Социология брака и семьи как специальная социологическая теория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология брака и семьи как специальная социологическая теория.



Социология брака и семьи как специальная социологическая теория.

Специальные социологические теории – теории в социологической науке, изучающие социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия. Социология брака и семьи – отраслевая социологическая дисциплина, стремящаяся типизировать процессы изменения и развития брака и семьи в каждом конкретном обществе. Объектом познания социологии семьи являются брак и семья. Семья – основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой, направленное на воспроизведение рода. Брак – социально признанная и одобренная форма отношений между брачными партнерами, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности. Особое место в социологическом изучении семьи занимают мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел касательно числа детей в семье, численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака, а также изменения функций мужчины и женщины в семье, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

 

Определения брака и семьи, их историчность.

Социология семьи и брака – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака. Семья -это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обусловливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества. Брак -исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В процессе исторического развития отношения семьи и общества постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака, при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак, при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния, или многоженство. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи. К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную). Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. а смену патриархальной семье приходит новый тип – нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире.

 

Изучение семьи Л. Морганом.

Л. Морган (1818—1881) считал, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семъя, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семъя. Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. Согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежали лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи — пуналуальной. В пуналуалъной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семъя таким образом, представляет собой такую форму брачных ношений, когда брачными партнерами являются группа сестер одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого на семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые продолжительные связи между одним мужчиной и одной жен­иной. Это — первый шаг к появлению парного брака. Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семъя, которая появляется на рубеже дикости и варварства, в ко­торой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые ношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным существом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению рамках моногамной семьи.

Функции семьи.

Семья основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой, направленное на воспроизведение рода. Под функциями семьи понимают направления в ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. Семья всегда выполняет целый ряд функций, которые помогают в решении определенных социальных задач. 1. Репродуктивная функция(основная функция). Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых его членов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. 2. Воспитательная, функция социализации. Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. 3. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. 4. Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные экономическая аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. 5. Рекреационная функция (функция эмоционального удовлетворения). Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. 6. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. 7. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

 

 

Дофамилистическая эпоха.

Семья и фамилистическая культура (просемейная, «семьецентристкая») возникают исторически одновременно, отдельные парные семьи и зачатки фамилизма (термин, обозначаю­щий направленность системы вза­имосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институ­тов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценно­сти семьи и детей перед всеми ос­тальными ценностями) как системы ценностей, при которых жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микро-круга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз и пр. Усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызывала, прежде всего, табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, функционировали социальные нормы высокой рождаемости.

 

 

Семья и индустриализация.

Переход к промышленному производству, произошла индивидуализация труда. Переход ряда функций от института семьи к другим институтам. Семья превращается в хозяйственно-потребительскую ячейку, когда каждый член семьи вовлекается в хозяйственную часть производства и семейные узы утрачивают значение посредника между индивидом и обществом. Меняется экономическая мотивация рождения детей, удлиняется период социализации детей, усиливается экономическая зависимость детей от родителей, что ослабляет репродуктивную мотивацию. Снижается запрет на вмешательство в репродуктивной цикл. Происходит переоценка ценностей. Сняты ограничения в добрачные сексуальные отношения, над процедурой развода. Изменяется тип производства – индивидуально-капиталистическая экономика, а не семейная. Массовое распространение малодетности. Черты традиционной и современной моделей семей. Традиционная: 1. Родственно-семейный принцип организации жизни. 2.Домохозяйство. 3. Традиционное разделение мужских и женских ролей. 4.Незначительная психологическая разделяемость между семьей и семейной общиной. 5.Социально-географическая мобильность связана с наследованием семейного статуса. 6.Семьецентризм. 7.Централизация расширенной семейно-родственной системы. 8. развод по инициативе мужа. 9. Закрытая система выбора супругов. 10. Культура многодетности с жестким табу на вмешательство в репродуктивный цикл. Современная: 1.Индивидуальная экономическая деятельность. 2.Разделение домы и работы, появление наемного труда. Труд на предприятиях. Индивидуальная система оплаты труда независимо от семейно-родовых связей. Распространяется потребительский тип семьи. 3.Эгоритарность (равенство, взаимозаменяемость ролей в семье) 4.Резкое размежевание дома и всего вснесемейного. 5.Внесемейная мобильность. 6.Индивидуализм-эгоцентризм. 7.Нуклеарная семья, в которой супружество ставится выше родовых связей, а индивидуальные ценности выше супружеских. 8. Развод по обоюдному согласию – вызван межличностной несовместимостью. 9. Открытая система выбора супругов. 10.Малодетность.

