Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники опасности при выполнении погрузочноIразгрузочных работ
На железнодорожном транспорте выполняются большие объемы погрузоч- но-разгрузочных работ. Основными опасными производственными фактора- ми при погрузочно-разгрузочных работах и складировании грузов (ГОСТ 12.0.003) являются: движущиеся краны и погрузчики, автомобильный и же-
лезнодорожный транспорт, различные машины и механизмы, а также подвиж- ные части кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, кана- ты, цепи, стропы, крючья, захваты, острые кромки и выступающие части транспортируемого груза. К опасным производственным факторам относят также рабочие места, расположенные на значительной высоте, например, каби- ны крановщиков, разгрузочные галереи. Для кранов с электрическим приво- дом опасным производственным фактором является напряжение электриче- ских цепей, замыкание которых может произойти через тело человека. Безопасность работников при допустимых рисках обеспечивается тогда, ко- гда исключены или сведены до минимума возможности возникновения аварий- ных ситуаций (опасных факторов), а также когда действуют системы защиты от вредных факторов производственной среды. Последние были рассмотрены ранее. Аварийные ситуации могут возникать при перегрузке погрузочно-раз- грузочных машин, отказах их механизмов или систем защиты, связанных с не- добросовестным техническим обслуживанием, некачественным ремонтом, с ошибками в управлении (человеческий фактор). Аварийные ситуации возникают при обрывах канатов, деформации или раз- рушении металлоконструкций погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, развале груза или штабелей. Опасные ситуации могут быть связаны с непред-
намеренным контактом с движущимися частями оборудования, с возможным ударом падающими предметами при обрыве поднимаемого груза или при вы- сыпании части груза, а также с падением самого оборудования. К числу воз- можных опасностей можно отнести наезд транспортного средства на человека, а также удар при столкновении транспортного средства с краном. Опасности погрузочно-разгрузочных работ зависят также от вида груза, способа его строповки и складирования. Грузы, перевозимые по железной дороге, по способам складирования клас- сифицируются на:
• штучные нештабелируемые грузы — металлические конструкции, двига- тели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.п.; • штучные штабелируемые грузы — прокатная сталь, трубы, лесо- и пило- материалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, пли- ты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки, насыпные грузы, транспортируемые в таре, и т.п.; • насыпные (навалочные) грузы — грузы, перерабатываемые грейферами, транспортерами и др. Они складируются в штабеля, определяющиеся уг- лом естественного откоса материалов (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т.п.);
• полужидкие пластичные грузы — битумы, смазывающие вещества и т.п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках емкостей (цис- терн), а также способность быстро твердеть затрудняют их разгрузку; • жидкие грузы (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики и т.д.) транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах; • газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах или специальных цистернах. Взависимости от массы грузового места, или от объемной массы, грузы де- лятся на четыре категории: • легковесные грузы — грузы, масса грузового места которых составляет не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и т.п.; • тяжеловесные грузы — грузы, масса грузового места которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К этой категории относятся все штабелируе- мые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы; • весьма тяжелые грузы — грузы, масса грузового места которых превыша- ет 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации.
Взависимости от формы и размеров, грузы делятся на габаритные и негаба- ритные. Габаритный груз — груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида на- земного безрельсового транспорта — норм, установленных Правилами дорож- ного движения Российской Федерации. Негабаритный груз — груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или назем- ного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определенных величин, при которых еще возможна пере- возка груза за счет сокращения зазора между габаритами приближенных строений и подвижного состава. Взависимости от величины нарушения габа- рита негабаритные грузы подразделяются на пять степеней негабаритности, ка- ждая из которых имеет свои предельные значения. На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень нега- баритности.
Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перево- зятся на специализированных железнодорожных платформах или трейлерах. Негабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.
