Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданское право как отрасль частного права
Частное и публичное право. Деление права на частное и публичное имеет давние традиции, восходящие еще к римскому праву. Особую актуальность вопрос о разграничении частного и публичного права приобрел в наше время с переходом к рыночной экономике, которая по самой своей природе не приемлет публично-правового регулирования гражданского оборота. Хотя противопоставление частного и публичного права имеет многовековую историю, до настоящего времени не выработан общепризнанный критерий их разграничения. Впервые критерий разграничения частного и публичного права сформулировал еще римский юрист Ульпиан: «Публичное право — это то, которое имеет в виду пользу (благо, интересы) государства как целого, а частное право — то, которое имеет в виду интересы, пользу отдельных лиц, индивида как такового». В российской науке также предпринимались и предпринимаются многочисленные попытки найти приемлемые критерии разграниче-ния частного и публичного права2. Это, однако, Ърю&ю к тому, что вопрос становился все более запутанным и казался неразрешимым3. Между тем все последующие критерии, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере опирались на критерий, сформулированный Ульпианом. Так, по мнению И. А. Покровского, прием юридической централизации, предполагающий регулирование общественных отношений по почину и исключительной воле государства, не допускающей в эт ой области никакой Иоффе О. С. Советское гражданское право. Л., 1965. С. 175—186; Антокольская М. В. Семейное право. М., 1996. Ч. III. С. 5—9. См. напр.: Черепахии Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994; Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995; Ровный В. В. Проблемы единства российского частного права. Иркутск, 1999; Новикова Е. В. Частное право и экологическое законодательство. Влияние и соотношение. М, 1999; Брагинский М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное — право частное». В сб.: Проблемы современного гражданского права / Отв. ред. В.Н.Литовкин, В. А. Рахмилович. М, 2000. С. 46—80 и др. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998 (по изданию 1917 г.). С. 37. § 3. Гражданское право как отрасль частного права 19 другой воли, составляет основную сущность публичного права1. Однако именно такой тип правового регулирования необходим для защиты публичных интересов. Для защиты же частных интересов необходим совершенно иной тип правового регулирования, при котором государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, напротив, предоставляет регулирование множеству иных маленьких центров, которые подразумеваются как самостоятельные социальные единицы, как субъекты права2.
Конечно, любая норма права, даже если она на первый взгляд призвана всецело обеспечивать интересы частных лиц, в той или иной мере защищает публичные интересы, т. е. интересы государства и всего общества в целом. Так, в соблюдении правил о купле-продаже заинтересованы не только продавец и покупатель, но и все общество в целом, поскольку благополучие последнего зависит во многом от упорядоченности гражданского оборота. Наоборот, нормы, например, уголовного права, предусматривающие наказание за совершение преступления и призванные защищать интересы всего общества в целом, защищают интересы и отдельных (частных) лиц. Так, норма уголовного права, устанавливающая ответственность за кражу, направлена на пользу и отдельных (частных) собственников, заинтересованных в сохранности их имущества. Однако разграничение частного и публичного права зиждется на том, что положено во главу угла в правовом регулировании общественных отношений: защита публичных интересов или защита интересов частных лиц. Нормы публичного права сформулированы таким образом, что они защищают в первую очередь публичные интересы и посредством этого обеспечивают защиту интересов отдельных лиц, как участвующих, так и не участвующих в общественных отношениях, регулируемых этими нормами права. Нормы же частного права направлены прежде всего на защиту интересов частных лиц, участвующих в регулируемых этими нормами общественных отношениях, и тем самым обеспечивают защиту интересов и всего общества в целом, заинтересованного в нормальном функционировании этих общественных отношений.
