Осуществление права государственной и муниципальной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление права государственной и муниципальной собственности



Общие положения. За весь послеоктябрьский период камнем преткновения для сменявших друг друга властей был вопрос, как организовать эффективное управление и использование не­сметных богатств, которые в результате бездумно проведенной на­ционализации оказались сосредоточенными в руках государства. Достичь оптимального решения этого вопроса так и не удалось, за исключением, пожалуй, экстремального периода военной эконо­мики, когда для отпора врагу пришлось пойти по пути максималь­ной централизации управления всем народным хозяйством. По­следние годы характеризуются резким, хотя и далеко не всегда оправданным сокращением той части общественного богатства, которая составляет государственную и муниципальную собствен­ность. Тем не менее в собственности РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований по-прежнему сосредоточены зна­чительные материальные ресурсы. Как обеспечить управление этими ресурсами, их охрану и использование в целях поддержания производства на необходимом уровне и выполнения социализа-торских функций, учет и контроль за надлежащим состоянием указанных ресурсов — эти и многие другие вопросы напрямую связаны с поисками оптимальных организационно-правовых форм осуществления государственной и муниципальной собст­венности.

Субъекты права государственной и муниципальной собствен­ности — это, как правило, сложные системные образования, кото­рые существуют и действуют через разветвленную сеть своих орга­нов — административно-управленческих, социально -культурных, оперативно-хозяйственных, хотя и не сводятся к ним.

Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени му­ниципального образования осуществляют органы местного само­управления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований,— население непосредст­венно.

В составе государственной и муниципальной собственности не­обходимо различать, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как само­стоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а с другой — имуще­ство, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном уп­равлении государственных и муниципальных предприятий и уч­реждений, как не связанных непосредственно с казной юридиче-


480 Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности

ских лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоя­тельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении права государст­венной и муниципальной собственности самим носителем этого права как таковым, поскольку действия по его осуществлению со­ответствующие государственные органы, органы местного самоуп­равления, а также юридические лица и граждане совершают не от своего имени, а от имени субъекта права собственности — РФ, субъекта Федерации или муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права собственности под­ключается дополнительное и притом вполне самостоятельное зве-но —в виде юридического лица, выступающего не от имени соб­ственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо пра­вом оперативного управления. Нередко при осуществлении права государственной и муниципальной собственности имеет место со­четание действий, совершаемых одним субъектом от имени собст­венника, а другим — от своего имени. Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижи­мым имуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжению имуществом предприятие и совершает от своего имени, но для его совершения оно должно испросить согласие уполномоченного государственного органа (например, соответст­вующего органа по управлению государственным имуществом), который дает его уже от имени собственника. Таким образом, слу­чаи осуществления права государственной и муниципальной соб­ственности непосредственно самим собственником было бы не­верно ограничивать теми, когда речь идет об имуществе казны, они значительно шире.

Так, в нынешних условиях непосредственное участие субъек­тов права государственной и муниципальной собственности в осу­ществлении этого права имеет место при приватизации государст­венных и муниципальных предприятий, а также при распоряже­нии унитарным предприятием закрепленным за ним недвижимым имуществом (а если речь идет об унитарном казенном предприя­тии — то и движимым). В осуществлении права собственности от имени собственников в указанных случаях участвуют Министер­ство имущественных отношений РФ, Российский фонд федераль­ного имущества и их органы на местах.


§ 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности 481

В дальнейшем мы сосредоточимся на осуществлении права го­сударственной и муниципальной собственности с помощью таких способов, как право хозяйственного ведения и право оперативно­го управления1.

Право хозяйственного ведения как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности. Статья 216 ГК на­зывает право хозяйственного ведения имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Более развернутая ха­рактеристика права хозяйственного ведения дана в ст. 294, 295, 299, 300 и других статьях ГК. В отличие от ранее действовавшего законодательства, круг субъектов права хозяйственного ведения сужен, а его содержание ограничено. В ГК предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме федеральных казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Соответственно этому ГК не пре­дусматривает использование права хозяйственного ведения как способа осуществления иных, кроме государственной и муници­пальной собственности, форм собственности. Позиция, занятая ГК в вопросе о границах использования права хозяйственного ве­дения, соответствует ст. 8 Федерального закона о введении в дей­ствие части первой ГК, которая предписывает преобразование предприятий, не находящихся в государственной или муници­пальной собственности и основанных на праве полного хозяйст­венного ведения, в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо их ликвидацию. К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются правила об уни­тарных предприятиях, основанных на праве оперативного управ­ления, с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители. Отказ от использования права хозяйственного ве­дения при осуществлении иных форм собственности был поспеш­ным и привел на практике ко всякого рода трудностям. По-види­мому, он был вызван эйфорией, связанной с хозяйственными об­ществами и товариществами, которые на определенном этапе

