Циклические теории историко-культурного процесса (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циклические теории историко-культурного процесса (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).



Циклические теории историко-культурного процесса (А. Тойнби, О. Шпенглер и др.).
Одним из первых, кто использовал понятие цивилизации как культурно-исторического типа, был русский историк Н.Я. Данилевский. Он предложил анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с "естественной историей". А "естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы могут подразделяться" [1, 13-27].
Он выдвинул предположение о появлении качественно нового культурно-исторического "славянского" типа.
Идею цивилизации как культурно-исторического типа плодотворно развивал Освальд Шпенглер, предсказавший в своей известной работе "Закат Европы" неизбежную гибель западноевропейской цивилизации. В отличие от Данилевского (который сравнивает ход развития культурно-исторических типов многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неотчетливо продолжителен, но период цветения и плодоношения - сравнительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу"), Шпенглер соотносит период бытия каждой "локальной культуры" с жизнью цветка.
Культура, утверждает он, может сформироваться со всеми свойственными чертами на почве жестко ограниченной местности; ее нельзя пересадить в другую почву - в результате она погибнет. Культура умирает также после того, как ее "душа" реализует сумму своих возможностей в виде языков, вероучений, наук, искусств, народов и государств.
Время жизни цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено строгому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат.
Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая - вершину, три последних организуют нисходящий этап. Восходящий этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности - политической, экономической, научной, религиозной, художественной. Это культура в собственном смысле слова.
Что касается нисходящего этапа, то для него свойственен механический тип эволюции и окаменелые формы культуры. Именно этот этап Шпенглер называет цивилизацией.
В 20-х годах с книгой "Закат Европы" ознакомился Арнольд Тойнби и пришел к выводу, что теория Шпенглера верна, однако его не удовлетворял метод, каким она аргументирована. Главным трудом его жизни стало 12-томное «Исследование истории», на 6 тысячах страниц которой изложен большой материал из истории всех живших в прошлом народов и цивилизаций.
Тойнби выделяет 5 основных фаз созревания любой цивилизации: возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. Опираясь на достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков цивилизаций. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8: западная, византийско-ортодоксальная, русско-ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская.
Таким образом, цивилизация возникает, существует и развивается благодаря постоянным, непрекращающимся усилиям человека.
Важное место в концепции А. Тойнби занимает анализ взаимодействия между личностью и обществом.

 

О. Шпенглер «Закат Европы».

В своем главном произведении «ЗАКАТ ЕВРОПЫ» (Т. 1-2, 1918-1922), написанном под непосредственным впечатлением от первой мировой войны, Ш. выдвинул концепцию культуры, привлекавшую внимание мыслителей на протяжении всего XX в. Опираясь на накопленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкознанием и другими науками обширный материал, Ш. стремится разработать историко-философские основания возможно более полного отражения исторического формотворчества народов. Попытка Ш. раздвинуть горизонты традиционной исторической науки, определить место европ. культуры среди других культур связана у него с резкой критикой основных постулатов западной исторической науки XIX века - европоцентризма, панлогизма, историзма, «линейной» направленности. Ш. противопоставляет им учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Таких культур, по Ш., восемь - египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Их существование Ш. считает свидетельством не единого процесса мировой истории, а единства проявлений жизни. Циклическая теория развития должна, по Ш., преодолеть механицизм одномерных эволюционных схем развития. Идея круговорота, утверждающая цикличность развития в разрозненных в пространстве и во времени культурных мирах, которые даже при одновременном существовании не сообщаются между собой, обусловливает особое внимание к их индивидуальности, исключительности, внутреннему единству. Движение истории, ее логика рассматриваются Ш. как развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Культура, по Ш. - это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.004 с.)