4.4.2. Меры безопасности при выполнении погрузочноIразгрузочных работ
Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается комплексом правовых, организационных и технических мер. На основе федерального законодательства о труде и охране труда, Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных норм и правил, сани- тарных правил и норм разработаны «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (ПОТ РМ-007—98) и «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъем- ных кранов», утвержденные Госгортехнадзором России 31.12.99 г. Вся пере- численная документация носит обязательный для применения характер. Об- щие требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов устанавливает ГОСТ 12.3.009. Общие требования безо- пасности к процессам перемещения грузов (погрузке, разгрузке, транспорти- рованию, промежуточному складированию, устройству и содержанию транс- портных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом устанавлива- ет ГОСТ 12.3.020. Требования охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта ус- танавливают «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации про-
мышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)» ПОТ РМ-008—98. Вправилах предусмотрены единые требования безопасно- сти при производстве погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов. Требования межотраслевых правил устанавливают минимально допустимый уровень безопасности труда. На основании перечисленных документов и в соответствии с «Правилами разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нор- мативных актов, содержащих требования охраны труда» № ЦБТ-882 от 21.03.2002 г., для объектов железнодорожного транспорта разрабатываются отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда работников. Они отражают специфику отрасли при производстве различных видов погрузоч- но-разгрузочных работ. Каждая организация или предприятие, в свою очередь, с учетом собствен-
ной специфики, на основании вышеперечисленных документов, должны разра- ботать производственные инструкции. Их цель — обеспечить безопасное про- изводство работ, надлежащий контроль за соблюдением требований безопасно- сти проведения работ, локализацию и ликвидацию последствий аварий в случае их возникновения, а также определять порядок технического расследо- вания причин аварий, осуществлять разработку и реализацию мероприятий по их предупреждению и профилактике.
Разработка инструкций должна осуществляться руководителями структур- ных подразделений организации, а утверждение — ее руководителем после со- гласования с органами и службами охраны труда. Пересмотр инструкций дол- жен производиться в соответствии с требованиями «Правил разработки и ут- верждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда» № ЦБТ-882 от 21.03.2002 г. Инструкции по охране труда для работников железнодорожного транспорта досрочно пересматриваются: • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструк- ций по охране труда, содержащих государственные нормативные требова- ния охраны труда; • при изменении условий труда работников; • при внедрении новой техники и технологии; • по результатам анализа материалов расследований аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или ведомственных и федеральных органов надзора. Своевременную проверку и пересмотр инструкций организуют работодатели и руководители подразделения разработчиков.
У руководителя структурного подразделения, начальника участка, мастера, прораба должен быть в наличии комплект инструкций для работников по всем профессиям и видам работ. Кроме того, производственная деятельность на погрузочно-разгрузочных работах должна быть оформлена договором страхования риска и ответственно- сти за причинение вреда. Для работников, занятых на погрузочно-разгрузоч- ных и транспортных работах с вредными условиями труда по списку произ- водств, цехов, профессий, должен устанавливаться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. К организационным мерам, обеспечивающим безопасность погрузочно-раз- грузочных работ на производстве, относятся: профотбор и обучение работни- ков, организация места работы, организация безопасности работы (технологи- ческих процессов грузовой переработки, эксплуатации и обслуживания погру- зочно-разгрузочных машин), надзор во время работы, обеспеченность инвентарем и инструкционными материалами.
Профотбор и обучение работников. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказа- ний. Работодатель обязан организовать и обеспечить проведение предвари- тельных и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских освидетельствований работников на соответствие их физическим, физиологи-
ческим, психологическим требованиям, установленным приказами Минздрава России от 14.03.96 г. № 90 и 10.12.96 г. № 405. Работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным приемам и методам труда в объеме программ по профессиям. Работники, эксплуатирую- щие грузоподъемные машины, должны обучаться по программам, согласован- ным с органами Госгортехнадзора (на объектах МПС — котлонадзора желез- ной дороги) со сдачей экзаменов в установленном порядке. Обучение работни- ков охране труда должно проводиться в форме вводного инструктажа при поступлении на работу, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного периодического инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструкта- жа и специального обучения. Кроме своих производственных инструкций, ра- ботники, участвующие в производственных процессах погрузки, разгрузки и транспортирования грузов, должны знать: устройство и требования безопасной эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений, стропов и тары; пра- вила пользования индивидуальными средствами защиты; способы оказания первой медицинской помощи. Работники, допускаемые к погрузке, разгрузке опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам работы и обращения с этими грузами, с последующей ат- тестацией. К проведению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами должны допускаться работники со стажем работы не менее трех лет на приме- няемом подъемно-транспортном оборудовании.
