Опишите задачи психологии и на этой основе определите актуальность психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите задачи психологии и на этой основе определите актуальность психологии.



1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

3. Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.

Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив - это то, что побуждает деятельность(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей

4. Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Современный студент вуза — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса — вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении.

В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.

 

Студенту присущи общие возрастные особенности: биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила и др.); психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств); социальная (общественные отношения, качества, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.). Вместе с тем, изучая конкретного студента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, особенности его психических процессов и состояний.

 

Особенно сложно приходится студентам первого курса. Временной отрезок между окончанием школы и началом обучения в вузе очень короткий, и именно на нем необходимо существенно скорректировать ранее поставленные цели, глубоко переосмыслить свои привычки и поведение, в результате чего появляются новые качества, которые способствуют выполнению новых социальных ролей, проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Перед студентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому — однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих.

Между процессом обучения и развитием существует сложная динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом. Л.С. Выготский доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» ближайшего развития, очерченную кругом задач, которые на определенном этапе развития студент способен решать под руководством преподавателя, а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно.

5. Сегодня в образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося — это решающий фактор процесса образования. Считаю, что одной из главных задач, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели; предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. [4, с. 245] С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Проблема выбора необходимой образовательной технологии возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые, а может быть хорошо забытые старые технологии, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе использую технологии проблемного обучения. Проблемное обучение определяют как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. [3,с. 257] Проблемная ситуация- центральное звено проблемного обучения, с помощью которого побуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. [1, с. 16] Компонентами проблемной ситуации являются: - Неизвестное (новое понятие, отношение, способ или условие действия) - потребность в новом знании - возможности обучающихся в анализе условий поставленного задания и усвоении новых умений - интеллектуальные возможности учеников к открытию нового. Выделяют несколько способов создания проблемных ситуаций: - побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними - использование учебных и жизненных ситуаций - постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения - побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах - выдвижение предположений, формулировка выводов и их опытная проверка - побуждение учеников к сравнению, сопоставлению и противопоставлению явлений, правил - побуждение учеников к предварительному обобщению новых фактов - организация межпредметных связей - варьирование задачи, переформулировка вопроса. Существует несколько условий создания проблемных ситуаций: - наличие потребности в новых знаниях - должно быть какое-то значимое для ребёнка разногласие, противоречие - наличие определённых внутренних условий мышления - учитель должен знать общие закономерности возникновения проблемных ситуаций - учителю необходимо подготовить учащихся по их развитию и уровню знаний к применению проблемных ситуаций на уроках. Современность проблемного обучения определяется присущими ему объективными преимуществами в решении задач школы. В проблемном обучении создаются наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному специалисту качеств личности, как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. Эти условия создаются благодаря активной поисковой познавательной деятельности обучающихся, решающих важные учебные проблемы, благодаря вооружению учащихся способами познавательной деятельности и формированию положительных мотивов учения. Центр тяжести в проблемном обучении переносится на активность самого ученика, учитель опирается на развитие его мыслительных процессов, а не только на его память и заучивание материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.005 с.)