 

Семейная социализация.

Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Семья в жизни ребенка играет самую важную роль. Важными методами семейной социализации, которые активно используются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление. Именно подражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придется использовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как, кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок также перенимает социальный опыт. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Это происходит посредством системы санкций, которые родители используют в воспитании ребенка, а также при просвещении его по каким-либо вопросам. Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей - потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Стадии социализации можно разделить: 1. собственносемейная (от рождения до 1 года) - включает два подуровня: субъект-объектный (первые полгода ребенок адаптируется к изменившейся после рождения обстановке), субъект-субъектный (от полугода до года, ребенок демонстрирует возрастную активность по освоению окружающего мира); 2. смешанная или полиинституциональная (с года, полутора года до конца жизни) - когда идет сочетание семейной социализации с социализацией в рамках различных коллективов. Выделяют два подпериода: субъект-объектный и субъект-субъектный.

 

 

Семейное единство.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, она выполняет ряд «важных» для общества функций, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Существует несколько определений семьи. В первую очередь, семья - ϶ᴛᴏ основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, семьей принято называть социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. Однако семья не может существовать без внутреннего единства. Моральное единство семьи проявляется в: 1) заботе мужа (отца) о жене и детях; 2) заботе жены (матери) о муже и детях; 3) чувстве любви и уважения детей к матери и отцу, благодарности им за заботу, помощь и защищенность; 4) помощи детей родителям (бабушке и дедушке), другим членам семьи. Все эти чувства и проявления, которые основаны на родственности и родительском инстинкте, играют огромную роль в воспитании ребенка человеком, тружеником, семьянином. Единство семьи заключается не в брачном контракте, не в законодательной концепции, а в живом взаимодействии ее членов. Без внутреннего единства семья перестает существовать как соц. институт и распадается.

Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей. Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом: 1. Период ухаживания. (Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.) 2. Фаза проживания супругов без детей. (Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить). 3. Семья с маленьким ребенком (Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. Возникли новые обязанности и новые роли.) 4. Фаза стабилизации или зрелого брака (Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов) 5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом (Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей) 6. Фаза «пустого гнезда». 7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого. (Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается). Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно – это та семья, которая с этими задачами не справляется.

 

Добрачное поведение.

Заключению брака и образованию семьи предшествует длительный процесс «примерки». Добрачный период посвящен тому, что подростки и юноши набираются жизненного опыта. Это очень важный и ответственный период жизни. Его неправильно сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые люди женятся сразу же после школы — иногда из-за страстной любви, иногда из-за ранней беременности, — то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает «погуливать» или засматриваться на других девчонок. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто «не нагулялись». Это означает, что круг потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчетам, останавливается на цифре 3—5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют «психологическим конвейером». Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор потенциальных партнеров так же вреден, как и недобор. Этапы добрачного поведения: Знакомство – ухаживание - сватовство – помолвкаУхаживание играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Это самый романтический этап совместной жизни. Как правило, ухаживание резко снижается после первых месяцев замужества, а через несколько лет сходит на нет. Сватовство – обряд предложения брака, согласно которому будущий жених просит руки своей избранницы у ее родителей. После сватовства будущие молодожены договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату. Помолвка – обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Обычно она объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака.

 

Значение брака.

Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины. Брачные отношения представляют собой сложнейший вид отношений между людьми. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства. В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент - интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны. Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

 

 

Социология брака и семьи как специальная социологическая теория.

Специальные социологические теории – теории в социологической науке, изучающие социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия. Социология брака и семьи – отраслевая социологическая дисциплина, стремящаяся типизировать процессы изменения и развития брака и семьи в каждом конкретном обществе. Объектом познания социологии семьи являются брак и семья. Семья – основанное на браке и родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой, направленное на воспроизведение рода. Брак – социально признанная и одобренная форма отношений между брачными партнерами, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности. Особое место в социологическом изучении семьи занимают мотивы заключения браков, причины разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел касательно числа детей в семье, численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака, а также изменения функций мужчины и женщины в семье, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

 

Определения брака и семьи, их историчность.

Социология семьи и брака – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака. Семья -это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обусловливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества. Брак -исторически изменяющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В процессе исторического развития отношения семьи и общества постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака, при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак, при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния, или многоженство. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи. К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную). Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. а смену патриархальной семье приходит новый тип – нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.023 с.)