Методика руководства межличностным общением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика руководства межличностным общением



Участников коллектива народного художественного творчества

Интерактивное общение – взаимовлияние партнеров.

Коммуникативное общение – обмен информацией между партнерами по общению;

Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

Лидер — авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях.

Межличностное общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностный конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами.

Отношения — связь между кем-нибудь, возникающая в процессе общения, контактов.

Перцептивное общение — взаимное восприятие и понимание людьми друг друга.

Стимул – (от лат. stimulus, букв. — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

1.Роль религиозного воспитания в развитии народного художественного творчества.

План:

1. Православная педагогика и религиозное воспитание.

2. Взаимосвязь русского церковного и народного искусства.

3. Приобщение к традициям церковного искусства.

 

Основные понятия:

Иконопись

Искусство

Православная педагогика

Художественный промысел

Церковное искусство

 

Содержание теоретического материала:

Приобщение к традициям церковного искусства участников современных кружков, студий и других коллективов народного художественного творчества как новая тенденция их развития.

Понятие «церковное искусство». Крещение Руси как главный фактор появления и распространения церковного искусства среди русского народа. Византийские и болгарские истоки русского церковного искусства.

Роль церковного искусства в религиозном воспитании народа. Понятие «православная педагогика». Проблемы религиозного воспитания и образования средствами церковного искусства в трудах С. Булгакова, Л. Карсавина, А. Меня, В. Соловьева и др.

Взаимосвязь русского церковного и народного искусства. Традиции участия русского народа в создании и исполнении произведений церковного искусства. Библейские образы, темы, сюжеты, заповеди, отраженные в народном художественном творчестве.

Постановление Стоглавого собора (1551) «Об училищах книжных по всем градам» и его роль в распространении церковного искусства в народной среде.

Своеобразие художественно-образного содержания и выразительных средств церковного искусства как средств православной педагогики.

Церковно-певческое искусство русской православной церкви как одна из главных сфер православного воспитания и художественно-творческой деятельности народа. Церковная музыка как «библия в музыкальных звуках». Роль и место церковной музыки в православном богослужении. Храмовое действо как синтез искусств, «музыкальная драма» (П.А.Флоренский). Понятия «регент», «лик», «певчие», «клирос», «обиход», «церковно-певческие книги», «распевщик», «тропарь», «знаменный распев». Традиции общенародного пения в храме. Традиции и современная практики участия любительских хоров в церковных службах.

Христианские представления о церковной музыке как о богоданной, передающей божественные откровения, выражающей религиозные идеи и проповедующей с помощью музыкальных средств религиозное учение. Идея совместного служения и пения рода человеческого и мира ангельского, ее воплощение в древней византийской традиции ангелогласного пения, принесенной на Русь вместе с христианской верой.

Влияние церковно-певческого искусства на возникновение и развитие в России различных жанров внелитургических духовных песен (стихов покаянных, умилительных или слезных, псалмов как типа многоголосной бытовой песни духовного содержания).

Традиции обхода домов прихожан священнослужителями с пением тропарей, кондаков и других песнопений на Рождество, Пасху и другие церковные праздники. Распространение и закрепление в народной культуре традиций исполнения праздничных и великопостных песнопений, христославий, рождественских песен. Вариативность исполнения канонических песнопений в народном быту.

Повседневное исполнение молебных песнопений как неотъемлемая часть жизни православного человека.

Отражение библейских тем и образов в традиционном народном песенном творчестве, в том числе в календарных народных песнях.

Иконопись, фрески, архитектура и орнаментальная роспись православных храмов, их роль в православном воспитании и храмовом синтезе искусств. Образы певчих и поющего народа на древних иконах и фресках (в Благовещенском соборе в Москве, в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанного Дионисием, и др.). Иконы православных святых и песнопения, воспевающие их духовные подвиги, их педагогический потенциал.

Иконопись и народные художественные промыслы.

Произведения и виды церковного искусства в современных любительских (самодеятельных) коллективах. Современные детские и взрослые любительские (самодеятельные) хоровые коллективы, исполняющие произведения церковно-певческого искусства. Участие таких коллективов в фестивалях церковно-певческого искусства.

Знакомство с иконописью и другими видами церковного изобразительного искусства в современных кружках и студиях декоративно-прикладного творчества.

 

2.Эффективность деятельности любительского художественного коллектива

Примерное положение о коллективе любительского
художественного творчества
(общее)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Под коллективом любительского художественного творчества (в дальнейшем - коллектив) понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видео- искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время.