Проверка знаний требований безопасности у работников производится пер- воначально перед допуском их к работе и периодически — в установленные сроки. Организационные меры в зоне производства работ. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведен- ной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способ- ным воспринимать нагрузки от подъемно-транспортных машин и грузов. Пло- щадки для производства работ должны иметь достаточное естественное и ис- кусственное освещение, своевременно очищаться от мусора, а зимой — от снега и льда, не загромождаться посторонними предметами, должны иметь уклон для стока дождевых и талых вод. Уклон должен быть не более 5 %, а при при- менении авто- и электропогрузчиков — не более 3 %.
Опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место, на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и беспре- пятственное извлечение из-под него стропов. Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обяза- но перед началом работы обеспечить установку габаритов охранной рабочей зоны в местах производства работ. Ограждение зоны должно осуществляться предупредительными знаками по ГОСТ 12.4.026. Стационарные зоны должны быть окрашены в сигнальные цвета. Рабочая зона представляет профессио-
нальную опасность в первую очередь для обслуживающего персонала, так как они могут выполнять работу, только находясь внутри ее границ. Основопола- гающим принципом определения опасной зоны является досягаемость подвиж- ных выступающих либо передвигающихся частей машин и груза. Грузы, раз- мещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться на расстоянии от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса не менее 2 м при высоте штабеля до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте штабеля. При размещении грузов должны соблюдаться размеры отсту- пов: от стен складских и производственных помещений — 0,7 м; от приборов отопления — 0,2 м; от источников освещения — 0,5 м; между поддонами и кон- тейнерами в штабеле — 0,05…1 м. Ширина подъездных автомобильных путей должна быть не менее 3,5 м. Открытый подвижной состав необходимо готовить под погрузку. Следует размещать подкладки под груз, обеспечивающие устойчивое положение груза в вагоне и беспрепятственное извлечение из-под него стропов. Взимнее время полы вагонов и поверхности подкладок в местах опирания груза нужно посы- пать тонким слоем (1 мм) чистого сухого песка. Для крепления груза на откры- том подвижном составе должны быть подготовлены растяжки, обвязки, упор- ные и распорные бруски, стойки, подкладки, щиты, турникеты или другие кре- пежные приспособления либо стандартные крепления многократного использования.
Общие правила безопасности технологических процессов механизирован- ной грузовой переработки грузов. Технология грузовой переработки представ- ляет собой систему механизированных операций, выполняемых комплексом подъемно-транспортных машин и механизмов. Работы должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. Ли- цо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных операций, до нача- ла работ обязано проверить исправность грузоподъемных механизмов и инвен- таря. Делается это внешним осмотром. Далее оно должно определить способ погрузки, разгрузки, перемещения грузов. При возникновении аварийных си- туаций или опасности травмирования работников ответственный за безопасное производство работ должен немедленно прекратить работы и принять необхо- димые меры для устранения опасности. На места производства работ не долж- ны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам. Организацией, осуществляющей перемещение грузов, должны быть разра- ботаны транспортно-технологические схемы. Плакаты со схемами передвиже- ния грузов следует устанавливать на местах производства работ (с хорошей ви- димостью). Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проез- дов и т.д.
Технологическая карта должна выполняться в виде плана склада (площадки складирования), на котором должны быть обозначены места и размеры штабе- лей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транс- порта, проходы для работников, крановые рельсовые пути и зоны обслужива- ния кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и т.д. Вней должно быть заложено поопераци- онное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщиков при каждой операции подъема или опускания груза. Погрузочно-разгрузочные работы для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м должны выполняться механизирован- ным способом. Схемы строповки (способы обвязки, крепления и подвешивания груза к крюку грузоподъемной машины) должны быть вывешены в местах производст- ва работ. Масса и центр тяжести перегружаемых изделий заводского изготов- ления должны быть указаны в технической документации на эти изделия и обозначены на грузе. При строповке грузов в обязательном порядке следует руководствоваться этими обозначениями. Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать устойчивость штабелей грузов, возможность механизированной разборки штабелей, безопас- ность работающих на штабеле или около него.
Грузоподъемные и транспортные работы должны производиться с соблюде- нием требований пожарной безопасности путем: • исключения пролива, протечек, выделения паров горючих газов и легко- воспламеняющихся жидкостей; • исключения искрообразования и открытого огня при грузопереработке па- ров горючих газов и легковоспламеняющихся жидкостей; • поддержания параметров рабочей среды в пределах норм, исключающих взрыв или ее воспламенение; • предупреждения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций в комплексе с мерами защиты работников от воздействия опасных произ- водственных факторов, действующих в этих ситуациях. Укладка груза в полувагон или на платформу должна производиться в соот- ветствии с нормами МПС России по согласованию с грузополучателем.
