Какое, по вашему мнению, значение имеет в наше время профессиональная деятельность психологов-клиницистов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое, по вашему мнению, значение имеет в наше время профессиональная деятельность психологов-клиницистов.



Психолог клиницист, клиническая психология

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главной задачей которой является решение практических и теоретических вопросов по предупреждению и диагностике заболеваний и патологических состояний. Методами клинической психологии являются психокоррекционные формы воздействия на процессы выздоровления и реабилитации.

Также в компетенцию клинической психологии входит решение различных экспериментальных вопросов и изучение воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения продолжительных дезадаптивных состояний.

Клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения деятельности индивида и условий окружающей его действительности, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Вся диагностика, применяемая в клинической психологии, делится на позитивную и негативную.

Негативная диагностика используется для выявления различных состояний нарушения, как психического, так и соматического здоровья. Целью негативной диагностики является постановка диагноза, определение акцентуаций, выявление патологических механизмов функционирования и различение их с другими, чем-то похожими нарушениями и состояниями.

Позитивная диагностика используется для выявления личностных и индивидуальных особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических функций и т.д.

Условно, все виды (типы) диагностик, используемых в клинической психологии, можно разделить на:

- клинические: дифференциально-диагностическую, топическую;

- диагностику характера, структуры и степени нарушений психических функций;

- диагностику особенностей пациента, как личности, так и индивидуальности;

- диагностику аномалий развития в детском возрасте;

- экспертизы: военно-врачебную, врачебно-трудовую, судебно-психиатрическую;

- медико-педагогическую;

- реабилитационную;

- психокоррекционную.

В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований связаны с выявлением именно тех основных компонентов психической деятельности, аномалия которых связана с формированием патологической структуры психики.

Психологические методы, используемые для диагностики, обычно, представляют собой интеллектуальные и практические задачи, подразумевающие какие-либо действия. Различные комбинации задач предлагаются больным в соответствии с конкретными целями диагностики.

Например, для обнаружения утомляемости используется метод отыскания чисел (счет по Крепелину), для выявления патологии памяти применяются тесты на заучивание слов и цифр, а также тесты на опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и т.д.

Существует большое множество, как патопсихологических, так и нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия, моделирования решений и т.п. Подавляющее большинство методик направлено на выявление расстройств психической деятельности, в отличие от экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.).

 

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНЫХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

Выражение задач науки является делом непростым и кропотливым, так как существуют задачи общие и частные, теоретические и практические, широкие и узкие и т.д. Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Кроме нее психология решает ряд и других задач:

* Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания. Однако факты сами по себе науку не делают. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются сначала менее важными, но со временем, по мере накопления требуют упорядочивания и истолкования.

* Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.

* Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов является довольно сложной. Например, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют непосредственно психологические закономерности памяти.

* Завершающей задачей является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при этом поднимается большое количество сопутствующих этому проблем: социальных, экономических, методических, организационных. Помимо того, психолог соприкасается с проблемными аспектами, такими как: моральный, этический, нравственный. Допустим, что ученый доказал свое умение сформировать то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. Однако, какая уверенность в том, что такое формирование надо производить у всех? Ведь реальная безвредность, значимость вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

Отрасли психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.01 с.)