Соотношение частно- и публично-правового регулирования общественных отношений. Поскольку любая отрасль права характеризуется однородностью регулируемых ею общественных отношений, она может быть либо частноправовой либо публично-правовой от- Тамже. С. 38-39. 2 Там же. С. 39. 20 Глава I. Гражданское право как отрасль права раслью права. Однако абсолютно «чистых» отраслей частного или публичного права практически не встречается. В любой отрасли публичного права имеются частноправовые элементы. Точно так же в любой отрасли частного права есть публично-правовые нормы, обеспечивающие защиту общественных интересов1. Вместе с тем каждый из этих двух типов правового регулирования эффективен лишь тогда, когда он применяется к тем общественным отношениям, которые по своей природе нуждаются именно в данном типе правового регулирования. Исторический опыт показывает, что наиболее эффективное развитие отношений в сфере производства происходит тогда, когда к ним применяется частноправовой тип правового регулирования. Предпринятые в нашей стране попытки публично-правового регулирования этих отношений потерпели неудачу2. Выяснилось, что преобладание публично -правовых элементов в регулировании товарно-денежных отношений губительно сказалось на развитии последних. Так, внедрение в советское гражданское законодательство таких элементов публично-правового регулирования, как планово-административные акты, привело к тому, что почти полностью был парализован такой важнейший элемент частноправового регулирования, как договор. Таким образом, невозможность эффективного публично-правового регулирования из единого центра всех многочисленных и многообразных отношений в сфере производства была доказана не только теоретически, но и подтверждена практически на опыте нашей страны и других социалистических стран. Неэффективность публично-правового регулирования товарно-денежных отношений обусловлена в первую очередь тем, что подобное регулирование, передавая все в данной сфере в руки государства, понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способно привести к полному Принципиальная возможность регулирования одних и тех же отношений различными методами послужила основанием для утверждения, что индивидуализирующим признаком гражданского права служит только метод правового регулирования. См. напр.: Брагинский М. И. О месте гражданского права в системе «право публичное — право частное» // Проблемы современного гражданского права. / Отв. ред. В. Н. Литовкин, В. А. Рахмилович. М., 2000. С. 68-69. Идейно-теоретическим обоснованием публично-правового регулирования общественных отношений в экономической сфере послужило известное высказывание В. И. Ленина: «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» (Ленин В. //. ПСС. Т. 44. С. 398). § 3. Гражданское право как отрасль частного права 21 подавлению личности1. Однако это не означает> ™ в сфере про-изводства должно иметь место только частно-правовое регулирование, исключающее какое-либо вмешательство государства и применение публично-правовых элементов в регулировании общественных отношений. Еще в 1917 г. И. А. Покровский отмечал, что попытка полного осуществления лозунга частноправового регулирования, исключающего государственное вмешательство, наряду с освобождением огромной индивидуальной энергии, приводит к внесению в соответствующую область общественной жизни известного элемента случайности и неопределенности, расширению пропасти между богатыми и бедными, капиталистами и рабочими. Последние оказываются в жесткой зависимости от первых и в результате, будучи юридически свободными и равными, становятся экономически несвободными и неравными2.
Природа рыночных отношений не предполагает сама по себе социальную защищенность человека. Чтобы обеспечить социальную защищенность, ее необходимо ввести извне. В этом заключается одно из важнейших направлений деятельности государства и права как средства сохранения стабильности общества. Вот почему публично-правовое вмешательство в экономику необходимо, ибо оно несет в себе социальную защищенность человека3. Именно это и не было учтено в нашей стране в ходе осуществления экономических реформ, направленных на внедрение почти исключительно частноправовых начал в регулирование рыночных отношений. Это и стало одной из причин кризисных явлений как в экономической, так и в социальной сферах4. Таким образом, речь идет не о том, чтобы отдать предпочтение частноправовому или публично-правовому типу регулирования общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, а о том, чтобы частноправовое регулирование оптимально ограничивалось в необходимых случаях публично-правовыми элементами. В настоящее время в некоторых областях гражданско-правового регулирования удачно используются публично-правовые элементы. В качестве примера можно привести публичный договор, договор присоединения, государственную регистрацию сделок с недвижимостью, лицензирование некоторых видов предпринима- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998 (по изданию 1917 г.). С. 43—44. 2 Там же. С. 44-45. Лившиц Р. 3. Теория права. М., 1994. С. 178. См., напр.: Яковлев В. Ф. Гражданский кодекс и государство // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998. С. 58. Глава I. Гражданское право как отрасль права тельской деятельности. Однако в отдельных сферах гражданского права отсутствует необходимое публично-правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Так, публично-правового регулирования недостает сферам банковской, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, что привело к разворовыванию колоссальных по объему средств вкладчиков, других инвесторов и утечке валюты за рубеж.