Требования безопасности к погрузочноIразгрузочному оборудованию и его эксплуатации
К погрузочно-разгрузочному оборудованию относятся краны (мостовые, козловые, башенные, передвижные стреловые, портальные); вилочные и ков-
шовые авто- и электропогрузчики; конвейеры ленточные, скребковые, шнеко- вые; рольганги; трубопроводный транспорт; ручные тележки и т.д. На транспорте в грузовых районах железнодорожных станций и на про- мышленных предприятиях, имеющих подъездные железнодорожные пути, ши- роко применяются мостовые и козловые электрические краны Они применяют- ся на переработке контейнеров, лесных и тяжеловесных грузов и др. Мостовые грейферные краны предназначены для подъема и перемещения сыпучих и кус- ковых материалов. Краны с магнитной шайбой — для металлопроката. Пор- тальные краны устанавливаются на перегрузочных базах, имеющих кроме же- лезнодорожных и автомобильных подъездных путей причалы для выгрузки грузов, прибывающих водным путем. Мостовые электрические краны исполь- зуются в производственных помещениях для монтажа и демонтажа оборудова- ния подвижного состава при его ремонте. Башенные краны, в основном, устанавливаются на строительных площад- ках. Стреловые самоходные краны (на автомобильном, пневмоколесном, гусе- ничном, железнодорожном ходу) предназначены для выполнения погрузоч- но-разгрузочных работ на открытых площадках, не имеющих систематическо- го поступления груза, или на площадках без электроснабжения. Краны консольные (на колонне, настенные, велосипедные) используются преимуще-
ственно для перемещения грузов в составе технологических операций, на сор- тировочных площадках складов, на рампах (платформах) складов. Погрузчики (автопогрузчики, электропогрузчики), оборудованные вилоч- ным захватом и дополнительными съемными рабочими органами (ковшом, без- блочной стрелой, грейферным захватом, траверсами и др.), применяются для переработки малотоннажных грузов. Они обладают высокой маневренностью. Многоковшовые погрузчики, имеющие шнековый питатель, применяются для погрузочно-разгрузочных операций с сыпучими и мелкокусковыми материа- лами. Экскаваторы одноковшовые применяются на открытых складах при погруз- ке в транспортные средства сыпучих и кусковых материалов, а также при их штабелировании на открытых складских площадках. Краны-штабелеры используются для укладки мелкоштучных и тарно-штуч- ных грузов в штабеля и стеллажи. Стеллажные краны-штабелеры используют- ся на складах для хранения грузов в таре, упаковке, на поддонах размерами 800 1200 мм. Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяются на складах для перемещения вручную отдельных легковесных грузов. Электроштабелеры используются, как правило, при работах в стесненных складских условиях при штабелировании грузов в высокие стеллажные ярусы.
Электротягачи и электротележки используются для транспортно-складских работ на контейнерных и погрузочно-разгрузочных площадках, а также в складских помещениях. Грузоподъемные краны относятся к оборудованию повышенной опасности, в связи с чем установлен особый государственный технический надзор за их эксплуатацией, осуществляемый органами Госгортехнадзора, а на предприяти- ях и в грузовых районах железнодорожных станций — Инспекцией котлонад- зора МПС России. Установление государственного надзора не снимает ответ- ственности с руководства и инженерно-технических работников производства за проведение оперативного контроля за работой кранов. Для осуществления контроля за грузоподъемными машинами и работами, производящимися с их применением, в организации должны быть назначены ответственные инженер- но-технические работники: • специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных ма- шин, съемных грузозахватных приспособлений и тары; • специалисты, ответственные за содержание грузоподъемных машин в ис- правном состоянии; • работники, ответственные за безопасное производство работ кранами. Каждая изготовленная заводом-изготовителем грузоподъемная машина должна быть принята отделом технического контроля и снабжена паспортом и
инструкцией по монтажу и эксплуатации. До пуска в работу большинство гру- зоподъемных машин, в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», подлежат регистрации в органах Гос- гортехнадзора (Инспекция котлонадзора МПС России), которые выдают раз- решение на ввод их в эксплуатацию. Все вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные гру- зозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетель- ствованию. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны подвергать- ся периодическому частичному освидетельствованию через каждые 12 месяцев, а полному — через 3 года. При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина под- вергается осмотру и опробованию в работе, статическим и динамическим испы- таниям; при частичном техническом освидетельствовании — только осмотру и опробованию. При осмотре устанавливается надежность каждого узла и элемента машины; степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тормо- зов, аппаратов управления и других устройств; работоспособность приборов и устройств безопасности; надежность крепления канатов; наличие и исправ-
