Отсутствие всякого вида вреда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие всякого вида вреда.



Четвертым условием призыва к благому и запрета предосудительного является отсутствие вреда, т.е. призыв или запрет не должен стать причиной нанесения вреда. Таким образом, если призыв к благому и запрет предосудительного станет причиной нанесения вреда (в независимости от того, телесный это вред, финансовый или же моральный ущерб) призывающему и запрещающему или другому мусульманину, в таком случае, призыв и запрет необязателен. Конечно, религиозно обязанный должен принять во внимание, что является более важным в отношении благого и предосудительного, сравнить вред призыва и запрета с вредом отказа от этого и поступить в соответствии с тем, что представляет большую важность.

Внимание!

● Если человек опасается того, что в случае призыва к добру и запрета предосудительного ему будет нанесен существенный вред со стороны того, кто обладает властью и имеет значительное общественное положение, то эта обязанность с него снимается, но это касается случая, когда опасение о нанесении вреда будет иметь разумные основания. Однако не подобает человеку принимать во внимание лишь статус и положение того, кто не совершает обязательное или совершает греховное, или, лишь предполагая о том, что его призыв или запрет может нанести ему незначительный вред, оставить увещевание и наставление своего брата по вере. Во всяком случае, следует отличать более важное от менее важного.

Несколько положений по поводу условий призыва к благому и запрета предосудительного.

■ Призыв к благому и запрет предосудительного обязателен тогда, когда есть все четыре условия. Таким образом, если на момент призыва или запрета не будет хотя бы одного из четырех условий, к примеру, призыв и запрет может принести человеку вред, то эта обязанность с человека снимается, даже если будут в наличие все остальные условия.

■ При исполнении предписания призыва к благому и запрета предосудительного необязательно, чтобы сам призывающий был из числа соблюдающих то, к чему он сам призывает или чтобы запрещающий был из числа тех, кто сам отказывается от совершения того, что запрещает, т.е. призыв и запрет являются обязанностью и грешника, и он не может освободить себя от этой великой обязанности лишь потому, что сам является грешником. Причиной того, что в религиозных источниках достаточно много порицаний и упреков в адрес тех, кто сами не соблюдают, но других призывают, или сами грешат, а другим запрещают грешить, не является недовольство тем, почему они призывали или запрещали, а то, почему сами не соблюдали свои обязанности.

■ В призыве к благому и запрете предосудительного нет такого условия, что призыв или запрет не должен навлечь позор или стать причиной потери уважения того, кто отказался от обязанности или совершил запретное. Таким образом, не будет ничего предосудительного, если условия и правила призыва к благому и запрета предосудительного будут соблюдены, и призывающий не будет выходить за их рамки, однако, это станет причиной позора или потери уважения того, кто совершил запретное.

 


Урок 74

﴿... وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِِ...﴾

«… И призывай к благому и запрещай предосудительное…»

Коран - 31:17.

Призыв к благому и запрет предосудительного

Стадии призыва к благому и запрета предосудительного – Разные положения о призыве к благому и запрете предосудительного

 

Стадии призыва к благому и запрета предосудительного.

 

Стадии призыва к благому и запрета предосудительного:
1. Призыв и запрет сердцем (внутреннее согласие или протест).

2. Призыв и запрет словом.

3. Призыв и запрет действием.

 

Внимание!

● Соблюдение очередности стадий призыва к благому и запрета предосудительного обязательно, т.е. если есть возможность добиться цели, соблюдая первую стадию, нельзя переходить к следующей стадии.

Призыв и запрет сердцем.

1) Первая стадия призыва к благому и запрета предосудительного заключается в призыве и запрете сердцем. Под призывом и запретом сердцем подразумевается проявление внутреннего согласия или отвращения, т.е. религиозно обязанный должен внешне проявить свое внутреннее согласие с благим поступком или внутреннее отвращение к предосудительному, и таким образом побудить человека, оставившего благое или совершившего предосудительное, совершить благое и прекратить совершение предосудительного.

2) Призыв и запрет сердцем (проявление согласия или отвращения) имеет разные уровни и если есть возможность добиться цели, соблюдая первый уровень, нельзя переходить к следующему уровню. Способов проявления у этой стадии, ввиду того, что они разнообразны, много. Вот некоторые из них: улыбка, закрывание глаз, выражение удивления, кивание головой, покусывание губы, указание пальцем или головой, воздерживание от приветствия, отворачивание лица или поворот спиной, прекращение разговора, прекращение общения (способов проявления может быть много в зависимости от сложившихся культурных традиций – прим. перев.).

Призыв и запрет словом.

1) Вторая стадия призыва к благому и запрета предосудительного заключается в призыве и запрете словом. На этой стадии предполагается, что призывающий или запрещающий должен словом и высказыванием своим призвать к благому или запретить предосудительное.

2) Призыв и запрет словом имеет разные уровни, и если можно добиться цели, сказав тихим тоном, не следует повышать голос и переходить на следующий уровень. Способов проявления у этой стадии много, они очень разнообразны. Вот некоторые из них: наставление, напоминание, назидание, перечисление пользы и вреда какого-либо действия, диспут, аргументированный разговор, повышение тона в разговоре, угроза и т.п.

Призыв и запрет действием.

1) Третья стадия призыва к благому и запрета предосудительного заключается в призыве и запрете действием (применение силы). На этой стадии предполагается, что призывающий или запрещающий должен применить силу и тем самым заставить прекратить совершение предосудительного и оставление благого.

2) Призыв и запрет действием имеет разные уровни и если есть возможность добиться цели, соблюдая первый уровень, нельзя переходить к следующему уровню. Способов проявления у этой стадии, ввиду того, что они разнообразны, много. Вот некоторые из них: преграждение пути, чтобы человек не смог сделать предосудительное, отбирание орудия, которым человек может совершить предосудительное, отстранение от человека средств, с помощью которых он может совершить дурной поступок, можно отогнать человека, крепко держать за руку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.008 с.)