Разновидностями коллектива являются: студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий и кружок – самодеятельный клубный коллектив (как правило, по приобретению определенных умений и навыков – вязания, вышивания, пения и т.д.), для которого характерен небольшой количественный состав участников, отсутствие подготовительных групп, студий и т.п.

В своей деятельности коллектив руководствуется:
- действующим законодательством Российской Федерации;
- уставом базового культурно-досугового учреждения;
- планом работы базового культурно-досугового учреждения;
- Положением о своем коллективе и (при необходимости) Договором с руководителем базового учреждения. Положение о конкретном коллективе разрабатывается на основании устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем базового культурно-досугового учреждения.


2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВОВ
ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Коллектив любительского художественного творчества призван способствовать:
- приобщению населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим образцам отечественной и мировой культуры;
- дальнейшему развитию любительского художественного творчества, широкому привлечению к участию в творчестве различных социальных групп населения;
- организации досуга населения, гармоничному развитию личности, формированию нравственных качеств и эстетических вкусов;
- популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание;
- приобретению знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развитию творческих способностей населения;
- созданию условий для культурной реабилитации детей-инвалидов и социализации детей из социально неблагополучной среды через творческую деятельность;
- созданию условий для активного участия в культурной жизни и творческой деятельности социально незащищенных слоев населения.

Репертуар коллектива любительского художественного творчества формируется из произведений мировой и отечественной драматургии, музыки, хореографии и т.д., лучших образцов отечественного и зарубежного искусства, многонационального искусства народов Российской Федерации, произведений современных отечественных и зарубежных авторов; репертуар должен способствовать патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию толерантности, положительных жизненных установок, пропаганде здорового образа жизни.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА
ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Коллектив любительского художественного творчества создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя культурно-досугового учреждения. Коллективу предоставляется помещение для проведения занятий, он обеспечивается необходимой материально-технической базой.

Коллективы могут осуществлять свою деятельность за счет консолидированных средств бюджетного финансирования и внебюджетных средств, полученных от собственной деятельности, оказания платных услуг, средств участников коллективов, в том числе членских взносов, целевых поступлений от физических и юридических лиц, выделенных на цели развития коллектива, а также добровольных пожертвований.
Условия членства в коллективе определяются его Положением. Размер членского взноса (если таковой имеется) ежегодно устанавливается приказом руководителя базового учреждения на основании сметы расходов коллектива.

Занятия в коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут).

Коллектив осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативами, установленными п. 5.1 настоящего Положения. По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения вновь созданные коллективы в течение первых двух лет существования могут осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативами, установленными п. 5.2 настоящего Положения.

По согласованию с руководителем культурно-досугового учреждения коллективы могут оказывать платные услуги (спектакли, концерты, представления, выставки и т.д.), помимо основного плана работы культурно-досугового учреждения. Средства от реализации платных услуг могут быть использованы на приобретение костюмов, реквизита, приобретение методических пособий, поощрение участников и руководителей коллективов, а также оплату дорожных и визовых расходов при участии во всероссийских и зарубежных проектах.

За достигнутые успехи в различных жанрах творчества коллективы могут быть представлены к званию "Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества".
Руководители и лучшие участники коллектива, ведущие плодотворную творческую деятельность, могут быть представлены в установленном порядке на награждение всеми принятыми и действующими в отрасли формами поощрения.


4. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
И ТВОРЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВАХ

Учебно-воспитательная работа в коллективах определяется планами и программами и должна включать:
Во всех коллективах – ознакомление с историей искусств, процессами, происходящими в любительском народном творчестве, тенденциями развития отдельных его видов и жанров; обсуждение вопросов формирования репертуара.
Участники коллективов в учебно-ознакомительных целях посещают музеи, выставки, театры, концерты и т.д.

В коллективах театрального искусства (драматических, музыкально-драматических коллективах, театрах кукол, юного зрителя, театрах малых форм – театрах эстрады, поэзии, миниатюр, пантомимы и пр.) – занятия по актерскому мастерству, технике речи и художественному слову, музыкальной грамоте, постановке голоса; разучивание вокальных партий; работа с режиссером, драматургом, композитором, концертмейстером; работу над миниатюрой, тематической программой, литературной или литературно-музыкальной композицией, прозаическим, поэтическим произведением или циклом стихов.

В коллективах музыкального искусства (хорах, вокальных ансамблях, ансамблях народной песни, ансамблях песни и танца, оркестрах народных инструментов, эстрадных и духовых оркестрах, вокально-инструментальных ансамблях, музыкантов-исполнителей, певцов) – занятия по изучению музыкальной грамоты, сольфеджио, истории и теории музыки, хорового искусства, постановке голоса; разучиванию произведений для хора с сопровождением и без сопровождения, разучиванию произведений с солистами и ансамблями; разучиванию партий ансамблей, хоров, проведению общих репетиций, классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных, групповых танцев, хореографических миниатюр; обучению игре на музыкальных инструментах; ознакомлению с начальными принципами инструментовки для музыкальных ансамблей, проведению оркестровых занятий по разучиванию партий.

