Суспільна психологія” З.Фрейда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суспільна психологія” З.Фрейда.



’ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я’ посвященное социально-психологическому анализу массовидных общностей. Фрейд, используя материал Лебона и Мак-Дугалла, указывает на социально-психологические эффекты, возникающие в массе, — повышение аффективности и снижение интеллекта. Индивидуально-психические основы процессов образования и функционирования массовидных общностей трактуются им на основании теории либидо. Под либидо понимается энергия первичных позывов, ‘которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви’. Возникающие на основе либидо эмоциональные связи и представляют собой сущность ‘массовой души’. Фрейд рассматривает массы на примере церкви и войска. И церковь, и войско представляют собой искусственные (связанные с наличием внешнего принуждения) массы. Функционирование церкви и войска основано на культивировании иллюзии о наличии верховного властителя, любящего равной любовью каждого отдельного члена массы, либо заменяющей его ведущей идеи. Связь каждого члена массы с верховным существом является, по мнению Фрейда, одновременно и причиной связи между членами массы. В этих массах каждый человек либидонозно связан в двух направлениях: с одной стороны, с вождем, а с другой стороны, с другими членами массы. При этом общность индивидов в данной массе коррелирует с враждебностью к другим массам. Объединение людей в массу рассматривается как влекущее за собой ограничение индивидуального нарциссизма. Механизмами таких связей являются перенаправление сексуальной энергии и идентификация. Идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом; регрессивным путем (интроекцией объекта в Я) она становится заменой либидинозной объектной связи; она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов. Идентификация как механизм массообразования действует через принятие некоторым числом индивидов одного и того же объекта в качестве Я-идеала. Отдельный человек замещает свой Я-идеал массовым идеалом, воплощенным в вожде. Как результат, индивиды идентифицируются между собой в своем Я. Фрейд утверждает, что в массовидных общностях пробуждаются социально-психологические механизмы ‘первобытной орды’. К ним относятся ‘психология индивидов’ и ‘психология отца, возглавителя, вождя’.

С. Сігелє та проблема дослідження мас.

автор работ: «Преступная толпа», «Психология сект».
Занимался исследованием источников преступлений, которые возникают в условиях большого скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в «иррациональной динамике действий», которые проявляются в «массовых ситуациях».

Специфика массовой психологии заключается, по мнению С. Сигеле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачивается, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Массовые скопления людей — благодатная почва для совершения преступных действий.

Преступные «деяния» в толпе происходят в «состоянии аффекта», что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С. Сигеле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.
Итак, С. Сигеле, подобно Г. Тарду и Г. Лебону, изучал социальнопсихологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы «Преступная толпа».Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и пр., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам. С. Сигеле указывал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения. Он говорил о "неоспоримом психологическом законе", по которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте". Он указал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, о восприимчивости людей в толпе и лёгкой внушаемости.

10.+“Наука про маси” С.Московічі.

Московичи в своей работе «Наука о массах» известных философов, делает вывод, что группы и массы живут под влиянием сильных эмоций, чрезвычайно аффективных порывов. Одиночный индивид, присутствующий в толпе становится другим, не всегда это осознавая. Именно «мы» говорит через его «Я».

В своей работе Серж Московичи задумывается так же о том, как из таких социальных атомов как индивид, получается коллективная совокупность; каким образом каждый из них не только принимает, но выражает как свое собственное мнение, которое пришло извне. Московичи пишет, что феноменом, ответственным за столь необычное превращение, становиться внушение или влияние. У людей появляется иллюзия, что они принимают решение сами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.004 с.)