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления отно­сятся к числу ограниченных вещных прав. Поскольку, однако, право хозяй­ственного ведения и право оперативного управления используются преимущественно как способ осуществления государственной и муници­пальной собственности, их характеристика дана в настоящей главе, а не в главе, посвященной ограниченным вещным правам. Изложенные в насто­ящей главе положения о праве хозяйственного ведения и праве оперативно­го управления будут служить отправными при изучении соответствующих вопросов в других главах.


482 Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности

рассматривались в качестве оптимальной организационно-право­вой формы образования юридических лиц, занимающихся ком­мерческой деятельностью. Трудно понять, почему, скажем, коопе­ративная, общественная или религиозная организация не может образовать подсобное предприятие, выделив ему часть своего иму­щества в хозяйственное ведение, а нужно обязательно идти по пу­ти создания хозяйственного товарищества или общества, наделяя его правом собственности1. В настоящее время наблюдается воз-рождение категории хозяйственного ведения. Первой ласточкой можно считать Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»2. В ст' Й Закона предусмотрено, что

профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюз­ные организации владеют, пользуются и распоряжаются имущест­вом, находящимся не только в их собственности, но и в хозяйст­венном ведении. По-видимому, можно ожидать дальнейшего рас­ширения границ использования права хозяйственного ведения. Сужено это право и по своему содержанию, что нашло отражение не только в переименовании соответствующего права (раньше оно называлось «право полного хозяйственного ведения», а теперь «право хозяйственного ведения»), но и в том, как очерчены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйст­венном ведении. Если раньше право полного хозяйственного ве­дения строилось по той же модели, что и право собственности, то ныне права государственного или муниципального предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного веде­ния, строго ограничены, и в то же время достаточно широко опре­делены права на это имущество самого собственника. Объясняет­ся это тем, что размер уставного фонда такого предприятия не мо­жет быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях, причем еще до регистрации предприятия он должен быть собственником полностью оплачен. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установлен­ном порядке произвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активов окажется меньше размера, определен­ного законом, предприятие может быть ликвидировано по реше­нию суда.

См.: Лаптев В. В. Предпринимательское право. М., 1997. С. 58. По-ви­димому, по этому пути и пошел Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. ст. 23 Закона). 2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.


§ 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности 483

Помимо того, что собственник имущества, находящегося в хо­зяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, оп­ределения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, он осуществ­ляет также контроль за использованием по назначению и сохран­ностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

Как видим, право хозяйственного ведения по своему содержа­нию ныне резко ограничено. Объясняется это не в последнюю очередь его жесткой привязкой к праву государственной и муни­ципальной собственности, что отчетливо просматривается и в ГК, даже если оставить в стороне вопрос о правовом режиме имущест­ва казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления и права которых в отношении этого имущества еще более ограничены (см. об этом далее). В ре­зультате право хозяйственного ведения, не говоря уже о праве оперативного управления, хотя формально они и закреплены в за­коне в качестве вещных прав, обескровлены. По своему содержа­нию они даже более ограничены, чем прежнее право оперативного управления (см. ст. 93' f ^ Ш г^' хо¥я последнее в свое время резко критиковалось как атрибут административно-командной системы, препятствующий развитию рыночных отношений. Пред­ставляется, что ограничения права хозяйственного ведения и, ска­жем, забегая вперед, права оперативного управления далеко не всегда оправданны, тем более если учесть расширение границ ис­пользования права хозяйственного ведения. В то же время не сле­дует впадать в крайность и строить их по той же модели, что и право собственности.