Рис. 4.10. Схема подвески груза при статических испытаниях мостовых и козловых кранов
ность заземления и электрических блокировок; состояние ограждений, перил, лестниц и т.п. Статическое испытание грузоподъемной машины имеет целью проверку ее прочности и прочности отдельных элементов, а у стреловых кранов также про- верку грузовой устойчивости. Статическое испытание производится нагруз- кой, на 25 % превышающей номинальную грузоподъемность (рис. 4.10). Крюк с грузом поднимают на высоту 200…300 мм и в таком положении выдерживают
в течение 10 мин. Затем груз опускают и устанавливают отсутствие остаточных деформаций, что свидетельствует о нормальной работе металлических конструкций крана. При наличии остаточных деформаций кран к работе не допускается. Испытание стреловых кранов (рис. 4.11) проводят при максимальном и минимальном вылете стрелы в поло- жении, отвечающем наименьшей устойчивости крана, при этом груз поднимается на высоту 100…200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в тече- ние 10 мин. поднятый груз не опустился на землю, а так- же если не будет обнаружено трещин, деформаций и дру- гих повреждений металлоконструкций.. Грузоподъем- ная машина, выдержавшая статическое испытание,
Рис. 4.11. Схема подвески груза при статических испы- таниях стреловых кранов подвергается динамическому испытанию с целью проверки действия механиз- мов, тормозов, устройств безопасности. При динамическом испытании груз должен превышать номинальный на 10 %. Испытание заключается в повтор- ных подъемах и опусканиях груза, а также в проверке действия всех механиз- мов в автономном режиме. Разрешение на дальнейшую эксплуатацию машины
дается только после получения положительных результатов осмотра и испы- таний. При конструктивной разработке и изготовлении грузоподъемных машин обязательно предусматриваются: • ограждения приводных и передаточных механизмов; • устройства, предупреждающие случайное включение движущихся частей; • заземление; • аппаратура автоматического разрыва электрической цепи при прекраще- нии подачи электроэнергии, необходимая для предупреждения самопро- извольного включения машины при возобновлении подачи напряжения; • приборы и устройства безопасности грузоподъемных и других механиз- мов. К приборам и устройствам безопасности относятся концевые выключатели, которые выключают электродвигатель при подходе крюка или другого грузо- захватного устройства, а также крановой стрелы к одному из крайних положе- ний. Концевые выключатели также автоматически останавливают механизмы передвижения кранов и их грузовые тележки перед подходом к упорам, нахо- дящимся на концах рельсового пути. На рис. 4.12 приведен концевой выклю- чатель для грузовой тележки башенного крана. При подходе крана к концу
подкранового пути рычаг 3 надвигается на упор 1 и электрическая цепь управления электродвигателем разрывается, тележка останавливается. Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, если масса груза превышает предельное значение более чем на 10 %. Встреловых кранах с переменной грузоподъемно- стью, зависящей от вылета стрелы, применяют огра- ничители грузового момента, учитывающие не толь- ко вес поднимаемого груза, но и величину вылета стрелы. Действие простейших ограничителей грузоподъем- ности основано на распрямлении троса, проходящего между изгибающими его роликами, при увеличении нагрузки на трос выше нормативной. Схема ограни-
Рис. 4.12. Схема конце- вого выключателя: 1 — упор в конце подкраново- го пути; 2 — концевой выклю- чатель; 3 — рычаг концевого выключателя чителей грузоподъемности представлена на рис. 4.13. Вытягиваясь и преодоле- вая определенное сопротивление пружины 4, трос двигает шток 5, действую- щий на рычаг выключателя 10. На стреловых кранах, грузоподъемность которых меняется при разных вы- летах стрелы, применяются указатели грузоподъемности. На рис. 4.14 показан