На каждом конкретном историческом этапе развития общества частноправовое регулирование общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, в той или иной мере должно корректироваться публично-правовыми элементами. При этом граница необходимого и допустимого публично-правового вмешательства объективно предопределена конкретно-историческими условиями существования общества. Вопрос состоит в том, чтобы распознать эти оптимальные границы публично-правового вмешательства в частноправовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет гражданского права. «Возьмем любую страну и побеседуем с юристом, занимающимся вопросами правового регулирования экономических отношений, и он скажет, что главная проблема — это проблема соотношения частного и публичного в сфере экономики»1. Гражданское право — основа частного права. Гражданское право традиционно относится к отрасли частного права. Более того, гражданское право в любом обществе составляет основу частного о 2. Исторически сложилось так, что именно гражданское пра-права во было направлено на защиту интересов частных лиц — граждан, которые первоначально были единственными носителями частных интересов. Юридические лица как носители частных интересов появились значительно позднее на более высокой ступени развития гражданского оборота. К тому времени термин «гражданское право» настолько укоренился, что появление других субъектов — юридических лиц — никак не отразилось на исторически сложившемся названии «гражданское право». Наиболее яркое воплощение и выражение это получило в Древнем Риме, где частные интересы исконных римских граждан (cives) нашли отражение и закрепление в римском «цивильном праве» (Jus civile)3. Яковлев В. Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса арбитражными судами // Вестник ВАС. 1995. № 5. С. 93. В литературе понятия «частное право» и «гражданское право» нередко употребляются как тождественные (см., напр.: Гражданское право: Учебник. 2-е изд. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1. С. 11). Поэтому и в настояшее время во многих странах гражданское право называют цивильным правом. § 3. Гражданское право как отрасль частного права 23 Вступая в отношения друг с другом, граждане, как и созданные ими юридические лица, руководствуются своими индивидуальными интересами, отличными от других частных интересов. Эти частные интересы отдельных граждан и юридических лиц в процессе их взаимодействия должны быть каким-то образом согласованы. На защиту этих интересов и их согласование и направлены в первую очередь нормы гражданского права.
Гражданский оборот развивается успешно только в том случае, если его участники самостоятельны, независимы и в своем поведении руководствуются прежде всего своими собственными, частными интересами. Для защиты частного интереса требуется децентрализация правового регулирования, при которой регулирование общественных отношений осуществляется множеством самостоятельных субъектов, обладающих автономией собственной воли и инициативой. Вступая в отношения между собой, носители автономной воли сами определяют содержание тех отношений, в которые они вступаю; по собственной воле. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими1' Поэтому в сфере частноправового регулирования субъекты должны обладать автономией воли, которая предполагает формирование содержания общественных отношений, в которые эти субъекты вступают, независимо от чьей-либо иной воли. В соответствии с этим в п. 1 ст. 2 ГК закреплено, что регулируемые гражданским законодательством отношения основываются на автономии воли их участников2. В настоящее время российское гражданское право является отраслью частного права, в которой оправданно используются публично-правовые элементы, направленные на ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции, защиту интересов экономически более слабой стороны в договоре, исключение злоупотреблений на рынке недвижимости и ценных бумаг и т.п. Вместе с тем кризисная ситуация, в которой оказалась Россия в 90-х годах XX в., неизбежно требует усиления публично-право- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М, 1998 (по изданию 1917 г.). С. 39. Этот признак имеет место не только в гражданском, но и в других отраслях как частного, так и публичного права, в которых используется частноправовой тип регулирования общественных отношений. Поэтому его использование в качестве критерия отграничения гражданского права от других отраслей права некорректно. Так, частноправовые начала, опирающиеся на автономию воли, имеют место даже в уголовном процессе по делам частного обвинения. 