Общая характеристика самооценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика самооценки



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

ГЛАВА Ӏ. Теоретическое обоснование проблемы коррекции самооценки младших школьников……………………………………………………………..…7

1.1 Общая характеристика самооценки…………………………………..…7

1.2 Особенности самооценки младших школьников……………………..11

1.3 Возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников……………………………………………………………....18

Выводы по Ӏ главе…………………………………………………………....22

 

ГЛАВА ӀӀ. Эмпирическое исследование коррекции самооценки младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………….......24

2.1 Характеристика базы и методов исследования………………………..24

2.2 Описание коррекционной работы

2.3 Анализ результатов исследования……………………………………..27

Выводы по ӀӀ главе………………………………………………………..…28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – одна из главных задач образования, успешность решения которой во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я – концепция», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Составной и неотъемлемой частью «Я – концепции» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, на формирование учебной мотивации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, обеспечения детям сопровождения, поддержки на этапах адаптации, развития способности осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. Внеурочная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на самооценку младших школьников.

Вопросы развития самооценки младших школьников рассматриваются в работах о Божович Л.И., Ананьева Б.Г., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Кон И.С., Кули Ч.Х., Эриксона Э., Роджерса К., Долговой В.И., однако необходимо отметить, что вопросы коррекции самооценки детей во внеурочной деятельности в этих публикациях не затрагиваются.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью коррекции самооценки младших школьников, с одной стороны, а с другой - недостаточным использованием в этом процессе возможностей внеурочной деятельности.

Таким образом, на основании вышеизложенного противоречия, проблема заключается в исследовании влияния внеурочной деятельности на коррекцию самооценки младших школьников.

Выявленное противоречие позволило сформулировать тему нашей работы – «Коррекция самооценки младших школьников во внеурочной деятельности».

Объект исследования — самооценка младших школьников.

Предмет исследования — внеурочная деятельность как средство коррекции самооценки младших школьников.

Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников.

В основе нашей гипотезы лежит предположение о том, что общекультурное направление внеурочной деятельности будет являться эффективным средством коррекции самооценки младших школьников при создании следующих психолого-педагогических условий:

· выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

· сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

· включение младшего школьника в активную жизненную позицию;

· единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума.

· создание ситуации успеха;

· сюжетно-игровое построение занятия;

· педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;

· организация педагогического взаимодействия с обучающимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи». – потом посмотрим.

Задачи исследования:

1. дать общую характеристику самооценки;

2. раскрыть особенности самооценки младших школьников;

3. охарактеризовать возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников;

4. эмпирически изучить возможность коррекции самооценки младших школьников во внеурочной деятельности;

5. сделать выводы.

Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение; эмпирические – диагностическая методика «Лесенка».

База исследования: БОУ г. Омска «Лицей № 92». В исследовании приняли участие 5 учащихся 1 класса.

Структура и объем работы. Курсовая работа изложена на 32 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка используемых источников, представленного 25 изданиями. – потом.

 

ГЛАВА Ӏ. Теоретическое обоснование проблемы коррекции самооценки младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное общество предъявляет высокие требования к оценочному компоненту личности. Самооценка имеет большое значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. У человека должна быть адекватная самооценка, ведь самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.

Внеурочная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Нормальная самооценка способствует адекватному восприятию своей личности и своих поступков. Человек с нормальным уровнем самооценки в силах видеть свои положительные качества и подавлять отрицательные, работая над ними. Ему не составляет труда достигать поставленных целей, жить в гармонии с самим собой и просто получать удовольствие от жизни и быть счастливым.

Тем не менее, довольно часто бывает так, что уровень самооценки индивида снижен. Факт заниженной самооценки является настоящим бичом психологического здоровья людей. Губительно воздействуя на сознание, низкая самооценка не дает выразить человеку свою индивидуальность, реализовать себя и свой потенциал, становится огромным препятствием на пути к успеху, да и просто мешает жить и получать удовольствие от каждого прожитого момента.

Человек с заниженной самооценкой часто не способен замечать в себе хорошее, ему с трудом удается реализовать свои планы и стремления. При малейших трудностях у него опускаются руки, подвернувшиеся для самореализации возможности, остаются упущенными. Как следствие, человека охватывает необоснованный комплекс вины, наступает разочарование в жизни, ощущение собственной никчемности. Данные факторы могут привести к затяжной депрессии и плачевным результатам, поэтому очень важно начать бороться с низким уровнем самооценки.

Следовательно, самооценку можно и нужно развивать, используя для этого разнообразные методы и приёмы. Не стоит откладывать на потом работу над этим вопросом, потому как чем дольше длится процесс подготовки, тем больше заниженная самооценка будет способствовать возрастанию неуверенности в своих силах.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

ГЛАВА Ӏ. Теоретическое обоснование проблемы коррекции самооценки младших школьников……………………………………………………………..…7

1.1 Общая характеристика самооценки…………………………………..…7

1.2 Особенности самооценки младших школьников……………………..11

1.3 Возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников……………………………………………………………....18

Выводы по Ӏ главе…………………………………………………………....22

 

ГЛАВА ӀӀ. Эмпирическое исследование коррекции самооценки младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………….......24

2.1 Характеристика базы и методов исследования………………………..24

2.2 Описание коррекционной работы

2.3 Анализ результатов исследования……………………………………..27

Выводы по ӀӀ главе………………………………………………………..…28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – одна из главных задач образования, успешность решения которой во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божович, А. И. Липкиной следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я – концепция», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Составной и неотъемлемой частью «Я – концепции» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, на формирование учебной мотивации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, обеспечения детям сопровождения, поддержки на этапах адаптации, развития способности осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. Внеурочная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на самооценку младших школьников.

