Масова свідомість та її характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Масова свідомість та її характеристики.



Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

Основные характеристики Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто.

свойства:1) “общий и актуальный мыслительный потенциал” (объем всевозможных позитивных знаний, которыми располагают те или иные массы и которые они практически используют в своей жизнедеятельности);

2) “пространственная распространенность” (формат захватываемой им массы);

3) темпоральность(устойчивость или неустойчивость во времени);

4) степень связности(противоречивости или непротиворечивости);

5) управляемость(удельный вес и пропорции, соотношение входящих в массовое сознание стихийных и институционализированных форм);

6) уровень развития(высокий - низкий, развитое - неразвитое);

7) характер выраженности(сильный, средний, слабый);

Особенности используемых языковых средств(более или менее экспрессивных, включающих сугубо литературные или, также, нелитературные компоненты).

13.+Макроформи масової свідомості.

В качестве макроформ массового сознания выступают общественное мнение и массовые настроения. Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или деструктивных суждениях. регулирует поведение людей, социальных групп и политических институтов, вырабатывая и насаждая определенные нормы общественных отношений. общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Если в стабильные периоды развития субъект общественного мнения обычно четко ограничен рамками принадлежности к тем или иным группам, то кризисное политическое развитие разрушает эти рамки.

Массовые настроения - особые психические состояния, каждое из которых можно определить как однородную для достаточно большого множества людей субъективную, аффективно-когнитивную реакцию, отражающую 3 момента:степень удовлетворенности общими социально-политическими условиями жизни; оценку возможностей реализации своих социально-политических притязаний; стремление к изменению условий ради осуществления этих притязаний.

Настроения становятся заметными при расхождении двух факторов — ожиданий, связанных с общими для значительного множества людей, массовыми потребностями и интересами, и реальных условий жизни. Это реакция на рассогласование потребного и наличного. При их совпадении массовые настроения практически отсутствуют. Преобладание наличного над потребным гарантирует позитивные настроения. чем заметнее разрыв между желаемым и доступным, тем сильнее негативные настроения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)