В фольклорных коллективах (ансамблях) – изучение народной празднично-обрядовой культуры и местных исполнительских традиций, овладение народной манерой пения, разучивание вокальных партий в ансамбле, разучивание произведений с музыкальным сопровождением и без сопровождения народных музыкальных инструментов, изучение основ сценического движения и народной хореографии, овладение навыками игры на традиционных народных (национальных) инструментах, работа с солистами, малыми ансамблевыми составами (дуэты, трио, квартеты), постановочная работа, подготовка фольклорных композиций, театрализованных спектаклей (фрагментов) на основе народных праздников и событий народного календаря.

В коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, спортивного, современного, этнографического и бального танцев) – занятия по изучению истории и теории хореографии; классическому и характерному тренажу; разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

В коллективах циркового искусства (цирковых, исполнителей оригинального жанра) – занятия по изучению истории циркового искусства; тренажу и физическому развитию; технике циркового искусства, музыкальному и художественному оформлению, режиссерскому решению номера.

В коллективах изобразительного и декоративно-прикладного искусства – занятия по изучению истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; технике и технологии живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств – резьбе, чеканке, инкрустации, художественной вышивке, бисероплетению и т. д.; композиции; выполнению заданий художественно-оформительского характера; организации выставок, работе на пленэре.

В коллективах фото-, кино-, видеоискусства – занятия по изучению истории кино и фотографии; материальной части; технике кино-, видео- и фотосъемки; режиссерскому, операторскому, сценарному мастерству; организации просмотров, разборов и обсуждений любительских фильмов и фотографий; методике организации фотовыставок, просмотров кино и видеофильмов, выполнению работ оформительского характера (с фотолюбителями); созданию фильмов различной тематики.

4.2. Творческо-организационная работа в коллективах предусматривает:
- привлечение в коллектив участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время;
- организацию и проведение систематических занятий в формах и видах, характерных для данного коллектива (репетиция, лекция, урок, тренировка и т.п.), обучение навыкам художественного творчества;
- мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу учреждения;
- проведение творческих отчетов о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т.п.);
- участие в общих проектах, программах и акциях культурно-досугового учреждения, использование других форм творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;
- участие в муниципальных, областных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.;
- проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;
- накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты, фото-, кино-, видеоматериалы и т.д.) и творческой работы.

7. РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

7.1. Общее руководство и контроль за деятельностью коллектива осуществляет руководитель культурно-досугового учреждения. Для обеспечения деятельности коллектива руководитель учреждения создает необходимые условия, утверждает положение о коллективе, планы работы, программы, сметы доходов и расходов, график публичных выступлений, расписание учебных занятий.

7.2. Непосредственное руководство коллективом осуществляет специалист, имеющий специальное образование и (или) опыт работы в коллективе художественного творчества – режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник, – руководитель студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и т.д., который может быть назначен руководителем коллектива (далее – руководитель).
7.3. Руководитель коллектива принимается на работу и освобождается от нее в порядке, установленном действующим законодательством.
7.4. Руководитель коллектива несет персональную ответственность за организацию творческой работы, программу, содержание деятельности коллектива, его развитие и финансовые результаты.
7.5. Руководитель коллектива:
- проводит набор участников в коллектив и формирует группы по степени подготовки;
- формирует репертуар, учитывая качество произведений, исполнительские и постановочные возможности коллектива;
- направляет творческую деятельность коллектива на создание художественно полноценных спектаклей, представлений, концертных программ, произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, кино- видео- и фоторабот и т.п.;
- готовит выступления коллектива, обеспечивает его активное участие в фестивалях, смотрах, конкурсах, концертах и массовых праздничных мероприятиях;
- осуществляет творческие контакты с другими любительскими и профессиональными коллективами;
- организует творческий показ работы коллектива за отчетный период (отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства);
- представляет руководителю культурно-досугового учреждения годовой план организационно-творческой работы;
- ведет в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную работу на основе утвержденного плана;
- ведет Журнал учета работы коллектива;
- представляет годовой отчет о деятельности коллектива с анализом достижений и недостатков, с предложениями об улучшении работы коллектива;
- составляет другую документацию в соответствии с уставом культурно-досугового учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, договором с руководителем культурно-досугового учреждения и Положением о коллективе;
- постоянно повышает свой профессиональный уровень, участвует в мероприятиях по повышению квалификации не реже 1 раза в 5 лет.