24 Глава 1. Гражданское право как отрасль права вых начал в гражданско-правовом регулировании общественных „1. в связи с этим вполне объяснима оорьба, которая шла в Государственной Думе по поводу Земельного кодекса и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В итоге в основу правового регулирования отношений, возникающих по поводу земли и других природных ресурсов, были положены частноправовые начала. Вместе с тем эти частноправовые начала существенно ограничены публично-правовыми элементами, особенно в области правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Исключение составляет экологическое или природоохранное право, которое образует структурное подразделение публичного права. Обусловлено это тем, что приоритет в регулировании экологических отношений отдан защите общественных, публичных интересов, а не интересов частных лиц. С принятием Трудового кодекса РФ в сфере трудового законодательства значительно усилены частноправовые начала. В ранее же действовавшем КЗоТ РСФСР преобладали публично-правовые начала. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время трудовое законодательство в равной мере опирается как на частноправовые, так и на публично-правовые начала, а следовательно, имеет комплексный характер. Обусловлено это компромиссом, который был достигнут в Государственной Думе при обсуждении и принятии Трудового кодекса РФ. Однако при любых условиях выделившееся из трудового права право социального обеспечения будет существовать как структурное подразделение публичного права. Подтверждением тому служит принятый 24 июля 1998 г. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производ-стве и профессиональных заболеваний»2, в основе которого лежат публично-правовые начала. К числу отраслей частного права относится международное частное право, что вытекает из самого его названия, в отличие от международного права, принадлежащего к числу отраслей публичного права. Таким образом, гражданское право — это основополагающая отрасль частного права, которая по самой своей природе может Как справедливо отметил Ю. А. Тихомиров, ныне элементы публичного права все глубже проникают в ткань отраслей частного права {Тихомиров Ю. Л. Публичное право. С. 25). 2 СЗРФ. 1998. № 31. Ст. 3803. § 4. Принципы гражданского права 25 с- 1. Вместе с тем некоторые быть только отраслью частного права ^ структурные подразделения гражданского права могут в различные исторические периоды развития нашего общества выделяться из гражданского права и образовывать самостоятельные отрасли, если в них начинают преобладать публично-правовые начала. Однако с изменением социально-экономических условий такие структурные подразделения могут поглощаться «материнской» отраслью права, если в них вновь заняло лидирующее положение частноправовое регулирование соответствующих общественных отношений. Так было, например, с семейным правом, в котором в советский период преобладали публично-правовые начала. В настоящее же время правовое регулирование семейных отношений строится на частно-правовых началах, что дает основание утверждать о возвращении семейного права в лоно гражданского права в качестве одной из его подотраслей2. Принципы гражданского права Понятие принципов гражданского права. Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений. Принципы гражданского права пронизывают все гражданское законодательство, отражая его наиболее существенные свойства. Поэтому правильное понимание и применение норм гражданского законодательства возможно только с учетом общих принципов гражданского права. Принципы гражданского права не только пронизывают насквозь все гражданское законодательство, «растворяясь» в его правовых нормах, но и, будучи «извлеченными» из всей массы гражданского законодательства, нашли свое непосредственное отражение в ст. 1 ГК. Значение такого законодательного решения трудно переоценить. Законодательно закрепленные в ГК принципы граж- Если реализовать существующую теоретическую возможность публично-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, то совокупность соответствующих публично-правовых норм вряд ли корректно будет называть гражданским (цивильным) правом. На сложившуюся тенденцию к слиянию земельного, семейного и трудового права с правом гражданским обращает внимание М. И. Брагинский, что не исключает необходимость в существовании наряду с Гражданским кодексом трех соответствующих кодексов: семейного, земельного и трудового (Брагинский М. И. Указ. соч. С. 75—76.) Вместе с тем в юридической науке наблюдается и несколько иной подход к соотношению гражданского права с такими подразделениями системы права, как трудовое, семейное и экологическое право (см., напр.: Толстой Ю. К. Гражданское право и гражданское законодательство// Правоведение. 1998. № 2. С. 128—149). 26 Глава 1. Гражданское право как отрасль права данского права могут непосредственно применяться при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. В частности, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права. Это означает, что для регулирования общественных отношений, не урегулированных конкретной нормой гражданского права, применяются основные начала гражданского законодательства, т.