Цена: понятие, значение и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена: понятие, значение и функции



Одним из ключевых элементов функционирования экономики явля­ется цена, которая отражает сложное переплетение практически всех ос­новных экономических и социальных проблем развития общества. Это от­носится не только к общим экономическим процессам, включающим про­изводство и реализацию товаров, формирование их стоимости, создание, распределение и использование валового внутреннего продукта и нацио­нального дохода, но и к отдельным покупкам и продажам товаров, совер­шаемым потребителями.

Цена как инструмент и рычаг управления экономикой представляет собой некую синтетическую категорию, которая объединяет целый ком­плекс экономических понятий и включает множество видов цен, разли­чающихся между собой назначением, областью применения и способом формирования, подвергающихся постоянной модификации и приобретаю­щих еще большую гибкость в рыночных условиях. Все цены, вместе взя­тые, с учётом их формирования и изменения действуют как целостный це­новой механизм.

Поэтому сформулировать единое определение Понятия «цена» пред­ставляется достаточно сложным. Тем не менее, в экономической науке по­лучили развитие две основные теории, сторонники которых пытаются от­ветить на довольно сложный вопрос: чем же определяется размер цены то­вара? Подходы к определению понятия «цена» получили отражение в за­тратном (производственном) и рыночном принципе формирования цены.

В рамках затратного подхода цена рассматривается как денежное выражение стоимости товара, определяемой совокупностью суммарных затрат всех факторов производства при создании единицы товара и, преж­де всего, затратами труда. При этом в основу количественного измерения стоимости закладываются воплощённые в товаре общественно полезные затраты, которые соответствуют средним (для данного периода) условиям производства, умелости и интенсивности труда. Именно эти затраты труда предопределяют качественную однородность произведённых товаров и, следовательно, их сопоставимость и соизмеримость. При таком подходе, труд, воплощённый в товаре, также становится качественно однородным (абстрактным трудом). Величина цены при этом определяется посредством измерения суммарных затрат всех факторов на производство единицы то­вара и прибавления к ним определённой величины прибыли.

Следовательно, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, что и пре­допределяет объективные пропорции обмена товарами, в которых стои-

мость выступает объективной основой цены. Иными словами, цена как экономическая категория имеет трудовую природу.

Однако определение цены в затратной трактовке не отвечает реаль­ным условиям развития экономики в виду того, что обладает естественной ограниченностью, поскольку распространяется только на продукты, кото­рые являются результатом человеческого труда. Это означает, что на предметы, вещи, природные богатства, не являющиеся продуктом челове­ческого труда, не представляется возможным установление цены.

С позиций функционирования рыночных отношений, при которых определяющим фактором ценообразования выступают конъюнктура рын­ка, спрос и предложение товара, цена представляется как форма выра­жения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена в резуль­тате взаимодействия различных субъектов рынка. При данной трактовке цены внимание уделяется двум основным аспектам. Во-первых, подчёрки­вается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой обладает он как объект потребления. Во-вторых, цена товара в данной формулиров­ке проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Отсюда следует, что цену способен устано­вить только рынок, поскольку вне рынка с его обменными операциями на основе купли-продажи о цене не приходится говорить.

Бели цена рассматривается как форма выражения ценности благ, то она в данном случае зависит не столько от затрат производителя, сколько от личной оценки полезности таких затрат конкретным покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для оп­ределения которой оценка покупателя более значима, чем затраты произ­водителя. Иными словами, цена товара определяется суммой денежных за­трат покупателя прямо или косвенно связанных с приобретением товара, а рыночное ценообразование характеризует направленность предприятия на работу с потребителем.

Таким образом, между двумя концепциями разногласия сводятся к выяснению основы цены товара, т.е. к тому, что определяет цену товара -предложение (стоимость) или спрос (полезность). Полезность товара вы­ступает функцией его стоимости или стоимость является функцией полез­ности товара?

Современная теория предпринимает попытки синтезировать затрат­ный (производственный) и рыночный подходы к определению основы це­ны, совмещая в цене объективную (стоимость) и субъективную (полез­ность) её стороны.

Объясняется это тем, что остаётся бесспорным положение о количе­ственном определении затрат на производство и реализацию товара и ус­луг. Оно было и остаётся объективной потребностью и реальностью в лю­бой экономической системе, поскольку объективный процесс формирова­ния затрат в рыночной экономике происходит на основе рыночных цен.

Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями на­циональной экономики, насыщение отечественного рынка продовольст­венными и промышленными товарами и услугами за счет приоритетного е эффективного развития собственного производства.

Следовательно, принятие управленческих решений, направленных на эффективное использование ограниченных экономических ресурсов, предполагает необходимость возмещения всех расходов, связанных с осу­ществлением процессов производства и реализации продукции. Возмеще­ние расходов обеспечивается при условии доходности производимой про­дукции, т.е. за счёт превышения доходов, получаемых предприятием от продажи продукции, над расходами. Выгодна или невыгодна данная про­дукция предприятию, нужно её производить или нет, зависит от её рыноч­ной цены. В случае превышения цены над издержками производства и реа­лизации производство данной продукции является выгодным. Бели этого не происходит, то такие предприятия терпят банкротство и им на смену приходят преуспевающие предприятия, которые имеют при осуществле­нии индивидуального воспроизводства более низкие затраты на единицу продукции и получают более высокие доходы.

В то же время понятно, что для потребителя важно условие, при ко­тором он мог бы на свой доход приобрести необходимые ему производст­венные факторы в нужном количестве и требуемого качества. Поэтому он принимает решение об их приобретении, исходя из уровня складывающих­ся цен. При уменьшении цены (что возможно при снижении издержек производства) у потребителя появляется больше возможностей в приобре­тении большего количества производственных факторов, и наоборот.

Однако при этом следует иметь в виду, что при развитой системе цен самостоятельное влияние субъективных оценок полезности на процесс це­нообразования уменьшается, поскольку сложившаяся система цен и разви­тое денежное обращение сами по себе являются факторами воздействия на поведение продавца и покупателя, на формирование их субъективных оце­нок при взаимодействии на рынке. Влияние субъективных оценок может быть существенным при определении цены на новые товары. Но и здесь эволюция ценообразования привела к тому, что в современных условиях установление цен на новые товары больше зависит от производителя, а не от покупателя.

Соблюдение баланса интересов производителей и потребителей про­исходит на основе спроса и предложения, когда, с одной стороны, сло­жившийся уровень цены предопределяет получение производителями эко­номической выгоды и стимулирует их к дальнейшему производству и про­даже товаров и услуг, а с другой, - потребители заинтересованы и готовы по данной цене приобретать товар» полезность которого отвечает их запро­сам. Но при этом нужно иметь в виду тот факт, что денежное выражение цены, рассматриваемое вне связи с другими ценами на товары и услуги, не

имеет никакого значения в принятии решения каждой из сторон о произ­водстве и покупке. Данное положение объясняется взаимозаменяемостью практически всех товаров.

Поэтому цена сегодня может рассматриваться как денежное выраже­ние ценности товара, основанной на совпадении предельных величин за­трат и полезности и окончательно определяемой соотношением спроса и предложения по данному товару [37]. При этом зависимость предельных величин полезности и затрат как бы очерчивает зону формирования равно­весной цены, а соотношение спроса и предложения окончательно устанав­ливает её уровень.

Управление ценообразованием является одним из сложнейших на­правлений хозяйственной деятельности. Поэтому одним из важных спосо­бов понимания сути цены является изучение её функций, которые характе­ризуют роль цены в развитии экономики. Однако при изучении функций, следует иметь в виду, что функции цены и способы их реализации разли­чаются в зависимости от характерных особенностей экономической среды, в условиях которой используются данные цены. В условиях развития эко­номики рыночного и централизованно-государственного типа, а также в условиях формирования смешанной экономии, имеются различия, специ­фика и особенности действия ценового механизма.

Первичной функцией цены следует считать измерительную, по­скольку на рынке посредством цены происходит измерение стоимости то­вара, т. е. на основе цены определяется количество денег необходимых для оплаты покупателем необходимых ему товаров, а продавцу - получение их за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платёжному средству обрести количественную определённость при совершении акта купли-продажи.

Важную роль в экономике играет соизмерительная функция цены, которая позволяет сопоставлять ценности различных товаров. На рынке при совершении сделок хозяйствующий субъект сравнивает цены, что даёт ему возможность по их уровню на различные товары и услуги иметь пред­ставление о дорогих или дешёвых товарах или услугах. А в случае, если цена адекватно отражает полезность товара или услуги, то она может ис­пользоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и по­лезности товара.

