Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика руководства межличностным общением
Участников коллектива народного художественного творчества Интерактивное общение – взаимовлияние партнеров. Коммуникативное общение – обмен информацией между партнерами по общению; Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Лидер — авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Межличностное общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностный конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами. Отношения — связь между кем-нибудь, возникающая в процессе общения, контактов. Перцептивное общение — взаимное восприятие и понимание людьми друг друга. Стимул – (от лат. stimulus, букв. — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5 1.Роль религиозного воспитания в развитии народного художественного творчества. План: 1. Православная педагогика и религиозное воспитание. 2. Взаимосвязь русского церковного и народного искусства. 3. Приобщение к традициям церковного искусства.
Основные понятия: Иконопись Искусство Православная педагогика Художественный промысел Церковное искусство
Содержание теоретического материала: Приобщение к традициям церковного искусства участников современных кружков, студий и других коллективов народного художественного творчества как новая тенденция их развития. Понятие «церковное искусство». Крещение Руси как главный фактор появления и распространения церковного искусства среди русского народа. Византийские и болгарские истоки русского церковного искусства.
Роль церковного искусства в религиозном воспитании народа. Понятие «православная педагогика». Проблемы религиозного воспитания и образования средствами церковного искусства в трудах С. Булгакова, Л. Карсавина, А. Меня, В. Соловьева и др. Взаимосвязь русского церковного и народного искусства. Традиции участия русского народа в создании и исполнении произведений церковного искусства. Библейские образы, темы, сюжеты, заповеди, отраженные в народном художественном творчестве. Постановление Стоглавого собора (1551) «Об училищах книжных по всем градам» и его роль в распространении церковного искусства в народной среде. Своеобразие художественно-образного содержания и выразительных средств церковного искусства как средств православной педагогики. Церковно-певческое искусство русской православной церкви как одна из главных сфер православного воспитания и художественно-творческой деятельности народа. Церковная музыка как «библия в музыкальных звуках». Роль и место церковной музыки в православном богослужении. Храмовое действо как синтез искусств, «музыкальная драма» (П.А.Флоренский). Понятия «регент», «лик», «певчие», «клирос», «обиход», «церковно-певческие книги», «распевщик», «тропарь», «знаменный распев». Традиции общенародного пения в храме. Традиции и современная практики участия любительских хоров в церковных службах. Христианские представления о церковной музыке как о богоданной, передающей божественные откровения, выражающей религиозные идеи и проповедующей с помощью музыкальных средств религиозное учение. Идея совместного служения и пения рода человеческого и мира ангельского, ее воплощение в древней византийской традиции ангелогласного пения, принесенной на Русь вместе с христианской верой. Влияние церковно-певческого искусства на возникновение и развитие в России различных жанров внелитургических духовных песен (стихов покаянных, умилительных или слезных, псалмов как типа многоголосной бытовой песни духовного содержания). Традиции обхода домов прихожан священнослужителями с пением тропарей, кондаков и других песнопений на Рождество, Пасху и другие церковные праздники. Распространение и закрепление в народной культуре традиций исполнения праздничных и великопостных песнопений, христославий, рождественских песен. Вариативность исполнения канонических песнопений в народном быту.
Повседневное исполнение молебных песнопений как неотъемлемая часть жизни православного человека. Отражение библейских тем и образов в традиционном народном песенном творчестве, в том числе в календарных народных песнях. Иконопись, фрески, архитектура и орнаментальная роспись православных храмов, их роль в православном воспитании и храмовом синтезе искусств. Образы певчих и поющего народа на древних иконах и фресках (в Благовещенском соборе в Москве, в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанного Дионисием, и др.). Иконы православных святых и песнопения, воспевающие их духовные подвиги, их педагогический потенциал. Иконопись и народные художественные промыслы. Произведения и виды церковного искусства в современных любительских (самодеятельных) коллективах. Современные детские и взрослые любительские (самодеятельные) хоровые коллективы, исполняющие произведения церковно-певческого искусства. Участие таких коллективов в фестивалях церковно-певческого искусства. Знакомство с иконописью и другими видами церковного изобразительного искусства в современных кружках и студиях декоративно-прикладного творчества.
2.Эффективность деятельности любительского художественного коллектива Примерное положение о коллективе любительского ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Под коллективом любительского художественного творчества (в дальнейшем - коллектив) понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видео- искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время. Разновидностями коллектива являются: студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий и кружок – самодеятельный клубный коллектив (как правило, по приобретению определенных умений и навыков – вязания, вышивания, пения и т.д.), для которого характерен небольшой количественный состав участников, отсутствие подготовительных групп, студий и т.п. В своей деятельности коллектив руководствуется:
Коллектив любительского художественного творчества призван способствовать: Репертуар коллектива любительского художественного творчества формируется из произведений мировой и отечественной драматургии, музыки, хореографии и т.д., лучших образцов отечественного и зарубежного искусства, многонационального искусства народов Российской Федерации, произведений современных отечественных и зарубежных авторов; репертуар должен способствовать патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию толерантности, положительных жизненных установок, пропаганде здорового образа жизни.
