Глава 1. 6. Контроль условий и охраны труда на объектах железнодорожного транспорта и ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. 6. Контроль условий и охраны труда на объектах железнодорожного транспорта и ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций



По охране труда

 

С 15 февраля 2002 года введено в действие «Положение о контроле и надзо- ре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте»

№ ЦБТ-829 от 30.05.2001 г. Оно определяет основные направления организа-

ции контроля и надзора за состоянием охраны труда на сети железных дорог,

 


отдельных железных дорогах, в хозяйствах отрасли и организациях федераль- ного железнодорожного транспорта.

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на фе- деральном железнодорожном транспорте являются:

государственный контроль и надзор;

ведомственный контроль;

— комплексные проверки;

— целевые проверки;

— оперативный контроль

общественный контроль;

производственный контроль (трехступенчатый).

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной Инспек-

цией труда и иными федеральными органами контроля надзора за состоянием охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также учреждениями и организациями санитарно-гигиеническо- го и эпидемиологического профиля МПС России.

Ведомственный контроль и надзор осуществляется:

Управлением охраны труда МПС России;

руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС Рос-

сии;

 


службами охраны труда железных дорог;

руководителями предприятий и учреждений железнодорожного транс-

порта;

ведомственными органами контроля и надзора (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзором МПС России, ведомственной ох- раной МПС России). Инспекция котлонадзора осуществляет ведомствен- ный контроль и надзор за правильностью изготовления, установкой и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и других объектов. Специально назначенные работники электрификации и энергоснабжения МПС России осуществляют контроль и надзор за техническим состоянием электроустановок, электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребите- лей, а также за обеспечением безопасного их обслуживания. Эту работу они проводят в соответствии с Положением об энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте. Контроль и надзор за соблю- дением пожарной безопасности осуществляется ведомственной охраной МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте.

 


Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов ра- ботников осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

На отдельных предприятиях при ухудшении состояния охраны труда могут

вводиться особые условия контроля в соответствии с положениями об особом режиме работы по охране труда предприятий и организаций федерального же- лезнодорожного транспорта.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния

охраны труда проводятся на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на предприятиях, в органи- зациях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта.

Комплексные проверки проводят не реже одного раза в пять лет. Планы

комплексных проверок утверждаются заместителем Министра путей сообще- ния Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда. Проводит их на каждой железной дороге Управление охраны труда МПС России совме- стно с департаментами и управлениями МПС России. О проведении комплекс- ной проверки издается указание не позднее, чем за две недели до начала ее проведения. Вуказании должны быть определены: объект проверки, состав комиссии, сроки проведения проверки. Руководители или специалисты, прово-

 


дящие проверки, должны предварительно пройти обучение и проверку знаний по охране труда.

Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных во-

просов охраны труда; хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллек- тивных договоров в части охраны труда; выполнения намеченных мероприя- тий по результатам комплексных проверок. Департаменты и управления МПС России проводят целевые проверки своих хозяйств по планам, утвержденным заместителями Министра путей сообщения Российской Федерации, не реже одного раза в пять лет.

Всвою очередь, руководители железной дороги проводят комплексные и це-

левые проверки в отделениях железной дороги, на предприятиях и в учрежде- ниях железной дороги по планам, утвержденным начальником железной доро- ги. Организацию проверок и руководство их проведением осуществляют служ- бы (отделы) охраны труда железных дорог. Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог, со- ответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных предприятиях и учреждениях железной дороги по планам, утвержденным главным инженером железной дороги.

 


Для проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях созда- ются комиссии, состав которых также определен Положением о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транс- порте.

Результаты комплексной проверки дороги рассматриваются на совещании у руководителя железной дороги, а в случае необходимости в МПС России. Ре- зультаты проверки предприятий и учреждений рассматриваются руководите- лями предприятий или учреждений, а в случае необходимости заместителем Министра путей сообщения РФ, курирующим данные предприятия и учрежде- ния. Результаты целевой проверки рассматриваются на совещании у руководи- теля дороги или службы железной дороги.

Результаты комплексной и целевой проверок оформляются актом, вклю- чающим предложения по устранению обнаруженных недостатков и улучшению организации работы по охране труда. Руководитель проверяемого объекта в те- чение двух недель издает приказ с мероприятиями по устранению недостатков, со сроками их выполнения и направляет перечень разработанных мер в адрес проводивших проверку. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий еже- квартально представляются в адрес органов, проводивших проверки, до пол-

ного выполнения этих мероприятий.