8. ОПЛАТА ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВА

8.1. Должностные оклады руководителей (специалистов) коллективов, работающих в государственных учреждениях культуры, устанавливаются в соответствии с регламентирующими документами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8.2. Должностные оклады руководителей (специалистов) коллективов, работающих в муниципальных учреждениях, устанавливаются в соответствии с системой оплаты труда, установленной органами местного самоуправления.
8.3. Продолжительность рабочего времени для штатных руководителей коллективов установлена в размере 40 часов в неделю.
В рабочее время штатных творческих работников коллективов засчитывается время, затраченное на:
- подготовку и проведение концертов, спектаклей, специальных занятий, групповых и индивидуальных репетиций;
- подготовку и участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях, организуемых базовым учреждением;
- мероприятия по выпуску спектаклей, концертных программ, организацию выставок и т.п.;
- гастрольные выезды с коллективом;
- работу по подбору репертуара, созданию сценарных материалов;
- научно-исследовательскую и экспедиционную деятельность по профилю народного коллектива;
- участие в учебных мероприятиях (семинарах, курсах повышения квалификации);
- хозяйственную деятельность по благоустройству и оформлению рабочего помещения;
- художественное оформление спектаклей, концертов, подготовку реквизита, костюмов, эскизов декораций, запись фонограмм.

8.4. Должностные оклады руководителям кружков устанавливаются за 3 часа кружковой работы в день, а аккомпаниаторы – за 4 часа работы в день. Для указанных работников устанавливается помесячный суммированный учет рабочего времени. В тех случаях, когда руководители кружков и аккомпаниаторы не могут быть полностью загружены работой, оплата их труда производится за установленный объем работы по часовым ставкам.
В тех случаях, когда руководителю кружка или аккомпаниатору поручается кружковая (аккомпаниаторская) работа, сверх установленного настоящим пунктом рабочего времени, оплата за переработанные часы производится по часовым ставкам в одинарном размере.
Расчет почасовой оплаты производится путем деления месячного должностного оклада руководителя кружка на 76,2 (среднемесячное количество рабочих дней – 25,4, умноженное на 3 часа); аккомпаниаторам - на 101,6 (среднемесячное количество рабочих дней – 25,4, умноженное на 4 часа).


Разъяснения к Примерному положению о коллективе
любительского художественного творчества

В адрес Государственного Российского Дома народного творчества поступают вопросы по оплате труда руководителей любительских коллективов (п.8.3. и 8.4. Примерного положения о коллективе любительского художественного творчества далее – Примерное положение).
В связи с этим поясняем:
1) Примерное положение не является нормативным регламентирующим документом и носит исключительно рекомендательный характер.
2) Примерное положение подготовлено в соответствии с действующими документами:
Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников культпросветучреждений, утвержденной Министерством культуры СССР от 29 декабря 1976 г., и Положением о платных кружках в культурно-просветительских учреждениях системы МК СССР от 26 марта 1986 г., которые были взяты за основу более поздних нормативных актов как федерального, так и регионального уровней. В частности, Методических рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного художественного творчества, утвержденных приказом Минкультуры России от 25 мая 2006 г. № 229.
Согласно вышеуказанным документам должностные оклады руководителям кружков устанавливаются за 3 часа кружковой работы в день, а аккомпаниаторам – за 4 часа работы в день. Имеется в виду астрономические часы. Для указанных работников устанавливается помесячный суммированный учет рабочего времени. В тех случаях, когда руководители кружков и аккомпаниаторы не могут быть полностью загружены работой, оплата их труда производится за установленный объем работы по часовым ставкам.
Вместе с тем, согласно ст. 91 раздела 4 Трудового кодекса РФ максимальная (или нормальная) продолжительность рабочего времени установлена в размере 40 часов в неделю.
«Дорабатывать» недостающие 85,8 астрономических часа штатные руководители клубных формирований должны в соответствии с положениями, включенными в договор с руководителем коллектива (аккомпаниатором), в котором должно быть прописано, сколько часов в неделю отводится для занятий с участниками коллектива, сколько для организационно-методической работы, сколько для подготовки мероприятий, подбора репертуара и т.д. и т.п.
3). В связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда, как нам кажется, существующие нормативы рабочего времени для руководителей клубных формирований можно считать основой для определения минимального базового оклада (в соответствии с квалификационной группой). Вся же остальная часть заработной платы (главным образом, стимулирующие выплаты) относится к деятельности штатных руководителей, не связанной непосредственно с учебными занятиями, но определяющей результативность их работы в целом – планирование деятельности коллектива и выполнение показателей эффективности базового учреждения, достижение участниками коллектива высокого исполнительского уровня, создание новых качественных концертных программ, номеров, произведений и т.д.
4). Специалистами Департамента экономики и финансов Министерства культуры Российской Федерации дано разъяснение о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха на законодательном уровне не урегулированы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха руководителей творческих коллективов культурно-досуговых учреждений устанавливаются учреждениями самостоятельно правилами внутреннего трудового распорядка учреждения (ст. 189, 190 ТК РФ), которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, и регулируются коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными актами в рамках трудового законодательства Российской Федерации.
5). Вопрос регулирования особенностей режима работы рабочего времени и времени отдыха работников культурно-досуговых учреждений в законодательном порядке прорабатывается соответствующими структурными подразделениями Минкультуры России.