Рис. 4.13. Конструктивная схема ограничителя грузоподъемности: 1 — упорная гайка, регулирующая натя- жение пружины; 2 — стопорная гайка; 3 — букса; 4 — пружина; 5 — шток; 6 — корпус ограничителя; 7 — неподвижные ролики; 8 — подвижный ролик; 9 — вы- ключатель; 10 — рычаг выключателя указатель допускаемой грузоподъемности. Стрелка-указатель 2 показывает, какой груз допустим при данном вылете стрелы. Автоматические сигнализаторы опасного напряжения включают сигнал оповещения об опасном приближении стрелы самоходного крана к находящимся под напряжением про- водам линии электропередачи. Принцип дей- ствия прибора основан на явлении электро- магнитной индукции, приемник которой ус- танавливается на оголовке стрелы. Кабина крановщика оборудуется световой сигнализа- цией, для стропальщиков предусматривается звуковая сигнализация. Противоугонные устройства предназнача- ются для удержания крана, работающего на открытой территории, от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под дейст- вием ветра, по силе превосходящего предель- но допустимые значения. Основным элемен- том противоугонных устройств являются рельсовые захваты (рельсозажимные клещи), посредством кото- рых кран вручную или автоматически закрепляется за рельсы. Важнейшее значение для обеспечения безопасности имеют тормозные устройства. Тормоза по назначению разделяются на стопорные, которые применяются только для остановки механизма и удерживания груза в поднятом состоянии, и спускные, используемые для регулирования скорости опускания груза и постепенно- го замедления действия механизма с последующей окончательной его остановкой. К тормозам предъявля- ются следующие основные требования безопасности и надежности: достаточный тормозной момент для задан-
Рис. 4.14. Общий вид указателя грузоподъ- емности: 1 — шкала; 2 — стрелка- указатель ных условий работы; быстрое замыкание и размыкание; высокая конструктив- ная прочность элементов тормоза; ограничение нагрева и износа поверхностей трения; удобство осмотра и регулирования, устойчивость регулирования. Ис- правность тормозов проверяется ежесменно перед началом работы. Грузозахватные приспособления — крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты являются особо ответственными деталями кра-
Рис. 4.15. Грузозахватные приспособления: а — крюк; б — электромагнитная шайба; в — подхват; г — клещевой захват для круглого проката, рулонов; д — грейфер
на (рис. 4.15). Периодический контроль за состоянием их рабочих поверхно- стей (износ, трещины, коррозия) обеспечивает безопасность при эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин. После изготовления и ремонта стропы долж- ны быть испытаны нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную гру-
зоподъемность. Осмотр стропов должен производиться по инструкции специа- лизированной организации, определяющей порядок и методы осмотра, брако- вочные показатели и методы устранения обнаруженных повреждений. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины, съемные грузоза- хватные приспособления должны иметь таблички с указанием регистрационно- го номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельство- вания. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тару, не прошедшие технического освидетельствования, допускать к работе за- прещается. Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается также нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары. Не допускаются к эксплуатации стропы, у которых отсутствуют или повре- ждены маркировочные бирки; деформированы коуши или их износ привел к уменьшению первоначальных размеров сечения более, чем на 15 %; имеются трещины на опрессовочных втулках крепления концов троса или размеры по- следних изменились более чем на 10 % от первоначальных; имеются смещения в заплетке каната; крюки не имеют предохранительных замков. Требования к устройству и безопасной эксплуатации стропов из стальных канатов и цепных стропов определены РД 10-33—93 «Стропы грузовые общего назначения».
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наруж- ных проволок каната двойной свивки превышает: • 4 обрыва на участке канатного стропа длиной 3 d; • 6 обрывов на участке канатного стропа длиной 6 d; • 16 обрывов на участке канатного стропа длиной 30 d, • где d — диаметр каната, мм. Браковка колец, петель, крюков, строп производится: при наличии трещин; при износе поверхностей элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %; при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначальных размеров элементов более чем на 3 %. Крановые пути должны содержаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасные условия работы. Для этого проводят освидетельствования, осмот- ры, ремонт, обслуживание и надзор в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Для безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ с использо- ванием грузоподъемных машин работодатель обязан обеспечить наличие на местах производства работ исправных и допущенных к эксплуатации в уста- новленном порядке съемных грузозахватных приспособлений, тары, а также
списка основных перемещаемых грузов с указанием их габаритно-весовых ха- рактеристик, мест зацепки, мест складирования, схем строповки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.164 с.) |