Период правления Тауке хана? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период правления Тауке хана?



(годы правления 1680-1715)

107. Жеті жарғы Тәуке хана (какие меры ответственности были предусмотрены\ что такое Кұн)

Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:

Земельный Закон (каз. Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

Закон о вдовах (каз. Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права «Кодекс Касым-хана» (каз. Қасым ханның қасқа жолы — Касыма праведный путь) особенно в области международного права и уложение Есим-хана (каз. Есім ханның ескі жолы — Есима исконный путь). Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVIII векa.

Судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманском праве — шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.

Очевидно, что свод законов «Жеты Жаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» (каз. Жаса — пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях, и которая в XIII веке попала в Дешт-и Кипчак.

По сведениями историка Мухамеджана Тынышпаева единообразное применение и толкование положений «Жеты Жаргы» на всей территории казахского ханства обеспечивалось ежегодным сбором биев всех жузов и племен в южной ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные судьи) всех трех казахских жузов, кыргызов, каракалпаков, а также представители катаган,джайма и других мелких родов на 1—2 месяца собирались в ханской ставке «Ханабад» в урочище Куль-Тобе, которое располагалось на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней Ташкентской области.


108. Кокандская автономия?

Туркестанская автономия (официальное название: Туркестани мухтариат (Туркестанская автономия), в литературе известна также как Кокандская автономия) — непризнанное государство, краткое время существовавшее с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории современныхУзбекистана, Казахстана и Кыргызстана, в пределах Туркестанского генерал-губернаторства. Правительство Туркестанской автономии возглавилиМухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай (казахи по национальности) а также полковник Чанышев (по национальности татарин).

бурж.-националистич. "автономия" Туркестана, провозглашенная на4-м Чрезвычайном краевом мусульм. съезде (26-29 нояб. (9-12 дек.) 1917) в г. Коканде. Узб., казах., тадж. икирг. националисты, объединенные в контрреволюц. орг-ции Алаш, Шура-и-

110. Ақтабан Шұбырынды?

1723—1727 — самое опустошительное вторжение, запечатлённое в народной памяти казахов, как «Актабан шубырынды» — «Годы великого бедствия», когда джунгарами были захвачены столичные города Туркестан, Ташкент и Сайрам. Массы обездоленных людей, спасаясь от захватчиков, бежали на узбекские земли в Самарканд и Бухару. Разоренные группы казахов Старшего жуза и небольшой части Среднего жуза, переправившись чуть выше места, где река Чирчик впадает в Сырдарию, откочевали в район Ходжента и Самарканда. Казахи Младшего жуза, обогнув город Сайрам (Сайрам айналган), бежали в Хиву и Бухару. Некоторые казахские роды откочевали в пустынные районы Кызылкума и Каракума. В Годы великого бедствия казахи утратили богатые пастбища Семиречья, нарушились традиционные маршруты перекочевок, пришли в упадок торговля, ремесленные центры, резко сократилось количество скота. В эти годы возникла песня «Елім-ай» («Мой народ»), в которой отразилась трагедия казахского народа. Ослаблением казахов воспользовались другие соседи (волжские калмыки, приуральские казаки, башкиры, беки Коканда, ханы Бухары и Хивы), которые ещё более усугубили трудное положение.

Но в 1727 году хунтайджи Цэван-Рабдан умирает и в среде джунгар начинаются междоусобицы и борьба за власть. Это помогло казахам оправиться от поражений и перейти в наступление, возвращая свои земли.


111. Аныракайская битва?

Конец 20-х годов XVIII века ознаменовался в истории Казахстана цепью блестящих побед казахов над джунгарами. В немалой степени этому способствовали вспыхнувшие в Джунгарии в 1727 году внутренние междоусобицы и начавшаяся джунгаро-цинская война. Загадочная смерть хунтайжи Цевана-Рабдана стала началом нового витка борьбы за власть. Претенденты на ханский престол, позабыв о приоритетах государства, с оружием в руках вступают в спор за право наследования верховной власти. Однако в это время, в 1729 году, Джунгарское ханство подверглось внезапному нашествию со стороны цинской империи, и ойратским нойонам пришлось резко перебросить свои воинские дружины с западных рубежей на восточные.

Начавшимися в Джунгарии междоусобицами решили воспользоваться казахи, с целью нанести последний сокрушительный удар по давнему противнику. В 1729 году в 120 км к югу от Балхаша в местности Аныракай произошло одно из самых крупных и последних сражений.

112. Мақал мәтелдер?

Ғалым – теңіз, білім – қайық

Тоқсан ауыз сөздің тобықтай түйіні бар

Отан – оттанда ыстық

Бірлік бар жерде – тірлік бар

Ағайын алтау, ана біреу

Еңбексіз өмір – сөнген көмір

Батыр туса – ел ырысы

Өнер алды – қызыл тіл

Өрт – тілсіз жау

Билігім өз колымда, еркіндігім – елтаңбам – бостандық

Жаңбыр жаумаса, жер жетім,

Басшы болмаса, ел жетім

Ағаны көріп іні өсер, апаны көріп сіңлі өсер

Жеті жұрттың тілін біл, жеті түрлі білім біл

Ер – елінде, гүл - жерінде

Жеті атасын білмеген – жетесіз

История Гимна?

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году - "Мой Казахстан" ("Менiң Қазақстаным"), с внесёными изменениями, приводящими песню в соответствие со статусом государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста.

Также изменены правила прослушивания гимна. Теперь при исполнении гимна на официальных церемониях присутствующие должны вставать и прикладывать ладонь правой руки к левой стороне груди.


114. История Бурабай?

…Двугорбый, чистый как снег красавец верблюд – Бура – жил в степях Кокшетау. Могучим, вещим и бессмертным был он.
Быстроногим как тулпар, любил он гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной водой. Молчаливым, замкнутым, но доверчивым был Бура, не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Но как только беда –джут- или война надвигались на край родной, лишь грозило народу несчастье, Бура преображался. Птицей взлетал он над Кокше, и трубил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.051 с.)