Конституционные основы земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы земельного права



Конституционные основы земельного права

Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

  1. ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
  2. ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
  3. ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
  4. ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
  5. ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

  1. о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
  2. об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

 

 

Понятие недр

Недра – это часть земной коры расположенной ниже почвенного слоя, а при её отсутствии ниже земной поверхности дна водоемов и водотоков и простирающихся до глубин доступная до геологического изучения и освоения.

Объект права недропользования – это участок недр в виде горного отвода (геометризованный блок недр). При определении границ участка недр учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых (при разработке и добыче полезных ископаемых), положения участка строительства, эксплуатации подземных сооружений учитывается граница безопасного ведения горных и взрывных работ.

Субъекты недропользования по общему правилу – это субъекты предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 19 закона о недрах собственники и владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению и в границах данных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых не числящихся на государственном балансе, вправе обустраивать подземные сооружения для своих нужд на глубину до 5ти метров, также вправе осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт не являющимся источником централизованного водоснабжения.

Специальное недропользование бывает следующих видов:

1. Геологическое изучение и иные виды горных работ несвязанные с нарушением целостности недр (пример – использование недр в научно-исследовательских целях сроком до 5ти лет)

2. Геологическое изучение, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в том числе изучение недр для определения их пригодности использования в целях строительства подземных сооружений. Предполагается нарушение целостности. Срок до выработки месторождения

3. Разведка и добыча полезных ископаемых

4. Строительства и эксплуатация подземных сооружений. Бессрочно.

5. Создание особо охраняемых геологических объектов связанное с научно-исследовательской и просветительской деятельностью

6. Сбор минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, государственный герб РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной части лицензии и, определяющей основные условия пользования недрами.

Недропользование на основании соглашения о разделе продукции – самостоятельно.

Лицензия являясь документом удостоверяющем право её владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон о выполнении указанного договора. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия, органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границ и оформлении земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке предусмотренным земельным законодательством, после утверждения проекта работы недропользованию.

Содержание прав собственности на землю. Ограничение прав собственности на землю

Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ):

1. правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;

2. правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;

3. правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

·

· отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;

· передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;

· отдавать имущество в залог и обременятьего другими способами;

· распоряжаться имуществом иным образом.

Ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участкаимеет право:

1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3. проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4. осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Кроме того, собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Изъятие у собственника.

Основанием для изъятия земли у собственника являются:

1) неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);

2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;

В соответствии со ст. 285 ГК грубым нарушением правил рационального использования понимается использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

3) ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.

Предусмотрено ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”– ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Случаи должны указываться в ЗК РФ.

При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:

1) необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);

2) отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.

Лицо, которое распоряжается соответствующими земельными участками, должно уведомить собственника о решении о прекращении права собственности.

В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

  1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

  • достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
  • единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;
  • взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;
  • централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;
  • наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Методы ведения мониторинга земель:

  1. натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные);
  2. автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления);
  3. договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

В ст. 75 Земельного кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность, которой является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, широко применяется в земельных и иных природоресурсных отношениях

Прежде всего, дисциплинарная ответственность за проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотхозяйств.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства. В отличие от административной и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

Дисциплинарная ответственность нередко оказывается более эффективной, чем другие виды ответственности. Это объясняется сравнительной простотой процедуры выявления проступка (докладная, служебная записка) и наложения взыскания (после объяснения виновного издание приказа о замечании, выговоре или увольнении в соответствии со ст. 192 ТК РФ). Не должна смущать и относительная легкость наказания по сравнению с другими видами ответственности - главное не тяжесть, а неотвратимость наказания.

Ухудшение использования и охраны земель, всей экологической ситуации происходит в основном в сфере хозяйственной, производственной, учебной деятельности человека, где закладываются основы правосознания, осуществляется правовое воспитание и происходит становление правовой культуры граждан: состояние правопорядка на производстве оказывает решающее воздействие на порядок в обществе. Поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искать основные причины правонарушений в области обеспечения земельного и экологического правопорядка, качества окружающей среды.

К дисциплинарной ответственности примыкает материальная ответственность рабочих и служащих — работников, обусловленная необходимостью возмещения причиненного вреда в дисциплинарном порядке.