Коллектив любительского художественного творчества создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя культурно-досугового учреждения. Коллективу предоставляется помещение для проведения занятий, он обеспечивается необходимой материально-технической базой. Коллективы могут осуществлять свою деятельность за счет консолидированных средств бюджетного финансирования и внебюджетных средств, полученных от собственной деятельности, оказания платных услуг, средств участников коллективов, в том числе членских взносов, целевых поступлений от физических и юридических лиц, выделенных на цели развития коллектива, а также добровольных пожертвований.
Занятия в коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут). Коллектив осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативами, установленными п. 5.1 настоящего Положения. По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения вновь созданные коллективы в течение первых двух лет существования могут осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативами, установленными п. 5.2 настоящего Положения. По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения коллективы могут оказывать платные услуги (спектакли, концерты, представления, выставки и т.д.), помимо основного плана работы культурно-досугового учреждения. Средства от реализации платных услуг могут быть использованы на приобретение костюмов, реквизита, приобретение методических пособий, поощрение участников и руководителей коллективов, а также оплату дорожных и визовых расходов при участии во всероссийских и зарубежных проектах. За достигнутые успехи в различных жанрах творчества коллективы могут быть представлены к званию "Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества".
Учебно-воспитательная работа в коллективах определяется планами и программами и должна включать: В коллективах театрального искусства (драматических, музыкально-драматических коллективах, театрах кукол, юного зрителя, театрах малых форм – театрах эстрады, поэзии, миниатюр, пантомимы и пр.) – занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальной грамоте, постановке голоса; разучивание вокальных партий; работа с режиссером, драматургом, композитором, концертмейстером; работу над миниатюрой, тематической программой, литературной или литературно-музыкальной композицией, прозаическим, поэтическим произведением или циклом стихов. В коллективах музыкального искусства (хорах, вокальных ансамблях, ансамблях народной песни, ансамблях песни и танца, оркестрах народных инструментов, эстрадных и духовых оркестрах, вокально-инструментальных ансамблях, музыкантов-исполнителей, певцов) – занятия по изучению музыкальной грамоты, сольфеджио, истории и теории музыки, хорового искусства, постановке голоса; разучиванию произведений для хора с сопровождением и без сопровождения, разучиванию произведений с солистами и ансамблями; разучиванию партий ансамблей, хоров, проведению общих репетиций, классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных, групповых танцев, хореографических миниатюр; обучению игре на музыкальных инструментах; ознакомлению с начальными принципами инструментовки для музыкальных ансамблей, проведению оркестровых занятий по разучиванию партий.
В фольклорных коллективах (ансамблях) – изучение народной празднично-обрядовой культуры и местных исполнительских традиций, овладение народной манерой пения, разучивание вокальных партий в ансамбле, разучивание произведений с музыкальным сопровождением и без сопровождения народных музыкальных инструментов, изучение основ сценического движения и народной хореографии, овладение навыками игры на традиционных народных (национальных) инструментах, работа с солистами, малыми ансамблевыми составами (дуэты, трио, квартеты), постановочная работа, подготовка фольклорных композиций, театрализованных спектаклей (фрагментов) на основе народных праздников и событий народного календаря. В коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, спортивного, современного, этнографического и бального танцев) – занятия по изучению истории и теории хореографии; классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок. В коллективах циркового искусства (цирковых, исполнителей оригинального жанра) – занятия по изучению истории циркового искусства; тренажу и физическому развитию; технике циркового искусства, музыкальному и художественному оформлению, режиссерскому решению номера. В коллективах изобразительного и декоративно-прикладного искусства – занятия по изучению истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; технике и технологии живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств – резьбе, чеканке, инкрустации, художественной вышивке, бисероплетению и т. д.; композиции; выполнению заданий художественно-оформительского характера; организации выставок, работе на пленэре. В коллективах фото-, кино-, видеоискусства – занятия по изучению истории кино и фотографии; материальной части; технике кино-, видео- и фотосъемки; режиссерскому, операторскому, сценарному мастерству; организации просмотров, разборов и обсуждений любительских фильмов и фотографий; методике организации фотовыставок, просмотров кино и видеофильмов, выполнению работ оформительского характера (с фотолюбителями); созданию фильмов различной тематики. 4.2. Творческо-организационная работа в коллективах предусматривает: 7. РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ 7.1. Общее руководство и контроль за деятельностью коллектива осуществляет руководитель культурно-досугового учреждения. Для обеспечения деятельности коллектива руководитель учреждения создает необходимые условия, утверждает положение о коллективе, планы работы, программы, сметы доходов и расходов, график публичных выступлений, расписание учебных занятий. 7.2. Непосредственное руководство коллективом осуществляет специалист, имеющий специальное образование и (или) опыт работы в коллективе художественного творчества – режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник, – руководитель студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и т.д., который может быть назначен руководителем коллектива (далее – руководитель).
