Социальные услуги и социальные технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные услуги и социальные технологии



 

Экономисты триста лет изучали в основном воспроизводство материальных ценностей. Услуги начали изучаться в последние десятилетия. Необходимо и науке, и каждому человеку осознать в полном объеме роль и значение услуг в жизнеобеспечении. Важно понимать характерные особенности услуги как особого товара с особой технологией организации предприятий социальной сферы.

Услуга - деятельность или эффект деятельности людей по удовлетворению социальных и духовных потребностей. Бытовые и коммунальные услуги направлены на создание нормальных жилищных условий для отдыха, воспитания детей, сохранения здоровья. Нас интересуют прежде всего социальные услуги, призванные удовлетворять социальные потребности формирования и накопления человеческого капитала, обеспечения достойного качества жизни, ее духовной осмысленности.

Полезность социальных услуг оценивается по эффекту удовлетворения социальных потребностей. В здравоохранении - по качеству здоровья и жизненного настроя. В образовании - по качеству знаний и профессиональных навыков. В сфере культуры - по богатству ценностных ориентаций и образу жизни людей. В сфере организации бизнеса - по предприимчивости и социальной ответственности предпринимателей (таблица 10.2). Более конкретно полезностные оценки качества социальных услуг раскрываются в соответствующих отраслевых экономиках.

Издержки предприятий, оказывающих социальные услуги, определяются сложностью технологий и длительностью трудовых процессов. Социальные технологии существенно отличаются от технологий материального производства.

Во-первых, в социальных технологиях решающее значение имеет личность врача, педагога, тренера, деятеля культуры, эксперта-консультанта. Высшее образование, личная культура, любовь к своему делу, профессиональная этика - обязательные требования к кадрам в этих отраслях.

Во-вторых, процесс социальных услуг осуществляется через личное взаимодействие врача и пациента, педагога и ученика, консультанта и предпринимателя. В лучшем случае желательна индивидуальная подготовка, но из-за экономии средств, ведутся, как правило, групповые занятия.

В-третьих, социальные технологии непрерывны и имеют длительный цикл. Так, завод или корабль можно построить за 5-8 лет. Хорошего специалиста или ученого нужно готовить 15-20 лет.

В-четвертых, в социальных технологиях основным капиталом выступают интеллектуальные ценности, накопленные знания, медицинские и педагогические методики, авторские права, предпринимательские секреты. Потому учет, оценка и амортизация нематериальных активов имеет в этих отраслях определяющее значение.

Таблица 10.2 - Оценка качества и полезности социальных услуг

№ п/п Социальные услуги Потребительские (ПО) и экспертные (ЭО) оценки качества услуг Полезный эффект Возможный социальный ущерб или вред
  Услуги здравоохранения
1.1 Оздоровительно-профилактические услуги ПО. Хорошее самочувствие и отсутствие жалоб на здоровье. ЭО. Состояние здоровья по итогам анализов и диагностики. ЭО. Достижение эталонных уровней силы и здоровья. 1. Повышение иммунитета к заболеваемости. 2. Прогноз времени сохранения здоровья. 3. Понимание личной ответственности за свое здоровье. 1. Ошибки в диагнозе и методах лечения. 2. Побочные заболевания. 3. Перегрузки и передозировки.
  1.2.   Лечебные услуги  
1.3. Оздоровительно-развивающие услуги физкультуры и спорта
2. Образовательные услуги
2.1 Услуги по воспитанию и развитию детей   ПО. Воспитанность, культура детей и подростков. ЭО. Государственные аттестаты об образовании. ЭО. Сертификаты и свидетельства выполнения учебных программ. 1. Достаточная степень социализации. 2. Свобода общения и взаимопонимания. 3. Доступность профессионального образования. 1. Отклоняющееся поведение детей и подростков. 2. Необходимость дополнительного воспитания и образования.
2.2. Общеобразовательные услуги  
2.3. Специальные (целевые) образовательные услуги
3. Услуги профессионального образования
3.1 Услуги первичного профессионального образования   ПО. Уровень знаний и навыков для выбора подходящей работы. ЭО. Государственный диплом о специальном образовании (аттестат предприятий) 1. Возможность выхода на рынок труда. 2. Продуктивная занятость и доходы. 3. Возможность профессионального роста (карьера) 1. Профессиональная неграмотность и брак в работе. 2. Отставание квалификации от требований НТП.
3.2. Услуги по повышению квалификации и переквалификации
4. Услуги учреждений культуры и искусства ПО. Развитие увлечений, хобби, духовной культуры. ЭО. Уровень культуры и творческий потенциал. 1. Расширение сферы общения и связей. 2. Оптимистический жизненный настрой. 1. Замкнутость и социальная изоляция. 2. Пессимистические настроения.
5. Экспертно-консультационные услуги бизнесу ПО. Помощь в разрешении проблем бизнеса. ЭО. Эффективность бизнеса. Цивилизованность и социальная ответственность предпринимателей Проявления криминального и теневого бизнеса.

 

Принципиальная схема социальных технологий состоит из следующих стадий: формирование социальной потребности, выбор предприятия и специалиста, целевое социальное взаимодействие, оценка качества и аттестация результатов.

Так, в здравоохранении потребности возникают при отклонениях в здоровье и самочувствии пациента. Диагноз состояния здоровья и конкретного заболевания позволяет выбрать вид медицинской услуги и предприятие. Профилактика или лечение восстанавливают здоровье.

В сфере образования важно формировать у учащихся и студентов потребность в знаниях. Современный рынок образовательных услуг позволяет выбрать учебное заведение или даже конкретных педагогов. Результаты обучения подтверждаются государственной аттестацией и дипломами.

Потребность в обогащении духовного мира человека ведет к выбору услуг учреждений культуры, к изучению произведений творцов культуры - писателей, художников, кинорежиссеров, артистов, архитекторов, дизайнеров и др.

Потребности предпринимателей в услугах консультантов, аудиторов, экспертов, возникают при затруднениях в бизнесе, при необходимости решения возникающих проблем. Выбор бизнес-центра или конкретного консультанта, пользование их услугами ускоряет решение проблемы, способствует ускорению оборота капитала и увеличению доходов. Часть прироста доходов имеет полное право получить консультант или эксперт, как и предприятие, оказывающее услуги бизнесу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.003 с.)