Опишите психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите психологические факторы, влияющие на процесс обучения.



Для того чтобы организовать успешную учебную деятельность, учитель должен иметь хорошее представление об основных характеристиках обучаемых, знать их способности к восприятию изучаемого материала, его запоминанию, переработке, а также об использовании изучаемой информации для решения разных учебных задач. При обучении в первую очередь в работу включаются органы чувств обучающегося, его ощущения, восприятие, затем подключаются запоминание и образование ассоциаций, осмысление и творческая переработка информации.

Процессы психической регуляции инициируют и направляют поведение человека. Их основная роль состоит в обеспечении направленности и интенсивности, а также временного регулирования поведения. Обозначим основные из этих процессов.

Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к разным аспектам действительности.

Функция эмоций – это оценка явлений окружающей действительности, результатов поведения индивида. Внутренне эта оценка проявляется в виде эмоционального переживания, внешне – в виде эмоциональной экспрессии. Основа эмоций заложена в физиологических процессах активации различных систем, но не только физиологическое возбуждение необходимо для возникновения специфических эмоций. Эмоциональные процессы тесно связаны с мотивационными, в эмоции проявляется оценка индивидом возможностей для удовлетворения своих потребностей в данной ситуации и в перспективе. Для возникновения эмоции как определенного психологического процесса необходима не только мотивация, но и когнитивная интерпретация ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели.

Процессы принятия решения имеют большое значение. Главный момент принятия решения – выбор варианта действия, который позволяет достичь лучшего результата. В основе принятия решения заложены субъективное переживание человеком вероятности множества событий и субъективные оценки полезности или вреда для себя этих событий. Большое значение имеет также оценка степени трудности достижения того или иного исхода. При выборе действия человек руководствуется различными стратегиями и правилами принятия решения. Основным является правило субъективной оптимальности, которое складывается из уверенности в правильности выбранного решения, меры неудовлетворенности им после выбора, отсутствия желания выбрать другой вариант решения.

Ранее процессы принятия решения относили к разряду волевых процессов, которые на самом деле являются аспектами мотивационной регуляции поведения, а именно мотивационным процессом, позволяющим преодолевать ситуативные трудности ради достижения долговременных отсроченных целей.

 

4. РАСКРОЙТЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цели преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются.

Место психологии в системе паук, специфика ее содержания — традиционный предмет для дискуссий. В зависимости от предмета и метода, которые взяты за основу, психология может быть отнесена: к 1) философскому, 2) естественнонаучному или 3) гуманитарному знанию.

В связи с этим в разные эпохи, в разных странах и учебных заведениях психология преподавалась как в рамках философских и естественнонаучных предметов, так и в рамках гуманитарных дисциплин. Соответствующим образом определялись и цели преподавания психологии.

Интерес студентов и учащихся к курсу психологии в настоящее время и значительной степени обусловлен их представлением о психологии как гуманитарной дисциплине. Преподаватели должны считаться с этим при постановке целей обучения, а также в процессе отбора содержания учебных курсов.

Цели преподавания психологии по данным образовательным программам должны включать в себя:

1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;
2) обучение прикладным психологическим знаниям;
3) обучение научно-исследовательским умениям;
4) обучением практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач;
5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей;
6) формирование психологической культуры.

Основными целями обучения в сфере научной психологии как вида деятельности являются:

• Цель 1. Теория и содержание психологии. Студенты должны продемонстрировать знакомство с основными концепциями, теоретическими перспективами, эмпирическими данными и историческими тенденциями психологии.
• Цель 2. Исследовательские методы в психологии. Студенты должны понимать и уметь применять основные исследовательские методы в психологии, включая исследовательский проект, анализ данных и интерпретацию.
• Цель 3. Умения критического мышления в психологии. Студенты должны уметь использовать метод критического и творческого мышления, постановки вопросов и научный подход к решению проблем, связанных с поведением и психическими процессами.
• Цель 4. Приложение психологии. Студенты должны понимать и уметь применять психологические принципы к личным, социальным и организационным проблемам.
• Цель 5. Ценности в психологии. Студенты должны понимать основания тех или иных действий, быть терпимыми к неопределенности, действовать в соответствии с правилами этики и понимать другие ценности, которые лежат в основе психологт как дисциплины. Знания, умения и ценности общего образования, которые в дальнейшем находят свое развитие в сфере психологии.
• Цель 6. Информационная и технологическая грамотность. Студенты должны продемонстрировать компетентность в информационной сфере и способность использовать компьютеры и другие технологии в различных целях.
• Цель 7. Коммуникативные умения. Студенты должны быть способны к эффективному общению в разных аспектах и формах.
• Цель 8. Социокультурное и международное сознание. Студенты должны осознаний, и понимать сложность социокультурного и международного многообразия.
• Цель 9. Личное развитие. Студенты должны добиться понимания своих психических процессов, собственного поведения, а также поведения других людей и научиться применять эффективные стратегии для управления собой и самосовершенствования.
• Цель 10. Профессиональное планирование и развитие. В результате обучения студенты должны получить реалистические представления о том, как они могут применить свои психологические знания, умения и ценности в профессиональной сфере в самых различных ситуациях.

Основными задачами обучения в сфере научной психологии как вида деятельности являются:

1) углубленное изучение аспирантами (адъюнктами) психологических дисциплин по научной специальности;
2) обучение умениям применять знания по научной специальности для решения научно-исследовательских задач;
3) обучение знаниям, умениям и навыкам научно-исследовательской работы;
4) обучение умениям педагогической деятельности в сфере психологии.

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

1. диагностическую и коррекционную;
2. экспертную и консультативную;
3. учебно-воспитательную;
4. научно-исследовательскую;
5. культурно-просветительную.

 

РАСКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ».

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

На сегодняшний день в условиях модернизации системы образования к профессиональной подготовке специалистов предъявляется всё больше требований. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями общества и реализовать себя в нем, быть конкурентоспособными на рынке труда. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Использование инновационных технологий особую значимость приобретает при подготовке студентов педагогических специальностей в связи с тем, что выпускники в своей будущей деятельности должны будут обращаться к применению инновационных технологий, к поиску новых дидактических методик и приемов в процессе профессиональной деятельности.

Итак, инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.

Рассматривая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить обучение к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Таким образом в педагогической практике сложилась определенная система инновационных образовательных технологий, к которым относятся: методика и технология дистанционного обучения, кейс метод, метод портфолио, метод проектов, электронное тестирование. Внедрение новейших информационных и коммуникационных технологий в образование требует углубленного анализа преимуществ и недостатков использования мультимедийных комплексов в учебном процессе. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в социально-гуманитарном образовании. В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.01 с.)