Анализ формирования рыночной цены на основе спроса и предложе­ния показывает, что цена в условиях рыночных отношений выполняет учётную функцию движения материальных и трудовых ресурсов. Это объ­ясняется тем, что при переводе показателей, отражающих количественные и качественные параметры товаров в материально-вещественном выраже­нии, в адекватные денежные показатели, появляется реальная возможность учитывать затраты на производство щюдукции, рассчитывать валовую и товарную продукцию, прибыль и другие показатели.

Характерной особенностью цены является то, что она выступает ин­струментом регулирования экономических процессов. Дня рыночной сис­темы хозяйствования цена является уравновешивающим инструментом интересов продавца и покупателя путём взаимодействия спроса и предло­жения. Цена увязывает денежный запрос производителя или продавца то­варов на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя и являет­ся компромиссом между продавцом и покупателем. В условиях формиро­вания смешанной экономики цена используется государством как эконо­мический рычаг воздействия на предприятие для обеспечения целенаправ­ленной государственной политики. В нерыночной экономике цене насиль­но навязывается функция регулирования, что предопределяет малоэффек-тивность данного процесса.

В рыночном хозяйстве, когда трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия включаются в общий процесс воспроизводства са­мим предприятием как хозяйствующим субъектом, цена выполняет рас­пределительную функцию. Суть данной функции состоит в том, что под воздействием товарно-денежных отношений через механизмы ценообразо­вания, сбалансированности спроса и предложения происходит движение инвестиций в те отрасли и секторы экономики, где необходимо расшире­ние производства недостающего (дефицитного) товара. В свою очередь перераспределение спроса, возможность его влияния на предложение, при­водит к сокращению производства избыточного товара. Это предопределя­ет «перелив» капитала из одной отрасли или сектора экономики в другие отрасли и секторы и способствует динамичному развитию национальной экономики. Направления «перелива» капитала определяются предпри­ятиями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Предприятия сами решают, в какую сферу деятельности, отрасль или сфе­ру экономики осуществлять вложения своего капитала.

Что касается российской экономики, где высок уровень монополизма промышленных и перерабатывающих предприятий в системе АПК, доста­точно слабо развита конкуренция, «перелив» капитала из сферы промыш­ленного производства и переработки сельскохозяйственного сырья в от­расль сельского хозяйства крайне ограничен.

В условиях централизованной экономики регулирование проводи­лось посредством закона планомерного развития и централизованного планирования. Воздействуя на структуру производства и получаемые до­ходы, государство через повышение или понижение оптовых или рознич­ных цен перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, пред­приятий, населения, подчиняя все экономические инструменты, в том чис­ле и цены, выполнению плана. Данная система ценообразования, где часто допускались волевые решения в установлении цен на те или иные товары, приводила к искажению реального представления о положении дел в эко­номике.

Рынок как совокупность товарно-денежных отношений, возникаю­щих между экономическими субъектами, предоставляет им через систему цен информацию о состоянии и условиях реализации товаров и услуг. Следовательно, цена выполняет очень важную информационную функцию^ которая позволяет экономическим субъектам сверять в процессе купли-продажи товаров и услуг свои возможности с потребностями рынка.

Участники производства товаров и услуг через постоянно меняю­щиеся цены получают объективную информацию о конъюнктуре рынка и его динамике, о соотношении спроса и предложения, о состоянии мирово­го рынка и степени его воздействия на внутренний рынок, о психологиче­ской ситуации на рынке и поведении потребителя, о качестве товара, о це­новой стратегии предприятия, об издержках производства и т.д.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что она при опре­делённых условиях побуждает производителей к изменению объёма пред­ложения и качества продукции в целях увеличения денежной выручки. Данное влияние цены реализуется в стремлении производителя к увеличе­нию дохода и прибыли, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Посредством цены осуществляется стимули­рование научно-технического прогресса, экономии затрат производствен­ных ресурсов, повышение качества продукции, изменение структуры про­изводства и потребления. При этом следует отметить, что если в рыночной конкурентной экономике это влияние находит отражение в стремлении производителя повысить и выпуск продукции, и качество, и цену, то в де­фицитной экономике - только в росте цены.

Многообразие функций цены, противоречивость целей и задач осу­ществления отдельных из них не всегда предопределяет успешную реали­зацию функций цены в экономической системе. Так, например, учётная функция нередко вступает в противоречие со стимулирующей и распреде­лительной функциями (а также с другими), поскольку для рыночной эко­номики характерно отклонение цены от издержек производства и реализа­ции под воздействием множества факторов. Тем не менее, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, рычагом управления экономическими процессами. Она есть объективная категория, а её вели­чина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения, денежного обращения.