По ранее действовавшему законодательству решающее значе­ние придавалось делению имущества предприятия на основные и оборотные средства, правовой режим которых был существенно различен. Напомним, что с точки зрения политико-экономиче­ской основные средства характеризуются тем, что переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно, по мере их снашива­ния, в то время как оборотные средства потребляются в одном производственном цикле, причем их стоимость целиком входит в затраты на производство продукта. Положения о бухгалтерском учете проводят различие между основными и оборотными средст­вами в зависимости от стоимости и срока службы, причем учет-но-финансовое деление основных и оборотных средств не во всех случаях совпадает с их политико-экономическим делением. Учет-но-финансовое деление основных и оборотных средств ныне утра­тило былое значение, по крайней мере с точки зрения тех прав,


484 Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности

которые принадлежат предприятиям в отношении как основных, так и оборотных средств. Почему это произошло? Раньше среди источников образования основных средств превалировали бюд­жетные ассигнования, в то время как пополнение оборотных средств — сырья, топлива, материалов — происходило главным образом за счет собственных средств предприятий. Ныне это раз­личие, во всяком случае в отношении предприятий, которым иму­щество принадлежит на праве хозяйственного ведения, во многом нивелировано. Правомочия предприятий по распоряжению ос­новными средствами были существенно ограничены, распоря­жаться оборотными средствами предприятие могло значительно свободнее. Нельзя сказать, что это различие сведено на нет, но сейчас оно переместилось в несколько иную плоскость и прово­дится в зависимости от того, относится ли имущество к недвижи­мому или движимому. Наконец, раньше основные средства были полностью забронированы от взыскания со стороны кредиторов, а взыскание на оборотные средства можно было обратить в преде­лах, превышающих нормальные потребности предприятия. Ныне унитарное предприятие в принципе отвечает по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом, независимо от того, относится ли оно к основным или к оборотным средствам. В свою очередь, оно не несет ответственности по обязательствам собст­венника его имущества (см. п. 5 ст. 113 ГК).

Что же касается собственника имущества предприятия, осно­ванного на праве хозяйственного ведения, то он также не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, на собственника может быть возложена субси­диарная, т.е. дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность вызвана собственником, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения кре­диторов. Ныне куда большее значение имеет деление имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие не вправе продавать при­надлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в каче­стве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника. Остальным, т.е. не относящимся к недвижимому, имуществом, которое принадлежит предприятию, оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое уни-


§ 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности 485

тарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. В данном случае у дочернего предприя­тия возникает вторичное право хозяйственного ведения в отноше­нии переданного ему имущества. На ответственность материнско­го и дочернего предприятия по обязательствам друг друга распро­страняются правила п. 3 ст. 56 ГК. В частности, материнское предприятие несет субсидиарную ответственность по обязательст­вам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоя­тельность дочернего предприятия вызвана учредившим его пред­приятием. С другой стороны, если материнское предприятие учре­дило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество, переданное материнским предприятием дочернему.

Право оперативного управления как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности. В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК называет также право оперативного управления имуществом. Если право хозяйственного ведения (а до него — право полного хозяйствен­ного ведения) появилось в нашем законодательстве сравнительно недавно, то летоисчисление права оперативного управления вос­ходит к началу 60-х годов. Впервые категория оперативного управ­ления была закреплена в Основах гражданского законодательства 1961 г. и пережила в своем развитии несколько этапов. Ныне раз­вернутая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296—300 ГК, а также в подзаконных нормативных актах, в числе которых в первую очередь следует назвать Указ Президен­та РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных пред­приятий», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казен­ной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвиди­рованного федерального государственного предприятия», поста­новление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О по­рядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)»1.В этих норма-тивных актах закреплен круг субъектов права оперативного управ­ления, установлены пределы и способы его осуществления.

По ныне действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а так­же финансируемые собственником учреждения (см. ст. 115 и 120 ГК). Казенное предприятие может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федераль­ной собственности. Такое предприятие именуется федеральным

i СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 393; № 17. Ст. 1892; № 28. Ст. 2989.


486 Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности

казенным предприятием. Действующим законодательством опре­делен порядок создания казенного предприятия на базе ликвиди­рованного федерального государственного предприятия1.К азен-ное предприятие может быть образовано и в иных случаях. Пред­ставляется также, что казенное предприятие может быть создано на базе не только федеральной собственности, но и собственно­сти, принадлежащей субъектам Федерации, либо муниципальной собственности.

Что же касается учреждений как носителей права оперативно­го управления, то они могут быть созданы на базе не только госу­дарственной и муниципальной собственности, но и всех иных до­пускаемых в Российской Федерации форм собственности2.