е. принципы гражданского права. К принципам гражданского права относятся следующие: 1) принцип дозволительной направленности гражданско-пра 2) принцип равенства правового режима для всех субъектов 3) принцип недопустимости произвольного вмешательства 4) принцип неприкосновенности собственности; 5) принцип свободы договора; 6) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финан Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. Значение данного принципа в условиях рыночной экономики чрезвычайно велико. Рыночная экономика может успешно развиваться только в том случае, если субъекты гражданского права обладают необходимой свободой, проявляют предприимчивость, инициативу и иную активность в сфере гражданского оборота. Последнее было бы невозможно без воплощенного в нормах гражданского права принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования общественных отношений. Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила: «разрешено все то, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты Садиков О.Н. Принципы нового гражданского законодательства СССР// Советское государство и право. 1991. № 10. С. 20— 29: Толстой Ю.К. Принципы гражданского права // Правоведение. 1992. № 2. С. 49—53; Яковлев В. Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса арбитражными судами // Вестник ВАС. 1995. № 5. С. 92—100. Имевшее место нарушение основных принципов конституционного и гражданского права, таких, как принцип свободы экономической деятельности, а следовательно, и свободы договора, принцип юридического равенства сторон и т. д. вскрыто в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности абз. 3 п. 2 ст. 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2000. № 24. Ст. 2658. § 4. Принципы гражданского права гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом. В частности, граждане и юридические лица, наделенные общей правоспособностью, могут заниматься любыми видами предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом (ст. 18, 49 ГК). Другим проявлением рассматриваемого принципа является то обстоятельство, что большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер. Применение этих норм всецело зависит от усмотрения участников гражданского оборота. Они могут исключить применение диспозитивной нормы к своим отношениям, могут изменить ее содержание в целом или какой-либо ее части и т.д. Благодаря тому, что в основе гражданского законодательства лежат диспозитивные нормы, субъекты гражданского права могут реализовывать свою правоспособность по своему усмотрению, приобретать субъективные права или не приобретать их, выбирать конкретный способ их приобретения, регулировать по своему усмотрению содержание правоотношения, участниками которого они являются, распоряжаться принадлежащими им субъективными правами, прибегать или не прибегать к мерам защиты нарушенного права и т.д.1 Субъекты гражданского права могут приобретать права и возлагать на себя обязанности, не только предусмотренные законом и иными правовыми актами, но и такие права и обязанности, которые не предусмотрены гражданским законодательством, если они не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства (ст. 8 ГК). Наиболее эффективное развитие гражданского оборота происходит тогда, когда его участники вступают в отношения друг с другом и осуществляют свою деятельность в рамках этих отношений в соответствии со своими интересами, воплощенными в принадлежащих им правах. С учетом этого гражданское законодательство устанавливает, что субъекты гражданского права по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК). Усмотрение субъектов гражданского права при осуществлении принадлежащих им прав опирается только на их имущественные и иные интересы. Никто не вправе диктовать участникам гражданских правоотношений, как осуществлять принадлежащие им права. Вместе с тем свобода усмотрения участников гражданских правоотношений не безгранична и существует в определенных юридических рамках. Действующее законодательство устанавливает соответствующие пределы осуществления гражданских прав. Так, Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 86. 28 Глава I. Гражданское право как отрасль права в соответствии с п. 1 ст. 10 Г К не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этих нормах находит отражение наиболее оптимальное сочетание частного и публичного интересов в гражданском обществе. Участник гражданского правоотношения может воспользоваться принадлежащим ему правом, а может и не воспользоваться, отказавшись от его осуществления. При этом отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 9 ГК). В частности, не прекращает существования права на судебную защиту нарушенного гражданского права оговорка, сделанная сторонами в договоре о том, что все разногласия между ними решаются путем переговоров без обращения в суд за разрешением возникшего спора. Поскольку осуществление и защита гражданских прав зависят от усмотрения участников гражданского оборота, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав. Правовые акты также не могут устанавливать обязанность участников гражданских правоотношений по осуществлению или защите принадлежащих им прав и тем более вводить санкции в отношении тех лиц, которые не предъявляют иски о защите нарушенных гражданских прав, как это имело место в недалеком прошлом. Принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права. Этот принцип означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права. Одним из проявлений указанного принципа является то, что одни и те же нормы права распространяются на отношения с участием граждан и на отношения с участием организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Этот принцип проходит через все структурные подразделения гражданского законодательства. Так, если в ранее действовавшем законодательстве предусматривалось два срока исковой давности: три года для отношений с участием граждан и один год для отношений между организациями, то в ныне действующем законодательстве закреплен единый для всех субъектов гражданского права § 4. Принципы гражданского права 29 трехгодичный срок исковой давности. В подотрасли «право собственности и другие вещные права» этот принцип воплощен в правиле: права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК), что внесло существенные изменения в ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее повышенную защиту социалистических форм собственности. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права выражают в первую очередь частные интересы участников гражданского оборота. В соответствии с этим в указанных нормах воплощен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать. Статья 23 Конституции РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В п. 1 ст. 11 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» содержится запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни1. Следует иметь в виду, что не допускается только произвольное вмешательство в частные дела. В случаях, когда частные интересы входят в противоречие с публичным интересом, гражданское законодательство допускает вмешательство в частные дела граждан и юридических лиц. В этих случаях в гражданское законодательство вкрапливаются публично-правовые элементы, без которых не может обойтись ни одно гражданское общество. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Принцип неприкосновенности собственности. Данный принцип закладывает основы имущественного порядка в экономике. В соответствии с ним нормы гражданского права обеспечивают собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, без чего невозможно функционирование не только 1 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609. 30 Глава 1. Гражданское право как отрасль права рыночной, но и в принципе любой экономики. Ни один субъект гражданского права не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ). Чрезвычайно важным обстоятельством является то, что решение суда о прекращении права собственности может быть вынесено только в случаях, прямо предусмотренных законом. Перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника, содержащийся в ст. 235 ГК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Нормы гражданского права защищают собственность граждан, юридических лиц и других субъектов гражданского права от посягательства со стороны любых лиц, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления1. Вместе с тем взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества. Оно представляет собой законное изъятие части имуществса, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Поэтому внесудебный (бесспорный) порядок взыскания налоговых платежей с юридических лиц при наличии судебного контроля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требованиям Конституции РФ. Однако граждане в отличие от юридических лиц используют свое имущество не только для предпринимательской деятельности, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Поэтому взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном (внесудебном) порядке явилось бы незаконным вторжением в гражданско-правовые отношения2. Принцип свободы договора. Указанный принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения В то же время принцип неприкосновенности собственности может быть подвергнут известным ограничениям в целях сохранения необходимого баланса публичных и частных интересов (см. постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. № 8—11// СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2258. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197. § 5. Система гражданского права 31 к заключению договора на основе обязательных для сторон планово -административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот. Однако в отдельных случаях в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа, например в общественных интересах. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (п. 3 ст. 426 ГК). Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. В соответствии с указанным принципом субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ. На всей территории РФ должны быть одни и те же «правила игры» при осуществлении предпринимательской или иной деятельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Так, в соответствии с п. I ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одних регионов Российской Федерации (республики, края, области, района, города, внутригородского района) в другие1.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.085 с.) |