14.2. Механизм ценообразования

При анализе ценового механизма различают и выделяют две взаимо­действующие его части: с одной стороны, это цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действую­щих с учётом влияния различных ценообразующих факторов.

Ранее уже отмечалось, что различают два механизма ценообразова­ния - затратный и рыночный. Для затратного механизма ценообразова­ния характерны две основные особенности:

- во-первых, величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, которые представляют собой затраты в денежной форме необходимые для производства и реализации единицы продукции. В этом случае решение задачи по формированию цены заменяется определением цен факторов производства, затраченных на производство и реализацию продукции, что приводит к упрощению процесса ценообразования;

- во-вторых, затратный механизм ценообразования связан с необходимостью установления вида издержек, на основании которых определяется цена. Основой для формирования цены могут быть средние издержки на единицу продукции, предельные издержки и калькуляционные издержки.

Затратный подход к установлению цены предполагает то обстоя­тельство, что товаропроизводитель при продаже своей продукции должен, с одной стороны, обеспечить возмещение затрат, понесённых на производ­ство и реализацию продукции, а с другой, - получить определённую вели­чину прибыли необходимую для ведения расширенного воспроизводства. Иными словами, для предприятия цена товара отражает стоимостную вы­ручку от реализации продукции, которая призвана покрыть его затраты и обеспечить получение определённого объёма прибыли.

В этом случае формула цены будет представлена следующим обра­зом:

где АС - средние издержки производства и обращения единицы товара; R - при­быль, получаемая производителями (продавцами) при продаже единицы товара, руб.

Допустим, что предприятие располагает следующими параметрами при производстве определённого вида продукции:

- сумма постоянных и переменных издержек на производство единицы продукции составляет 2400 руб.;

- ожидаемый объём реализации 1200 единиц.

Предприятие предполагает реализовать 40 % дохода от оборота, то есть иметь 40 % прибыли в цене. В этом случае оно должно установить це­ну за единицу продукции в 4000 рублей [2400: (1-0,4)]. Общая сумма при­были составит 1920 тыс. руб.

Однако производитель может поступить и несколько иначе, когда при расчёте цены к затратам устанавливается надбавка (прибыль в чистом виде). В этом случае расчёт цены приобретает следующий вид:

Pt= 2400 х (1+0,4) = 3360 руб.

При этом доля прибыли в цене составит примерно 29 %. Сумма при­были при реализации всей продукции будет равна 1152 тыс. руб. По своей

сути данные методы ценообразования ничем не отличаются. Однако для точного и быстрого определения цены, включающей заданную прибыль, более выигрышным является первый вариант этого метода, поскольку он сразу показывает желаемый результат.

Несмотря на недостатки методов ценообразования затратными под­ходами, они достаточно широко распространены. Объясняется это тем, что, с одной стороны, предприятия в большей степени обладают информа­цией об издержках на производство своей продукции и в меньшей степени о спросе на свою продукцию. А с другой стороны, при использовании за­тратных методов ценообразования всеми производителями данной отрасли цена у них практически одинакова, а потому ценовая борьба между ними будет минимальной по сравнению с отраслями, где цены напрямую зави­сят от спроса.

При затратном подходе к построению цен рынок как система эконо­мических связей между хозяйственными единицами на основе законов то­варного производства и обращения оказывает достаточно слабое воздейст­вие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

По своему содержанию затратный механизм ценообразования наи­более соответствует централизованно управляемой экономике и устанав­ливаемым ценам. Однако, как известно, его элементы свойственны и ры­ночной экономике. Они являются частью рыночного механизма, поскольку продавец запрашивает на рынке такую цену на свой товар, которая не мо­жет быть ниже совокупных издержек производства и обращения. Кроме того, должен реализоваться материальный интерес продавца - получение прибыли. Однако механизм законов рынка вынуждает продавцов учиты­вать не только свои затраты, понесённые на производство и реализацию товара, но и реагировать на рыночный спрос, на ценовую реакцию покупа­теля. Эта ситуация предполагает необходимость приближения цены пред­ложения к цене спроса.

Рыночный механизм ценообразования реализуется в том случае, ко­гда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, согласования интересов двух сторон - продавца и покупателя на свобод­ном рынке. Соблюдение баланса интересов находит своё выражение в уровне цены, который, с одной стороны, предопределяет реализацию ин­тересов производителей в увеличении производства товаров и услуг для продажи, а с другой, - отвечает покупательной способности потребителей, которые готовы расстаться со своими доходами и сбережениями для при­обретения товаров и услуг. Цена, сложившаяся при реализации данных ус­ловий, получила название рыночной цены.