8.1. Должностные оклады руководителей (специалистов) коллективов, работающих в государственных учреждениях культуры, устанавливаются в соответствии с регламентирующими документами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 8.4. Должностные оклады руководителям кружков устанавливаются за 3 часа кружковой работы в день, а аккомпаниаторы – за 4 часа работы в день. Для указанных работников устанавливается помесячный суммированный учет рабочего времени. В тех случаях, когда руководители кружков и аккомпаниаторы не могут быть полностью загружены работой, оплата их труда производится за установленный объем работы по часовым ставкам.
В адрес Государственного Российского Дома народного творчества поступают вопросы по оплате труда руководителей любительских коллективов (п.8.3. и 8.4. Примерного положения о коллективе любительского художественного творчества далее – Примерное положение). 3.Художественно-творческая деятельность в коллективе народного художественного творчества План: 1. План и программа работы коллектива. 2. Организация коллектива народного художественного творчества. 3. Художественный руководитель, его профессиональные обязанности и личностные характеристики.
Основные понятия: План Программа Руководитель
Содержание теоретического материала: Нормативная документация; план и программа работы коллектива. Планирование учебно-воспитательного процесса работы в коллективе народного художественного творчества. Учет особенностей коллектива и его состава (вид коллектива, возраст участников, уровень предварительной подготовки, стабильность состава, социальный состав и пр.). Специфика организации коллективов народного художественного творчества в различных учреждениях культуры и образования (общего и дополнительного). Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя коллектива народного художественного творчества. Художественный руководитель как непосредственный и основной организатор воспитательной работы и официальное лицо. Функциональные обязанности художественного руководителя:
Цикл воспитательной работы художественного руководителя коллектива. 1. Изучение участников и коллектива в целом: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности). 2. Формулировка воспитательных задач, общих для коллектива или отдельных групп, участников, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных. 3. Планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа для работы с участниками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом работы. 5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности участников. Личностные качества руководителя коллектива народного художественного творчества (выдержка, тактичность, чуткость, самокритичность, самодисциплина, требовательность, равное отношение ко всем и др.). Требования к руководителю коллектива народного художественного творчества: 1) требования к художественно-исполнительскому уровню; 2) выполнение конкретного вида исполнительской деятельности; 3) педагогическая и методическая подготовка; 4) определенная психологическая и педагогическая практика; 5) способность к общению; 6) организаторские качества; 7) интеллектуально-личностная культура и др.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6
1. Светское воспитание как фактор распространения любительского искусства 2. Педагогические основы организации художественно-творческих занятий. 3. Динамика формирования педагогического мастерства руководителя народного художественного коллектива 1. Светское художественное образование как фактор развития любительских художественных коллективов в России (ХVIII - начало ХХ в.) План: 1. История светского художественного образования. 2. Особенности домашнего художественного воспитания и образования русского дворянства. 3. Организационная и художественно-просветительная деятельность русской интеллигенции, меценатов.
Основные понятия: Дворянство Кадет Провинция Усадьба
Содержание теоретического материала: Роль реформ Петра I в развитии в России любительских форм освоения классического искусства в ХVIII в. (домашних музыкальных салонов, домашних театров и оркестров и т.д.). Особенности домашнего художественного воспитания и образования русского дворянства. Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества учащихся кадетских училищ, пансионов и институтов благородных девиц. Возникновение высшего художественного образования (Академии художеств, Петербургской и Московской консерваторий и др.) как фактор развития в российском обществе интереса к классическому искусству и появления любительских симфонических оркестров, академических хоров, театральных кружков и других форм любительского художественного творчества. Роль различных обществ (музыкальных, театральных и других), народных университетов, народных консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности. Русская усадьба как очаг классической художественной культуры в русской провинции. Освоение русскими крепостными актерами, музыкантами, танцовщиками, художниками канонов западноевропейского классического искусства; организационная и художественно-просветительная деятельность русской интеллигенции, меценатов (В.В. Андреева, С.И. Мамонотва, К.Б. Тенишевой и др.) по организации любительских оркестров народных инструментов, крестьянских хоров, мастерских народного декоративно-прикладного искусства и других форм сохранения и развития традиций русского народного творчества (на материалах усадеб Аксаково, Кусково, Новоспасское, Тригорское и др.).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.087 с.) |