 


Оперативный контроль за состоянием охраны труда. Основными его зада- чами являются выявление нарушений: должностных обязанностей руководите- лями и специалистами в области охраны труда, нормативов по охране труда, условий труда и его безопасности на рабочих местах. Он проводится руководи- телями и специалистами департаментов и управлений МПС России, руководи- телями и инженерно-техническими работниками служб (отделов) железных дорог и отделений железных дорог при посещении подчиненных им объектов. Результаты проверки должны оформляться актом (справкой), один экземпляр которого(ой) передается руководителю проверяемого предприятия или учреж- дения, а второй остается у проверяющего.

Трехступенчатый контроль является основной формой контроля админи-

страцией предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах, а также соблюдением должностными лицами и работниками Трудового кодекса Рос- сийской Федерации, Федерального закона «Об основах охраны труда в Рос- сийской Федерации», стандартов безопасности труда, норм, правил, инструк- ций и иных нормативных правовых актов по охране труда. Задачи трехступен- чатого контроля:

организация выполнения комплекса мероприятий по охране труда;

определение ответственных лиц за своевременную проверку состояния ох-

раны труда;

 


устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях (см. ниже). Результаты работы отражаются в журнале трехступенчатого контроля, который ведется в подразделениях предприятия (цех, участок, околоток и др.). Журнал должен храниться на предприятии в течение од- ного года с даты внесения последней записи.

Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в зависимости от структуры предприятия являются:

на первой ступени — непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.);

на второй ступени — руководитель подразделения предприятия (началь- ник цеха, старший мастер (мастер) участка, околотка и др.);

на третьей ступени — руководитель предприятия (завод, депо, станция, дистанция и др.).

Конкретный порядок проведения трехступенчатого контроля в структурных подразделениях железных дорог, на их предприятиях и в учреждениях уста- навливается стандартом данного объекта, разработанным применительно к ме- стным условиям, специфике и характеру производства.

Первая ступень контроля осуществляется ежедневно (ежесменно) непо-

средственным руководителем работ (бригадиром, старшим по группе, дежур-

 


ным по станции и др.) как в начале, так и в течение всего рабочего дня (сме- ны). Вначале рабочего дня (смены) проверяются:

устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

состояние рабочих мест;

наличие необходимых для работы исправного инструмента и приспособ-

лений;

состояние проходов и проездов;

безопасность производственного оборудования, грузоподъемных и транс-

портных средств, других машин и механизмов;

наличие оградительных, защитных и предохранительных средств;

исправность вентиляции, освещения;

наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты;

правильность складирования материалов, заготовок, приспособлений;

наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других докумен-

тов на выполнение работ с повышенной опасностью;

наличие необходимых средств пожаротушения. Втечение рабочего дня (смены) контролируются:

соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;

наличие, исправность и правильность использования работниками средств

индивидуальной защиты;

 


соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в элек- троустановках и с электроинструментом;

соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и др.;

соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для вы- полнения работ на данном участке.

Устранение нарушений должно проводиться немедленно после их выявле- ния под надзором непосредственного руководителя работ. Если выявленные нарушения не могут быть устранены силами бригады или группы, непосредст- венный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по стан- ции и др.) обязан доложить об этом руководителю подразделения предприятия (начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру) участка, околотка и др.). По- следний совместно с непосредственным руководителем работ должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также определить сроки и лиц, ответственных за их устранение. После чего лицом, проводившим первую сту- пень контроля, или руководителем подразделения, предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка, околотка и др.) делается запись в журнале трехступенчатого контроля. Запись должна заноситься в день поступ-

ления сообщения от непосредственного руководителя работ. Непосредствен-

 


ный руководитель работ должен информировать своих подчиненных о выяв- ленных нарушениях, о принятых мерах по их устранению.

Вслучае выявления нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, непосредст- венный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по стан- ции и др.) должен приостановить работу до устранения нарушений.

Вторая ступень контроля осуществляется руководителем подразделения

предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка и др.) не реже двух раз в месяц. Вней принимают участие уполномоченные (доверен- ные) лица по охране труда предприятия.

При проведении второй ступени контроля проверяются:

выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок первой и второй ступеней контроля;

организация и соблюдение периодичности проведения первой ступени контроля, ведение журналов контроля;

выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия, ре- шений профкома, предложений уполномоченных лиц по охране труда;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов государ- ственного и ведомственного надзора и контроля и инженера по охране труда;

 


выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспорт- ных средств, технологических процессов требованиям стандартов безопас- ности труда и других нормативных актов по охране труда;

состояние ограждения станков, оборудования, механизмов;

освещенность рабочих мест;

обеспеченность работников исправным инструментом, сигнальными при-

надлежностями;

соблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок;

исправность вентиляционных устройств и электрооборудования;

наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей ок-

раски и знаков безопасности, состояние наглядной агитации по охране

труда;

ограждение и обозначение негабаритных мест, углублений, каналов, шахт;

содержание маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств

и устройств, контрольно-измерительных приборов;

 


соблюдение работниками требований правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;

соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в элек- троустановках и с электроинструментом;

своевременность и качество проведения инструктажа и обучения работни- ков по безопасности труда, ведение журналов инструктажа;

обеспеченность и правильность применения работниками средств индиви- дуальной защиты;

санитарное состояние цехов и санитарно-бытовых помещений;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

При выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы при-

останавливаются, работники выводятся из опасной зоны и принимаются необ- ходимые меры по устранению нарушений.

Вжурнал трехступенчатого контроля вносятся замечания, которые не могут быть устранены во время проведения проверки, с определением мер и сроков их устранения, а также лиц, ответственных за устранение нарушений.

Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой од- ним из руководителей предприятия (депо, станции, дистанции и др.), один раз

в месяц.

 


Состав комиссии по осуществлению третьей ступени контроля определяется приказом по предприятию. Впроведении третьей ступени контроля принима- ют участие уполномоченные (доверенные) лица по охране труда предприятия.

Ежегодно в апреле и в октябре вместо третьей ступени контроля на предпри-

ятии должны проводиться весенние и осенние смотры состояния охраны труда, в соответствии с положениями о смотре предприятий и организаций федераль- ного железнодорожного транспорта.

При проведении третьей ступени контроля проверяются:

выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок всех сту- пеней контроля, комплексных и целевых проверок, а также замечаний, выявленных руководителями всех уровней при оперативном контроле, и представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда тех- нической инспекции труда профсоюза;

организация и периодичность проведения первой и второй ступеней кон- троля;

ведение журналов трехступенчатого контроля, инструктажа, проверки знаний требований правил безопасности и другой документации по охране труда;

выполнение указаний по охране труда руководителей и специалистов де- партаментов и управлений МПС России, предписаний и указаний органов государственного и ведомственного надзора и контроля;

 


выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состоя- ния цеха (подразделения);

техническое состояние и содержание зданий, помещений и прилегающих к ним территорий;

соответствие оборудования требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов по охране труда;

наличие санитарно-бытовых помещений, устройств, их содержание в ис- правном состоянии;

организация и качество проведения инструктажа работников;

выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий

труда и соглашением по охране труда.

Результаты проверки должны быть оформлены актом проверки, а выявлен- ные нарушения должны быть занесены в журнал трехступенчатого контроля. Результаты контроля руководитель предприятия рассматривает с участием ру- ководителей подразделений, специалистов, представителей профсоюзной орга- низации и совместного комитета по охране труда.

Комиссия разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостат-

ков и нарушений, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сро-

 


ки их проведения. Результаты рассмотрения оформляются протоколом; из- даётся приказ, которым намечаются меры по устранению обнаруженных не- достатков и привлекаются к ответственности лица, допустившие нарушение правил охраны труда или виновные в неудовлетворительной организации ра- боты по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также поощряются работники, добившиеся положительных результатов в работе по охране труда.

В1997 г. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, ут- вержденным Минтруда России, введена аттестация рабочих мест по услови- ям труда. Она базируется на контроле условий труда, производственного обо- рудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имею- щихся на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факто- ров определяются на основе измерений определенными приборами в процессе работы.

Результаты аттестации рабочих мест будут использованы при сертификации работ по охране труда, которая проводится во всех отраслях экономики нашей страны. Без указанного сертификата новые промышленные объекты не будут приниматься в эксплуатацию. Выдача сертификатов возложена на органы го-

сударственной экспертизы условий труда Минтруда РФ и его территориаль-

 


ных подразделений, а также на уполномоченные ими организации, имеющие соответствующую лицензию.

Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда проводится с целью: проверки правильности применения списков произ- водств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавлива- ются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска; обоснован- ности представления работникам предприятий в соответствии с законодатель- ством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по усло- виям труда и отнесением их к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

Осуществление этого вида контроля возложено на государственную экспер- тизу условий труда в системе Минтруда РФ и ее территориальные органы. Государственная экспертиза условий труда работает во взаимодействии с орга- нами Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсанэпиднадзора, Госатомнадзо- ра и других органов.

По результатам контроля условий и охраны труда, производственной безопасности ведется планирование дальнейших работ в этих областях. Пла- ны могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на не-

 


сколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные направлены на ликвидацию последствий различного рода аварий.

Стимулирование работ по охране труда предусматривает материальное и мо- ральное поощрение работников за выполнение требований охраны труда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.083 с.)