Вопросы развития самооценки младших школьников рассматриваются в работах о Божович Л.И., Ананьева Б.Г., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Кон И.С., Кули Ч.Х., Эриксона Э., Роджерса К., Долговой В.И., однако необходимо отметить, что вопросы коррекции самооценки детей во внеурочной деятельности в этих публикациях не затрагиваются.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью коррекции самооценки младших школьников, с одной стороны, а с другой - недостаточным использованием в этом процессе возможностей внеурочной деятельности.

Таким образом, на основании вышеизложенного противоречия, проблема заключается в исследовании влияния внеурочной деятельности на коррекцию самооценки младших школьников.

Выявленное противоречие позволило сформулировать тему нашей работы – «Коррекция самооценки младших школьников во внеурочной деятельности».

Объект исследования — самооценка младших школьников.

Предмет исследования — внеурочная деятельность как средство коррекции самооценки младших школьников.

Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников.

В основе нашей гипотезы лежит предположение о том, что общекультурное направление внеурочной деятельности будет являться эффективным средством коррекции самооценки младших школьников при создании следующих психолого-педагогических условий:

· выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

· сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

· включение младшего школьника в активную жизненную позицию;

· единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума.

· создание ситуации успеха;

· сюжетно-игровое построение занятия;

· педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;

· организация педагогического взаимодействия с обучающимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи». – потом посмотрим.

Задачи исследования:

1. дать общую характеристику самооценки;

2. раскрыть особенности самооценки младших школьников;

3. охарактеризовать возможности внеурочной деятельности в коррекции самооценки младших школьников;

4. эмпирически изучить возможность коррекции самооценки младших школьников во внеурочной деятельности;

5. сделать выводы.

Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение; эмпирические – диагностическая методика «Лесенка».

База исследования: БОУ г. Омска «Лицей № 92». В исследовании приняли участие 5 учащихся 1 класса.

Структура и объем работы. Курсовая работа изложена на 32 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка используемых источников, представленного 25 изданиями. – потом.

 

ГЛАВА Ӏ. Теоретическое обоснование проблемы коррекции самооценки младших школьников

Общая характеристика самооценки

 

Единое определение понятия «самооценка» отсутствует, расхождение в терминологии обусловлено разными подходами к объяснению значения данного слова.

По мнению А.Б. Лариной, «самооценка - элемент самосознания, форма отражения субъектом определенного вида отношений между предметом оценивания, эталоном, ценностями, критериями, оценками, полученными со стороны» [16, с.28].

Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Рытченко Т.А. приводит такое определение самооценки: «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей» [14, с. 113].

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» [32].

Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках [22, с. 78].

По мнению Л.И. Божович, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности, подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований [5, с. 350].

Поскольку самооценка имеет нравственный оттенок своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов и является одним из проявлений нравственного самосознания и совести личности, то способность к самооценке необходимо формировать в человеке по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими [12, с. 147]. Поэтому в самооценке человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя.

Рассмотрим основные механизмы формирования самооценки:

a) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними [24, с. 354]

б) социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя, когда сравниваем себя с другими. Как правило, мы предпочитаем сравнение себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе [4, с. 31-38].

Выделяют также восходящее и нисходящее социальное сравнение. Восходящее сравнение - это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение - сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у нас комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение. Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценка растет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения - эффект контраста. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам, наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-то очень хорошее - эффект ассимиляции. Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого также следует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих (подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезной основой для повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе [21, с. 65].

в) смысловая интерпретация жизненных переживаний. Самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения. Сами эталоны оценки оказываются различными, причем даже внутри одной и той же группы эталоны неоднозначны, поскольку группа неоднородна по составу: ее члены обладают различными индивидуальными психологическими особенностями:

Эффект ожиданий – обыденные представления, более или менее определенно существующие у каждого человека относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения [30]. Рассуждение строится по следующей модели: если оценивающий убежден, что черта X всегда встречается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту У, хотя в данном конкретном случае она может и отсутствовать. Такое произвольное сцепление черт получило название иллюзорных корреляций. Рождаются ничем не обоснованные представления об обязательном сцеплении тех или иных качеств. Восприятие личностью партнера по общению, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению такого дискомфорта, что за ним последует полный отказ от общения. Многократно повторенная аналогичная ошибка будет формировать устойчивое свойство - закрытость в общении, то есть возникает определенное коммуникативное качество личности [3, с. 173].

г) теория самосознания. Состоит в том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик [28, с. 169]. Также имеет значение, какие положительные и отрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широко распространены, а какие являются относительно редкими. Самая низкая самооценка обнаруживается у людей, считающих что «идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристики относительно редки [11, с. 95].

Хотя люди обычно применяют один и тот же критерий для оценки себя и других, они часто более строги к самим себе. В формировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренние переживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человеком или плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным очень зависит и от того, что оно сам о себе знает, а не только от его престижа в обществе. Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротических фантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, или обладать детскими желаниями, о которых он стыдится поведать даже самым близким своим друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, у каждого создается впечатление, что только он и некоторые другие неприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках. Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широко распространены [23, с. 55].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания. «Во - первых, являясь критерием соответствия его поведения требованиям окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [5, с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку [1, с.68].

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.

По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм» [29, с. 54]. Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, что функция самооценки как регулятора поведения развивается наряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [15, с. 99].

Самооценка– это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности [8, с. 279].

В структуре самооценки выделяют два компонента:

- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации;

- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка в зависимости от своей формы может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Выделяются следующие виды самооценки: адекватная, завышенная, заниженная.

Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих [29, с. 63].

Завышенная самооценка – это неадекватно преувеличенная оценка индивидом собственного потенциала и личных возможностей.

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я» [27, с.67].

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной [15, с. 302]. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.

Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.

Таким образом, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Самооценка является объектом такого важного и сложного образования в психике человека, как самосознание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.073 с.)