Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная характеристика научного стиля и его подстилей. Лексическая, морфологическая и синтаксическая специфика научного стиля. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Научный стиль – одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства и реализующаяся в книжных специализированных текстах разных жанров. В число жанров научного стиля входят статья, монография, рецензия, отзыв, резюме, реферат, аннотация, учебник, учебно-методическое пособие и т. д. Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. Следовательно, лингвистические особенности научного стиля речи обусловлены экстралингвистическими, то есть внеязыковыми, особенностями: целями, задачами, потребностями общения в научной сфере и ее разновидностях. К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся: 1) абстрактность и обобщенность; 2) точность, однозначность, понятийность и определенность; 3) отсутствие образности и эмоциональности; 4) логичность. Научный стиль речи на уровне предложения характеризуется большим количеством словосочетаний, выраженных цепочкой существительных в родительном падеже (условия образования дифракционных максимумов), использованием отыменных предлогов (путем, с помощью, в результате), большим количеством причастий часто в пределах одного предложения и рядом других признаков. В научном стиле преобладают слова нейтральные и слова с отвлеченным и обобщенным значением. Почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета. В научном стиле активно используется специальная терминология и общенаучная лексика. научный стиль подразделяется на три основные разновидности: собственно научный подстиль, научно-учебный подстиль и научно-популярный подстиль. · Собственно научный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения объективно новых научных знаний. Это стиль научных статей, монографий, докладов на научных конференциях, стиль научных дискуссий. Автор и адресат речи при этом равноправны в отношении к уровню творческой научной деятельности. · Научно-учебный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения субъективно новых научных знаний. Владение этими знаниями необходимо адресату или в общекультурном, общеобразовательном плане (школьное обучение), или в плане профессиональном. Научно-учебный подстиль используется в устной речи педагога, при написании учебников. Автор речи обычно не является «автором» тех закономерностей, понятий, идей, которые излагает. Он посредник между наукой и адресатом, стремящимся освоить основы этой науки.
К признакам научно-учебной речи следует отнести, прежде всего, то, что типичное для научной речи понятийное содержание дополняется уровнем представлений – образов действительности, имеющих чувственно-предметный, конкретный характер. Вторым специфическим признаком учебных текстов является то, что в их содержании имеются инструктивные компоненты, а сами тексты включают формулировки различных правил и определений, обладающих объяснительной силой. К особенностям научно-учебной речи необходимо отнести и подчеркнутую диалогичность. Она может выражаться с помощью различных средств: местоимений, глагольных форм, вопросительных предложений, диалогических единств и т. д. Диалогичность проявляется и в том, что в учебных текстах процесс познания не только является компонентом содержания, но и выражается внешне, в определенном функционально-смысловом типе речи – рассуждении. · Научно-популярный подстиль обслуживает процесс популяризации, распространения научной информации. Его задача – ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения. Лексические средства научного стиля В научном стиле встречаются специальные слова, обозначающие понятия - термины. Основное требование к термину - лексическая однозначность. Любое слово в научном тексте употребляется лишь в одном значении. т.к. в науке недопустима игра слов. Слово чаще выступает в обобщенном значении. В научном стиле очень много слов, которые имеют отвлеченное (абстрактное) значение: установление, зависимость. закономерность, происхождение и т.д., в качестве основного средства связности в научном стиле используется повтор слова. Как правило, в научном стиле не используют эмоционально окрашенную лексику, а также синонимическую замену в качестве средства связности
Морфологические средства научного стиля В научном стиле чаще используются глаголы несовершенного вида настоящего времени. Это особая форма настоящего времени. Иногда его называют «настоящее вневременное», потому что оно имеет значение «всегда», «постоянно»: система терминов данной области науки, производства или искусства составляет ее терминологию. В отличие от остальных слов языка термины создаются искусственно. Так, слово «корень» (растения) возникло в языке, а термин «корень» (слова) образован в лингвистике. Поэтому в каждой терминологии термин имеет дефиницию -точное, строго логическое определение. Многие глаголы (является, представляется, считается и т.п.) выступают в роли связок в составном именном сказуемом. существительных в предложении значительно больше, чем глаголов (соотношение 4: 1), при этом чаще используются существительные среднего рода. Местоимения необходимы для тoгo, чтобы текст не казался однообразным. Другие части речи, в частности прилагательные, могут употребляться в значении местоимений: Это явление имеет определенные характеристики. В предложениях используются также наречия со значением следования: сначала, потом, затем. Особую роль в научном стиле играет местоимение мы. Его используют для обозначения автора: «Мы пришли к выводу» = «Я пришел к выводу», Надо заметить, что в последнее десятилетие ХХ века мы авторское все чаще заменяется я, а также местоимение мы выступает в значении мы совокупности «Итак, мы видели» = «Мы с вами видели».
синтаксические средства научного стиля Как правило, предложения научного стиля сложные, повествовательные, распространенные, достаточно большие по объему. В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень частотны причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчеркивают логичность текста: во - первых, во - вторых, итак, следовательно, употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда это целые предложения предложения скрепы: вначале рассмотрим, перейдем к проблеме, об этом говорилось выше.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.007 с.) |