Необходимым условием для понимания сущности процесса форми­рования цен в рыночной экономике является установление взаимосвязи между ценой и спросом, предложением и ценой, спросом и предложением.

При этом важно учитывать тот факт, что практически все производимые товары обладают взаимозаменяемостью. И основанием для принятия ре­шения о производстве или приобретении товара выступают относительные цены, под которыми понимается отношение цены одного товара к цене другого, выраженного в деньгах. А это означает, что денежное выражение цены, взятое вне связи с другими ценами на товары, не имеет никакого значения в принятии решения о том, что и сколько производить, что и сколько покупать.

Каким образом спрос и предложение оказывают совокупное влияние на формирование равновесной цены, рассмотрим на примере рынка зерна. При наличии систематизированной информации, которая формируется в соответствующих аналитических центрах, о складывающейся ситуации на рынке зерна сельскохозяйственный товаропроизводитель прогнозирует ве­личину спроса на данный вид продукции. При этом оцениваются объёмы поступления зерна на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая» оп­ределяется структура величины спроса: потребности животноводства, экс­порт, переработка и другие каналы.

Ориентирование на прогнозируемый спрос предопределяет соответ­ствующее размещение зерновой группы культур в севообороте, размеры их посевной площади, урожайность и, в конечном итоге, получение вало­вого сбора зерна. В свою очередь потребители данного вида сельскохозяй­ственной продукции формируют объёмы закупок.

Рис. 1. Схема формирования равновесной рыночной цены

Иными словами, величина предложения сопоставляется с прогнози­руемой величиной спроса, что выступает основой для формирования ожи­даемой цены на зерно. Это означает, что при данной (равновесной) цене P1 производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Q1 a потребители согласны приобрести именно такое количество продукции. Следовательно, рыночная цена устанавливается в точке пересечения Е кривых спроса D и предложения S (рис 1). Данная цена является основой переговорного процесса между продавцами и покупателями при заключе­нии между ними договорных обязательств (контрактов) на будущую по­ставку и покупку зерна.

Однако уровень и динамика рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию подвержены влиянию множества внешних и внутренних фак­торов. Так, например, изменения климатических условий в период возде­лывания зерновых культур могут предопределить либо увеличение объёма производства зерна, либо уменьшение. Скажем, в вегетационный период возделывания зерновых культур складываются весьма благоприятные климатические условия (влагообеспеченность, температурный режим и др.). Это означает, что будет получен урожай, превышающий прогнози­руемый совокупный спрос зерна на рынке. Ожидаемое увеличение объё­мов производства зерна приведёт к изменению рыночной цены. Результа­том увеличения предложения S2 (кривая рыночного предложения переме­щается вправо) при фиксированном спросе (заданной кривой спроса) будет уменьшение равновесной (рыночной) цены на зерно P2,

И, наоборот, неблагоприятные климатические условия приводит к снижению предложения зерна, что при фиксированном спросе предопре­деляет смещение кривой рыночного предложения влево и изменение рав­новесной (рыночной) цены в сторону увеличения.

Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изменяются спрос и предложение, наблюдается смещение и кривой спроса и кривой предложения. На данную ситуацию может повлиять, например, снижение цен на животноводческую продукцию. Это приведёт к сокраще­нию поголовья животных и, следовательно, к уменьшению спроса произ­водителей животноводческой продукции на зерно, используемое в кормо­вых целях. В этом случае происходит снижение цен на зерно. При росте цен на животноводческую продукцию увеличивается спрос на зерно, что приводит к росту цен. Если происходит одновременное увеличение или снижение и спроса и предложения, то определение какого-либо рднознач-ного результата является достаточно трудноразрешимой задачей. Всё бу­дет зависеть от того, какой из двух разнонаправлено действующих факто­ров окажется преобладающим при воздействии на равновесную цену.

Кроме того, продолжительность ценового цикла в сельском хозяйст­ве определяется продолжительностью производственного процесса, низ­ким уровнем производственной мобильности сельскохозяйственных пред­приятий и в целом предприятий АПК, ценовой эластичностью спроса и це­новой эластичностью предложения, монополизмом перерабатывающих предприятий, конъюнктурой рынка, качеством продукции, кредитно-

финансовой политикой государства и другими факторами. Названные факторы имеют различную степень неопределённости, разную скорость и частоту изменений.