Все работники обязаны бережно относиться к имуществу предприятия, предпринимателя, фермера, организации-работодателя, к земле как к природному объекту и природному ресурсу, к земельному участку и его частям, к объектам животного мира и иным объектам охраны, принимать меры к предотвращению ущерба. Администрация организации, работодатель обязаны создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества и объектов охраны окружающей среды. Но в случае виновного причинения работником ущерба при исполнении трудовых обязанностей, наступает материальная ответственность, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации

 

 

Закон как источник ЗП

Закон – это юридический акт принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отн-я.

Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляет основу системы права государства.

Среди относящихся к з. п. законов России можно отметить такие как ЗК РФ, ГК РФ, Градостроительный К., ЛК РФ, ВК РФ. Также действует целый ряд ФЗ специального характера: «О плате за землю», «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х-го назначения», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О государственном земельном кадастре» и т. д.

Эти и другие непосредственно земельные законы и составляют сердцевину з. п., его основную часть на федеральном уровне.

Также источниками з. п. являются федеральные законы входящие в иные отрасли права, но предусматривающие зем. нормы. Законы других отраслей прав можно условно разбить на 2 группы:

  1. Законы природоресурсного блока, которые как и земельные регулируют отн-я по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивает и зем. отн-я. Это ФЗ «О недрах», «О животном мире», «об охране атмосферного воздуха» и др.
  2. Законы иных как далеких земельного отраслей права.

 

Система земельного права

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовую охрану земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают:

  1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
  2. правовой режим земель населенных пунктов;
  3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;
  4. правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. правовой режим земель лесного фонда;
  6. правовой режим земель водного фонда;
  7. правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права.

 

Содержание земельных правоотношений

Содержанием земельных пра­воотношений является совокупность корреспондирующих прав и обязанностей их участников, реализуемых ими путем соверше­ния определенных действий или воздержания от их совершения. Субъективное право участника земельных правоотношений — это мера его возможного поведения, т.е. поведения, допустимого и гарантирован­ного законом. Обязанность участника земельных правоотношений — это мера его должного поведения.

Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового ста­туса, особенностей объекта, вида и подвида отношений.

1. Права субъектов земельных правоотношений можно разделить на две группы: на определенное поведение и требования.

а) Права на определенное поведение, которое выражается в дей­ствии или бездействии.

Право на действия можно разделить на:

а) виды действий с землей, которые собственник вправе совершать;

б) способы, реализации действий.

Право на бездействие мож­ет быть двух видов: полное и частичное.

б) Права требования от обязанных лиц определенного по­ведения, которые осуществляются:

= в судебном порядке;

= в административном (несудебном) порядке.

Все виды прав субъектов земельных правоотношений носят субъективный характер, полностью зависят от воли субъекта, который может и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности.

2. Обязанности субъекта - установленный законом вид и объем должного поведения лица,которому, как правило, соответствуют субъективные права другого лица.

Обязанное поведение субъектов выра­жается в двух основных формах:

= обязанности совершать какое-либо действие;

= обязанности не допускать совершения каких-либо действий.

В отличие от прав обя­занности подлежат точному выполнению под страхом применения ответственности и наступления неблагоприятных последствий.

Права и обязанности субъектов земельных правоотношений мож­но подразделить на общие (универсальные для всех земельных пра­воотношений) и конкретные для каждого земельного правоотношения.

Общие права и обязанности - деятельность субъектов по обес­печению рационального использования и охраны земель,повышению плодородия почв, сохранению и улучшению окружающей среды, соблю­дению законности в земельных правоотношениях и т.п.

Специальныеправа и обязанности зависят от конкретных зе­мельных правоотношений, их субъектов,особенностей объекта и обстановки, в которой реализуются данные правоотношения.

 

 

Виды недропользования

Недра - это часть земной коры, расположен­ная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступ­ных для геологического изучения и освоения.
Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископа­емых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хра­нят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размеще­ния различных объектов и сооружений, захоро­нения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.
Учитывая многостороннее значение недр, за­конодательство устанавливает, что государствен­ный фонд недр составляют как используемые уча­стки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континен­тального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»).
Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участ­ка недр в пользование.
В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:
- для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;
- для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);
- для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);
- для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых.
Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. Ограничение или запрещение пользования отдельными участками недр возможно в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

 

 

Конституционные основы земельного права

Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

  1. ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
  2. ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
  3. ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
  4. ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
  5. ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

  1. о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
  2. об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.07 с.)