Содержание и границы осуществления права оперативного уп­равления наиболее общим образом определены в п. 1 ст. 296 ГК: «Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закреп­ленного за ними имущества осуществляют в пределах, установлен­ных законом, в соответствии с целями своей деятельности, зада­ниями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им». Обратим внимание на то, что эта характеристика права оперативного управления распространя­ется как на казенные предприятия, так и на учреждения и исходит из того, что правоспособность как тех, так и других является спе­циальной. Собственнику имущества, выделенного казенному предприятию или учреждению в оперативное управление, предо­ставляется право изъять излишнее, неиспользуемое либо исполь­зуемое не по назначению имущество и распорядиться им по свое­му усмотрению.

На этом общая характеристика права оперативного управле­ния, которая в равной степени относится как к казенным пред­приятиям, так и к финансируемым собственником учреждениям, в законе завершается, и формулируются положения, отражающие специфику правового режима имуществ казенных предприятий, с одной стороны, и учреждений, с другой.

В постановлении Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. создание феде­ральных казенных предприятий на базе имущества федеральных предприя­тий, основанных на праве хозяйственного ведения, не относится ни к реорганизации, ни к ликвидации указанных предприятий // СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6230.

Так, согласно Закону РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» потребительские общества и их союзы для выполнения своих уставных целей могут создавать медицинские, образовательные и иные уч­реждения. Имущество за указанными учреждениями закрепляется на праве оперативного управления (см. пп. 4 и 5 ст. 21 и пп. 3 и 4 ст. 33 Закона).


§ 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности 487

Ранее отмечалось, что государственные и муниципальные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйст­венного ведения, не вправе без согласия собственника распоря­жаться недвижимым имуществом. В отношении казенных пред­приятий, за которыми имущество закреплено на праве оператив­ного управления, предусмотрено, что они не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движи­мым имуществом. Что же касается производимой казенным пред­приятием продукции, то оно реализует ее самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так, продукция, произведенная казенным предприятием в соответст­вии с планом-заказом для государственных нужд, подлежит реали­зации по утвержденным ценам тем потребителям, которые указа­ны в задании уполномоченного органа.

Порядок распределения доходов казенного предприятия опре­деляется собственником его имущества согласно Указу Президен­та РФ от 23 мая 1994 г. и Типовому уставу казенного завода. Рас­пределение и использование прибыли определяется в уставе конк­ретного завода в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенного завода1' ^и быль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответст­вии с планом-заказом и в результате разрешенной казенному предприятию самостоятельной хозяйственной деятельности, на­правляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие про­изводственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Оставшая­ся прибыль подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Поскольку одним из источников финансирования казенного предприятия являются ассигнования из федерального бюджета, предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целе­вом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а так­же об амортизационных отчислениях, предназначенных на обнов­ление основных фондов. Не использованные предприятием по ис­течении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Что же касается ответственности казенного предприятия по обязательствам, то на нее распространяются правила п. 5 ст. 113 ГК: казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем

Надлежит учитывать, что к моменту принятия используемых в качестве источников нормативных актов терминология для обозначения казенных предприятий еще не устоялась. Ныне вслед за ГК казенные заводы, казен­ные фабрики, казенные хозяйства подпадают под собирательное понятие «казенное предприятие».


488 Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности

закрепленным за ним имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного пред­приятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права. Обратим внимание на то, что Российская Федерация несет субсидиарную ответствен­ность не только в случаях, подпадающих под действие п. 3 ст. 56 ГК, но и в остальных случаях, когда имущества самого казенного предприятия недостаточно для удовлетворения его кредиторов. В случае создания казенного предприятия на базе собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственно­сти аналогичные положения соответственно должны применяться и к субсидиарной ответственности субъекта Российской Федера­ции или муниципального образования по обязательствам казенно­го предприятия.

