таких факторов развития мотивации достижения успеха у младших школьников, как стремление к успеху, надежда на успех, наличие субъективных эталонов оценки достижений [10, с. 78]. В создании ситуации успеха важно обеспечить переживание каждым учеником радости достижения, осознание своих возможностей, веру в себя, вследствие чего у него формируются устойчивое чувство удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Это возможно при реализации сюжетно-игрового принципа построения занятия, когда содержательный материал и все формы работы оказываются увязанными в единую смысловую линию.

Сюжетно-игровое построение занятия позволяет варьировать объем материала, дает возможность обучающимся самим выбирать игровую ситуацию, модифицировать и направлять ее. Разнообразие ситуаций способствует обретению младшими школьниками успешности, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками обретения уверенности в себе, чувства самоуважения, достоинства как важнейших составляющих позитивного представления о собственной личности.

Общекультурное направление предполагает следующие планируемые результаты:

- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями;

- понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- сформированное эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе;

- сформированная потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;

- способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;

- знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Вышеуказанные условия, реализуемые комплексно, определяют эффективность процесса формирования самооценки младшего школьника.

Таким образом, взаимосвязь самооценки и внеурочной деятельности обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Оценки относительно успеваемости ребенка, высказываемые другими, имеют тенденцию превращаться в самооценку. Поэтому неуспевающие школьники часто ощущают свою некомпетентность и неполноценность, постепенно теряя природные любопытство и воображение, приобретенные ранее умения и навыки.

 

Выводы по Ӏ главе

 

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки – не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте. Успешное личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте способствует развитию у него уверенности в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Вот почему выбранную тему можно считать актуальной и достойной внимания родителей и ᴨедагогов.

Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность - возрастная норма для этого периода развития личности. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребенка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении обучающегося в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Для формирования адекватной самооценки у младших школьников рекомендуются следующие психолого-педагогические условия:

- организация педагогического взаимодействия с обучающимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи», направленного на возникновение у обучающихся адекватной самооценки;

- актуализация и развитие рефлексивных навыков;

- педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;

- создание ситуации успеха.

Данные условия помогут сформировать самооценку школьников, являющуюся подлинным регулятором их деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда будет правильно организованна сама деятельность учеников, когда их учат анализировать ее ход. Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать адекватную самооценку младших школьников. Незаменимо для формирования адекватной самооценки и создание ситуаций успеха. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

Внеурочная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки младшего школьника. Самооценка становится внутренним стимулом во внеурочной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей внеурочной деятельности он находит источники своего стимулирования.

Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

 

ГЛАВА ӀӀ. Эмпирическое исследование коррекции самооценки младших школьников во внеурочной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)