Часть четвертая зачем нужна философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть четвертая зачем нужна философия



В разделе о возникновении философии мы выясняли, кому и при каких обстоятельствах она нужна. Но важно также знать - зачем. Здесь можно сказать лишь несколько слов в защиту философии. С одной стороны, можно сказать, что философия не средство, а самоцель. В том же смысле, в каком самоцельно искусство, которое ничему не служит. С другой стороны, философия имеет круг собственных задач. Есть проблемы, которые не станет решать наука, но вправе решать философия. Например, наука пытается понять то или иное явление, но она не будет выяснять, что вообще значит понимать. Такая постановка вопроса свойственна философии, причем легко согласиться с тем, что это вопрос не праздный. Более того, история показала, что иногда философия приносит вполне определенную пользу. Кант, например, выработал учение о регулятивной роли философии, то есть о ее способности охранять границы разных сфер знания, не допуская их опасного смешения и в то же время указывая на возможные идеальные ориентиры конкретных наук.

Философия может успешно бороться со скрытой философией, то есть с тем, что выдает себя за научное знание, здравый смысл или очевидность, являясь, по существу, идеологией или метафизикой. Следует отметить, что наша культура в значительной степени состоит именно из таких формообразований.

Философия может играть роль посредника между культурными, научными или психологическими мирами, которые сами по себе не склонны к коммуникации. Например, религия и наука не слишком стремятся к диалогу, поскольку являются самодостаточными сферами духовной жизни. Но философия, не имеющая такой же прочной опоры в реальности, заинтересована в том, чтобы этот диалог состоялся и тем самым расширилась "территория" применения всеобщих принципов. Здесь философии помогает ее герменевтика, то есть теория истолкования и личностного диалога.

Исторический опыт говорит, что попытки искусственно изъять философию из культуры приводят к тому, что ее место занимают агрессивные идеологические системы, которые пользуются идеями как средством присвоения духовной власти. Особенно опасно, когда это принимает характер соблазнительных утопий (социалистических, технократических, теократических, потребительских и т.п.), которые, не обладая критической трезвостью философии, легко переходят от слов к делу. Философия же стремится опосредовать идеальное и реальное личной ответственностью мыслителя, подобно тому как связь юридического закона и конкретного случая осуществляется посредством личной ответственности судьи, который может подвести или не подвести случай под закон.

ЗАДАНИЯ

1. Аристотель говорит, что так же, как свободным называют человека, который живет для себя, так и философия - единственно свободная наука, так как существует ради себя. Все другие науки более необходимы, чем философия, добавляет он, но лучше нет ни одной. Ваше мнение?

2. Подумайте над словами Канта: "Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого".

Может ли философия помочь просвещению?

3. Ф. Бэкон создал учение о типах заблуждений (об "идолах"). Первый тип - идолы пещеры. Это ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей. Например, человек может быть глупым, или необразованным, или рабом своих привычек и предрассудков. Второй тип - идолы рода, то есть ошибки, вызванные родовой ограниченностью человечества. Например, люди устроены так, что воспринимают свет и звук, но не могут воспринимать магнитное поле, что, кажется, доступно некоторым животным. Третий - идолы рынка. Это заблуждения, спровоцированные передачей знаний при общении (в первую очередь - двусмысленностью языка). Например, я произношу существительное "белизна" и уже этим создаю иллюзию того, что "белый снег" существует в том же смысле, что и "белизна", хотя в одном случае перед нами общее свойство, абстракция, а в другом - предмет. Четвертый тип - идолы театра. Это заблуждения, порожденные слепым доверием к авторитетам. Например, я знаю, что Аристотель - великий мыслитель, и, воспринимая его мысли, забываю, что он может ошибаться, как и все люди, и я обязан принимать только тезисы, проверенные моим собственным мышлением.

Может ли философия бороться с этими идолами? Как? Можете ли вы обнаружить других идолов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.004 с.)