Функциональная характеристика научного стиля и его подстилей. Лексическая, морфологическая и синтаксическая специфика научного стиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная характеристика научного стиля и его подстилей. Лексическая, морфологическая и синтаксическая специфика научного стиля.



Научный стиль – одна из функциональных разновидностей общелитературного языка, обслуживающая сферу науки и производства и реализующаяся в книжных специализированных текстах разных жанров. В число жанров научного стиля входят статья, монография, рецензия, отзыв, резюме, реферат, аннотация, учебник, учебно-методическое пособие и т. д.

Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. Следовательно, лингвистические особенности научного стиля речи обусловлены экстралингвистическими, то есть внеязыковыми, особенностями: целями, задачами, потребностями общения в научной сфере и ее разновидностях.

К экстралингвистическим особенностям научного стиля относятся:

1) абстрактность и обобщенность;

2) точность, однозначность, понятийность и определенность;

3) отсутствие образности и эмоциональности;

4) логичность.

Научный стиль речи на уровне предложения характеризуется большим количеством словосочетаний, выраженных цепочкой существительных в родительном падеже (условия образования дифракционных максимумов), использованием отыменных предлогов (путем, с помощью, в результате), большим количеством причастий часто в пределах одного предложения и рядом других признаков. В научном стиле преобладают слова нейтральные и слова с отвлеченным и обобщенным значением. Почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета. В научном стиле активно используется специальная терминология и общенаучная лексика.

научный стиль подразделяется на три основные разновидности: собственно научный подстиль, научно-учебный подстиль и научно-популярный подстиль.

· Собственно научный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения объективно новых научных знаний. Это стиль научных статей, монографий, докладов на научных конференциях, стиль научных дискуссий. Автор и адресат речи при этом равноправны в отношении к уровню творческой научной деятельности.

· Научно-учебный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения субъективно новых научных знаний. Владение этими знаниями необходимо адресату или в общекультурном, общеобразовательном плане (школьное обучение), или в плане профессиональном. Научно-учебный подстиль используется в устной речи педагога, при написании учебников. Автор речи обычно не является «автором» тех закономерностей, понятий, идей, которые излагает. Он посредник между наукой и адресатом, стремящимся освоить основы этой науки.

К признакам научно-учебной речи следует отнести, прежде всего, то, что типичное для научной речи понятийное содержание дополняется уровнем представлений – образов действительности, имеющих чувственно-предметный, конкретный характер. Вторым специфическим признаком учебных текстов является то, что в их содержании имеются инструктивные компоненты, а сами тексты включают формулировки различных правил и определений, обладающих объяснительной силой.

К особенностям научно-учебной речи необходимо отнести и подчеркнутую диалогичность. Она может выражаться с помощью различных средств: местоимений, глагольных форм, вопросительных предложений, диалогических единств и т. д. Диалогичность проявляется и в том, что в учебных текстах процесс познания не только является компонентом содержания, но и выражается внешне, в определенном функционально-смысловом типе речи – рассуждении.

· Научно-популярный подстиль обслуживает процесс популяризации, распространения научной информации. Его задача – ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения.

Лексические средства научного стиля

В научном стиле встречаются специальные слова, обозначающие понятия - термины. Основное требование к термину - лексическая однозначность. Любое слово в научном тексте употребляется лишь в одном значении. т.к. в науке недопустима игра слов. Слово чаще выступает в обобщенном значении. В научном стиле очень много слов, которые имеют отвлеченное (абстрактное) значение: установление, зависимость. закономерность, происхождение и т.д., в качестве основного средства связности в научном стиле используется повтор

слова. Как правило, в научном стиле не используют эмоционально окрашенную лексику, а также синонимическую замену в качестве средства связности

 

Морфологические средства научного стиля

В научном стиле чаще используются глаголы несовершенного вида настоящего времени. Это особая форма настоящего времени. Иногда его называют «настоящее вневременное», потому что оно имеет значение «всегда», «постоянно»: система терминов данной области науки, производства или искусства составляет ее терминологию. В отличие от остальных слов языка термины создаются искусственно. Так, слово «корень» (растения) возникло в языке, а термин «корень» (слова) образован в лингвистике. Поэтому в каждой терминологии термин имеет дефиницию -точное, строго логическое

определение. Многие глаголы (является, представляется, считается и т.п.) выступают в роли связок в составном именном сказуемом. существительных в предложении значительно больше, чем глаголов (соотношение 4: 1), при этом чаще используются существительные среднего рода. Местоимения необходимы для тoгo, чтобы текст не казался однообразным. Другие части речи, в частности прилагательные, могут употребляться в значении местоимений: Это явление имеет определенные характеристики. В предложениях используются также наречия со значением следования: сначала, потом, затем.

Особую роль в научном стиле играет местоимение мы. Его используют для обозначения автора: «Мы пришли к выводу» = «Я пришел к выводу», Надо заметить, что в последнее десятилетие ХХ века мы авторское все чаще заменяется я, а также местоимение мы выступает в значении мы совокупности «Итак, мы видели» = «Мы с вами видели».

 

синтаксические средства научного стиля

Как правило, предложения научного стиля сложные, повествовательные, распространенные, достаточно большие по объему. В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень частотны причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчеркивают логичность текста: во - первых, во - вторых, итак, следовательно, употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда это целые предложения

предложения скрепы: вначале рассмотрим, перейдем к проблеме, об этом говорилось выше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.007 с.)