3.Художественно-творческая деятельность в коллективе народного художественного творчества

План:

1. План и программа работы коллектива.

2. Организация коллектива народного художественного творчества.

3. Художественный руководитель, его профессиональные обязанности и личностные характеристики.

 

Основные понятия:

План

Программа

Руководитель

 

Содержание теоретического материала:

Нормативная документация; план и программа работы коллектива.

Планирование учебно-воспитательного процесса работы в коллективе народного художественного творчества. Учет особенностей коллектива и его состава (вид коллектива, возраст участников, уровень предварительной подготовки, стабильность состава, социальный состав и пр.).

Специфика организации коллективов народного художественного творчества в различных учреждениях культуры и образования (общего и дополнительного).

Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя коллектива народного художественного творчества.

Художественный руководитель как непосредственный и основной организатор воспитательной работы и официальное лицо.

Функциональные обязанности художественного руководителя:

  • всестороннее изучение и воспитание участников коллектива, оказание им помощи в учении и развитии,
  • решение проблем учебного и профессионального самоопределения участников коллектива;
  • развитие внутригрупповых, межличностных отношений участников;
  • взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей;
  • взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач.

Цикл воспитательной работы художественного руководителя коллектива.

1. Изучение участников и коллектива в целом: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

2. Формулировка воспитательных задач, общих для коллектива или отдельных групп, участников, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.

3. Планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа для работы с участниками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом работы.

5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности участников.

Личностные качества руководителя коллектива народного художественного творчества (выдержка, тактичность, чуткость, самокритичность, самодисциплина, требовательность, равное отношение ко всем и др.).

Требования к руководителю коллектива народного художественного творчества:

1) требования к художественно-исполнительскому уровню;

2) выполнение конкретного вида исполнительской деятельности;

3) педагогическая и методическая подготовка;

4) определенная психологическая и педагогическая практика;

5) способность к общению;

6) организаторские качества;

7) интеллектуально-личностная культура и др.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

 

1. Светское воспитание как фактор распространения любительского искусства

2. Педагогические основы организации художественно-творческих занятий.

3. Динамика формирования педагогического мастерства руководителя народного художественного коллектива

1. Светское художественное образование как фактор развития любительских художественных коллективов в России

(ХVIII - начало ХХ в.)

План:

1. История светского художественного образования.

2. Особенности домашнего художественного воспитания и образования русского дворянства.

3. Организационная и художественно-просветительная деятельность русской интеллигенции, меценатов.

 

Основные понятия:

Дворянство

Кадет

Провинция

Усадьба

 

Содержание теоретического материала:

Роль реформ Петра I в развитии в России любительских форм освоения классического искусства в ХVIII в. (домашних музыкальных салонов, домашних театров и оркестров и т.д.). Особенности домашнего художественного воспитания и образования русского дворянства.

Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества учащихся кадетских училищ, пансионов и институтов благородных девиц. Возникновение высшего художественного образования (Академии художеств, Петербургской и Московской консерваторий и др.) как фактор развития в российском обществе интереса к классическому искусству и появления любительских симфонических оркестров, академических хоров, театральных кружков и других форм любительского художественного творчества.

Роль различных обществ (музыкальных, театральных и других), народных университетов, народных консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности.

Русская усадьба как очаг классической художественной культуры в русской провинции. Освоение русскими крепостными актерами, музыкантами, танцовщиками, художниками канонов западноевропейского классического искусства; организационная и художественно-просветительная деятельность русской интеллигенции, меценатов (В.В. Андреева, С.И. Мамонотва, К.Б. Тенишевой и др.) по организации любительских оркестров народных инструментов, крестьянских хоров, мастерских народного декоративно-прикладного искусства и других форм сохранения и развития традиций русского народного творчества (на материалах усадеб Аксаково, Кусково, Новоспасское, Тригорское и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.087 с.)