Вернемся теперь к характеристике права оперативного управ­ления, принадлежащего финансируемым собственником учрежде­ниям. По сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий это право по своему содержанию является еще более ограниченным. Учреждение не вправе отчуждать или иным спосо­бом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имущест­вом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете1. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. Имущество учрежде­ния, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кре­диторов. При недостаточности находящихся в распоряжении уч­реждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Учреждения, будучи некоммерческими организациями, наде­ляются специальной правоспособностью. В то же время в соот­ветствии с учредительными документами им может быть предо­ставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Законом предусмотрено, что доходы, полученные от такой дея-

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1997 г. № 342 (СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1549) государственным научным организациям, подведомст­венным федеральным органам исполнительной власти, РАН и отраслевым академиям наук, в соответствии со статусом закрепленного за ними имуще­ства и согласно правомочиям, определенным их учредительными документа­ми, предоставлено право сдавать в краткосрочную аренду (до одного года) без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к фе­деральной собственности, в том числе недвижимое. 70% средств, получае­мых от сдачи имущества в аренду, направляются научными организациями на содержание и развитие их материально-технической базы, а оставшиеся средства перечисляются в федеральный бюджет.


§ 4. Осуществление права государственной и муниципальной собственности 489

тельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество по­ступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитыва­ются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не прово­дятся. Если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступа­ют в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих слу­чаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладыва­ется ни в рамки права оперативного управления, ни в рамки права хозяйственного ведения1.

В законе оставлен открытым вопрос, могут ли кредиторы об­ратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за

В учебной литературе и прикладных изданиях высказывается на сей счет иное мнение, которое сводится к тому, что указанное право учреждений можно трактовать как право хозяйственного ведения (см.: Комментарий час­ти первой ГК РФ для предпринимателей. М., 1995. С. 266; Гражданское пра­во. Часть первая / Под ред. А. Г. Калпина и А. И. Масляева. М, 2000. С. 294).

К числу вещных может быть отнесено и право на то имущество, которое учреждения и унитарные предприятия получают в виде дара, пожертвова­ний, целевых взносов физических и юридических лиц, по завещанию и иным основаниям. Хотя это право обычно остается безымянным, имуще­ство, на которое оно распространяется, зачастую выделяется из круга иму-ществ, принадлежащих учреждениям и унитарным предприятиям на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения, равно как и имуществ, приобретаемых учреждением за счет допускаемой уставом пред­принимательской деятельности и поступающих в самостоятельное распоря­жение соответствующего учреждения (см., напр.: пп. 60, 61, 63 Устава Российской академии живописи, ваяния и зодчества, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 237; пп. 6, 15, 19 Устава Государст­венного академического Мариинского театра, утв. постановлением Прави­тельства РФ от 6 марта 1996 г. № 259 // СЗ РФ! 1996. № 12. Ст. 1118, 1135).

В ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» предусмотрено, что учредитель закрепляет за вузом в целях обеспечения его уставной деятельности здания, сооружения, имуще­ственные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество. Указанное имущество закрепляется за вузом на праве оперативного управле­ния. Помимо этого вузу принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему в виде дара, пожертвования или по завещанию; продукты его интеллектуальной де­ятельности; доходы от иной деятельности и приобретенные за их счет объек­ты собственности (СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135). Возникает, однако, вопрос, насколько соответствует такая характеристика имущественных прав вуза ст. 120, 296 и 298 ГК. Впрочем, в п. 3 ст. 120 ГК сказано, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами, а это вроде бы позволя­ет отступать от тех характеристик имущественных прав учреждений, которые даны в ст. 296 и 298 ГК.


490 Глава 19. Право государственной и муниципальной собственности

счет дозволенной в учредительных документах коммерческой дея­тельности. По-видимому, на этот вопрос нужно ответить утверди­тельно, если в законе или ином правовом акте, определяющем особенности правового положения отдельных видов учреждений, не предусмотрено иное1.

Попытка смягчить ограничения права хозяйственного ведения и права оперативного управления предприятий предпринята в постановлении Пле­нума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» от 1 июля 1996 г. № 6/8 (см. пп. 39—41 постановления). В целом эта попытка заслуживает поддержки и одобрения. При этом, однако, в должной мере не учтено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения, может распоряжаться принадлежащим ему на этом праве недвижи­мым имуществом лишь с согласия собственника (абз. 1 п. 2 ст. 295 ГК); что казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве опера­тивного управления, лишь с согласия собственника может распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом (абз. 1 п. 1 ст. 297 ГК); и что, наконец, финансируемое собственником учреждение вообще не впра­ве распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет сметных ассигнований (п. 1 ст. 298 ГК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.033 с.)