ТОП 10:

Основные интерактивные методы обучения



 

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; интерактивная экскурсия; видеоконференция; социально-психологический тренинг; фокус группа; метод портфолио; метод проектов; сократический диалог; метод «Займи позицию»; групповое обсуждение; метод «Дерево решений»; метод «Попс-формула» и д.р.

5.1. Творческие задания

Творческие заданияактивизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников. Наиболее часто в школе используются следующие виды творческих заданий: составление математических задач; составление математических кроссвордов; написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры; математические сочинения; доклады и рефераты; рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики.

Обучение в малых группах

Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Здесь очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, все­гда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в малых группах — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Существует несколько условий для эффективной организации работы в малых группах. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик).

Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Интерактивная экскурсия

Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны.

В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Видеоконференция

Методикой интерактивного занятия в форме видеоконференции является конференция. Визуализация и использование видеоконференцсвязи относится к использованию информационно- коммуникативных технологий в образовании.

Данный формат проведения встречи позволяет объединить участников не только из разных городов, но и из разных стран, что, безусловно, способствует обмену опытом.

5.5. Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг – это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии.

Фокус группа

Фокус группа – это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер.

Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом дискуссии.

Метод портфолио

Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый ученик самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учебного заведения, либо в социальных сетях.

Метод проектов

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Сократический диалог

Сократический диалог построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании.

Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов.

Методика «Займи позицию»

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против отмены смертной казни?»). Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

ü Абсолютно за

ü Абсолютно против

ü Скорее за

ü Скорее против

ü Полностью согласен

ü Полностью не согласен

ü Скорее согласен

ü Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Использование этой методики позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

Групповое обсуждение

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого ученики должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается совместно с учителем групповое решение.

Методика «Дерево решений»

1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.

2. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Проблема: …

Вариант 1: … Вариант 2: … Вариант 3: …
Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
           

Методика «Попс-формула»

1. Использование методики «ПОПС – формула» позволяет помочь студентам аргументировать свою позицию в дискуссии.

2. Краткое выступление в соответствии с ПОПС – формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения) я считаю, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …
С – следствие (вывод) … поэтому …

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.006 с.)