Продолжительность производственного процесса при возделывании сельскохозяйственных культур, которая по отдельным видам культур со­ставляет практически год, приводит к тому, что реакция рынка на предло­жение, как правило, запаздывает.

Ещё более сложными являются проблемы низкого уровня производ­ственной мобильности предприятий АПК и ценовой эластичности спроса на продовольствие по цене и доходам.

Л Объясняется это тем, что увеличение объёмов производства сельско­хозяйственной продукции предполагает первичность наращивания произ­водственных мощностей I сферы АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой промышленности, агро­химия, комбикормовая промышленность, система материально-технического снабжения, мелиоративное и сельское строительство), а за­тем отраслей Ш сферы АПК (пищевая промышленность, холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство, торговые и дру­гие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потребителя). При таких условиях сельское хозяйство не спо­собно своевременно отреагировать на краткосрочные колебания цен. На длительные же изменения цен оно отзывается длительным временным ла­гом от момента их изменения. Результат - значительная продолжитель­ность периода восстановления пропорций межотраслевого обмена (не­сколько лет).

Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия (П и III сферы АПК), в свою очередь, сталкиваются с низкой эластичностью спро­са на продовольствие по цене и доходам, которая обусловлена постоянст­вом и устойчивостью биологических потребностей населения в продуктах питания, а в случае снижения реальных доходов с приобретением продук­тов за счёт уменьшения расходов на товары длительного потребления. Данный фактор приводит к тому, что даже незначительное увеличение по­ставок продукции по отношению к спросу приводит к снижению цены в несколько раз больше, чем рост предложения (особенно на скоропортя­щуюся продукцию). Незначительное уменьшение поставок продукции по отношению к величине спроса предопределяет возникновение её дефицита и более значительному росту цен (в процентах) в сравнении со снижением предложения продукции.

В виду того, что спрос на продовольственные товары в основном яв­ляется неэластичным» то с увеличением доходов происходит рост расходов семейного бюджета, направляемых на приобретение промышленных това­ров. Это означает, что прирост спроса на промышленные товары выше, чем на продукты питания. Такая тенденция приводит к нарушению торго-

вого баланса между сельским хозяйством и другими отраслями экономи­ки и, следовательно, образованию диспаритета цен.

Как видим, отраслевая специфика сельскохозяйственного производ­ства оказывает значительное влияние на процесс ценообразования, что объективно предполагает в современных условиях развития российской рыночной экономики постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, которая стала бы адекватной рыночным отношени­ям. На сегодняшний день экономические условия развития таковы, что це­ны на многие виды сельскохозяйственной продукции не компенсируют даже затрат по её производству. Поэтому достижение эффективности сель­скохозяйственного производства напрямую зависит от государственного регулирования цен.

В качестве важнейших принципов ценообразования выступают: на­учность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность це­нообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен.

Принцип научности обоснования цен обусловливает необходимость познания и учёта в ценообразовании таких объективных экономических законов, как закона стоимости, законов спроса и предложения. Данный процесс предполагает изучение конъюнктуры рынка, анализ факторов производства и действующей системы цен, выявление тенденций развития производства, прогнозирование изменения уровня цен, спроса, качества товаров и т.п. Возможность научного обоснования цен базируется на ис­пользовании комплексного, достаточного, оперативного и достоверного информационного обеспечения, воздействующего на процесс установле­ния цен.

Принцип целевой направленности цен в своей основе предполагает чёткое определение приоритетных экономических и социальных проблем развития, решаемых с помощью цен. Такими проблемами могут быть, на­пример» социальная защита населения или целевая ориентация цен на ос­воение и расширение ассортимента новых видов продукции, повышение качества продукции. Например, в определённых временных границах воз­можно допущение установления высоких цен на принципиально новые ви­ды продукции, которые обеспечивают получение максимальной (моно­польной) прибыли.

Принцип непрерывности ценообразования предусматривает, с одной стороны, установление своей цены на каждом этапе движения продукции от сырья до готового изделия, а с другой, - постоянное внесение изменений и дополнений в действующие цены, увязанных с жизненным циклом това­ра и вытекающими из него особенностями потребительского восприятия.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен отражает необходимость контроля цен со стороны государст­венных органов. При этом важным условием является распространение

контроля, прежде всего, на продукцию и услуги отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.). Различают два вида контроля: государственный и общественный (контроль обществами потребителей),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.06 с.)